Решение б/н Решение № 09-08нк/2017 в отношении ООО «Сфера» от 4 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена 21 ноября 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 22 ноября 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела № 09-08нк/2017 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<>

-

руководитель;

Члены Комиссии:

<…>

-

главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 09-08нк/2017 по признакам нарушения ООО «Сфера» статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции»,

в отсутствие представителей ИП <…>., ООО «Сфера», ООО «Первая

эксплуатационная компания», ООО «Домофон Сервис», надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение Индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>) о недобросовестных конкурентных действиях Общества с ограниченной ответственностью «Сфера» (далее – ООО «Сфера»), выразившихся в неправомерном выставлении собственникам помещений в многоквартирном доме № 6 по ул.Уральская в г.Миассе Челябинской области (далее – МКД) счетов на оплату услуг по обслуживанию домофонных систем, при условии, что такие услуги оказывает ИП <…>, а также в направлении уведомления (исх. № 5 от 08 марта 2015 года), в котором содержались сведения о необходимости передачи оборудования и ключей от ящиков управления домофонными устройствами, установленными в МКД, в адрес организации.

ИП <…>в заявлении указал, что в 2007 году собственники помещений в МКД начали заключать с ИП <…> агентские договоры и договоры возмездного оказания услуг по установке домофонных систем в многоквартирном доме.

После исполнения указанных договоров и установки домофонных систем в МКД, между ИП <…> и собственниками заключены договоры № 19510 от 16.04.2008, № 19511 от 16.04.2008, № 19512 от 13.05.2010, № 19513 от 16.04.2008, № 19514 от 16.04.2008, № 19516 от 16.04.2008, № 19517 от 16.04.2008, № 19518 от 16.04.2008, № 19519 от 16.04.2008, № 19520 от 16.04.2008, № 19521 от 16.04.2008, № 19522 от 16.04.2008, № 19523 от 16.04.2008, № 19524 от 16.04.2008, № 19525 от 16.04.2008, № 183 от 05.12.2007, № 18310 от 09.09.2014, №18306 от 05.12.2007, № 18307 от 05.12.2007, № 18308 от 28.08.2012, № 18308 от 27.07.2009, № 18309 от 05.12.2007, № 18311 от 19.09.2013, № 18313 от 05.12.2007, № 27047 от 11.10.2012, № 18315 от 05.12.2007, № 17945 от 13.09.2007, № 17946 от 13.09.2007, № 17947 от 06.02.2013, № 17948 от 13.09.2007, № 17949 от 13.09.2007, № 17950 от 13.09.2007, № 17951 от 13.09.2007, № 17952 от 14.07.2011, № 17953 от 20.08.2013, № 17954 от 13.09.2007, № 17961 от 13.09.2007, № 17955 от 13.09.2007, № 17956 от 13.09.2007, № 17957 от 13.09.2007, № 17958 от 13.09.2007, № 17959 от 13.09.2007 на обслуживание подъездного домофона.

В условиях заключенных договоров на обслуживание подъездных домофонов, определены обязанности сторон, в том числе указана обязанность собственников вносить плату за техническое обслуживание домофонных систем на расчетный счет ИП <…>, через почтовое отделение связи, либо непосредственно в кассу индивидуального предпринимателя. Указанные договоры на обслуживание подъездного домофона заключены на один год, при этом условиями такого договора определено, что действие договора продляется по истечении указанного срока на следующий год, пока не поступит заявление одной из сторон о его расторжении.

08 марта 2015 года за исх. № 5 ООО «Сфера» направило в адрес ИП <…> уведомление, в котором содержались сведения о необходимости передачи оборудования и ключей от ящиков управления домофонными устройствами, установленными в МКД, в адрес организации.

Начиная с мая 2015 года, ООО «Сфера» включило в платежные документы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг МКД такой платеж как «Домофон». При этом, в качестве организации, оказывающей услуги по обслуживанию домофонных систем указано ООО «Сфера», а затем с июля 2015 года Общество с ограниченной ответственностью «Домофон Сервис» (далее – ООО «Домофон Сервис»).

По мнению Заявителя, указанные действия ООО «Сфера» являются нарушением действующего законодательства.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ ООО «Сфера» ОГРН 1117415001626, зарегистрировано по адресу: Челябинская область, 456316, г. Миасс, ул. Уральская, д. 6, офис 29.

В рамках рассмотрения дела Челябинское УФАС России направляло в адрес ООО «Сфера» копии процессуальных документов исх. № 3014/08 от 24.03.2017, №6168/08 от 30.05.2017, 6083/08 от 29.05.2017, 8284/08 от 12.07.2017, № 11997/08 от 25.09.2017. Почтовая корреспонденция возвратилась в Челябинское УФАС России с отметками «Истек срок хранения».

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Челябинской области на запрос Челябинского УФАС России в письме вх. № 14635 от 07.11.2017 указало, что ООО «Сфера» находится по адресу: 456316, г. Миасс, ул. Уральская, д. 6, офис 29.

Определением исх. № 8284/08 от 12.07.2017 к участию в рассмотрении дела привлечено ООО «ПЭК», ООО «Домофон Сервис». ООО «ПЭК», ООО «Домофон Сервис» на рассмотрение дела не явились, запрошенные документы и сведения не представили.

В связи с непредставлением документов Челябинским УФАС России в отношении ООО «ПЭК», ООО «Сфера» возбуждены административные дела № 38-19.8 ч.5/17, № 37-19.8 ч.5/17.

По информации, размещенной на Интернет-сайте Почта России www.pochta.ru почтовая корреспонденция (исх. 14948/08, 14953/08) направленная в адрес ООО «ПЭК» (почтовый идентификатор 45499414638894), ООО «Сфера» (почтовый идентификатор 45499414638900), ООО «Домофон Сервис» (45499414638924) ожидает в отделении, срок хранения истек. ИП <…> почтовая корреспонденция получена 21 ноября 2017 года.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, и на недостоверность данных, содержащихся в нем, на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п., за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

С учетом изложенного, Комиссия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ИП <…>, ООО «Сфера», ООО «Первая эксплуатационная компания», ООО «Домофон Сервис».

Челябинским УФАС России установлено следующее.

ИП <…>зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 26.03.2001 Администрацией города Миасса. Основным и единственным видом деятельности ИП <…>, согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, размещенного на официальном сайте Федеральной налоговой службы (далее – ЕГРИП), является деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки. В рамках осуществления указанного вида деятельности ИП Греков В.А. заключает с собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных в городе Миасс Челябинской области, договоры на обслуживание подъездного домофона, на основании которых оказывает услуги по техническому обслуживанию домофонных систем.

Так, из материалов дела № 04-08нк/2017 усматривается, что между ИП <…> и ООО «Факториал» заключен договор № 32 от 03 июля 2009 года на поставку домофонного оборудования (далее – договор на поставку домофонного оборудования). Пунктом 2.1. договора на поставку домофонного оборудования определено, что ООО «Факториал» обязуется в течение срока его действия осуществлять текущую поставку и ремонт систем (домофонная система) в порядке, установленном договором.

Пунктом 1.1. договора на поставку домофонного оборудования определено понятие «домофонная система» - домофонная система производства ООО «Факториал» в комплектации:

-Блок вызова (домофонная станция) с элементами крепежа»;

-Коммутатор;

-Блок питания;

-Замок электромагнитный с элементами крепежа;

-Кнопка открывания замка.

В соответствии с пунктом 2.2.2 договора на поставку домофонного оборудования ИП <…> обязуется на территории г. Миасса и г. Чебаркуля Челябинской области обеспечивать поиск потенциальных потребителей, заключать и выполнять договоры с потребителями на установку и обслуживание подъездного домофона своими или привлеченными силами на базе Систем, предоставляемых ООО «Факториал».

Согласно письму ООО «Факториал» исх. № 22 от 10 апреля 2017 года указанный договор на поставку домофонного оборудования является действующим, пролонгирован до 31 декабря 2017 года.

ООО «Сфера» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области 13.05.2011. Основным видом деятельности общества является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе. Учредителями ООО «Сфера» являются гр. <…> , <…>, директором общества - гр. <…>

ООО «Домофон Сервис» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области 21.05.2015. Основным видом деятельности общества является производство электромонтажных работ. Учредителями «Домофон Сервис» являются гр. <…>, <…>, <…> , директором общества – гр. <…>.

На основании статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Домофон Сервис» и ООО «Сфера» входят в одну группу лиц.

Таким образом, ООО «Сфера» входит в одну группу лиц с организациями, осуществляющими деятельность на одном товарном рынке с ИП <…> – рынок обслуживания домофонных систем в г.Миассе Челябинской области, то есть на основании пунктов 4, 5 и 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» являются хозяйствующими субъектами – конкурентами.

По данным, размещенным на официальном сайте Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» в сети «Интернет» http://www.gzhi74.ru 26 марта 2015 года в реестр лицензий Челябинской области внесены сведения в части организации, обладающей лицензией на управление МКД. Согласно указанному реестру, управляющей организацией МКД с 26.03.2015 является ООО «ПЭК».

Из материалов дела усматривается, что 08 марта 2015 года за исх. № 5 ООО «Сфера» направило в адрес ИП <…> уведомление, в котором содержались сведения о необходимости передачи оборудования и ключей от ящиков управления домофонными устройствами, установленными в МКД, в адрес организации. В мае 2015 года в платежных документах для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг МКД взымалась плата за такой вид услуг как «домофон», а также содержание жилья», «уборка лестничных клеток», «управление МКД». Лицом, оказывающим услуги «домофон» указано ООО «Сфера», получателем - ООО «Сфера».

Начиная с июля 2015 года в платежных документах для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг МКД по такому виду услуг как «домофон» указан иной поставщик, а именно ООО «Домофон Сервис», при этом получателем указано ООО «Сфера». С февраля 2016 года по настоящее время в платежных документах в качестве получателя указано ООО «ПЭК», в качестве лица, оказывающего услугу «домофон» указано ООО «Домофон Сервис».

Таким образом, из материалов дела усматривается, что ООО «Сфера» с марта 2015 года по июнь 2015 года совершило действия, направленные на включение в платежные документы для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг, выставляемых собственникам помещений в МКД, такой платеж как «Домофон». При этом собственниками помещений в МКД решение о расторжении договоров с ИП <…> на обслуживание подъездного домофона не принималось.

В соответствии с частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

Согласно части 3 статьи 162 ЖК РФ существенными условиями договора управления многоквартирным домом являются состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление и адрес такого дома; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.

Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила), в силу пункта 7 которых состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме. В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома и др.

Согласно пункту 17 Правил, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

В материалах по заявлению отсутствуют сведения о принятии на общем собрании собственниками помещений в МКД решения о включении домофонных систем в перечень общедомового имущества, а также о принятии решения об оплате услуг по обслуживанию домофонных систем ООО «Сфера» либо иной организации, входящей с указанным обществом в одну группу лиц.

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно абз. 2 статьи 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий частным обычаям в промышленных и торговых делах.

В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. СССР подписал Конвенцию 12.10.1967, Российская Федерации как правопреемник СССР является государством участником Конвенции (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1-14.7 настоящего Федерального закона.

В действиях ООО «Сфера» по неправоменому выставлению собственникам помещений в МКД счетов на оплату услуг по обслуживанию домофонных систем, при условии, что такие услуги оказывает ИП Греков В.А., содержатся все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции».

Указанные действия ООО «Сфера» свидетельствуют о наличии нарушения статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции».

В силу пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Из представленных Заявителем документов, усматривается, что платежных документах для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг с июля 2015 года ООО «Сфера» исключено из перечня организаций, оказывающих услуги по обслуживанию домофонных систем МКД, в связи с чем необходимость в выдаче предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствует.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Сфера», направленные на включение в период с марта 2015 года по июнь 2015 года в платежные документы для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг, выставляемых собственникам помещений в МКД, в качестве организации, оказывающей услуги по обслуживанию домофонных систем ООО «Сфера» нарушением статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Сфера» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны