Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 10-07/16 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СО... от 4 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

«24» марта 2016 года                    г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) рассмотрено заявление ОАО «Фортум» о неправомерных действиях Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – Министерство), выразившихся в отказе в согласовании обществу величины, на которую была увеличена мощность источников тепловой энергии Челябинской ТЭЦ-1 и Челябинской ТЭЦ-3.
При рассмотрении представленных документов и материалов установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) развитие систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий.
Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа (часть 2 статьи 23 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона о теплоснабжении уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения.
Согласно части 7 статьи 23 Закона о теплоснабжении требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии.
В части 9 статьи 23 Закона о теплоснабжении установлено, что в случае реализации проекта увеличения мощности источника тепловой энергии или тепловой сети не за счет тарифов в сфере теплоснабжения, платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения или средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и при наличии договоров теплоснабжения, заключенных с потребителями на срок более чем двенадцать месяцев, поставки тепловой энергии (мощности) от источника тепловой энергии, мощность которого была увеличена, или оказание услуг по передаче тепловой энергии по тепловой сети, мощность которой была увеличена, могут осуществляться по ценам, определенным соглашением сторон (нерегулируемым ценам), при условии согласования с органом регулирования величины, на которую была увеличена мощность источника тепловой энергии или тепловой сети.
Между тем, в настоящее время законодательством Российской Федерации не предусмотрен порядок получения указанного согласования увеличения мощности источника тепловой энергии или тепловой сети. Ни в других статьях Закона о теплоснабжении, ни в ином подзаконном нормативном правовом акте не установлены основания, критерии и т.п., по которым орган регулирования должен оценивать конкретные обстоятельства в случае обращения к ней организации за получением согласования. В таком случае заинтересованное лицо должно руководствоваться только толкованием статьи 23 Закона о теплоснабжении.
ОАО «Фортум» осуществлено строительство и ввод в эксплуатацию двух газотурбинных установок энергоблока Челябинской ТЭЦ-1 с увеличением мощности источника тепловой энергии - Челябинской ТЭЦ-1, на 17 Гкал/час, что подтверждается актом рабочей комиссии о приемке оборудования после комплексного опробования от 27.09.2014 и руководством по эксплуатации «Котел утилизатор Пр-76-3,3-415 (ПК-79)», а также энергоблока № 3 на Челябинской ТЭЦ-3 с увеличением установленной тепловой мощности на 47,8 Гкал/час, что подтверждается актом о перемаркировке оборудования Челябинской ТЭЦ-3, энергоблок ПГУ-230Т ст. № 3.
ОАО «Фортум» обратилось к председателю Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» с письмом от 03.02.2015 № ЧТЭЦ-1/1048 о согласовании увеличения мощности источника тепловой энергии Челябинской ТЭЦ-1 на 17 Гкал/час и с письмом от 17.11.2014 № ЧТС/1695 о согласовании увеличения мощности источника тепловой энергии Челябинской ТЭЦ-3 на 47,8 Гкал/час.
Регулирующий орган, рассмотрев указанные обращения ОАО «Фортум», письмами от 10.03.2015 № 14/834 и от 17.12.2014 № 14/4038 сообщил, что в соответствии с частью 2 статьи 23 Закона о теплоснабжении развитие системы теплоснабжения осуществляется на основании схемы теплоснабжения. Принимая во внимание, что схема теплоснабжения Челябинского городского округа в настоящее время находится в стадии рассмотрения, вопрос о согласовании увеличения мощности будет рассмотрен после ее утверждения.
Из ответов Министерства следует, что в отсутствие утвержденной схемы теплоснабжения Челябинского городского округа вопрос о согласовании увеличения мощности будет рассмотрен после ее утверждения. При этом Министерство ссылалось на часть 2 статьи 23 Закона о теплоснабжении, которая регулирует вопросы развития систем теплоснабжения городских округов.
Часть 9 статьи 23 Закона о теплоснабжении предусматривает ситуацию, в которой произошло увеличение мощности источника тепловой энергии или тепловой сети, при этом финансирование осуществлялось не за счет тарифов или бюджетов любых уровней и платы за подключение, а за счет иных источников. В данном случае, если договоры теплоснабжения заключены на срок более 12 месяцев, то есть являются долгосрочными, отпуск тепловой энергии возможен по нерегулируемым тарифам, то есть на основании соглашения сторон, с оговоркой, что увеличенная мощность источника тепловой энергии или тепловых сетей была согласована с органами тарифного регулирования.
Из буквального толкования указанной нормы статьи 23 Закона о теплоснабжении не следует, что результат согласования увеличения мощности тепловой сети зависит от факта утверждения схемы теплоснабжения городского округа. На основании части 2 статьи 23 Закона о теплоснабжении также невозможно установить данную взаимосвязь.
Иные обстоятельства, указанные в части 9 статьи 23 Закона о теплоснабжении в качестве условий, при которых возможно получить согласование (факт увеличения мощности источника или тепловой сети; финансирование за счет иных источников; заключенные договоры на срок более 12 месяцев), Министерством не оценивались при отказе в согласовании и в ответе не отражены.
Таким образом, отказы Министерства не обоснованы и не соответствуют статье 23 Закона о теплоснабжении, а также привели к нарушению прав заявителя, поскольку увеличение мощности тепловой сети, произведенное за счет собственных средств заявителя на основании части 9 статьи 23 Закона о теплоснабжении, дает ему законные основания осуществлять свои права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе путем заключения договоров на оказание услуг по передаче тепловой энергии по сети, мощность которой была увеличена, по нерегулируемым ценам.
Отказы Министерства препятствуют ОАО «Фортум» получать плату по ценам, определенным соглашением сторон, за услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, оказываемые потребителям, и нарушают право неопределенного круга лиц на оплату услуг заявителя по нерегулируемым ценам. В результате понесенные заявителем при строительстве тепловой сети затраты не могут быть компенсированы.
На территории Челябинского городского округа  деятельность на рынке оказания услуг по теплоснабжению осуществляют 42 хозяйствующих субъекта, в том числе ОАО «Фортум»,  ОАО «Челябинскгоргаз»,  ООО «Тепловые электрические сети и системы», ООО «Теплосервис»,  ООО «МЕЧЕЛ-ЭНЕРГО», МУП «ЧКТС», ОАО «УТСК» и др., что свидетельствует о наличии конкуренции на рассматриваемом рынке.
Решением Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76-8435/2015 признан недействительным изложенный в форме письма от 10.03.2015 № 14/834 отказ Министерства в согласовании увеличения мощности источника тепловой энергии ТЭЦ-1 как не соответствующий требованиям Закона о теплоснабжении. Суд обязал Министерство устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО «Фортум». Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015  указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (пункт 2).
Таким образом, действия Министерства по принятию письмами от 10.03.2015 № 14/834 и от 17.12.2014 № 14/4038 решений об отказе в согласовании ОАО «Фортум» величины, на которую была увеличена мощность источников тепловой энергии Челябинской ТЭЦ-1 и Челябинской ТЭЦ-3, по основаниям, не  предусмотренным действующим законодательством, могут  привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания услуг теплоснабжения,   в том числе к созданию препятствий осуществлению предпринимательской деятельности  ОАО «Фортум», и содержат признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В связи с наличием в указанных действиях Министерства признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Челябинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Министерство о необходимости прекращения указанных действий в срок до 02 мая 2016 года путем отзыва письма от  17.12.2014 № 14/4038,  повторного рассмотрения обращений ОАО «Фортум» от 03.02.2015 № ЧТЭЦ-1/1048 и от 17.11.2014 № ЧТС/1695  о согласовании увеличения мощности источника тепловой энергии Челябинской ТЭЦ-3 и ТЭЦ-1 в соответствии с требованиями действующего законодательства и уведомления ОАО «Фортум» о принятых решениях.
О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов (надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих отзыв письма от 17.12.2014 № 14/4038, повторное рассмотрение обращений ОАО «Фортум» от 03.02.2015 № ЧТЭЦ-1/1048 и от 17.11.2014 № ЧТС/1695 в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также уведомление ОАО «Фортум» о принятых решениях).

 

Руководитель                                                                     <…>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны