Решение б/н Решение по делу № 11-03/16 в отношении МУП «Челябинский авто... от 24 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 11-03/16

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 апреля 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено 24 апреля 2017 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

– руководитель  Челябинского УФАС России;

 

— начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

— ведущий  специалист-эксперт отдела контроля   естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 11-03/16 по признакам нарушения МУП «Челябинский автобусный транспорт»  части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в установлении в закупочной документации запроса предложений в электронной форме на право заключения договора приобретения микроавтобусов по лотам № 1, № 2 для МУП «ЧАТ» (извещение 31502035918 от 17.02.2015) дополнительных требований к поставляемым транспортным средствам по лоту № 1, а также в установлении коротких сроков поставки транспортных средств по лотам № 1, № 2, в отсутствие представителей МУП «Челябинский автобусный транспорт»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях МУП «Челябинский автобусный транспорт» (далее - МУП «ЧАТ») при проведении закупки микроавтобусов.

В ходе рассмотрения представленной информации установлено следующее.

В феврале 2015 года МУП «ЧАТ» проводило запрос предложений в электронной форме на право заключения договора купли-продажи микроавтобусов по лотам № 1, № 2 для МУП «ЧАТ» (извещение № 31502035918 от 17.02.2015).

В соответствии с Техническим заданием закупочной документации по лоту № 1 приобретались транспортные средства FORD TRANZIT со следующими характеристиками:

Привод: задний;

Двигатель: дизельный с турбонадувом и промежуточным охлаждением;

Число цилиндров:  4, рядный;

Рабочий объем, см3: 2 402;

Мощность, кВт/л.с.: 103/140,08;

КПП:  6-ступенчатая, механическая;

Тормозная система: 2-хконтурная с вакуумным усилителем, все тормозные механизмы – дисковые, ABS  с электронной системой распределения тормозных усилий;

Рулевое управление: оснащено гидроусилителем;

Габаритные размеры:

длина, мм:  6 403;

ширина, мм:  2 084;

высота, мм:  2 624;

база, мм: 3 750.      

Технические требования:

• Полное остекление кузова (вклеенные стёкла, 2 форточки, резиновые уплотнители);

• Термошумоизоляция потолка, дверей, стен;

• Вентиляционный аварийный люк;

• Система вытяжки, комбинированная с дежурным освещением;

• Пассажирские сиденья анатомические, обивка – ткань;

• Напольное противоскользящее покрытие салона;

• Внутренняя отделка композитными панелями и автомобильной тканью, крепеж Wurth;

• Освещение салона  (3 плафона);

• Салонное зеркало заднего вида;

• Боковой маршрутоуказатель;

• Запирающее устройство задних дверей;

• Отопитель салона – 2 шт.;

• Поручни;

• Боковая подножка.

Дополнительное оборудование:

- Электропривод сдвижной двери;

- Фильтро - вентиляционная установка;

- Багажные полки с инд. Подсветкой;

- Автономный отопитель салона;

- Улучшенная обивка салона;

- Шторки;

- Автомобильная сигнализация с центральным замком;

- Моноблок с индивидуальной разводкой по салону или без нее;

Необходимые условия приобретения микроавтобусов FORD TRANZIT:

- в стоимость микроавтобуса включается все дополнительные (сопутствующие) расходы в том числе, стоимость непосредственной продукции, стоимость погрузки, доставки, разгрузки, маркировки, сертификации;

- год выпуска автобусов, также установленных на нем узлов и агрегатов не ранее 2011 года;

- пробег не превышающий 90000 км;

- количество – 14 единиц, поставка одной партией в феврале 2015 года;

- износ агрегатов и узлов не более 20%;

- отсрочка платежа 90 (девяносто) дней;

- обклейка кузова специальной пленкой с логотипом предприятия;

- расходы, связанные с заменой, возвратом или доукомплектованием некачественной продукции  несет продавец (поставщик);

- минимальный срок поставки Товара – 1 день с даты подписания договора;

- максимальный срок поставки Товара – 10  дней с даты подписания договора.

Адрес поставки: г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 3.

В соответствии с Техническим заданием закупочной документации по лоту № 2 приобретались транспортные средства Mercedes - Benz Sprinter со следующими характеристиками:

Привод: задний;

Двигатель:   дизельный с турбонадувом и промежуточным охлаждением;

Число цилиндров:  4, рядный;

Рабочий объем, см3: 2 148;

Мощность, кВт/л.с. : 95/129;

КПП:  6-ступенчатая, механическая;

Тормозная система: 2-хконтурная с вакуумным усилителем, все тормозные механизмы – дисковые, ABS  с электронной системой распределения тормозных усилий;

Рулевое управление: оснащено гидроусилителем;

Габаритные размеры:

длина, мм: 7 345;

ширина, мм: 1 993;

высота, мм: 2 825;

база, мм: 4 325.

Технические  требования

• Полное остекление кузова (вклеенные стёкла, 2 форточки, резиновые уплотнители);

• Термошумоизоляция потолка, дверей, стен;

• Вентиляционный аварийный люк;

• Система вытяжки, комбинированная с дежурным освещением;

• Пассажирские сиденья анатомические, обивка – ткань;

• Напольное противоскользящее покрытие салона;

• Освещение салона  (3 плафона);

• Салонное зеркало заднего вида;

• Запирающее устройство задних дверей;

• Отопитель салона – 2 шт.;

• Поручни;

• Боковая подножка.

Необходимые условия приобретения микроавтобусов Mercedes - Benz Sprinter:

- в стоимость микроавтобуса включается все дополнительные (сопутствующие) расходы в том числе, стоимость непосредственной продукции, стоимость погрузки, доставки, разгрузки,  маркировки, сертификации;

- год выпуска автобусов, также установленных на нем узлов и агрегатов не ранее 2010 года;

- пробег не превышающий 90000 км;

- количество – 5 единиц, поставка одной партией в феврале 2015 года;

- износ агрегатов и узлов не более 20%;

- отсрочка платежа 90 (девяносто) дней;

- обклейка кузова специальной пленкой с логотипом предприятия;

- расходы, связанные с заменой, возвратом или доукомплектованием некачественной продукции  несет продавец (поставщик);

- минимальный срок поставки Товара – 1 день с даты подписания договора;

- максимальный срок поставки Товара – 10  дней с даты подписания договора.

Адрес поставки: г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 3.

Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 1 - 8 400 000,00 руб. (без НДС), по лоту № 2 - 3 000 000,00 руб. (без НДС).

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе предложений от 24.02.2015 № 21/1 на участие в закупке по обоим лотам поступили заявки только от ООО «Мегаавто».

В соответствии с протоколом оценки и сопоставления предложений от 24.02.2015 № 21/2 ООО «Мегаавто» признано победителем запроса предложений по лотам № 1 и № 2.

По результатам закупки между МУП «ЧАТ» и ООО «Мегаавто» заключены договоры на приобретение микроавтобусов от 26.02.2015 № 36-чат/15, № 37-чат/15 по цене, предложенной ООО «Мегаавто» (равной начальной (максимальной) цене договоров).

Приказом Челябинского УФАС России от 12.12.2016 № 215 было возбуждено дело № 11-03/16 в отношении  МУП «ЧАТ» по части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Определением Челябинского УФАС России о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства от 14.12.2016 у МУП «ЧАТ» были запрошены письменные пояснения (мнения) с правовым обоснованием установления в закупочной документации запроса предложений дополнительных требований к поставляемым транспортным средствам по лоту № 1, а также в установлении коротких сроков поставки транспортных средств по лотам № 1 и № 2.

Письменные пояснения и мнения сторонами представлены не были.

Челябинским УФАС России определением об отложении рассмотрения дела от 2.02.2017 у МУП «ЧАТ» были запрошены: обоснование начальной (максимальной) цены договоров по лотам № 1, № 2 запроса предложений в электронной форме на право заключения договора приобретения микроавтобусов (с приложением подтверждающих документов); письменные пояснения с обоснованием необходимости приобретения микроавтобусов в установленном в документации количестве (14 единиц и 5 единиц), необходимости поставки микроавтобусов в ограниченные сроки (от 1 до 10 дней), наличия дополнительного оборудования на микроавтобусах по лоту № 1 (по каждому дополнительному оборудованию отдельно), о причинах закупки микроавтобусов общим количеством 19 единиц, тогда как с Комитетом по имуществу и земельным отношениям г. Челябинска было согласовано осуществление крупной сделки на приобретение микроавтобусов в количестве 20 единиц, акты приема-передачи транспортных средств по договорам от  26.02.2015 № 36-чат/15, № 37-чат/15, заключенным с ООО «Мегаавто», письменные пояснения о том, как МУП «ЧАТ» определялось соответствие поставленных ООО «Мегаавто» по договорам от  26.02.2015 № 36-чат/15, № 37-чат/15 микроавтобусов требованиям закупочной документации (с приложением подтверждающих документов), о техническом состоянии микроавтобусов, поставленных ООО «Мегаавто» по договорам от  26.02.2015 № 36-чат/15, № 37-чат/15, в день поставки и в текущее время (с приложением подтверждающих документов, например актов технического осмотра, диагностики и прочее).

Запрошенные указанным определением пояснения и акты приема-передачи транспортных средств по договорам от  26.02.2015 № 36-чат/15, № 37-чат/15, заключенным с ООО «Мегаавто»,  представлены не были.

Челябинским УФАС России определением об отложении рассмотрения дела от 10.03.2017 у МУП «ЧАТ» повторно были запрошены указанные письменные пояснения и акты приема-передачи транспортных средств по договорам от  26.02.2015 № 36-чат/15, № 37-чат/15, заключенным с ООО «Мегаавто».

Согласно пояснениям МУП «ЧАТ» от 29.03.2017 № 186 производственная необходимость приобретения микроавтобусов, являвшихся предметом рассматриваемой закупки, диктовалась необходимостью пополнения парка подвижного состава МУП «ЧАТ» с целью задействования приобретенных автобусов во внутримуниципальных пассажирских перевозках по регулярным маршрутам во исполнение уставных задач предприятия.

Экономическая обоснованность приобретения микроавтобусов, являвшихся предметом рассматриваемой закупки, находится в прямой зависимости с необходимостью пополнения парка подвижного состава МУП «ЧАТ» для задействования приобретенных автобусов во внутримуниципальных пассажирских перевозках по регулярным маршрутам во исполнение уставных задач предприятия.

Анализ в целях определения цены договоров на приобретение микроавтобусов сотрудниками МУП «ЧАТ» проводился методом мониторинга рыночных цен на соответствующую автотехнику с использованием телекоммуникационной сети «Интернет».

Приобретенные микроавтобусы, являвшиеся предметом рассматриваемой закупки, полностью соответствовали техническим требованиям, установленным в техническом задании закупки.

Установление срока поставки микроавтобусов от 1 до 10 дней является предусмотренным законом правом заказчика.

Микроавтобусы, закупленные по результатам запроса предложений, использовались во внутримуниципальных пассажирских перевозках по регулярным маршрутам во исполнение уставных задач предприятия.

Необходимость наличия дополнительного оборудования в предмете закупки продиктована требованиями обеспечения безопасности при пассажироперевозках, а также необходимостью соответствия со стороны МУП «ЧАТ» уровня оказания услуг в сравнении с конкурирующими перевозчиками.

Соответствие поставленных микроавтобусов требованиям закупочной документации определялось инженерно-техническими работниками МУП «ЧАТ».

Техническое состояние микроавтобусов на день поставки соответствовало закупочной документации.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции)(в редакции, действующей на момент проведения запроса предложений) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

Перечень нарушений, указанных в пунктах 1-4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.

При рассмотрении действий заказчика (организатора закупок) как на этапе организации закупок, так и при их проведении и заключении договоров, подлежит установлению не только наступление негативных последствий для конкуренции, но и возможность их наступления.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках, целями регулирования которого являются: обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также – закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу пункта 3 статьи 3 Закона о закупках в Положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Таким образом, Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить Положение о закупке - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения

При этом заказчик самостоятельно определяет способы закупки товаров, работ, услуг, условия применения, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в Положении о закупке.

Согласно Положению о закупках товаров, работ, услуг МУП «ЧАТ», в редакции, действовавшей в период проведения запроса предложений в электронной форме (извещение № 31502035918) на закупку микроавтобусов, текст извещения о проведении запроса предложений составляется на основании информации, полученной от организатора процедуры закупки, и должен содержать, помимо прочего, описание предмета закупки, которому должны соответствовать предложения участников закупки, в том числе: описание товаров, работ, услуг; их функциональные количественные, качественные характеристики; сроки и (или) объем предоставления гарантий качества; место, условия и сроки (периоды) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (пункт 12.5 раздела 12 Положения).

Исходя из содержания раздела 12 Положения, под извещением в данном случае понимается не только информационное сообщение о проведении закупки, но и вся закупочная документация в целом.

В Техническом задании документации по проведению запроса предложений на приобретение микроавтобусов (извещение № 31502035918) установлены требования к закупаемой продукции; требования к условиям исполнения договора; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара; срок поставки товара, что соответствует нормам Положения о закупке и Закона о закупках.

Однако, установление требований о наличии дополнительного оборудования на микроавтобусах FORD TRANZIT (лот № 1) не обусловлено производственной необходимостью МУП «ЧАТ», каких-либо доказательств обратного предприятием не представлено.

Кроме того, дополнительные требования установлены только к микроавтобусах FORD TRANZIT, к микроавтобусам Mercedes - Benz Sprinter аналогичные дополнительные требования не установлены.

При этом, согласно пункту 15 информационной карты запроса предложений в подтверждение соответствия товаров требованиям документации представляется только копия паспорта транспортного средства, из которого невозможно установить наличие (отсутствие) дополнительного оборудования.

Установление требований о наличии дополнительного оборудования с учетом количества транспортных средств, необходимых к поставке, а также срока поставки (от 1 до 10 дней с момента заключения договоров), может свидетельствовать о разработке документации под конкретного поставщика, обладающего транспортными средствами с необходимым дополнительным оборудованием в нужном количестве, и, соответственно, имеющего возможность поставить товар в ограниченный срок.

Так, ООО «Мегаавто», находящееся по одному адресу с заказчиком, единственное подало заявку на участие в запросе предложений, предложив при этом начальную цену договора и срок поставки в один день.

ООО «Мегаавто» не осуществляет деятельность по продаже (поставке) бывших в употреблении транспортных средств, при этом имело в наличии необходимое количество транспортных средств, соответствующих требованиям закупочной документации.

Учитывая изложенное, действия МУП «ЧАТ» по установлению в закупочной документации дополнительных требований к поставляемым транспортным средствам по лоту № 1, а именно: багажные полки с инд. подсветкой, улучшенная обивка салона, шторки, автомобильная сигнализация с центральным замком, моноблок с индивидуальной разводкой по салону или без нее, а также по установлению короткого срока поставки транспортных средств, могли привести к ограничению количества участников запроса предложений в электронной форме на право заключения договора приобретения микроавтобусов по лотам № 1, № 2 для МУП «ЧАТ» (извещение № 31502035918 от 17.02.2015).

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции в рамках рассмотрения дела № 11-03/16 проведен анализ (обзор) состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения по данному делу.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке торговли легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности (в том числе, оптовой и розничной торговли бывшими в употреблении специализированными пассажирскими транспортными средствами (массой не более 3,5 т) установлено следующее:

1. Временной интервал исследования определен периодом с 17.02.2015 (дата размещения извещения о проведении запроса предложений № 31502035918) по 26.02.2015 включительно (дата заключения договоров).

2. Продуктовые границы рынка (предмет договоров): торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности (в том числе, оптовая и розничная торговля бывшими в употреблении специализированными пассажирскими транспортными средствами (массой не более 3,5 т.).

Географические границы рынка: территория Челябинской области.

3. Состав хозяйствующих субъектов: ООО «Мегаавто», ООО «Изумруд», ООО «Мегаком» и иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по торговле легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности (в том числе, оптовой и розничной торговле бывшими в употреблении специализированными пассажирскими транспортными средствами (массой не более 3,5 т) на территории Челябинской области, которые являлись между собой конкурентами на право заключения договоров о приобретении микроавтобусов для МУП «ЧАТ».

Таким образом, указанный рынок является конкурентным, поставить бывшие в употреблении микроавтобусы могут иные хозяйствующие субъекты, помимо ООО «Мегаавто».

При таких обстоятельствах действия МУП «ЧАТ» по установлению в закупочной документации дополнительных требований к поставляемым транспортным средствам по лоту № 1, а именно: багажные полки с инд. подсветкой, улучшенная обивка салона, шторки, автомобильная сигнализация с центральным замком, моноблок с индивидуальной разводкой по салону или без нее, а также по установлению короткого срока поставки транспортных средств по лотам № 1 и № 2 противоречат Закону о защите конкуренции.

Комиссия Челябинского УФАС России, изучив материалы дела и проанализировав представленные сторонами доказательства, считает, что доводы ответчика об отсутствии в их действиях нарушения антимонопольного законодательства являются несостоятельными и приходит к выводу о нарушении МУП «ЧАТ» пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Заключение об обстоятельствах дела № 11-03/16 оглашено и вручено сторонам 12.04.2017 (исх. № 3950/03).

Возражения на заключение об обстоятельствах дела № 11-03/16 от 12.04.2017 № 3950/03 сторонами не представлены.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия МУП «Челябинский автобусный транспорт» по установлению в закупочной документации запроса предложений в электронной форме на право заключения договора приобретения микроавтобусов по лотам № 1, № 2 (извещение 31502035918 от 17.02.2015) дополнительных требований к поставляемым транспортным средствам по лоту № 1, а именно: багажные полки с инд. подсветкой, улучшенная обивка салона, шторки, автомобильная сигнализация с центральным замком, моноблок с индивидуальной разводкой по салону или без нее, а также по установлению короткого срока поставки транспортных средств по лотам № 1 и № 2 нарушением пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции, действующей на момент проведения запроса предложений);

2. Предписание не выдавать.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                     

 

Члены Комиссии                                                                                            

                                                                                                                                 

                                                                                                                     

    

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны