Решение б/н Решение по делу № 11-03/16 в отношении МУП «Челябинский авто... от 24 апреля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 11-03/16
Резолютивная часть решения оглашена 24 апреля 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено 24 апреля 2017 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
– руководитель Челябинского УФАС России;
— начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; — ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело № 11-03/16 по признакам нарушения МУП «Челябинский автобусный транспорт» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в установлении в закупочной документации запроса предложений в электронной форме на право заключения договора приобретения микроавтобусов по лотам № 1, № 2 для МУП «ЧАТ» (извещение 31502035918 от 17.02.2015) дополнительных требований к поставляемым транспортным средствам по лоту № 1, а также в установлении коротких сроков поставки транспортных средств по лотам № 1, № 2, в отсутствие представителей МУП «Челябинский автобусный транспорт»,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступило заявление о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях МУП «Челябинский автобусный транспорт» (далее - МУП «ЧАТ») при проведении закупки микроавтобусов.
В ходе рассмотрения представленной информации установлено следующее.
В феврале 2015 года МУП «ЧАТ» проводило запрос предложений в электронной форме на право заключения договора купли-продажи микроавтобусов по лотам № 1, № 2 для МУП «ЧАТ» (извещение № 31502035918 от 17.02.2015).
В соответствии с Техническим заданием закупочной документации по лоту № 1 приобретались транспортные средства FORD TRANZIT со следующими характеристиками:
Привод: задний;
Двигатель: дизельный с турбонадувом и промежуточным охлаждением;
Число цилиндров: 4, рядный;
Рабочий объем, см3: 2 402;
Мощность, кВт/л.с.: 103/140,08;
КПП: 6-ступенчатая, механическая;
Тормозная система: 2-хконтурная с вакуумным усилителем, все тормозные механизмы – дисковые, ABS с электронной системой распределения тормозных усилий;
Рулевое управление: оснащено гидроусилителем;
Габаритные размеры:
длина, мм: 6 403;
ширина, мм: 2 084;
высота, мм: 2 624;
база, мм: 3 750.
Технические требования:
• Полное остекление кузова (вклеенные стёкла, 2 форточки, резиновые уплотнители);
• Термошумоизоляция потолка, дверей, стен;
• Вентиляционный аварийный люк;
• Система вытяжки, комбинированная с дежурным освещением;
• Пассажирские сиденья анатомические, обивка – ткань;
• Напольное противоскользящее покрытие салона;
• Внутренняя отделка композитными панелями и автомобильной тканью, крепеж Wurth;
• Освещение салона (3 плафона);
• Салонное зеркало заднего вида;
• Боковой маршрутоуказатель;
• Запирающее устройство задних дверей;
• Отопитель салона – 2 шт.;
• Поручни;
• Боковая подножка.
Дополнительное оборудование:
- Электропривод сдвижной двери;
- Фильтро - вентиляционная установка;
- Багажные полки с инд. Подсветкой;
- Автономный отопитель салона;
- Улучшенная обивка салона;
- Шторки;
- Автомобильная сигнализация с центральным замком;
- Моноблок с индивидуальной разводкой по салону или без нее;
Необходимые условия приобретения микроавтобусов FORD TRANZIT:
- в стоимость микроавтобуса включается все дополнительные (сопутствующие) расходы в том числе, стоимость непосредственной продукции, стоимость погрузки, доставки, разгрузки, маркировки, сертификации;
- год выпуска автобусов, также установленных на нем узлов и агрегатов не ранее 2011 года;
- пробег не превышающий 90000 км;
- количество – 14 единиц, поставка одной партией в феврале 2015 года;
- износ агрегатов и узлов не более 20%;
- отсрочка платежа 90 (девяносто) дней;
- обклейка кузова специальной пленкой с логотипом предприятия;
- расходы, связанные с заменой, возвратом или доукомплектованием некачественной продукции несет продавец (поставщик);
- минимальный срок поставки Товара – 1 день с даты подписания договора;
- максимальный срок поставки Товара – 10 дней с даты подписания договора.
Адрес поставки: г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 3.
В соответствии с Техническим заданием закупочной документации по лоту № 2 приобретались транспортные средства Mercedes - Benz Sprinter со следующими характеристиками:
Привод: задний;
Двигатель: дизельный с турбонадувом и промежуточным охлаждением;
Число цилиндров: 4, рядный;
Рабочий объем, см3: 2 148;
Мощность, кВт/л.с. : 95/129;
КПП: 6-ступенчатая, механическая;
Тормозная система: 2-хконтурная с вакуумным усилителем, все тормозные механизмы – дисковые, ABS с электронной системой распределения тормозных усилий;
Рулевое управление: оснащено гидроусилителем;
Габаритные размеры:
длина, мм: 7 345;
ширина, мм: 1 993;
высота, мм: 2 825;
база, мм: 4 325.
Технические требования
• Полное остекление кузова (вклеенные стёкла, 2 форточки, резиновые уплотнители);
• Термошумоизоляция потолка, дверей, стен;
• Вентиляционный аварийный люк;
• Система вытяжки, комбинированная с дежурным освещением;
• Пассажирские сиденья анатомические, обивка – ткань;
• Напольное противоскользящее покрытие салона;
• Освещение салона (3 плафона);
• Салонное зеркало заднего вида;
• Запирающее устройство задних дверей;
• Отопитель салона – 2 шт.;
• Поручни;
• Боковая подножка.
Необходимые условия приобретения микроавтобусов Mercedes - Benz Sprinter:
- в стоимость микроавтобуса включается все дополнительные (сопутствующие) расходы в том числе, стоимость непосредственной продукции, стоимость погрузки, доставки, разгрузки, маркировки, сертификации;
- год выпуска автобусов, также установленных на нем узлов и агрегатов не ранее 2010 года;
- пробег не превышающий 90000 км;
- количество – 5 единиц, поставка одной партией в феврале 2015 года;
- износ агрегатов и узлов не более 20%;
- отсрочка платежа 90 (девяносто) дней;
- обклейка кузова специальной пленкой с логотипом предприятия;
- расходы, связанные с заменой, возвратом или доукомплектованием некачественной продукции несет продавец (поставщик);
- минимальный срок поставки Товара – 1 день с даты подписания договора;
- максимальный срок поставки Товара – 10 дней с даты подписания договора.
Адрес поставки: г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 3.
Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 1 - 8 400 000,00 руб. (без НДС), по лоту № 2 - 3 000 000,00 руб. (без НДС).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе предложений от 24.02.2015 № 21/1 на участие в закупке по обоим лотам поступили заявки только от ООО «Мегаавто».
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления предложений от 24.02.2015 № 21/2 ООО «Мегаавто» признано победителем запроса предложений по лотам № 1 и № 2.
По результатам закупки между МУП «ЧАТ» и ООО «Мегаавто» заключены договоры на приобретение микроавтобусов от 26.02.2015 № 36-чат/15, № 37-чат/15 по цене, предложенной ООО «Мегаавто» (равной начальной (максимальной) цене договоров).
Приказом Челябинского УФАС России от 12.12.2016 № 215 было возбуждено дело № 11-03/16 в отношении МУП «ЧАТ» по части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Определением Челябинского УФАС России о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства от 14.12.2016 у МУП «ЧАТ» были запрошены письменные пояснения (мнения) с правовым обоснованием установления в закупочной документации запроса предложений дополнительных требований к поставляемым транспортным средствам по лоту № 1, а также в установлении коротких сроков поставки транспортных средств по лотам № 1 и № 2.
Письменные пояснения и мнения сторонами представлены не были.
Челябинским УФАС России определением об отложении рассмотрения дела от 2.02.2017 у МУП «ЧАТ» были запрошены: обоснование начальной (максимальной) цены договоров по лотам № 1, № 2 запроса предложений в электронной форме на право заключения договора приобретения микроавтобусов (с приложением подтверждающих документов); письменные пояснения с обоснованием необходимости приобретения микроавтобусов в установленном в документации количестве (14 единиц и 5 единиц), необходимости поставки микроавтобусов в ограниченные сроки (от 1 до 10 дней), наличия дополнительного оборудования на микроавтобусах по лоту № 1 (по каждому дополнительному оборудованию отдельно), о причинах закупки микроавтобусов общим количеством 19 единиц, тогда как с Комитетом по имуществу и земельным отношениям г. Челябинска было согласовано осуществление крупной сделки на приобретение микроавтобусов в количестве 20 единиц, акты приема-передачи транспортных средств по договорам от 26.02.2015 № 36-чат/15, № 37-чат/15, заключенным с ООО «Мегаавто», письменные пояснения о том, как МУП «ЧАТ» определялось соответствие поставленных ООО «Мегаавто» по договорам от 26.02.2015 № 36-чат/15, № 37-чат/15 микроавтобусов требованиям закупочной документации (с приложением подтверждающих документов), о техническом состоянии микроавтобусов, поставленных ООО «Мегаавто» по договорам от 26.02.2015 № 36-чат/15, № 37-чат/15, в день поставки и в текущее время (с приложением подтверждающих документов, например актов технического осмотра, диагностики и прочее).
Запрошенные указанным определением пояснения и акты приема-передачи транспортных средств по договорам от 26.02.2015 № 36-чат/15, № 37-чат/15, заключенным с ООО «Мегаавто», представлены не были.
Челябинским УФАС России определением об отложении рассмотрения дела от 10.03.2017 у МУП «ЧАТ» повторно были запрошены указанные письменные пояснения и акты приема-передачи транспортных средств по договорам от 26.02.2015 № 36-чат/15, № 37-чат/15, заключенным с ООО «Мегаавто».
Согласно пояснениям МУП «ЧАТ» от 29.03.2017 № 186 производственная необходимость приобретения микроавтобусов, являвшихся предметом рассматриваемой закупки, диктовалась необходимостью пополнения парка подвижного состава МУП «ЧАТ» с целью задействования приобретенных автобусов во внутримуниципальных пассажирских перевозках по регулярным маршрутам во исполнение уставных задач предприятия.
Экономическая обоснованность приобретения микроавтобусов, являвшихся предметом рассматриваемой закупки, находится в прямой зависимости с необходимостью пополнения парка подвижного состава МУП «ЧАТ» для задействования приобретенных автобусов во внутримуниципальных пассажирских перевозках по регулярным маршрутам во исполнение уставных задач предприятия.
Анализ в целях определения цены договоров на приобретение микроавтобусов сотрудниками МУП «ЧАТ» проводился методом мониторинга рыночных цен на соответствующую автотехнику с использованием телекоммуникационной сети «Интернет».
Приобретенные микроавтобусы, являвшиеся предметом рассматриваемой закупки, полностью соответствовали техническим требованиям, установленным в техническом задании закупки.
Установление срока поставки микроавтобусов от 1 до 10 дней является предусмотренным законом правом заказчика.
Микроавтобусы, закупленные по результатам запроса предложений, использовались во внутримуниципальных пассажирских перевозках по регулярным маршрутам во исполнение уставных задач предприятия.
Необходимость наличия дополнительного оборудования в предмете закупки продиктована требованиями обеспечения безопасности при пассажироперевозках, а также необходимостью соответствия со стороны МУП «ЧАТ» уровня оказания услуг в сравнении с конкурирующими перевозчиками.
Соответствие поставленных микроавтобусов требованиям закупочной документации определялось инженерно-техническими работниками МУП «ЧАТ».
Техническое состояние микроавтобусов на день поставки соответствовало закупочной документации.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции)(в редакции, действующей на момент проведения запроса предложений) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
Перечень нарушений, указанных в пунктах 1-4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
При рассмотрении действий заказчика (организатора закупок) как на этапе организации закупок, так и при их проведении и заключении договоров, подлежит установлению не только наступление негативных последствий для конкуренции, но и возможность их наступления.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках, целями регулирования которого являются: обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также – закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В силу пункта 3 статьи 3 Закона о закупках в Положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Таким образом, Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить Положение о закупке - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения
При этом заказчик самостоятельно определяет способы закупки товаров, работ, услуг, условия применения, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в Положении о закупке.
Согласно Положению о закупках товаров, работ, услуг МУП «ЧАТ», в редакции, действовавшей в период проведения запроса предложений в электронной форме (извещение № 31502035918) на закупку микроавтобусов, текст извещения о проведении запроса предложений составляется на основании информации, полученной от организатора процедуры закупки, и должен содержать, помимо прочего, описание предмета закупки, которому должны соответствовать предложения участников закупки, в том числе: описание товаров, работ, услуг; их функциональные количественные, качественные характеристики; сроки и (или) объем предоставления гарантий качества; место, условия и сроки (периоды) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (пункт 12.5 раздела 12 Положения).
Исходя из содержания раздела 12 Положения, под извещением в данном случае понимается не только информационное сообщение о проведении закупки, но и вся закупочная документация в целом.
В Техническом задании документации по проведению запроса предложений на приобретение микроавтобусов (извещение № 31502035918) установлены требования к закупаемой продукции; требования к условиям исполнения договора; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара; срок поставки товара, что соответствует нормам Положения о закупке и Закона о закупках.
Однако, установление требований о наличии дополнительного оборудования на микроавтобусах FORD TRANZIT (лот № 1) не обусловлено производственной необходимостью МУП «ЧАТ», каких-либо доказательств обратного предприятием не представлено.
Кроме того, дополнительные требования установлены только к микроавтобусах FORD TRANZIT, к микроавтобусам Mercedes - Benz Sprinter аналогичные дополнительные требования не установлены.
При этом, согласно пункту 15 информационной карты запроса предложений в подтверждение соответствия товаров требованиям документации представляется только копия паспорта транспортного средства, из которого невозможно установить наличие (отсутствие) дополнительного оборудования.
Установление требований о наличии дополнительного оборудования с учетом количества транспортных средств, необходимых к поставке, а также срока поставки (от 1 до 10 дней с момента заключения договоров), может свидетельствовать о разработке документации под конкретного поставщика, обладающего транспортными средствами с необходимым дополнительным оборудованием в нужном количестве, и, соответственно, имеющего возможность поставить товар в ограниченный срок.
Так, ООО «Мегаавто», находящееся по одному адресу с заказчиком, единственное подало заявку на участие в запросе предложений, предложив при этом начальную цену договора и срок поставки в один день.
ООО «Мегаавто» не осуществляет деятельность по продаже (поставке) бывших в употреблении транспортных средств, при этом имело в наличии необходимое количество транспортных средств, соответствующих требованиям закупочной документации.
Учитывая изложенное, действия МУП «ЧАТ» по установлению в закупочной документации дополнительных требований к поставляемым транспортным средствам по лоту № 1, а именно: багажные полки с инд. подсветкой, улучшенная обивка салона, шторки, автомобильная сигнализация с центральным замком, моноблок с индивидуальной разводкой по салону или без нее, а также по установлению короткого срока поставки транспортных средств, могли привести к ограничению количества участников запроса предложений в электронной форме на право заключения договора приобретения микроавтобусов по лотам № 1, № 2 для МУП «ЧАТ» (извещение № 31502035918 от 17.02.2015).
В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции в рамках рассмотрения дела № 11-03/16 проведен анализ (обзор) состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения по данному делу.
По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке торговли легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности (в том числе, оптовой и розничной торговли бывшими в употреблении специализированными пассажирскими транспортными средствами (массой не более 3,5 т) установлено следующее:
1. Временной интервал исследования определен периодом с 17.02.2015 (дата размещения извещения о проведении запроса предложений № 31502035918) по 26.02.2015 включительно (дата заключения договоров).
2. Продуктовые границы рынка (предмет договоров): торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности (в том числе, оптовая и розничная торговля бывшими в употреблении специализированными пассажирскими транспортными средствами (массой не более 3,5 т.).
Географические границы рынка: территория Челябинской области.
3. Состав хозяйствующих субъектов: ООО «Мегаавто», ООО «Изумруд», ООО «Мегаком» и иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по торговле легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности (в том числе, оптовой и розничной торговле бывшими в употреблении специализированными пассажирскими транспортными средствами (массой не более 3,5 т) на территории Челябинской области, которые являлись между собой конкурентами на право заключения договоров о приобретении микроавтобусов для МУП «ЧАТ».
Таким образом, указанный рынок является конкурентным, поставить бывшие в употреблении микроавтобусы могут иные хозяйствующие субъекты, помимо ООО «Мегаавто».
При таких обстоятельствах действия МУП «ЧАТ» по установлению в закупочной документации дополнительных требований к поставляемым транспортным средствам по лоту № 1, а именно: багажные полки с инд. подсветкой, улучшенная обивка салона, шторки, автомобильная сигнализация с центральным замком, моноблок с индивидуальной разводкой по салону или без нее, а также по установлению короткого срока поставки транспортных средств по лотам № 1 и № 2 противоречат Закону о защите конкуренции.
Комиссия Челябинского УФАС России, изучив материалы дела и проанализировав представленные сторонами доказательства, считает, что доводы ответчика об отсутствии в их действиях нарушения антимонопольного законодательства являются несостоятельными и приходит к выводу о нарушении МУП «ЧАТ» пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Заключение об обстоятельствах дела № 11-03/16 оглашено и вручено сторонам 12.04.2017 (исх. № 3950/03).
Возражения на заключение об обстоятельствах дела № 11-03/16 от 12.04.2017 № 3950/03 сторонами не представлены.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать действия МУП «Челябинский автобусный транспорт» по установлению в закупочной документации запроса предложений в электронной форме на право заключения договора приобретения микроавтобусов по лотам № 1, № 2 (извещение 31502035918 от 17.02.2015) дополнительных требований к поставляемым транспортным средствам по лоту № 1, а именно: багажные полки с инд. подсветкой, улучшенная обивка салона, шторки, автомобильная сигнализация с центральным замком, моноблок с индивидуальной разводкой по салону или без нее, а также по установлению короткого срока поставки транспортных средств по лотам № 1 и № 2 нарушением пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции, действующей на момент проведения запроса предложений);
2. Предписание не выдавать.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.