Решение б/н Решение и предписания № 11-07/16 в отношении Администрации К... от 9 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 11-07/16 о нарушении антимонопольного

законодательства

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена «01» декабря 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено «23» декабря 2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

 

<…>

 

-

 

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

<…>

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

 

<…>

 

-

специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело по признакам нарушения Администрацией Каслинского городского поселения (ул. Ленина, 55,  г. Касли, Челябинская обл., 456830; далее – Администрация поселения) и ООО «Ромашка» (ул. Бр. Блиновсковых, д. 73, г. Касли, 456830; ИНН 7402013010) пункта  4 статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление Администрации Каслинского муниципального района (далее – Администрация района) на неправомерные действия Администрации Каслинского городского поселения (далее – Администрация поселения), выразившиеся в заключении договора № 159-1 от 08.09.2014 на выполнение работ по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения с  ООО «Ромашка» без  проведения торгов.

В связи с наличием в действиях Администрации поселения и ООО «Ромашка» по заключению договора № 159-1 от 08.09.2014 на выполнение работ по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения   признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, Челябинским УФАС России возбуждено производство по настоящему делу.

Администрацией поселения  представлены письменные пояснения (исх. от 19.09.2016 № 2125), в которых указано, что  договор № 159-1 от 08.09.2014 заключен с нарушением законодательства о контрактной системе, антимонопольного законодательства. Правовые основания заключения указанного договора у Администрации поселения отсутствуют. Письмом исх. от 18.10.2016 № 2367 Администрацией поселения представлены пояснений, согласно которым ООО «Ромашка» добросовестно выполняет условия рассматриваемого договора, благодаря чему происходит экономия бюджетных средств на содержание мест захоронения на территории Каслинского городского поселения. Администрацией поселения  также указано об отсутствии оснований для расторжения договора № 159-1 от 08.09.2014.

ООО «Ромашка» представлены письменные пояснения и на заседании Комиссии представителями пояснено следующее.

Договор № 159-1 от 08.09.2014 заключен на безвозмездной основе, в связи с чем законодательство о контрактной системе не распространяется на данные правоотношения.

В 2013-2014 годах ООО «Ромашка» осуществляло обслуживание городских кладбищ на территории Каслинского городского поселения на основании муниципальных контрактов, заключенных с органом местного самоуправления по результатам торгов, после чего выступило с предложением к органам местного самоуправления об осуществлении данных услуг безвозмездно  при условии заключения договора на длительный срок.

ООО «Ромашка» также указано, что договор № 159-1 от 08.09.2014 заключен в соответствии с гражданским законодательством, законодательством о погребении и не противоречит требованиям действующего законодательства.

Общество отмечено, что спорные положения договора  были изменены, в связи с чем между Администрацией поседения и ООО «Ромашка» заключено дополнительное соглашение от 22.11.2016 к договору № 159-1 от 08.09.2014.

На основании изложенного, ООО «Ромашка» полагает, что в действиях общества и органа местного  самоуправления отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства, в том числе статьи 16  Закона о защите конкуренции.

 

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Администрацией поселения заключен договор № 159-1 от 08.09.2014 на выполнение работ по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения с  ООО «Ромашка» сроком на 10 лет.

Согласно пункту 1.1 договора № 159-1 от 08.09.2014 ООО «Ромашка» обязуется в интересах заказчика на безвозмездной и добровольной  основе выполнить следующие работы (оказать услуги):

- производить приемку заказов по организации похорон;

- оказывать услуги по захоронению, производить копку могил  и уход за ними;

- заключать договоры на организацию похорон, уход за могилами по предварительному заказу;

- производить эксгумацию, транспортировку и перезахоронение останков;

 - оказывать услуги по доставке умерших в морг и к месту захоронения;

- представлять информацию по проведению работ по перезахоронению останков погибших Российских (Советских) и иностранных военнослужащих;

- производить эвакуацию и захоронение невостребованных трупов;

- производить захоронение эпидемиологически  безопасных патологоанатомических  и органических операционных отходов классов Б, В (органы, ткани и т.п.) в специально отведенных могилах;

   - содержать территорию кладбища и прилегающую к кладбищу территорию в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с требованиями, определенными законодательством Российской Федерации и Челябинской области, а также муниципальными нормативными актами;

- осуществлять вывоз мусора  с территории кладбища;

- предоставлять гражданам напрокат инвентарь для ухода за могилами;

- содержать на территории Каслинского городского поседения офис с телефонной точкой;

- изготавливать ограды, памятники, венки из металла;

- шить, изготавливать, предоставлять в прокат похоронные принадлежности

- оказывать услуги по установке, снятию, окраске надмогильных сооружений.

В соответствии с пунктом  1.2 договора № 159-1 от 08.09.2014 ООО «Ромашка» обязуется безвозмездно оказывать заказчику услуги по выполнению работ по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения (включая территорию поселка пригородный).

Согласно пункту 2.4 договора № 159-1 от 08.09.2014 заказчик (Администрация) обязуется принять работу по акту приемки выполненных работ, производить проверку выполненных работ не чаще, чем  один раз в три года.

 

1. В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится  организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»  (далее – Закон о погребении) общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.

В силу статьи 3 Закона о погребении и похоронном деле погребение определяется как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

В статье 1 Закона о погребении и похоронном деле указаны гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Статьей 6 Закона о погребении и похоронном деле установлено, что в случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно частям 1, 2 статьи 25 Закона о погребении и похоронном деле гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с Законом о погребении реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно  статье 26 Закона о погребении финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

В статье 29 Закона о погребении  установлено, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с Законом о погребении  возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

Частью 1 статьи 9 Закона о погребении установлено, что супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Согласно части 2 статьи 9 Закона о погребении указанные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Кроме того, специализированной службой по вопросам похоронного дела также оказываются услуги при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 12 Закона о погребении (в том числе не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего), которые  включают в себя:

- оформление документов, необходимых для погребения;

- облачение тела;

- предоставление гроба;

- перевозку умершего на кладбище (в крематорий);

- погребение.

При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, средств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.

В силу статьи 10 Закона о погребении и похоронном деле родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается.

Таким образом, Закон о погребении и похоронном деле предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.

Следовательно, лицам, взявшим на себя обязанности по погребению, законом предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению. Кроме того, статья 25 Закона о погребении и похоронном деле не предусматривает, что субъектный состав участников товарных рынков ритуальных услуг ограничивается специализированными службами по вопросам похоронного дела.

С учетом указанных норм действующего законодательства органу местного самоуправления необходимо создать специализированную службу по вопросам похоронного дела для оказания  гарантированного перечня услуг. При этом общество с ограниченной ответственностью не может являться  специализированной службой.

Необходимо отметить, что наряду со специализированной службой указанную деятельность  по погребению и оказанию ритуальных услуг могут осуществлять и иные хозяйствующие субъекты, оказывающие ритуальные услуги, по заказам родственников умерших (судебные акты по делу А76-164569/07). При этом осуществление такой деятельности не может быть обусловлено наличием каких-либо договоров с органом местного самоуправления.

Вместе с тем, из положений договора № 159-1 от 08.09.2014 следует, что функции специализированной службы возложены на ООО «Ромашка».

Так, согласно пункту 2.1 договора № 159-1 от 08.09.2014 подрядчик обеспечивает на безвозмездной основе гарантированный перечень услуг по погребению (оформление документов, необходимых для погребения, предоставление и  доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, перевозка тел (останков) умершего к месту захоронения, погребение). Заданием на выполнение ритуальных услуг (Приложение к договору № 159-1 от 08.09.2014) также предусмотрено  оказание  услуг по захоронению, в том числе невостребованных трупов, доставке к месту захоронения.

Кроме того, Администрацией поселения в адрес Управления социальной защиты населения Администрации Каслинского муниципального района направлено письмо от 16.01.2015 № 22, согласно которому ООО «Ромашка» с 01.01.2015 будет осуществлять услуги в соответствии с договором № 159-1 от 08.09.2014, в связи с чем глава Администрации поселения просит все договоры по оказанию услуг заключать с ООО «Ромашка».

Из указанного следует, что расходы на оказание гарантированного перечня услуг будут возмещены ООО «Ромашка» за счет бюджетных средств, как специализированной службе.

Таким образом, путем заключения договора № 159-1 от 08.09.2014 ООО «Ромашка»  фактически наделено функциями специализированной службы, что обеспечивает ему возможность оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на территории Каслинского городского поселения, в том числе за счет бюджетных средств в нарушение законодательства о пограбении.

 

2. В  соответствии с действующим законодательством содержание мест захоронения отнесено к вопросам местного значения городского поселения.

Выполнение работ по содержанию кладбищ является функциональной задачей органа местного самоуправления, обеспечивает интересы неопределённого круга лиц, осуществляется за счёт средств местного бюджета, то есть имеет признаки муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации  установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений указанного кодекса.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (часть 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусматривает, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) в статье 3 Закона о контрактной системе понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных названным Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе определено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Под конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе понимаются  являются конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не позволяет хозяйствующим субъектам принять участие в закупке  и предложить лучшие условия исполнения контракта и/или наименьшую цену контракта, исключает фактор конкуренции между участниками закупки.

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Исходя из системного толкования действующего законодательства, выполнение работ по содержанию кладбищ должно осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, например, посредством проведения конкурентных процедур.

Заключение договора № 159-1 от 08.09.2014, предусматривающего выполнение ООО «Ромашка» таких работ, как уход за могилами (в части обеспечения потребностей муниципального образования),  содержание территории кладбища и прилегающей к кладбищу территории в надлежащем санитарном состоянии, вывоз мусора  с территории кладбища, направлено  на обеспечение потребностей муниципального образования в услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, функций и полномочий органа местного самоуправления. Следовательно, выполнение данных работ необходимо для муниципальных нужд и выбор хозяйствующего субъекта, выполняющего данные работы, должен производиться в соответствии с Законом о контрактной системе.

Выполнение таких работ за счет собственных средств общества, отсутствие в местном в бюджете средств, предусмотренных на выполнение  работ по содержанию кладбищ, не исключают  того, что необходимость осуществления указанных мероприятий относится к потребностям муниципального образования, то есть к  муниципальным нуждам.

Заключение договора № 159-1 от 08.09.2014, предусматривающего выполнение ООО «Ромашка» выполнение  работ по содержанию кладбищ без учета положений законодательства о контрактной системе, ведет к установлению на территории Каслинского городского поселения безальтернативного порядка осуществления содержания кладбищ на данной территории и обеспечивает ООО «Ромашка» доступ к выполнению рассматриваемых работ для обеспечения муниципальных нужд без проведения конкурентных процедур.

 

3. Работы по захоронению эпидемиологически  безопасных патологоанатомических  и органических операционных отходов классов Б, В (органы, ткани и т.п.) в специально отведенных могилах, включенные в задание на выполнение ритуальных услуг ООО «Ромашка», являются нуждами организаций и учреждений, в процессе осуществления медицинской деятельности  которых образуются данные отходы. 

В соответствии с п. 3.8 СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование отходов с территорий организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, производится транспортом специализированных организаций к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов с учетом единой централизованной системы санитарной очистки данной административной территории. Выбор указанной организации должен осуществляться с учетом норм Закона о контрактной системе.

В силу статьи 15 Закона о контрактной системе, если вышеприведенные расходы осуществляются сторонней организацией за счет средств бюджетов, выделенных в виде субсидий, либо средств органов местного самоуправления, заказ на ее услуги размещается в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. В случае если расходы на транспортировку медицинских отходов и их утилизацию производятся за счет средств от приносящей доход деятельности и при наличии действующего в учреждении положения о закупках, заказ размещается в соответствии с данным положением и нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Из указанного следует, что Администрация поселения, включая в задание на выполнение ритуальных услуг к договору № 159-1 от 08.09.2014 положения о необходимости осуществления  ООО «Ромашка» захоронения эпидемиологически  безопасных патологоанатомических  и органических операционных отходов классов Б, В (органы, ткани и т.п.) в специально отведенных могилах, вышла за пределы предоставленных органу местного самоуправления полномочий, обеспечив обществу доступ к выполнению данных работ без учета требований действующего законодательства.

 

4. Помимо этого, услуги по транспортировке трупов в морг, эвакуации невостребованных трупов не относятся к погребению, определение которого дано статьей 3 Закона о погребении. Также не предусмотрено предоставление такой услуги и гарантированным перечнем услуг по погребению, определенным пунктом 1 статьи 9 Закона о погребении, а также иными гарантиями осуществления погребения, предусмотренными главой 2 Закона о погребении.

Таким образом, решение вопросов по транспортированию трупов в морг, эвакуации невостребованных трупов не отнесено законодательством к вопросам местного значения и, соответственно, к полномочиям органа местного самоуправления. Предоставление таких услуг может осуществляться любыми хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке ритуальных услуг. При этом функции по определению таких субъектов лежат на органах (организациях), в целях обеспечения деятельности которых осуществляется предоставление услуги (например, транспортировка трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, осуществляется  счет средств бюджетов и средств обязательного медицинского страхования).

В случае если предоставление указанных услуг осуществляется за счет средств местного бюджета, выбор хозяйствующего субъекта, предоставляющего услугу за счет средств бюджета муниципального образования, должен осуществляться с учетом положений законодательства о контрактной системе.

Вместе с тем,  посредством заключения договора № 159-1 от 08.09.2014 ООО «Ромашка»  обеспечена возможность оказывать услуги по транспортировке трупов в морг, эвакуации невостребованных трупов на территории Каслинского городского поселения без учета требований действующего законодательства и при условии отсутствия у органа местного самоуправления полномочий по решению данного вопроса.

 

5. Необходимо также отметить, что установление в задании на выполнение ритуальных услуг необходимости  изготовления оград, памятников, венков из металла, пошива, изготовления  и предоставления в прокат похоронных принадлежностей, оказания услуг по установке, снятию, окраске надмогильных сооружений, может  создать преимущественные условия осуществления деятельности ООО «Ромашка» на рынке оказания ритуальных услуг ввиду наличия заключенного с органом местного самоуправления договора № 159-1 от 08.09.2014, что повлияет на круг потребителей услуг, оказываемых именно этой организацией.

Так, положения договора № 159-1 от 08.09.2014 фактически указывают, что на территории Каслинского городского поселения  выполнение названных работ (оказание услуг) осуществляет ООО «Ромашка».

При этом действующим законодательством не ограничено право самостоятельного выбора гражданами организации, осуществляющей выполнение указанных работ (оказание услуг).

Вместе с тем, из положений договора № 159-1 от 08.09.2014 следует, что на территории кладбищ, расположенных в Каслинском городском поселении право осуществлять такие работы (услуги) имеет   ООО «Ромашка», что обусловлено наличием указанного договора.

Следовательно, заключение указанного договора предоставляет ООО «Ромашка» конкурентные преимущества перед другими субъектами, может повлечь препятствование деятельности конкурентам на данном рынке путем ограничения (препятствования) доступа в проведении работ  (оказании услуг) на кладбищах.

В результате заключения договора № 159-1 от 08.09.2014 для граждан (приобретателей услуг, работ) создаются ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые выполнят работы по изготовлению оград, памятников, венков из металла, пошиву, изготовлению  и предоставлению в прокат похоронных принадлежностей, оказывают услуги по установке, снятию, окраске надмогильных сооружений.

 

Администрация поселения и ООО «Ромашка»,  достоверно зная об  отсутствии оснований для заключения договор № 159-1 от 08.09.2014 на выполнение работ по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения, тем не менее заключили такой договор в нарушение требований действующего законодательства. В результате общество в отсутствие конкуренции и в нарушение требований федерального законодательства получило право на  выполнение работ по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения. 

Заключая договор № 159-1 от 08.09.2014 на выполнение работ по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения как Администрация поселения, так и ООО «Ромашка» должны руководствоваться положениями федерального законодательства. 

 

Материалами дела установлено, что общество фактически осуществляло работы по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения в рамках договора № 159-1 от 08.09.2014.

Так, Администрация поселения письмом от 01.07.2014 № 1261 обратилась в адрес ООО «Ромашка» с просьбой во избежание повреждений памятников спилить засохшие деревья на территории городского кладбища. 27.01.2014 Администрация поселения письмом исх. № 91  обратилась в адрес ООО «Ромашка» с просьбой выполнить работы по очистке от снега дороги, ведущей к новому кладбищу, расположенному на въезде в пос. Пригородный для удобства проезда жителей города.

Согласно сведениям, представленным Администрацией поселения общество выполняет все условия, указанные в договоре № 159-1 от 08.09.2014, о чем свидетельствуют акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, которые сдаются ООО «Ромашка» ежемесячно. Так, согласно актам о приемке выполненных работ от 31.08.2016, 31.07.2016, 30.06.2016, 31.05.2016 ООО «Ромашка» осуществляло вырезку сухих ветвей, выкашивание травы газонокосилкой, очистку территории, уборку опавших листьев и т.д.

При этом и Администрация поселения, и ООО «Ромашка» знали порядок заключения договоров на выполнение работ по обслуживанию городских кладбищ на территории Каслинского городского поселения, о чем свидетельствует заключение в 2013-2014 годах муниципальных контрактов  по результатам торгов. Более того, как усматривается из пояснений общества в заключении рассматриваемого договора  было заинтересовано  как ООО «Ромашка», поскольку получало доступ на рассматриваемый товарный рынок на длительный период времени в отсутствии конкуренции,  так и орган местного самоуправления, который получал  услуги  по содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения безвозмездно.

В материалах настоящего дела также имеется письмо Каслинской городской прокуратуры от 06.05.2016 № 314ж-2016, из которого следует, что договор № 159-1 от 08.09.2014 заключен Администрацией поселения и ООО «Ромашка»  с нарушением требований законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства, в связи с чем Каслинской городской прокуратурой готовится исковое заявление  в суд  о признании указанной сделки недействительной.

Согласно письменным пояснениям Администрации поселения (исх. от 19.09.2016 № 2125) договор № 159-1 от 08.09.2014  заключен с нарушением требований действующего законодательства. Помимо этого Администрацией поселения указано, что исполнитель – ведущий специалист по правовым вопросам Администрации поселений, готовивший проект договора является близким родственником руководителя и учредителя ООО «Ромашка».

 

Таким образом, посредством заключения договора № 159-1 от 08.09.2014 между Администрацией поселения  и  ООО «Ромашка», последнему созданы преимущественные условия осуществления деятельности на рынке оказания ритуальных услуг на территории Каслинского городского поселения, что  ограничивает доступ иных организаций (индивидуальных предпринимателей) на рынок оказания ритуальных услуг, поскольку возможность осуществления деятельности на территории кладбищ Каслинского городского поселения обусловлена наличием заключенного договора с органом местного самоуправления.

В свою очередь, ООО «Ромашка» не предприняты действия по отказу от заключения и исполнения рассматриваемого договора ввиду его противоправности.

При этом внесением изменений в условия  договора № 159-1 от 08.09.2014 путем заключения дополнительного соглашения от 22.11.2016 к нему  не прекращено нарушение антимонопольного законодательства.

В связи с указанным доводы Администрации поселения, ООО «Ромашка» об отсутствии в действиях органа местного самоуправления  и общества нарушения антимонопольного законодательства не могут быть приняты во внимание Комиссией.

 

При рассмотрении настоящего дела антимонопольным орган проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции  и пунктом 10.8 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Предметом договора № 159-1 от 08.09.2014 является выполнение работ по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения. Вместе  с тем организация ритуальных услуг    в силу действующего законодательства отнесена к полномочиям органов местного самоуправления. Однако исходя из фактической реализации указанного договора не следует, что общество наделено функциями таких органов. С учетом изложенного предметом договора фактически является выполнение работ по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

Таким образом, рассматриваемые действия Администрации поселения и ООО «Ромашка» с учетом предмета договора № 159-1 от 08.09.2014 привели к нарушению антимонопольного законодательства  на рынке оказания ритуальных услуг   и содержания мест захоронения  (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, группы 96.03, 81.30).

Географические границы товарного рынка: Каслинское городское поселение.

Временной интервал исследования товарного рынка  - сентябрь 2014 - ноябрь 2016 гг.

На территории Каслинского городского поселения в указанный период деятельность по оказанию ритуальных услуг осуществляли следующие хозяйствующие субъекты: ООО «Комфорт», ИП Щеглов А.В., ГБУЗ «Челябинское областное бюро Судебно-медицинской экспертизы», ООО «ГЕАР», ИП Ахматов И.В. ООО «Ромашка»  и др., при этом деятельность по содержанию мест захоронения  осуществляло только ООО «Ромашка»   ввиду наличия  заключенного договора № 159-1 от 08.09.2014.

 

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

С учетом изложенного, договор № 159-1 от 08.09.2014 на выполнение работ по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения, заключенный между Администрацией поселения  и  ООО «Ромашка», нарушает пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, поскольку его заключение обусловлено интересом каждого из участников указанного соглашения, результатом  соглашения явилось (могло явиться) недопущение, ограничение, устранение конкуренции  на рынке оказания ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории Каслинского городского поселения, в том числе ввиду:

- наделения общества функциями специализированной службы, что обеспечивает ему возможность оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на территории Каслинского городского поседения;

- обеспечения обществу возможности в отсутствие конкурентных процедур осуществлять выполнение работ (оказание услуг) в целях обеспечения муниципальных нужд (уход за могилами в части обеспечения потребностей муниципального образования,  содержание территории кладбища и прилегающей к кладбищу территории в надлежащем санитарном состоянии, вывоз мусора  с территории кладбища), что ограничивает доступ иных хозяйствующих субъектов, намеренных  осуществлять выполнение работ (оказание услуг) в целях обеспечения муниципальных нужд в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе;

- обеспечения обществу возможности в отсутствие конкурентных процедур осуществлять выполнение работ (оказание услуг) в целях обеспечения нужд медицинских организаций и учреждений (захоронение эпидемиологически  безопасных патологоанатомических  и органических операционных отходов классов Б, В (органы, ткани и т.п.) в специально отведенных могилах), что выходит за пределы полномочий органа местного самоуправления и ограничивает доступ иных хозяйствующих субъектов, намеренных  осуществлять выполнение работ (оказание услуг) в целях обеспечения нужд указанных организаций в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

- обеспечения обществу возможности оказывать услуги по транспортировке трупов в морг, эвакуации невостребованных трупов на территории Каслинского городского поселения без учета требований действующего законодательства и при условии отсутствия у органа местного самоуправления полномочий по решению данного вопроса;

- создания ограничений для граждан (приобретателей услуг, работ) выбора хозяйствующих субъектов, которые выполнят работы по изготовлению оград, памятников, венков из металла, пошиву, изготовлению  и предоставлению в прокат похоронных принадлежностей, оказывают услуги по установке, снятию, окраске надмогильных сооружений на территории кладбищ Каслинского городского поселения.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать договор № 159-1 от 08.09.2014 на выполнение работ по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения, заключенный между Администрацией поселения  и  ООО «Ромашка», с нарушением требований действующего законодательства, соглашением,  нарушающим требования  пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

2. Администрации поселения  и  ООО «Ромашка» выдать предписания о прекращении соглашения, нарушающее антимонопольное законодательство.

3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения. 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 11-07/16

«23» декабря 2016 года                                    г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

 

<…>

 

-

 

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

<…>

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

 

<…>

 

-

специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),  на основании своего решения от 23 декабря 2016 года по делу № 11-07/13 по признакам нарушения Администрацией Каслинского городского поселения (ул. Ленина, 55,  г. Касли, Челябинская обл., 456830; далее – Администрация поселения) и ООО «Ромашка» (ул. Бр. Блиновсковых, д. 73, г. Касли, 456830; ИНН 7402013010) пункта  4 статьи 16  Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации поселения в срок до 01 февраля 2017 года прекратить нарушение части пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции путем прекращения антиконкурентного соглашения,  а именно договора № 159-1 от 08.09.2014 на выполнение работ по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения, заключенного между Администрацией поселения  и  ООО «Ромашка».

2.  Администрации поселения в срок до 15 февраля 2017 года представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, а именно копию соглашения о расторжении договора № 159-1 от 08.09.2014.

 

Документы, представленные в доказательство исполнения предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица, прошиты  и пронумерованы, представлены с сопроводительным письмом и  описью документов.

     

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 11-07/16

«23» декабря 2016 года                                    г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

 

<…>

 

-

 

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

<…>

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

 

<…>

 

-

специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),  на основании своего решения от 23 декабря 2016 года по делу № 11-07/13 по признакам нарушения Администрацией Каслинского городского поселения (ул. Ленина, 55,  г. Касли, Челябинская обл., 456830; далее – Администрация поселения) и ООО «Ромашка» (ул. Бр. Блиновсковых, д. 73, г. Касли, 456830; ИНН 7402013010) пункта  4 статьи 16  Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Ромашка» в срок до 01 февраля 2017 года прекратить нарушение части пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции путем прекращения антиконкурентного соглашения,  а именно договора № 159-1 от 08.09.2014 на выполнение работ по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения, заключенного между Администрацией поселения  и  ООО «Ромашка».

2.  ООО «Ромашка» в срок до 15 февраля 2017 года представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, а именно копию соглашения о расторжении договора № 159-1 от 08.09.2014.

 

Документы, представленные в доказательство исполнения предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица, прошиты  и пронумерованы, представлены с сопроводительным письмом и  описью документов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны