Решение б/н Решение по делу № 12-03/17 в отношении МУП «ЧКТС» от 26 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 12-03/17

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 сентября 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено 25 сентября 2018 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

«***» – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

 

«***» — начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

«***» — главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 12-03/17 по признакам нарушения МУП «ЧКТС» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в выставлении счетов на оплату тепловой энергии, потребленной нанимателями жилых помещений, принадлежащих ОАО «РЖД», с применением тарифа для юридических лиц, в присутствии представителей МУП «ЧКТС», ОАО «РЖД»»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление ОАО «РЖД» от 22.09.2017 на действия МУП «ЧКТС», выразившиеся в выставлении счетов на оплату тепловой энергии, потребленной нанимателями жилых помещений, принадлежащих ОАО «РЖД», с применением тарифа для юридических лиц.

В ходе рассмотрения представленной информации установлено следующее.

На балансе Челябинской дистанции гражданских сооружений структурного подразделения Южно-Уральской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - Филиала ОАО «РЖД» ЮУЖД находятся квартиры (жилой фонд), предназначенные для сдачи в наем сотрудникам (физическим лицам) ОАО «РЖД».

Поставку тепловой энергии в отопительные периоды в данный жилой фонд до ноября 2017 года осуществляло МУП «ЧКТС».

МУП «ЧКТС» осуществляло поставку тепловой энергии согласно тарифу для юридических лиц, тогда как конечными потребителями (нанимателями) квартир ОАО «РЖД» являются физические лица.

Договор между ОАО «РЖД» и МУП «ЧКТС» на поставку тепловой энергии в жилые квартиры, принадлежащие ОАО «РЖД», отсутствует, и никогда ранее не заключался.

Согласно части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Между ОАО «РЖД» и МУП «ЧКТС» сложились фактические отношения по теплоснабжению жилых квартир, расположенных в многоквартирных домах (п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 30 от 17.02.1998 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения»).

Согласно представленным материалам все жилые квартиры, находящиеся в собственности ОАО «РЖД», переданы в пользование физическим лицам по договорам найма жилого помещения.

Следовательно, тепловая энергия приобреталась ОАО «РЖД» для предоставления гражданам - непосредственным потребителям коммунальных услуг.

Учитывая изложенное, для нужд нанимателей, проживающих в указанных квартирах, подлежал применению тариф, установленный для группы «население».

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Исходя из положений пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции любое отклонение от установленного тарифа, в том числе неправильный выбор тарифа, является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании изложенного, издан приказ Челябинского УФАС России от 26.12.2017 № 257 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МУП «ЧКТС» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением о назначении дела № 12-03/17 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 26.12.2017 № 17377/03 у МУП «ЧКТС» запрошены письменные пояснения (мнение) с правовым обоснованием по изложенным в определении обстоятельствам, иные документы и сведения, имеющие отношения к рассматриваемому вопросу.

Согласно пояснениям МУП «ЧКТС» от 25.01.2018 исх. № 295 предприятием произведен перерасчет платы за отопление и тепловую энергию на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению по жилым помещениям, принадлежащим ОАО «РЖД» с 01.09.2017 по 31.12.2016 с применением льготного тарифа (для населения).

Кроме того, предприятием 26.10.2017 направлено письмо исх. № 6378 в адрес ООО «ЦНКП» с поручением о произведении перерасчета за отопление и тепловую энергию на подогрев воды по жилым помещениям, принадлежащим ОАО «РЖД», с 01.01.2017 с применением льготного тарифа (для населения).

 

В результате проведенного анализа материалов, дополнительной информации и документов, представленных по запросам, иных материалов дела о нарушении Закона о защите конкуренции Комиссией Челябинского УФАС России установлено следующее.

 

1. Согласно положениям пункта 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В соответствии со статьей 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

В силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 ГК РФ), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

По договору энергоснабжения РСО обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется ее оплачивать. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статьи 539, 544 ГК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом.

Такими полномочиями наделено Правительство РФ, которое постановлением от 22.10.2012 № 1075 утвердило Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, включающие в себя отдельно Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Пунктом 52 данных правил предусмотрено установление для отдельных категорий (групп) потребителей льготных регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в соответствии с общим порядком открытия дел об установлении цен (тарифов).

Тарифные группы потребителей электрической (тепловой) энергии (мощности), их характеристики, особенности расчета тарифов для указанных групп определяются Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2.

Пунктом 27 этих методических указаний определено, что к тарифной группе «население» относятся граждане, использующие энергию для коммунально-бытовых нужд, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая (тепловая) энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).

Таким образом, анализ положений вышеназванных нормативных актов свидетельствует о том, что при отнесении к тарифной группе «население» основополагающим признаком является факт использования тепловой (электрической) энергии для бытовых нужд в жилых помещениях. При этом, какая-либо дифференциация населения в зависимости от того обстоятельства, используются ли ими в качестве жилых помещений объекты государственного (муниципального) специализированного жилищного фонда либо частного жилищного фонда, применительно к вопросу об оплате коммунальных услуг, отсутствует.

В соответствии с Законом Челябинской области от 27.06.2013 № 503-ЗО «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области» право на льготный тариф имеют физические лица, проживающие на территории Челябинской области. Основанием для предоставления льгот являются принятые решения Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области о льготных тарифах.

Поскольку тепловая энергия приобреталась для предоставления гражданам - непосредственным потребителям коммунальных услуг, то в данном случае применению подлежал тариф, установленный для группы «население».

Указанная правовая позиция установлена вступившими в силу решениями Арбитражных судов по делу № А76-29871/2014 и делу № А76-23052/2014.

Согласно пункту 8 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016, изменение или ошибочное определение вида тарифа, установленного уполномоченным государственным органом, в том числе нарушение предельных уровней свободных (нерегулируемых) цен, относятся к нарушениям порядка ценообразования в смысле положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно представленным материалам все жилые квартиры, находящиеся в собственности ОАО «РЖД», переданы в пользование физическим лицам по договорам найма жилого помещения.

Следовательно, тепловая энергия приобреталась ОАО «РЖД» для предоставления гражданам - непосредственным потребителям коммунальных услуг.

Учитывая изложенное, для нужд нанимателей, проживающих в указанных квартирах, подлежал применению тариф, установленный для группы «население».

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Исходя из положений пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции любое отклонение от установленного тарифа, в том числе неправильный выбор тарифа, является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

МУП «ЧКТС», выставляя счета за потребленную тепловую энергию нанимателями жилых квартир по тарифу для юридических лиц, обязывает ОАО «РЖД» оплачивать разницу между тарифами для потребителей - юридических лиц и населения - физических лиц на собственные расходы, в связи с тем, что собственник квартир ОАО «РЖД» (наймодатель) не может перевыставлять расходы по тепловой энергии нанимателям квартир по тарифу для юридических лиц.

Принятие межтарифной разницы на собственные расходы, аналогично ситуации с общежитиями, принадлежащими ОАО «РЖД» по Арбитражному делу № А76-29871/2014, влечет неосновательное обогащение ресурсоснабжающей организации - МУП «ЧКТС» за счет средств собственника квартир - ОАО «РЖД».

Таким образом, действия МУП «ЧКТС», выразившиеся в выставлении счетов на оплату тепловой энергии, потребленной нанимателями жилых помещений, принадлежащих ОАО «РЖД», с применением тарифа для юридических лиц, являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

2. Челябинским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг теплоснабжения, в том числе в целях предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, на территории Челябинского городского округа в пределах пролегания сетей теплоснабжения МУП «ЧКТС».

В результате проведенного анализа установлено, что хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг теплоснабжения, в том числе в целях предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, на территории Челябинского городского округа в пределах пролегания сетей теплоснабжения МУП «ЧКТС» по итогам 2016, 2017 годов является МУП «ЧКТС».

В силу своего доминирующего положения на указанном рынке МУП «ЧКТС» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

3. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 24.06.2009 № 11-П необходимым элементом общего понятия состава правонарушения и предпосылкой возложения юридической ответственности является вина привлекаемого к ней лица. Административный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения установленных законом правил, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов.

Действующее законодательство определяет вину юридического лица (как субъекта административного правонарушения, не обладающего возможностью психического отношения к совершенному противоправному деянию) как наличие у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятии всех зависящих от него мер по их соблюдению. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения норм законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина МУП «ЧКТС» выражается в том, что у предприятия имелась возможность рассчитывать плату и выставлять счета на оплату тепловой энергии, потребленной нанимателями жилых помещений, принадлежащих ОАО «РЖД», с применением тарифа для населения.

Доказательства, свидетельствующие о принятии МУП «ЧКТС» всех зависящих от него мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых антимонопольным законодательством предусмотрена ответственность, отсутствуют.

Материалами дела опровергается тот факт, что вменяемые ответчику нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Учитывая изложенное, Комиссия считает вину МУП «ЧКТС» в нарушении пункта 10 части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции установленной.

При этом Комиссия отмечает, что на дату вынесения решения МУП «ЧКТС» произведен перерасчет платы за отопление и тепловую энергию по всем жилым помещениям, принадлежащим ОАО «РЖД».

Учитывая, что МУП «ЧКТС» произведен перерасчет платы за отопление и тепловую энергию по всем жилым помещениям, принадлежащим ОАО «РЖД», а также, что МУП «ЧКТС» в настоящее время оказывает услуг теплоснабжения только по одному жилому помещению, принадлежащему ОАО «РЖД», Комиссия считает возможным предписание не выдавать.

Заключение об обстоятельствах дела № 12-03/17 оглашено 14.09.2018 (исх. № 12388/03/03).

Возражения на заключение об обстоятельствах дела № 12-03/17 от 14.09.2018 № 12388/03 сторонами не представлены.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия МУП «ЧКТС», выразившиеся в выставлении счетов на оплату тепловой энергии, потребленной нанимателями жилых помещений, принадлежащих ОАО «РЖД», с применением тарифа для юридических лиц, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в период 2016-2017 гг.;

2. Предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

 

Председатель Комиссии «***»

 

Члены Комиссии «***»

 

«***»

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны