Решение б/н Решение и предписание № 13-07/16 в отношении ГБУЗ «Районная ... от 9 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 13-07/16 о нарушении антимонопольного

законодательства

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена «01» декабря 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено «23» декабря 2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

 

<…>

 

-

 

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

<…>

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

 

<…>

 

-

специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 13-07/16 по признакам нарушения ГБУЗ «Районная больница г. Касли»  (ул. Коммуны, 65, г. Касли, Челябинская обл., 456830) части  3 статьи 17.1  Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило обращение Администрации Каслинского муниципального района  на неправомерные действия ГБУЗ «Районная больница г. Касли», выразившиеся в заключении договора аренды нежилых помещений от 25.11.2015 с  ООО «Ромашка» и ИП <…> без  проведения торгов с нарушением положений антимонопольного законодательства.

В связи с наличием в действиях ГБУЗ «Районная больница г. Касли» по заключению договора аренды нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, с ООО «Ромашка» и ИП <…>  без проведения торгов  на право заключения  договора аренды такого имущества признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, Челябинским УФАС России возбуждено производство по настоящему делу.

ГБУЗ «Районная больница г. Касли» представлены письменные пояснения, в которых указано, что торги на право заключения договора аренды рассматриваемых помещений не проводились, согласие собственника отсутствует. Государственная регистрация договора аренды № 16 от 25.11.2015 не осуществлялась. ГБУЗ «Районная больница г. Касли» также указано, что сведениями об осуществлении  ООО «Ромашка» и ИП <…> медицинской деятельности учреждение не располагает. ГБУЗ «Районная больница г. Касли» в материалы настоящего дела представлены объяснения ранее занимавшего должность главного врача учреждения, из которых следует, что договоров заключен на основании пункта 6 частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, а также с учетом принятия Правительством Челябинской области Постановления № 589-П от 17.11.2015.

На основании изложенного, ГБУЗ «Районная больница г. Касли» полагает, что в действиях учреждения отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства, в том числе статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации Каслинского муниципального района (далее – Комитет), привлеченным к участию в рассмотрении настоящего дела в качестве заинтересованного лица, представлены письменные пояснения и на заседании Комиссии представителем пояснено следующее. Учреждение за согласованием передачи в аренду нежилых помещений в 2015 году не обращалось. При этом без согласования с собственником имущества учреждение не вправе распоряжаться закрепленным на праве оперативного управления имуществом. Кроме того, Комитетом указано об осуществлении  расчета арендной платы за помещения по договору аренды № 16 от 25.11.2015 не в соответствии с  действующей на территории Каслинского муниципального района методикой.

На основании изложенного, Комитет полагает, что   действия ГБУЗ «Районная больница г. Касли» не соответствуют  антимонопольного законодательства, в том числе статье 17.1 Закона о защите конкуренции.

ИП <…>, ООО «Ромашка», привлеченными к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц,  представлены письменные пояснения и  представителем указано, что  заключение договора аренды № 16 от 25.11.2015 не противоречит требованиям действующего законодательства.

 

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предусмотренных данной нормой случаев.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 указанной статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Частью 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено,  что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно части 10 статьи  9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ  «О некоммерческих организациях»  бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Решением Собрания депутатов Каслинского муниципального района Челябинской области от 29.09.2005 № 50 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Каслинского муниципального района (далее – Положение).

Согласно пункту 116 Положения договоры аренды, доверительного управления муниципальным имуществом заключаются, как правило, по результатам торгов (конкурсов) на право заключения договора в порядке, устанавливаемом Собранием депутатов Каслинского муниципального района в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением.

В соответствии с пунктом 120 Положения учреждение не вправе принимать решения по распоряжению муниципальным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, за исключением случаев, установленных федеральными законами.  Движимое и недвижимое имущество учреждения может передаваться во владение и пользование иных лиц по договорам безвозмездного пользования и аренды, заключаемым органом по управлению имуществом по согласованию с учреждением и в порядке, установленном Положением.  Установленные федеральным законодательством особенности порядка распоряжения муниципальным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями, отражаются в договоре, заключаемом между муниципальным учреждением и органом по управлению имуществом в с соответствии с федеральным законодательством.

 

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права № 74АВ 666797 право собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Касли, ул. Коммуны, 65, стр. 4, площадью 269,1 кв. м, зарегистрировано за муниципальным образованием «Каслинский муниципальный район».

Между Комитетом и МУЗ «Каслинская центральная районная больница» (в соответствии с приказом от 14.04.2016 № 1681 переименовано в ГБУЗ «Районная больница г. Касли») заключен договор б/н от  03.02.2010 о закреплении муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Касли, ул. Коммуны, 65, на праве оперативного управления.

Пунктом 3 договора б/н от  03.02.2010  установлено, что учреждение вправе владеть, пользоваться, распоряжаться закрепленным за ним имуществом в пределах, определяемых действующим Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества. 

Согласно  пункту 5 договора б/н от  03.02.2010  МУЗ «Каслинская центральная районная больница» не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом.

25.11.2015 между ГБУЗ «Районная больница г. Касли», ООО «Ромашка» и ИП <…> подписан договор аренды нежилых помещений № 16 от 25.11.2015 сроком действия с 01.12.2015 по 01.12.2020.

В соответствии с указанным договором ООО «Ромашка» переданы в аренду нежилые помещения № 1, 2, 3, 21, 22 общей площадью 27,35 кв. м, расположенные по адресу: г. Касли, ул. Коммуны, 59/5, для организации приема, хранения, обмывания, одевания умершего, для оказания косметических услуг, выдачи тела умершего, для установки холодильной камеры.

ИП <…>по рассматриваемому договору  передано в аренду нежилое помещение № 15 общей площадью 23,00 кв. м, расположенное по адресу: г. Касли, ул. Коммуны, 59/5, для организации подготовки тела умершего к траурной церемонии.

В соответствии с Постановлением Администрации Каслинского городского поселения от 18.02.2010 № 36  нежилому зданию, расположенному по адресу: г. Касли, ул. Коммуны, 59/5, площадью 269,1 кв. м, присвоен новый адрес: г. Касли, ул. Коммуны, 65, стр. 4.

Таким образом, объекты, указанные  в договоре аренды № 16 от 25.11.2015,  фактически расположены по адресу: г. Касли, ул. Коммуны, 65, стр. 4.

Из письменных пояснений ГБУЗ «Районная больница г. Касли», Комитета следует, что торги на право заключения договора № 16 от 25.11.2015 аренды муниципального имущества не проводились, согласие собственника на передачу в аренду имущества не давалось.

Кроме того, Комитетом отмечено, что в соответствии с пунктом 121 Положения методика определения размера арендной платы утверждается решением Собрания депутатов Каслинского муниципального района.

Решением Собрания депутатов Каслинского муниципального района от 27.06.2006 № 185 утверждена Методика расчета арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности Каслинского муниципального района.

Вместе с тем, расчет арендной платы за помещения по договору № 16 от 25.11.2015 осуществлен на основании Методики расчета арендной платы, утвержденной МУЗ «Каслинская центральная районная больница», которая не соответствует утвержденной органом местного самоуправления методике. В результате чего, учреждением были применены иные коэффициенты для расчета арендной платы, а также использованы иные значения коэффициентов.

 Таким образом, договор аренды нежилых помещений № 16 от 25.11.2015 заключен с нарушением требований части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, чем предоставлена возможность ООО «Ромашка» и ИП <…>пользоваться имуществом в целях осуществления предпринимательской деятельности без проведения торгов.

ГБУЗ «Районная больница г. Касли» в материалы дела представлена объяснительная записка главного врача МУЗ «Каслинская центральная районная больница», подписавшего договор № 16 от 25.11.2015, согласно которой рассматриваемый договор заключен на основании пункта 6 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Указанный довод отклонен Комиссией ввиду следующего. 

Согласно пункту 6 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции допускается заключение договоров в отношении муниципального имущества без проведения торгов в случае предоставления прав на указанное имущество медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность.

Документов и сведений, подтверждающих, что  ООО «Ромашка» и ИП <…> являются медицинскими организациями, лицами, участвующими в рассмотрении настоящего дела, не представлено, антимонопольным органом не получено.

В электронном сервисе «Сведения из сводного реестра лицензий», доступном по ссылке http://www.roszdravnadzor.ru/services/licenses, сведения о наличии у ООО «Ромашка» и ИП <…> лицензий на осуществление медицинской деятельности отсутствуют.

Кроме того, согласно пояснениям главного врача МУЗ «Каслинская центральная районная больница», которым подписан договор № 16 от 25.11.2015, Правительством Челябинской области издано Постановление от 17.11.2015 № 589-П «О принятии в государственную собственность Челябинской области муниципального учреждения здравоохранения», согласно которому имущественный комплекс  из муниципальной собственности Каслинского муниципального района Челябинской области принят в государственную собственность Челябинской области, однако постановление о передаче имущества в областную собственность не принято, переходный период затянулся, собственник, с которым необходимо было согласовывать заключения договора аренды, отсутствовал.

Указанный довод не может быть принят Комиссией по следующим основаниям.

Постановление  Правительства Челябинской области от 17.11.2015 № 589-П вступило в силу с 1 декабря 2015 года (за исключением подпунктов 1 и 2 пункта 3), то есть после подписания договора № 16 от 25.11.2015. Таким образом, поскольку рассматриваемое  имущество находилось в собственности муниципального образования «Каслинский муниципальный район», на основании  договора б/н от  03.02.2010 закреплено за  учреждением на праве оперативного управления, а также с учетом порядка распоряжения муниципальным имуществом, установленным Положением, на основании действующего законодательства учреждение не имело законных оснований для заключения договора № 16 от 25.11.2015.

Кроме того, длительные сроки проведения процедуры торгов, невозможность нарушения процесса утилизации  биохимических отходов медицинской деятельности и ритуальных услуг не являются основанием для заключения договора аренды недвижимого муниципального имущества без проведения торгов. Более того,  рассматриваемым договором не предусмотрено оказание обществом и предпринимателем услуг по утилизации отходов.

 

При рассмотрении настоящего дела антимонопольным орган проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции  и пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Рассматриваемые действия ГБУЗ «Районная больница г. Касли» привели к нарушению антимонопольного законодательства  на рынке оказания услуг по сдаче в  аренду недвижимого имущества, расположенного на территории Каслинского муниципального района и  находящегося в муниципальной, а в последующем в государственной собственности.

Временной интервал исследования товарного рынка определен с учетом особенностей товарного рынка и включает в себя период с 25.11.2015 по 18.07.2016, то есть с даты подписания договора № 16 от 25.11.2015 до даты возбуждения дела № 13-07/16 в соответствии с Приказом Челябинского УФАС России № 141 от 18.07.2016.

Предмет договора, заключенного в отношении муниципального имущества: аренда нежилых помещения № 1, 2, 3, 21, 22 общей площадью 27,35 кв. м, расположенных по адресу: г. Касли, ул. Коммуны, 59/5, для организации приема, хранения, обмывания, одевания умершего, для оказания косметических услуг, выдачи тела умершего, для установки холодильной камеры,  а также нежилого помещения № 15 общей площадью 23,00 кв. м, расположенное по адресу: г. Касли, ул. Коммуны, 59/5, для организации подготовки тела умершего к траурной церемонии.

По результатам анализа  состояния конкуренции на рассматриваемом рынке установлено, что предметом договора № 16 от 25.11.2015 являются услуги по сдаче в  аренду недвижимого муниципальной (государственной) собственности, расположенного на территории  Каслинского муниципального района (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, вид 68.20.12).

 

Материалами дела установлено, что деятельность, указанную в рассматриваемом договоре,  на территории Каслинского муниципального района могли осуществлять: ООО «Ромашка», ИП <…>, ООО «Комфорт».

При этом хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность в иных сферах, также были лишены права доступа к муниципальному (государственному) имуществу на конкурентной основе.  Доступ к такому ресурсу в результате рассматриваемых действий учреждения был предоставлен исключительно ООО «Ромашка» и ИП <…> с нарушением требований действующего законодательства.

Таким образом, действия ГБУЗ «Районная больница г. Касли» по заключению договора аренды нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, с ООО «Ромашка» и ИП <…>  без проведения торгов  на право заключения  договора аренды такого имущества противоречат части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Материалами дела установлено, что договор № 16 от 25.11.2015 подписан сторонами, однако, государственная регистрация не осуществлена, следовательно, он считается незаключенным. Документов, подтверждающих, что имущество возвращено арендаторами арендодателю лицами, участвующими при рассмотрении дела не представлено.  В связи с чем Комиссия антимонопольного органа считает возможным выдать предписание ГБУЗ «Районная больница г. Касли» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением  части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции действия ГБУЗ «Районная больница г. Касли», выразившиеся в заключении договора аренды № 16 от 25.11.2015 нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, с ООО «Ромашка» и ИП <…>  без проведения торгов  на право заключения  договора аренды такого имущества.

2. Выдать ГБУЗ «Районная больница г. Касли» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Иные меры по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 13-07/16

 

«23»  декабря  2016 года                                                        г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

 

<…>

 

-

 

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

<…>

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

 

<…>

 

-

специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 23 декабря 2016 года по делу № 13-07/16 о нарушении ГБУЗ «Районная больница г. Касли»  (ул. Коммуны, 65, г. Касли, Челябинская обл., 456830) части  3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ГБУЗ «Районная больница г. Касли»  совершить действия, направленные на прекращение нарушения части  3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении договора аренды № 16 от 25.11.2015 нежилых помещений без проведения торгов,  а именно в срок до 30 декабря 2016 года уведомить ООО «Ромашка» и ИП <…> о необходимости возврата имущества, переданного по договору аренды нежилых помещений № 16 от 25.11.2015, и принять  меры по возврату такого  имущества,

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Челябинское УФАС России в срок до 09 января 2017 года с приложением подтверждающих документов (надлежаще заверенные копии документов, подтверждающих уведомление арендаторов о необходимости возврата имущества, переданного по договору аренды нежилых помещений № 16 от 25.11.2015,  и подписанных актов приема-передачи такого имущества).

Документы, представленные в доказательство исполнения предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица, прошиты  и пронумерованы, представлены с сопроводительным письмом и  описью документов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны