Решение б/н Решение и предписание по делу № 15-07/15 о нарушении антимон... от 20 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «29» сентября 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «19» октября 2015 года.    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя
Комиссии:    <…>    -    заместителя руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии:    <…>    -    начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;
    <…>    -    главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 15-07/15, возбужденное по признакам нарушения Управлением по земельно-имущественным отношениям администрации Чебаркульского муниципального района (далее – Управление)  части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:

В адрес Челябинского УФАС России поступило обращение ООО «ТеплоЭнергоСервис» на неправомерные действия Управления, выразившиеся в нарушении антимонопольного законодательства при распоряжении муниципальным имуществом, а именно объектами газоснабжения в Сарафановском, Варламовском сельских поселениях Чебаркульского муниципального района.
Заявитель указывает, что ООО «ТеплоЭнергоСервис» было  намерено обслуживать объекты газоснабжения, расположенные в указанных сельских поселениях, в связи с чем обращалось по данному вопросу в Управление. Однако в последующем ООО «ТеплоЭнергоСервис» стало известно, что данное имущество было передано без проведения торгов в безвозмездное пользование ОАО «Газпром газораспределение Челябинск». При этом процедуры разграничения муниципальной собственности имущества между муниципальным районом и поселениями, оформление муниципальными образованиями прав владения  в отношении объектов газоснабжения, расположенных  на территории сельских поселений, не осуществлялось.
Заявитель полагает, что  действия Управления  по  последовательной передаче прав на участки сетей одному хозяйствующему субъекту без проведения  торгов являются взаимосвязанными сделками, имеющими своей целью  передачу без торгов прав не на отдельные участки, а на всю сеть инженерно-технического  обеспечения объектов газоснабжения в Чебаркулькульском муниципальном районе.
Челябинским УФАС России в действиях Управления по принятию решения о передаче объектов газоснабжения, расположенных на территории Чебаркульского муниципального района, в безвозмездное пользование  ОАО «Газпром газораспределение  Челябинск» и по заключению договора № 06-04-320/12 (34/2013) от 01.11.2013 безвозмездного пользования муниципальным имуществом без проведения торгов в нарушении положений действующего законодательства установлены признаки нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, в связи с чем возбуждено производство по настоящему делу.

При рассмотрении настоящего дела Управлением представлены письменные пояснения и на заседании комиссии представителями указано  следующее.
Торги на право заключения договора безвозмездного пользования  в отношении объектов газоснабжения, расположенных на территории Чебаркульского муниципального района, не проводились на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, а также с учетом позиции Челябинского УФАС России, изложенной в письме от 22.05.2015 № 4582/07.
В договор безвозмездного пользования № 06-04-320/12 (34/2013) от 01.11.2013, заключенный с ОАО «Газпром газораспределение  Челябинск», включены объекты, находящиеся в муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района, имущество, включенное в реестр муниципальной собственности района, а также  газопроводы (подводящие к жилым домам), построенные за счет средств жителей, права собственности на которые не оформлены, и которые фактически являются бесхозными.
Право собственности муниципального образования на отдельные объекты газоснабжения не зарегистрировано ввиду отсутствия выделенных из бюджета Чебаркульского муниципального района денежных средств в необходимом объеме для совершения данных действий.
В соответствии с соглашениями  о передаче осуществления части полномочий  по решению вопросов местного значения, заключенными между муниципальным районом и сельскими поселениями, полномочия по организации в границах поселения газоснабжения населения были переданы в Чебаркульский муниципальный район. При этом в ответ на запрос Челябинского УФАС России указано, что дополнительными соглашениями к названным соглашениям Управление не располагает.
При определении  взаимных точек присоединения газопроводов, принадлежащих ОАО «Газпром газораспределение Челябинск»,  с газопроводами, переданными Управлением в безвозмездное пользование, комиссией при составлении заключения от 30.10.2013 рассматривались следующие документы:  договор аренды от 12.03.2007 № ДАГ-1/2007, схемы существующих газопроводов  по поселениям, схема территориального планирования и правил землепользования и застройки территории Чебаркульского муниципального района.
На основании изложенного, Управление полагает, что в действиях органа местного самоуправления отсутствуют нарушения Закона о защите конкуренции.

Администрацией Чебаркульского муниципального района, привлеченной к участию в рассмотрении настоящего дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах,  представлены копии соглашений о передаче осуществления части полномочий  по решению вопросов местного значения, заключенных между Муниципальным образованием «Чебаркульский муниципальный район» и сельскими поселениями, в том числе с дополнительными соглашениями,  а также копия схемы территориального планирования и правил землепользования и застройки территории Чебаркульского муниципального района, и на заседании комиссии представителем поддержана позиция Управления.

АО «Газпром газораспределение Челябинск» (до переименования ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», ОАО «Челябинская региональная газораспределительная компания»), привлеченным к участию в рассмотрении настоящего дела в качестве заинтересованного лица, представлены письменные пояснения и на заседании комиссии представителями указано  следующее.
Объекты газоснабжения, переданные в 2013 году ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» в безвозмездное пользование, присоединены к газопроводам, принадлежащим ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» на основании договора № 06-02/4-210/11 от 15.04.2011 и договора № ДАГ-0043-09/146-р от 01.01.2009. В связи с чем, указанные объекты имеют взаимные точки присоединения.  АО «Газпром газораспределение Челябинск»  представлено описание 5 независимых источников газоснабжения Чебаркульского муниципального района.
АО «Газпром газораспределение Челябинск» полагает, что в действиях Управления по распоряжению муниципальным имуществом отсутствуют нарушения Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Частью 1 статья 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, поименованных в названой норме.
Пункт 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции допускает возможность заключения договоров без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
При этом положения пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции могут применяться только при обязательном соблюдении двух условий: участок сети инженерно-технического обеспечения, подлежащий передаче, должен являться частью соответствующей сети, которая находится во владении или пользовании у лица, претендующего на такой участок сети, и данные часть сети и сеть являются технологически связанными.
Согласно пункту 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 (далее – Правила № 83), сети инженерно-технического обеспечения – совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, а технологически связанные сети – принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

1. Газораспределительные сети Чебаркульского муниципального района в соответствии с договором от 12.03.2007 № ДАГ-1/2007 были переданы в аренду ОАО «Челябинская региональная газораспределительная компания». Договор от 12.03.2007 № ДАГ-1/2007 действовал до 31.10.2013.
По  указанному договору обществу было передано имущество, расположенное в с. Боровое Сарафановского сельского поселения (26 объектов),  Тимирязевском сельском поселении (43 объекта),  Травниковском сельском поселении (56 объектов),  Кундравинском сельском поселении (14 объектов),  Варламовском сельском поселении (9 объектов), Шахматовском сельском поселении (11 объектов), Бишкильском сельском поселении (1 объект), Филимоновском сельском поселении (11 объектов). В соответствии с дополнительным соглашением № 1 от 01.07.2008 к договору аренды № ДАГ-1/2007 обществу была передана газораспределительная сеть и сооружения на ней в пос. Ключи  Бишкильского сельского поселении (1 объект). Таким образом, общее  количество объектов, переданное обществу по договору от 12.03.2007 № ДАГ-1/2007, составило 172 единицы.
ОАО «Челябинская региональная газораспределительная компания» письмом исх. от 14.03.2013  № ВС-27/693 обратилось в адрес главы Чебаркульского муниципального района  с предложением о заключении договора безвозмездного пользования в отношении газораспределительных сетей без проведения торгов  на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. ОАО «Челябинская региональная газораспределительная компания»  указано, что в случае наличия технологического присоединения для заключения договора передачи сетей без проведения торгов и без предварительного согласия антимонопольного органа общество предоставит документы,  подтверждающие технологическую связь сетей и сети инженерно-технологического обеспечения.
Миасский филиал ОАО «Челябинская региональная газораспределительная компания» письмом от 25.04.2013 исх. № 07-05-05/281 направил главе Чебаркульского муниципального района перечень бесхозяйных газопроводов по состоянию на 01.04.2013, а также предложил заключить договор на их техническое облуживание, либо передать эти газопроводы в безвозмездное пользование газораспределительной  организации.
ОАО «Челябинская региональная газораспределительная компания» в адрес главы Чебаркульского муниципального района   направлено письмо исх. от 16.07.2013 № ВС-27/2147 по вопросу эксплуатации и регистрации права муниципальной собственности бесхозяйных объектов газораспределительной системы, в котором также указано о необходимости решения вопроса о передаче данного имущества в эксплуатацию ОАО «Челябинская региональная газораспределительная компания».
Согласно Заключению комиссии по  определению взаимных точек присоединения газопроводов, принадлежащих ОАО «Газпром газораспределение Челябинск»,  с газопроводами, принадлежащими Управлению, от 30.10.2013:
1) транспортировка газа по газопроводам общей протяженностью 200704,07 п/м возможна только через газораспределительные сети, принадлежащие ОАО «Газпром газораспределение  Челябинск» на праве аренды;
2) газораспределительные сети имеют взаимные точки присоединения  с газопроводами, принадлежащими ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» на праве аренды.
При этом комиссия по  определению взаимных точек присоединения газопроводов, принадлежащих ОАО «Газпром газораспределение  Челябинск»,  с газопроводами, принадлежащими Управлению,  состояла только из должностных лиц органа местного самоуправления Чебаркульского муниципального района и представителей ОАО «Газпром газорапределение Челябинск».
Приложением к Заключению комиссии от 30.10.2013 является перечень имущества, планируемого к передаче ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», Управлением.
Указанный перечень содержит информацию о наименовании газопровода, передаваемого от Управления; наименовании и принадлежности газопровода ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», к которому присоединен газопровод; а также об иных технических характеристиках.
При этом Управление не располагало документами, подтверждающими принадлежность газопроводов ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», к которым присоединены газопроводы, передаваемые обществу в безвозмездное пользование.
Копии указанных документов были представлены ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» при рассмотрении настоящего дела: договор № 06-02/4-210/11 от 15.04.2011 о передаче в аренду имущества, заключенный с ОАО «Чебаркульмежрайгаз», и договор № ДАГ-0043-09/146-р от 01.01.2009 о передаче в аренду имущества, заключенный с Министерством промышленности и природных ресурсов Челябинской области.
Согласно пункту 3 Заключения комиссии от 30.10.2013 протяженность газопроводов, передаваемых в безвозмездное пользование ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», соответствует исполнительно-техническим документациям. Управлением при рассмотрении настоящего дела указанная документация не представлена.  Более того, копия Заключения комиссии от 30.10.2013, представленная ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», содержит сведения об общей протяженности газопроводов в размере 189 542,01 п/м, в то время как копия Заключения комиссии от 30.10.2013, представленная Управлением,  а также оригинал Заключения содержат исправленную протяженность газопроводов – 200 704,07 п/м. В связи с чем, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу об отсутствии исполнительно-технических документаций у органа местного самоуправления на газопроводы, в том числе на дату принятия решения о передаче объектов газоснабжения в безвозмездное пользование.
В соответствии с Протоколом № 3 заседания межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных со сдачей в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности Чебаркульского  муниципального района,  от 31.10.2013 принято решение заключить договор безвозмездного пользования газораспределительных сети  и сооружений на них с ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» без проведения аукциона или конкурса на неопределенный срок в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно Распоряжению Управления от 31.10.2013 № 717/1 принято решение на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, части 2 Правил № 83, Решения Собрания депутатов  Чебаркульского муниципального района 4 созыва от 28.12.2010 № 100, протокола № 3 от 31.10.2013 передать в безвозмездное пользование ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» газораспределительные сети и сооружения, отделу имущественных отношений поручено подготовить для заключения договор безвозмездного пользования  недвижимым имуществом с ОАО «Газпром газораспределение  Челябинск» на неопределенный срок с 01.11.2013,  подготовить соглашение о расторжении договора от 12.03.2007 № ДАГ-1/2007 с 31.10.2013, подготовить  акты и провести сверку взаиморасчетов по договору № ДАГ-1/2007 от 12.03.2007  по состоянию на 31.10.2013.
В соответствии с Соглашением от 31.10.2013 о расторжении договора от 12.03.2007 № ДАГ-1/2007  стороны договорились расторгнуть договор аренды муниципального имущества.
01.11.2013  между Управлением и ОАО «Газпром газораспределение  Челябинск» заключен Договор № 06-04-320/12 (34/2013) безвозмездного пользования газораспределительными сетями и сооружениями на неопределенный срок без проведения торгов.
Управлением при рассмотрении настоящего дела представлены схемы газопроводов в границах сельских поселений на территории Чебаркульского муниципального района.  При этом единая схема  сети газоснабжения Чебаркульского муниципального района, утвержденная органом местного самоуправления, позволяющая установить источники газоснабжения и отключающие устройства (по состоянию на 2013 год), технологическую связь газопроводов, передаваемых управлением в безвозмездное пользование, и сети газоснабжения муниципального района,  Управлением не представлена.
Из представленных в материалы дела графических схем газопроводов на территории Чебаркульского муниципального района также нельзя прийти к выводу о наличии такой связи.
К указанному выводу также невозможно прийти на основании анализа схемы территориального планирования и правил землепользования и застройки территории Чебаркульского муниципального района. Более того, указанная схема разработана по состоянию на 2008 год, в то время как вопрос о предоставлении ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» объектов в безвозмездное пользование рассматривался в 2013 году.
В соответствии со сведениями, представленными при рассмотрении дела Управлением и ОАО «Газпром газораспределение Челябинск»,  на территории Чебаркульского муниципального района имеется 5 независимых источников газораспределения:
1) ГРС с/з Опытный;
2) ГРС с. Травники;
3) ГРС с. Кундравы;
4) ГРС г. Чебаркуль;
5) ГРС с. Коелга.
Уральским управлением Ростехнадзора по Челябинской области по запросу Челябинского УФАС России направлена информация, из которой следует, что не представляется возможным установить единую технологическую и функциональную связь сетей газораспределения и газопотребления различных сельских поселений в границах Чебаркульского муниципального района на основании документов, представленных при рассмотрении настоящего дела и рассматриваемых Управлением при принятии решения о заключения договора безвозмездного пользования, а именно: заключения комиссии от 30.10.2013, схем газопроводов, а также договора № 06-04-320/12 (34/2013)  01.11.2013. Однако по результатам анализа указанных документов уполномоченный орган не смог прийти к выводам, к которым пришло Управление, о наличии технологической связи всех объектов передаваемых в безвозмездное пользование с сетью газоснабжения Чебаркульского муниципального района.
Информация, представленная Уральским управлением Ростехнадзора  по Челябинской области, свидетельствует о наличии технологической связи сетей газораспределения и газопотребления, переданных Управлением в безвозмездное пользование ОАО «Газпром газораспределение Челябинск»,  и сетей газораспределения, принадлежащих ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», только в границах соответствующих сельских поселений.
Таким образом,  Управлением не представлены документы, подтверждающие, что газопроводы, расположенные на территории Чебаркульского муниципального района в границах отдельных сельских поселений,  не могут функционировать самостоятельно, в том числе при условии наличия 5  независимых источников газораспределения.
Из представленных документов, в том числе Заключения комиссии по  определению взаимных точек присоединения газопроводов, принадлежащих ОАО «Газпром газораспределение Челябинск»,  с газопроводами, принадлежащими Управлению, от 30.10.2013, с приложением перечня муниципального имущества, не следует, что передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения Чебаркульского муниципального района и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в границах всего Чебаркульского муниципального района.
Газоснабжение отдельных муниципальных образований с использованием муниципального имущества (газопроводов) при условии наличия 5 независимых источников газораспределения  может осуществляться различными хозяйствующими субъектами.
 В связи с этим, у органа местного самоуправления отсутствовали  основания для передачи объектов  ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» в безвозмездное  пользование на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Довод Управления о том, что письмом от 22.05.2012 № 4582/07 Челябинским УФАС России согласовывалось заключение договора безвозмездного пользования иному муниципальному образованию без проведения торгов на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, не может быть принят во внимание, поскольку в данном письме рассматривался вопрос о даче разъяснения применения положений антимонопольного законодательства, а не вопрос согласования совершения органами местного самоуправления каких-либо сделок. Более того, поскольку в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции полномочиями по разъяснению положений антимонопольного законодательства обладает ФАС России, Челябинским УФАС России изложено мнение по поставленному вопросу. Так, в письме Челябинского УФАС России от 22.05.2012 № 4582/07 указано, что орган местного самоуправления вправе заключить договоры аренды указанного имущества без проведения торгов и без  предварительного согласия антимонопольного органа в порядке, предусмотренном главой 5 Закона о защите конкуренции, только при наличии у такого органа достаточных оснований и документов, подтверждающих технологическую связь части сетей и сети инженерно-технического обеспечения.

2. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) в редакции, действовавшей в 2013 году,  организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесена к вопросам местного значения поселения.
Статьей 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» установлено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
2.1.  Согласно пункту 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном указанной частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.
Частью 3 статьи 5 Закона Челябинской области от 29.11.2007 № 221-ЗО «О порядке подготовки проектов законов Челябинской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями и городскими округами» установлено, что момент возникновения у муниципального образования, принявшего имущество, права собственности на переданное имущество устанавливается законом Челябинской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Согласно приложению к Заключению комиссии от 30.10.2013, приложению № 1 к договору № 06-04-320/12 (34/2013) ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» передано муниципальное имущество в количестве 1357 объектов.
При этом Управлением представлены документы, подтверждающие собственность муниципального образования в отношении 3 объектов:
- свидетельство о государственной регистрации права № 74 АВ 864879 от 07.07.2010;
- свидетельство о государственной регистрации права № 74 АД 051850 от 20.09.2012;
- свидетельство о государственной регистрации права № 74 АД 431667 от 05.07.2013.
Согласно выписки № 193 от 26.03.2015 из реестра муниципальной собственности по состоянию на 01.11.2013 в реестр муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района включено 186 объектов газоснабжения.
Таким образом, в отношении оставшихся 1 168 объектов газоснабжения, переданных в безвозмездное пользование ОАО «Газпром газораспределение Челябинск»,  документы, подтверждающие право собственности муниципального образования «Чебаркульский муниципальный район»,  а также включение их в реестр муниципальной собственности, отсутствуют.
Более того, Управлением издано Распоряжение от 27.05.2013 № 362/1 «О выявлении бесхозяйного имущества»  в количестве  1164 объектов. Согласно указанному распоряжению отделу имущественных отношений поручено  внести в перечень бесхозяйных объектов Чебаркульского муниципального района объекты недвижимого имущества, выявленные на территории Чебаркульского района, опубликовать объявление о признании вышеуказанных объектов бесхозяйными в газете «Южноуралец», поставить объекты на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области; отделу по учету и финансированию осуществить финансирование указанных действий.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Вместе с тем, Управлением передано в безвозмездное пользование на неопределенный срок ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» имущество, не признанное по решению суда поступившим в муниципальную собственность, в отсутствие закона Челябинской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности.
 Таким образом, у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для передачи таких объектов ОАО «Газпром газораспределение Челябинск».
 2.2. Объекты газоснабжения, переданные Управлением в безвозмездное пользование  ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», расположены в различных муниципальных образованиях: Сарафановском сельском поселении (с. Боровое),  Тимирязевском сельском поселении (п. Тимирязевский, д. Казбаево, пос. «Монолит»), Травниковском сельском поселении (с. Травники), Кундравинском сельском поселении (с. Бутырки, с. Кундравы), Варламовском сельском поселении (с. Попово,  с. Звягино, с. Варламово),  Шахматовском сельском поселении, Бишкильском сельском поселении (с. Ключи), Филимоновском сельском поселении (с. Филимоново, д. Колодкино), Кундравинском сельском поселении (с.Кундравы).
Из материалов дела следует, что между Муниципальным образованием «Чебаркульский муниципальный район» и сельскими поселениями заключены соглашения о передаче осуществления части полномочий  по решению вопросов местного значения, в том числе о передаче муниципальному району полномочий по организации в границах поселения газоснабжения населения:
- соглашение № 2 от 30.12.2005 с Травниковским сельским поселением;
- соглашение № 12 от 30.12.2005 с Филимоновским сельским поселением;
- соглашение № 16 от 30.12.2005 с Кундравинским сельским поселением;
- соглашение № 19 от 30.12.2005 с Шахматовским сельским поселением;
- соглашение № 22 от 30.12.2005 с Сарафановским сельским поселением;
- соглашение № 26 от 30.12.2005 с Варламовским сельским поселением;
- соглашение № 28 от 30.12.2005 с Бишкильским сельским поселением;
- соглашение № 31 от 30.12.2005 с Тимирязевским сельским поселением;
- соглашение № 33 от 30.12.2005 с Непряхинским сельским поселением.
Вместе с тем, к соглашениями № 12 от 30.12.2005 с Филимоновским сельским поселением,  № 22 от 30.12.2005 с Сарафановским сельским поселением,  № 26 от 30.12.2005 с Варламовским сельским поселением были заключены дополнительные соглашения соответственно от 29.05.2012, 28.01.2013, 01.02.2013, согласно которым полномочия  по решению вопросов об организации в границах поселения газоснабжения населения были возвращены органам местного самоуправления сельских поселений.
Таким образом, Управление в октябре-ноябре 2013 года не обладало полномочиями по организации в границах Филимоновского, Сарафановского и Варламовского сельских поселениях  газоснабжения населения,  следовательно, для решения указанных полномочий не имело правовых оснований распоряжаться объектами газоснабжения в указанных муниципальных образованиях.
Более того, Управление располагало сведениями об отсутствии у муниципального образования «Чебаркульский муниципальный район» полномочий по распоряжению объектами, находящимися на территории Сарафановского сельского поселения, что подтверждается письмом Управления от 16.12.23013 № 482 о направлении в адрес ООО «ТеплоЭнергоСервис» дополнительного соглашения от 28.01.2013 к соглашению № 22 от 30.12.2005, в соответствии с которым полномочия Чебаркульского муниципального района в части организации в границах поселения электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения отозваны.
Органы местного самоуправления сельских поселений, наделенные в рассматриваемый период полномочиями по организации в поселении газоснабжения населения, вправе самостоятельно решить вопрос о реализации данных полномочий, в том числе путем передачи имущества в аренду, безвозмездное пользование, или заключения договоров на оказание услуг по техническому обслуживанию газопроводов и сооружений на них.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе  путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.
Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяй-ствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимуще-ственные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества на конкурентной основе позволяет обеспечить равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недо-пущению, устранению конкуренции.
Более того, передача одной газораспределительной организации объектов газо-снабжения, расположенных на территории Чебаркульского городского округа, в том числе не находящихся в муниципальной собственности и не включенных в реестр муниципальной собственности, создают преимущественные условия осуществления деятельности такой организации, поскольку позволяют  обществу осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием имущества (подключать объекты капитального строительства к сети,  осуществлять передачу газа по сетям).
Так, в силу Правил подключения объекта капитального строительства к сетям ин-женерно-технического обеспечения, утвержденных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 (действовали до 01.03.2014), а в последующем Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строи-тельства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314, подключение (технологическое присоединение) объекта к сети газораспределения осуществляет лицо, эксплуатирующее сети инженерно-технического обеспечения, владеющее на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства. Лица, намеренные осуществить подключение (технологическое присоединением) объекта к сети газораспределения обращаются в данную организацию, которая осуществляет такое подключение  за соответствующую плату. Вместе с тем, иные хозяйствующие субъекты, намеренные осуществлять эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения на территории Чебаркульского муниципального района и лишенные такой возможности, соответственно, и не имеют воз-можности осуществлять подключение (технологическое присоединением) объектов к сети газораспределения и получать за данные мероприятия плату.
Таким образом, действия Управления по изданию Распоряжения от 31.10.2013 № 717/1  о предоставлении ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» в безвозмездное пользование газораспределительных сетей и сооружений без проведения торгов,  в отсутствие у Управления полномочий по распоряжению имуществом, расположенным в границах Филимоновского, Сарафановского и Варламовского сельских поселений, а также имуществом, не находящимся в муниципальной собственности и не включенным в реестр муниципальной собственности, могли привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции путем создания преимущественных условий осуществления деятельности данному хозяйствующему субъекту, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Действия Управления по заключению с ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» Договора № 06-04-320/12 (34/2013)  от 01.11.2013 безвозмездного пользования муниципальным имуществом без проведения торгов противоречат части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
К договору безвозмездного пользования применяются положения главы 36 Граж-данского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 699  Гражданского кодекса Российской Федерации каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, за-ключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения.
Согласно пункту 2.1 Договора № 06-04-320/12 (34/2013)  от 01.11.2013 договор безвозмездного пользования заключен на неопределенный срок. В соответствии с пунктом 8.3  Договора № 06-04-320/12 (34/2013)  от 01.11.2013 договор может быть прекращен по требованию одной из сторон, которое должно быть направлено другой стороне за три месяца.
В связи с чем, Комиссии считает возможным выдать Управлению предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в том числе путем отказа от Договора № 06-04-320/12 (34/2013)  от 01.11.2013, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

        Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

    РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Управления по изданию Распоряжения от 31.10.2013 № 717/1  о предоставлении ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» в безвозмездное пользование газораспределительных сетей и сооружений без проведения торгов,  в отсутствие у Управления полномочий по распоряжению имуществом, расположенным в границах Филимоновского, Сарафановского и Варламовского сельских поселений, а также имуществом, не находящимся в муниципальной собственности и не включенным в реестр муниципальной собственности, что могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции путем создания преимущественных условий осуществления деятельности данному хозяйствующему субъекту.
2. Признать нарушением части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции действия Управления по заключению с ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» Договора № 06-04-320/12 (34/2013)  от 01.11.2013 безвозмездного пользования муниципальным имуществом без проведения торгов.
3. Выдать Управлению предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.
5. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

Председатель Комиссии                                                                              <…>
    

Члены Комиссии                                                                                         <…>


               <…>


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд. Примечание.   За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

 

<…>
(351)265-93-799

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 15-07/15

19 октября 2015 года                             г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области  (далее – Челябинское УФАС России)  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя
Комиссии:    <…>    -    заместителя руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии:    <…>    -    начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;
    <…>    -    главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 19 октября  2015 года по делу № 15-07/15 о нарушении Управлением по земельно-имущественным отношениям администрации Чебаркульского муниципального района (далее – Управление)  части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Управлению прекратить нарушение части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, а именно:
1.1) в срок до 01 декабря 2015 года отказаться от договора безвозмездного пользования № 06-04-320/12 (34/2013)  от 01.11.2013, заключенного между Управлением и ОАО «Газпром газораспределение  Челябинск», путем уведомления общества об этом в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации;
1.2)  в срок до 01 марта 2016 года принять меры по возврату имущества, переданного по договору № 06-04-320/12 (34/2013)  от 01.11.2013.
2. Управлению в срок до 01 апреля 2016 года  обеспечить соблюдение требований антимонопольного законодательства при предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества – объектов газоснабжения.
3. Управлению в качестве доказательств исполнения пункта 1 настоящего предписания представить в Челябинское УФАС России:
3.1) в срок до 15 декабря 2015 года надлежаще заверенные копии документов, подтверждающих уведомление ОАО «Газпром газораспределение  Челябинск» об отказе от договора безвозмездного пользования № 06-04-320/12 (34/2013)  от 01.11.2013;
3.2) в срок до 15 марта 2016 года надлежаще заверенные копии подписанных актов приема-передачи имущества, переданного ОАО «Газпром газораспределение  Челябинск» по договору № 06-04-320/12 (34/2013)  от 01.11.2013.
4. Управлению в качестве доказательства исполнения пункта 2 настоящего предписания в срок до 15 апреля 2016 года представить в Челябинское УФАС России сведения о хозяйствующих субъектах, которым предоставлено в пользование  муниципальное имущество – объекты газоснабжения с приложением следующих надлежаще заверенных копий документов и информации: решений, распоряжений, иных актов о проведении торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав в отношении данного имущества, с приложением извещения о проведении торгов (с указанием сайта и даты размещения), протоколов, составленных при их проведении, договоров, предусматривающих переход прав владения (пользования) в отношении имущества, иные документы, подтверждающие основания передачи имущества в пользование, в случае принятия решения о предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества – объектов газоснабжения.
Документы, представленные в доказательство исполнения предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица, прошиты  и пронумерованы, представлены с сопроводительным письмом и  описью документов.

Председатель Комиссии                                                                              <…>
    
Члены Комиссии                                                                                         <…>

               <…>

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 


<…>
(351) 265-93-79

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны