Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 16-07/16 ОБ ИЗМЕНЕНИИ АКТА, КОТОРЫЙ СОДЕРЖИ... от 27 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

«18» апреля 2016 года                            г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) рассмотрено заявление ООО «ЭКОСИТИ» на неправомерные действия Правительства Челябинской области (далее – Правительство), выразившиеся во внесении в 2015 году изменений в Положение по установлению категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, порядка формирования списков таких граждан и сводного по Челябинской области реестра таких граждан в рамках реализации программы «Жилье для российской семьи» в Челябинской области, утвержденное Постановлением Правительства от 14.08.2014 № 386-П (далее – Положение № 386-П), в части определения ОАО «Южно-Уральская Корпорация жилищного строительства и ипотеки» (далее - ОАО «ЮУ КЖСИ») лицом,  уполномоченным на  ведение сводного реестра граждан, включенных в списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи», реализуемой на территории Челябинской области (далее – Сводный реестр).
При рассмотрении представленных документов и материалов установлено следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 404 (далее – Постановление № 404) утверждены Основные условия и меры реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», а также Критерии и требования отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства для реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Согласно пункту 7 Постановления № 404 органам государственной власти субъектов Российской Федерации в случае их участия в реализации программы рекомендовано принять нормативные правовые акты, устанавливающие в том числе порядок ведения уполномоченным органом или организацией сводного по субъекту Российской Федерации реестра граждан, включенных в такие списки, а также порядок предоставления застройщикам в рамках программы сведений, содержащихся в таком реестре.
Приказом Министерства  строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.06.2014 N 286/пр утверждены Методические рекомендации по установлению категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, порядка формирования списков таких граждан и сводных по субъекту Российской Федерации реестров таких граждан при реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Методические рекомендации).
Согласно пункту 4.1 Методических рекомендаций нормативным правовым актом необходимо установить порядок ведения уполномоченным органом или организацией (далее - уполномоченное лицо) сводного по субъекту Российской Федерации реестра граждан, включенных в списки граждан. Такой порядок рекомендуется установить в соответствии с пунктами 4.2 - 4.8 Методических рекомендаций.
Приложением к Методическим рекомендациям утвержден рекомендуемый проект нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации по установлению категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, порядка формирования списков таких граждан и сводного по субъекту Российской Федерации реестра таких граждан в рамках реализации программы «Жилье для российской семьи» (далее – Проект акта).
Порядок ведения сводного реестра определен в разделе V Проекта акта.
Пунктом 2 Положения № 386-П уполномоченным лицом на  ведение Сводного реестра определено ОАО «ЮУ КЖСИ».
Пунктом 10 Положения № 386-П установлено, что Министерство строительства и  инфраструктуры Челябинской области (далее – Министерство) информирует ОАО «ЮУ КЖСИ» о результатах отборов земельных участков с указанием адресного перечня таких земельных участков, застройщиков и проектов жилищного строительства в рамках программы.
Согласно пункту 12 Положения № 386-П для участия в программе граждане подают заявление о включении в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи» непосредственно в орган местного самоуправления по месту жительства либо через ОАО «ЮУ КЖСИ».
Тогда как из раздела 2 Методических рекомендаций,  пункта 15 Проекта акта следует, что гражданин подает такое заявление только в органы местного самоуправления.
Подпунктом 5 пункта 28 Положения № 386-П определено, что основанием для принятия органом местного самоуправления решения об исключении гражданина из списка граждан является  решение ОАО «ЮУ КЖСИ», принятое в соответствии с пунктом 44 Положения № 386-П.
Указанное положение не соответствует подпункту 5 пункта 33 Проекта акта, которым установлено, что орган местного самоуправления исключает гражданина из списка на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, указанном в пункте 49 Проекта акта.
Пунктом 11 Положения № 386-П  установлено требование о публикации на официальном сайте ОАО «ЮУ КЖСИ» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации об условиях реализации программы на территории Челябинской области; требованиях к гражданам, имеющим право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы; об отобранных для реализации программы земельных участках, застройщиках и проектах жилищного строительства; о времени и сроках начала приема заявлений граждан о включении в список граждан; перечне документов, необходимых для включения в список граждан; условиях реализации ипотечной программы.
При этом согласно пункту 2.4 Методических рекомендаций, пункту 14 Проекта акта указанная информация публикуется на  официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и официальных сайтах органов местного самоуправления в сети «Интернет», а также в официальных средствах массовой информации.
Поскольку осуществление данных функций по информационному обеспечению возложено на органы власти, пункт 11 Положения № 386-П  может не соответствовать антимонопольному законодательству, которым  запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями органов власти.
Порядок ведения Сводного реестра и порядок предоставления застройщикам в рамках программы сведений, содержащихся в таком реестре, определены в разделе V Положения № 386-П. Так, ОАО «ЮУ КЖСИ» ведет Сводный реестр, направляет застройщику выписки из сводного реестра, рассматривает предложения граждан, не включенных в выписку, о заключении договора участия в долевом строительстве или договора купли-продажи жилого помещения экономического класса, полученные застройщиками.
Согласно пункту  41 Положения № 386-П  ОАО «ЮУ КЖСИ» направляет застройщику выписки из Сводного реестра об участниках программы, принявших решение об участии в проекте, реализуемом застройщиком в рамках программы.
При этом в Сводный реестр также включаются сведения о гражданах, которые не приняли предварительное решение  о проекте жилищного строительства, в котором гражданин планирует приобрести жилье экономического класса.  
Вместе с тем такие сведения застройщикам не направляются, исключением является случай, предусмотренный  пунктом  41-1 Положения № 386-П.
Таким образом, доступ к сведениям о гражданах, участниках программы, не принявших предварительное решение  о проекте жилищного строительства, в котором они планируют приобрести жилье экономического класса, имеет только ОАО «ЮУ КЖСИ».
ОАО «ЮУ КЖСИ» является хозяйствующим субъектом  и осуществляет в том числе следующие виды деятельности: подготовка к продаже собственного жилого недвижимого имущества (код 70.11.1), покупка и продажа собственного недвижимого имущества  (код 70.12), производство общестроительных работ по возведению зданий (код 45.21.1), деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве (код 74.20.1), подготовка к продаже собственного недвижимого имущества (код 70.11), производство общестроительных работ (код 45.21).
ОАО «ЮУ КЖСИ» претендовало на  право  заключения договоров о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса земельных участков, расположенных по адресу:  г. Челябинск, Центральный район, микрорайон 19-2 и микрорайон 19-1 (извещение № 230715/0123135/01,  лоты  1, 2).
Более того, договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса земельного участка, расположенного по адресу:  г. Челябинск, Центральный район, микрорайон 19-1, заключен с ООО «КПД Заказчик», выступающим стороной договора простого товарищества «Патриот», участником которого также является   ОАО «ЮУ КЖСИ». Указанный проект включен в перечень проектов, реализуемых в рамках рассматриваемой программы.
Таким образом, ОАО «ЮУ КЖСИ», являясь уполномоченным на ведение Сводного реестра лицом, получает доступ к информации в приоритетном порядке и, следовательно, имеет возможность использовать такую информацию, в том числе о гражданах, имеющих намерение приобрести жилье экономического класса, при осуществлении предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)  органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается  предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке,  создание дискриминационных условий (пункты 6, 8).
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено отельными федеральными законами.
Таким образом, действия Правительства Челябинской области по утверждению Положения № 386-П, в соответствии с которым уполномоченным лицом на  ведение Сводного реестра определено ОАО «ЮУ КЖСИ», могут  привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке  осуществления деятельности по строительству жилья экономического класса, в том числе путем предоставления данному хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке, и содержит признаки нарушения пунктов 6, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Кроме того,  действия Правительства Челябинской области по возложению пунктом 11 Положения № 386-П  на ОАО «ЮУ КЖСИ» функций  органов власти по информационному обеспечению реализации программы «Жилье для российской семьи» на территории Челябинской области содержит признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В связи с наличием в указанных действиях Правительства Челябинской области  признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктами 6, 8 части  1, частью  3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Челябинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Правительство Челябинской области  о необходимости изменения Положения № 386-П в срок до 01 июня 2016 года путем приведения указанного акта в соответствие с требованиями действующего законодательства, в том числе  в части  определения лица, уполномоченного на ведение Сводного реестра, а также осуществления функции по информационному обеспечению программы, возложенных на органы власти.
О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов (надлежащим образом заверенные копии актов, подтверждающих внесение изменений  в Положение № 386-П, а также документов, свидетельствующих об опубликовании таких актов).
При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

 

Руководитель                                                                     <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<…>
(351) 265-93-79

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны