Решение б/н Решение и предписание по делу № 17-03-18.1/2013 по жалобе ОА... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 9 августа 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 14 августа 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:

 


 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:


 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Берешкеев Данис Владимирович – специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

Елкина Анна Игоревна — ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 17-03-18.1/2013 по жалобе ОАО «СОГАЗ» на действия (бездействие) Муниципального предприятия «Горэлектросеть» г. Магнитогорска (далее – МП «Горэлектросеть») в присутствии:

  • представителя Муниципального предприятия «Горэлектросеть» г. Магнитогорска по доверенности;

  • представителя ОАО «СОГАЗ» по доверенности.

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ОАО «СОГАЗ» на действия (бездействие) МП «Горэлектросеть» при проведении запроса котировок на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение №31300437145).

В жалобе (вх. № 9196 от 05.08.2013) указано следующее. 17 июля 2013 года на сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение о проведение запроса котировок на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Документация стала доступна на сайте 17 июля 2013 в 11 часов 51 минуту.

В протоколе вскрытия конвертов и протоколе подведения итогов запроса котировок указано, что заявка ОАО «Страховая компания «Энергогарант» была подана 17 июля 2013 года в 8 часов 00 минут, то есть до опубликования извещения о проведения запроса котировок.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представители МП «Горэлектросеть» по доводам жалобы ОАО «СОГАЗ» пояснили следующее.

Для проведения запроса котировок на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств 17 июля 2013 года в 7:53 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение о проведении запроса котировок с приложением документов (закупочная документация, проект договора, приложение к договору). При публикации извещения и документации запроса котировок на официальном сайте возник сбой, извещение было создано 16 июля в 16:33. Кроме того, информация о проведении запроса котировок была опубликована на официальном сайте МП «Горэлектросеть». Информация на сайте заказчика стала доступна раньше, чем на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. По мнению представителя заказчика, участникам запроса котировок не были созданы препятствия в получении документации.

По результатам проведенного запроса котировок 30 июля 2013 года заключен договор с победителем – ОАО «САК Энергогарант».

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

Заказчик: Муниципальное предприятие «Горэлектросеть» г. Магнитогорска

Предмет запроса цен – Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Извещение о проведении запроса цен размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 17 июля 2013 года.

Начальная (максимальная) цена договора: 352 525, 18 рублей.

Согласно Протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе ценовых котировок на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 24 июля 2013 года № 70/В на участие было подано 4 заявки. Участниками запроса котировок являются:

1. Общество с ограниченной ответственностью «Страховая Компания «Согласие» (455023, Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Ленина, д.64). Заявка поступила 19.07.2013 в 11:23. Предложенная цена договора: 352 525,18 (триста пятьдесят две тысячи пятьсот двадцать пять рублей 18 копеек), без НДС.

2. Открытое акционерное общество «Страховая акционерная компания «Энергогарант» (455000, Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Ленина, 27). Заявка поступила 17.07.2013 в 08:00. Предложенная цена договора: 351 954,13 (триста пятьдесят одна тысяча девятьсот пятьдесят четыре рубля 13 копеек), без НДС.

3. Общество с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (454091, г. Челябинск, ул. Свободы, д.20). Заявка поступила 19.07.2013 в 08:24. Предложенная цена договора: 352 139,36   (триста пятьдесят две тысячи сто тридцать девять рублей 36 копеек), без НДС.

4. Открытое акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» (454080, г. Челябинск, ул. Труда, 187). Заявка поступила 22.07.2013 в 08:52. Предложенная цена договора: 352 070, 62   (триста пятьдесят две тысячи семьдесят рублей 62 копейки), без НДС.

В соответствии с Протоколом заседания закупочной комиссии по подведению итогов запроса цен на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 24 июля 2013 года № 70 победителем запроса котировок признано Открытое акционерное общество «Страховая акционерная компания «Энергогарант».

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

1. В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, закупочная документация по запросу котировок, проект договора и приложение к договору созданы 16 июля 2013 года в 16:33 (МСК+2), опубликованы 17 июля 2013 года в 7:53 (МСК+2). Закупочная документация по запросу котировок содержала в себе порядок приема заявок, требования к участникам запроса котировок и требования к документам, необходимым представить для участия в запросе котировок.

Заявка ОАО «Страховая акционерная компания «Энергогарант» поступила 17.07.2013 в 08:00. На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель заказчика пояснил, что ОАО «Страховая акционерная компания «Энергогарант» оказывала услуги обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств МП «Горэлектросеть».

Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что цена по данному виду договора определяется в соответствии с Федеральным законом от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее - Закон № 67-ФЗ) и Постановлением Правительства РФ от 20.12.2012 № 1344 «Об утверждении предельных (минимальных и максимальных) значений страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров», является единой для всех страховых организаций.

Следовательно, победителем может быть признан участник запроса котировок, который ранее других подаст заявку на участие.

Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком должны быть созданы равные условия для участия в запросе котировок страховым организациям, а именно заказчик должен был обеспечить равные возможности для ознакомления с документацией и условиями запроса котировок неограниченному кругу участников. Опубликование извещения и документации в день приема заявок создает преимущественные условия участия в конкурсе организациям, которые имели взаимоотношения с заказчиками, что противоречит принципу равноправия, справедливости, отсутствии дискриминации, информационной открытости, закрепленному в части 1 статьи 3 Закона о закупках, и может привести к ограничению конкуренции.

2. В соответствии с пунктом 3.8.3.1 документации по запросу ценовых котировок в рамках оценочной стадии Комиссия по запросу ценовых котировок оценивает и сопоставляет Заявки и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика, исходя из следующих критериев:

- Цена договора;

- Качество оказания услуг - предложения о функциональных и качественных характеристиках услуг;

- Надежность участника - опыт оказания аналогичных работ, ресурсные возможности и деловая репутация Участника.

Таким образом, заказчиком в закупочной документации указаны критерии оценки заявок, которые не соответствуют существу проводимой закупочной процедуры. Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что действия МП «Горэлектросеть» при проведении запроса котировок на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение №31300437145), выразившиеся в утверждении документации, в которой имеется несоответствие между порядком оценки заявок и способом закупки, противоречат части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. В соответствии с пунктом 3.9.1 документации комиссия по запросу ценовых котировок на своем заседании принимает решение либо по определению Победителя и заключению договора, либо по завершению данной процедуры запроса ценовых котировок без определения победителя: в случае если заявка какого-либо из участников окажется существенно лучше предложений остальных участников, и эта заявка полностью удовлетворит заказчика, заказчик определяет данного участника победителем и подпишет с ним договор, процедура запроса ценовых котировок будет завершена.

Указанный пункт документации в части, касающейся права заказчика определить победителем того участника, заявка которого окажется существенно лучше предложений остальных участников и полностью удовлетворит заказчика, не имеет четких критериев определения в каких случаях заявка полностью удовлетворит заказчика.

Данное обстоятельство может способствовать тому, что при проведении закупочных процедур тождественные заявки могут быть расценены заказчиком по-разному.

Также данное обстоятельство может способствовать введению в заблуждение участников закупки относительно порядка определения победителя.

По мнению Челябинского УФАС России, заказчиком должен быть применен единый подход к оценке заявок на участие не только в рамках проведения одной закупки, но и в целом при проведении всех закупок.

Таким образом, заказчиком в закупочной документации указан порядок определения победителя, который не соответствует действующему законодательству, в том числе принципам информационной открытости, равноправия и отсутствия дискриминации. Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что действия МП «Горэлектросеть» при проведении запроса котировок на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение №31300437145), выразившиеся в установлении в документации порядка оценки заявок, противоречат части 1 статьи 3 Закона о закупках.

4. В соответствии с пунктом 1 раздела 14 (Глава III) Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МП «Горэлектросеть» г. Магнитогорска заказчик вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг следующими способами:

- путем проведения торгов (открытый конкурс, открытый конкурс в электронной форме, открытый аукцион в электронной форме);

- без проведения торгов (запрос цен в электронной форме, запрос предложений в электронной форме, закупка у единственного поставщика).

В извещении о проведении закупки, размещенном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, указано о проведении запроса котировок.

В Положении о закупке товаров, работ, услуг для нужд МП «Горэлектросеть» г. Магнитогорска заказчик не предусмотрел такой способ проведении закупки, как запрос котировок, указал на возможность проведения запроса цен в электронной форме.

В соответствии с пунктом 5 раздела 14 (Глава III) Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МП «Горэлектросеть» г. Магнитогорска под запросом цен в электронной форме понимается непродолжительная процедура формального запроса коммерческих предложений (оферт) с выбором победителя по единственному критерию оценки, которым является цена договора. Запрос цен в электронной форме проводится при закупках товаров, работ, услуг, для которых существует сложившийся рынок в случаях, когда для Заказчика единственным оценочным критерием является цена предложения.

Запрос цен в электронной форме проводится при наличии одновременно следующих условий:

- для товаров, работ, услуг есть функционирующий рынок,

- товары, работы, услуги можно сравнивать только по ценам.

Запрос цен в электронной форме может проводиться также в случае, если проведенная ранее процедура торгов не состоялась и договор по итогам торгов не заключен.

В соответствии с пунктом 1 раздела 18 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МП «Горэлектросеть» г. Магнитогорска извещение и документация о проведении запроса цен в электронной форме утверждается заказчиком и размещается на официальном сайте, электронной площадке.

В извещении о проведении запроса котировок и документации запроса котировок не указано о том, что документация размещается на электронной площадке.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что МП «Горэлектросеть» проводило запрос котировок не в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг, что противоречит части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Кроме того, Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание на то, что МП «Горэлектросеть» не вправе было проводить закупку на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств способом запрос котировок, поскольку основным критерием при выборе победителя в запросе котировок является цена, которая для всех страховых организаций единая. Проведение запросов котировок на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств не позволит заказчикам удовлетворить наиболее эффективно свои потребности, как того требует Закон о закупках.

Более того, объявление запроса котировок может привести к нарушению страхового законодательства и законодательства о ценообразовании страховыми организациями и повлечь негативные последствия для страховщиков, поскольку изменение цены недопустимо.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденным Приказом ФАС России № 17/13 от 18.01.2013, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ОАО «СОГАЗ» на действия (бездействие) МП «Горэлектросеть» обоснованной.

2. Признать действия МП «Горэлектросеть» при проведении запроса котировок на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение №31300437145), выразившиеся в нарушении порядка размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения и документации запроса котировок, противоречащими части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3. Признать действия МП «Горэлектросеть» при проведении запроса котировок на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение №31300437145), выразившиеся в утверждении документации, в которой имеется несоответствие между порядком оценки заявок и способом закупки, противоречащими части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

4. Признать действия МП «Горэлектросеть» при проведении запроса котировок на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение №31300437145), выразившиеся в необоснованном проведении закупки на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, путем проведения запроса котировок, противоречащими части 1 статьи 2, части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

5. Признать действия МП «Горэлектросеть» при проведении запроса котировок на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение №31300437145), выразившиеся в установлении в документации порядка определения победителя, который способствует введению в заблуждение участников закупки относительно порядка определения победителя, противоречащими части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

6. Выдать МП «Горэлектросеть» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупкив том числе о приведении Положения о закупках в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Председатель Комиссии

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии

Д.В. Берешкеев

А.И. Елкина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 16

по делу № 17-03-18.1/2013

 

9 августа 2013 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:

 


 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:


 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Берешкеев Данис Владимирович – специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

Елкина Анна Игоревна — ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 09.08.2013 № 17-03-18.1/2013 по жалобе ОАО «СОГАЗ» на действия (бездействие) Муниципального предприятия «Горэлектросеть» г. Магнитогорска (далее – МП «Горэлектросеть»), выразившиеся в нарушении порядка проведения запроса котировок на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. С момента получения настоящего предписания МП «Горэлектросеть» не допускать нарушение порядка проведения закупки на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

2. МП «Горэлектросеть» при проведении закупки на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств:

2.1) размещать на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение и документацию закупок в сроки, которые обеспечат равные возможности для ознакомления с документацией и условиями закупки неограниченному кругу участников;

2.2) устанавливать в закупочной документации порядок оценки заявок в соответствии с избранным способом закупки;

2.3) устанавливать в закупочной документации порядок оценки заявок, который не вводит в заблуждение участников закупки относительно порядка определения победителя;

2.4) проводить закупки на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд МП «Горэлектросеть» г. Магнитогорска;

2.5) проводить закупки на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств способом, обеспечивающим выбор победителя не только по критерию цена контракта, но и исходя из лучших условий, предложенных участником.

3. МП «Горэлектросеть» с момента получения настоящего предписания ежемесячно до 15 декабря 2013 года представлять в Челябинское УФАС России информацию о проведении закупок на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств с приложением копий соответствующих документов: извещение, утвержденную документацию со всеми приложениями.

В случае непроведения указанных закупок необходимо сообщать об этом в Челябинское УФАС России не позднее 5 числа месяца следующего за отчетным кварталом.

 

Председатель Комиссии

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии

Д.В. Берешкеев

А.И. Елкина

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны