Решение б/н Решение по делу № 18-07/15 в отношении Администрации Кунашак... от 24 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 18-07/15 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «14» апреля 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «22» апреля 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель

Комиссии:

<…>

-

руководитель Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>

-

начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

 

главный специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело по признакам нарушения Администрацией Кунашакского муниципального района Челябинской области (далее – Администрация; ул. Ленина 103, с. Кунашак, Челябинская область, 465730) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), а также Управлением по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению Администрации Кунашакского муниципального района (далее – Управление; ул. Ленина 103, с. Кунашак, Челябинская область, 465730) и ООО «ГазоЭнергетическая Компания» (пр. Карла Маркса, д. 43, кв. 44, г. Магнитогорск, 455000) - статьи 16 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Челябинского УФАС России поступило заявление физического лица на действия Администрации и ООО «ГазоЭнергетическая компания» по организации строительства газопровода по ул. Коммунистическая в селе Кунашак Челябинской области без проведения торгов.

Представителем Администрации на заседание Комиссии представлены письменные пояснения от 27.01.2015 исх. № 254, от 31.03.2015 исх. № 676, от 14.04.2015 исх. № 763 и отмечено следующее.

В 2014 году были проведены конкурсные мероприятия в целях определения подрядной организации для строительства объекта: «Газоснабжение жилых домов по ул. Коммунистической в с. Кунашак Кунашакского муниципального района Челябинской области». Однако на основании решения Челябинского УФАС России указанные торги были отменены. В связи с поступлением в Администрацию обращения граждан с. Кунашак от 24.10.2014 о совершении безотлагательных действий по газификации улиц Коммунистическая и Ленина ввиду создания критической ситуации было проведено заседание Комиссии при Администрации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – Комиссия по ЧС) и составлен протокол от 31.10.2014 № 1/14. Указанное обращение граждан свидетельствует о том, что сложившаяся при организации выполнения работ по строительству газопроводов по ул. Ленина и ул. Коммунистическая ситуация является чрезвычайной ситуацией природного и техногенного характера.

Управлением представлены письменные пояснения от 30.03.2015 исх. № 93 о том, что муниципальный контракт заключен с единственным поставщиком ООО «ГазоЭнергетическая Компания» в связи с признанием его победителем аукциона на выполнение строительства объекта «Газоснабжение жилых домов по улице Ленина в селе Кунашак Челябинской области» и поступлением обращения жителей ул. Коммунистическая о заключении контракта с указанным обществом.

Представителями ООО «ГазоЭнергетическая Компания» на заседание Комиссии представлены письменные пояснения от 30.01.2015 исх. № 12/01, от 13.04.2015 исх. № 04 и отмечено следующее.

ООО «ГазоЭнергетическая Компания» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по строительству газопровода по ул. Ленина, ул. Коммунистическая, в селе Кунашак Челябинской области по просьбе представителей Администрации. Обоснованием заключения указанного контракта без проведения торгов явилось неоднократное обжалование проводимых процедур закупок, затягивание сроков, неисполнение обязательств перед жителями по газификации и возрастание социальной напряженности. Представители Администрации установили требование о предварительном закупе материалов в полном объеме в связи с резким ухудшением экономической ситуации и значительным повышением цен. Незаключение в указанный период контракта привело бы к невозможности выполнения работ в рамках запланированной стоимости. ООО «ГазоЭнергетическая Компания» приступило к выполнению работ сразу после подписания контракта, несмотря на удорожание производства работ в зимний период более чем в 2, 5 раза. По мнению ООО «ГазоЭнергетическая Компания», сложившаяся ситуация не является чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

06.08.2014 Управление объявило о проведении электронного аукциона на строительство объекта «Газоснабжение жилых домов по улице Ленина в селе Кунашак Челябинской области» (далее – Аукцион № 1) путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения № 0369300187814000003 об осуществлении закупки. Начальная (максимальная) цена контракта – 8100000,00 рублей 00 копеек. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке – 01.09.2014 09 часов 00 минут.

В адрес Челябинского УФАС России поступила жалоба ООО «СибСтрой-Логистик» на действия заказчика при проведении Аукциона № 1. По результатам рассмотрения указанной жалобы в действиях заказчика признаны нарушения законодательства о контрактной системе и выдано предписание об их устранении путем внесения изменений в документацию об аукционе и продления срока подачи заявок на участие в аукционе (решение № 520-ж/2014 от 21.08.2014). Указанное предписание исполнено, срок заявок продлен до 01.09.2014.

В адрес Челябинского УФАС России повторно поступила жалоба ООО «СибСтрой-Логистик» на действия заказчика при проведении Аукциона № 1. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе № 1 от 18.09.2014 подано 3 заявки на участие в торгах. По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика признаны нарушения законодательства о контрактной системе и выдано предписание об их устранении путем принятия решения об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, внесения изменений в документацию об аукционе и продления срока подачи заявок на участие в аукционе (решение № 583-ж/2014 от 22.09.2014). Указанное предписание исполнено, срок заявок продлен до 20.10.2014.

В адрес Челябинского УФАС России поступила жалоба ООО «Интерком» на действия заказчика при проведении Аукциона № 1. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе № 1 от 14.10.2014 подано 3 заявки на участие в торгах. Победителем Аукциона № 1 признано ООО «ГазоЭнергетическая Компания». По результатам внеплановой проверки и рассмотрения указанной жалобы в действиях заказчика признаны нарушения законодательства о контрактной системе и выдано предписание об их устранении путем принятия решения об отмене Аукциона № 1 (решение № 637-ж/2014 от 16.10.2014). Указанное предписание исполнено, Аукцион № 1 отменен 28.10.2014.

06.08.2014 Управление объявило о проведении электронного аукциона на строительство объекта «Газоснабжение жилых домов по улице Коммунистической в селе Кунашак Челябинской области» (далее – Аукцион № 2) путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения № 0369300187814000004 об осуществлении закупки. Начальная (максимальная) цена контракта – 7400000 рублей 00 копеек. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке – 22.08.2014 в 09 часов 00 минут.

В адрес Челябинского УФАС России поступила жалоба ООО «СибСтрой-Логистик» на действия заказчика при проведении Аукциона № 2. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе № 2 от 28.08.2014 подано 2 заявки на участие в торгах. По результатам рассмотрения указанной жалобы в действиях заказчика признаны нарушения законодательства о контрактной системе и выдано предписание об их устранении путем внесения изменений в извещение об осуществлении закупки и документацию об аукционе и продления срока подачи заявок на участие в аукционе (решение № 518-ж/2014 от 21.08.2014). Указанное предписание исполнено, срок заявок продлен до 19.09.2014.

В адрес Челябинского УФАС России повторно поступила жалоба ООО «СибСтрой-Логистик» на действия заказчика при проведении Аукциона № 2. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе № 2 от 22.09.2014 подано 4 заявки на участие в торгах. По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика признаны нарушения законодательства о контрактной системе и выдано предписание об их устранении путем принятия решения об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, внесения изменений в документацию об аукционе и продления срока подачи заявок на участие в аукционе (решение № 581-ж/2014 от 22.09.2014). Указанное предписание исполнено, срок заявок продлен до 20.10.2014.

В адрес Челябинского УФАС России поступила жалоба ООО «Интерком» на действия заказчика при проведении Аукциона № 2. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе № 2 от 14.10.2014 подано 4 заявки на участие в торгах. Победителем Аукциона № 2 признано ООО «Элита». По результатам проведения внеплановой проверки и рассмотрения указанной жалобы в действиях заказчика признаны нарушения законодательства о контрактной системе и выдано предписание об их устранении путем принятия решения об отмене Аукциона № 2 (решение № 638-ж/2014 от 16.10.2014). Указанное предписание исполнено, Аукцион № 2 отменен 28.10.2014.

Постановлением Главы Администрации от 16.04.2010 № 428 утвержден состав Комиссии по ЧС и Положение о Комиссии по ЧС. Поскольку указанная комиссия самостоятельным юридическим лицом не является, то лицом, которое несет ответственность за совершаемые ею действия, является лицо, которое формирует и утверждает состав комиссии, т.е. Администрация.

В адрес Управления 24.10.2014 поступило обращение жителей улиц Коммунистическая и Ленина с. Кунашак о совершении безотлагательных действий по газификации указанных улиц ввиду создания критической ситуации. Так, жителями указывается, что в связи с информированием населения о необходимости подготовки к газификации улиц ими не запасены на зиму дрова, угли и демонтированы печи, т.е. их дома не готовы к зимнему периоду.

Протоколом № 1/14 заседания Комиссии по ЧС «Газоснабжение жилых домов по ул. Ленина, ул. Коммунистическая в с. Кунашак» от 31.10.2014 установлено, что в соответствии с программой газификации Челябинской области данные объекты подлежат финансированию в 2014 году, при непроведении монтажа газораспределительных сетей возникает угроза оставления жилых домов без отопления. В связи с этим Комиссия по ЧС решила: признать выполнение работ по строительству газопроводов по ул. Ленина, ул. Коммунистическая как неотложные и чрезвычайные меры; определить заказчиком Управление; рекомендовать Управлению в кратчайшие сроки приступить к строительству разводящих сетей газоснабжения по указанным улицам.

Комиссия Управления протоколом от 31.10.2014 приняла решение: признать обоснованной стоимость для заключения муниципального контракта по проведению строительно-монтажных работ по объекту: «Газоснабжение жилых домов по улице Ленина в селе Кунашак Челябинской области» - 7 938 000, 00 рублей; признать обоснованной стоимость для заключения муниципального контракта по проведению строительно-монтажных работ по объекту: «Газоснабжение жилых домов по улице Коммунистической в селе Кунашак Челябинской области» - 7 158 952, 66 рублей; заключить муниципальный контракт с единственным поставщиком ООО «ГазоЭнергетическая Компания» на 15 096 952, 66 рублей, принимая во внимание признание его победителем Аукциона № 1 и обращение жителей улицы Коммунистическая от 24.10.2014 с просьбой о заключении контракта с указанным обществом.

На основании протокола Комиссии по ЧС № 1/14 от 31.10.2014 между Управлением и ОО «ГазоЭнергетическая Компания» 05.11.2014 заключен муниципальный контракт № 0369300187814000003 на выполнение работ по строительству объектов «Газоснабжение жилых домов по ул. Ленина, Коммунистическая в с. Кунашак Кунашакского муниципального района Челябинской области». Цена контракта составляет 15 096 952, 66 рублей. Срок окончания выполнения всех работ по контракту – 31 декабря 2014 года.

ООО «ГазоЭнергетическая Компания» письмом от 05.12.2014 исх. № 210/12 проинформировало Управление о том, что работы по ул. Коммунистической на 80% будут выполнены в декабре 2014 года и закончены в феврале 2015 года, работы по ул. Ленина будут производиться с апреля по июнь 2015 года ввиду невозможности выполнения работ с мерзлым грунтом.

Дополнительным соглашением № 1 к муниципальному контракту № 0369300187814000003 от 31.12.2014 изменены условия контракта, изложенные в пункте 2.1 контракта – установлен новый срок окончания выполнения всех работ по контракту – 31 августа 2015 года.

Из материалов дела следует, что фактически признание выполнения работ по строительству газопроводов по ул. Ленина, ул. Коммунистическая в с. Кунашак как неотложные и чрезвычайные меры, а также заключение муниципального контракта № 0369300187814000003 от 31.12.2014 на выполнение указанных работ с единственным подрядчиком обусловлено срочностью выполнения работ ввиду недопущения исключения объекта строительства из программы газификации Челябинской области по срокам финансирования, а также наступлением отопительного сезона.

Однако указанные обстоятельства не являются основанием для признания сложившейся при строительстве газопроводов по ул. Ленина, ул. Коммунистическая в с. Кунашак ситуации чрезвычайной и заключения муниципального контракта с единственным подрядчиком без проведения конкурентных процедур.

Так, отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Целями регулирования названного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о контрактной системе).

Согласно статье 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе выбирает заказчик.

В части 1 статьи 80 Закона о контрактной системе предусмотрена процедура проведения заказчиком в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера предварительного отбора участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить выполнение необходимых работ. По результатам предварительного отбора составляется перечень подрядчиков в целях последующего осуществления закупок у них работ путем проведения запроса котировок с учетом особенностей, предусмотренных статьей 82 Закона о контрактной системе.

Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В части 3 статьи 80 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если возникает потребность в работах, не предусмотренных этим перечнем, закупки данных работ осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом, если вследствие непреодолимой силы возникла потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных этим перечнем, и применение иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно в связи с затратой времени, осуществляется закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Так, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных работ вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на выполнение работы в объеме, который необходим для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Тогда как в рассматриваемом случае необходимость выполнения работ по строительству объектов: «Газоснабжение жилых домов по ул. Ленина, Коммунистическая в с. Кунашак Кунашакского муниципального района Челябинской области» возникла не в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия. Строительство указанных объектов не относится к аварийно-спасательным и другим неотложным работам, проводимым при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленным на спасение жизни и сохранение здоровья людей и др.

Соответственно, такие обстоятельства, как: недопущение исключения объекта строительства из программы газификации Челябинской области по срокам финансирования, а также наступление отопительного сезона - не являются основаниями для заключения контракта для обеспечения муниципальных нужд с единственным подрядчиком и не освобождает заказчика от обязанности соблюдения Закона о контрактной системе при осуществлении закупки таких работ.

Комиссией также не могут быть приняты во внимание доводы Администрации о том, что непроведение работ по монтажу газораспределительных сетей в 2014 году приведет к возникновению угрозы оставления жилых домов без отопления, поскольку заключение муниципального контракта без проведения конкурентных процедур фактически не привело к предотвращению возникновения такой ситуации ввиду установления срока окончания выполнения всех работ по контракту после завершения отопительного сезона, а именно 31.08.2015.

Таким образом, обстоятельства, явившиеся основанием для признания выполнения работ по строительству газопроводов по ул. Ленина, ул. Коммунистическая в с. Кунашак как неотложные и чрезвычайные меры и заключения Управлением муниципального контракта № 0369300187814000003 от 31.12.2014 без проведения торгов с единственным подрядчиком - ООО «ГазоЭнергетическая Компания», не являются чрезвычайной ситуацией.

Соответственно, указанный контракт не может быть заключен на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, т.е. без проведения конкурентных процедур.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию действия органов местного самоуправления.

Действия Администрации в лице Комиссии по ЧС, выразившиеся в принятии решения о признании выполнения работ по строительству газопроводов по ул. Ленина, ул. Коммунистическая как неотложные и чрезвычайные меры и рекомендации Управлению в кратчайшие сроки приступить к строительству разводящих сетей газоснабжения по указанным улицам (протокол № 1/14 от 31.10.2014), приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению, конкуренции при размещении муниципального заказа, а также созданию отдельному хозяйствующему субъекту необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности с получением дохода от выполнения муниципального заказа по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, работающими с ним на одном товарном рынке и способных выполнить такой заказ, поскольку такие лица лишаются доступа к выполнению указанных работ, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Осуществляя свою деятельность, Управление и ООО «ГазоЭнергетическая Компания» должны знать положения федерального законодательства и соблюдать их требования.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 названного Федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

На основании части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 названного Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований названного закона.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 № 2019-р установлен Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), в который включены работы строительные (за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей).

При этом частью 3 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 названной статьи перечни.

Следовательно, закупка выполнения работ по строительству объектов: «Газоснабжение жилых домов по ул. Ленина, ул. Коммунистическая в с. Кунашак Кунашакского муниципального района Челябинской области» должна быть осуществлена путем проведения открытого конкурса или электронного аукциона.

Однако Управление при наличии указанной информации без проведения торгов заключило муниципальный контракт № 0369300187814000003 от 05.11.2014 на выполнение указанных работ с единственным подрядчиком - ООО «ГазоЭнергетическая Компания».

Осуществив закупку у единственного подрядчика, Управление нарушило требование пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, что привело к нарушению порядка осуществления закупок работ для муниципальных нужд, созданию преимущественного положения ООО «ГазоЭнергетическая Компания» при заключении муниципального контракта на выполнение работ по строительству объектов: «Газоснабжение жилых домов по ул. Ленина, ул. Коммунистическая в с. Кунашак Кунашакского муниципального района Челябинской области», ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов к возможности осуществления закупки работ для муниципальных нужд.

Кроме того, в результате заключения муниципального контракта № 0369300187814000003 от 05.11.2014 без проведения торгов ООО «ГазоЭнергетическая Компания» получило возможность выполнять работы по строительству объектов порядка 10 месяцев. Тогда как согласно документациям об Аукционах № 1 и № 2 срок окончания выполнения всех работ по контракту составляет 60 календарных дней с даты заключения контракта.

Действия Управления, выразившиеся в заключении муниципального контракта № 0369300187814000003 от 05.11.2014 без проведения конкурентных процедур, могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при осуществлении закупки для муниципальных нужд, созданию отдельному хозяйствующему субъекту – ООО «ГазоЭнергетическая Компания» необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, работающими с ним на одном товарном рынке, поскольку такие лица лишаются доступа к выполнению указанных работ, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В свою очередь, ООО «ГазоЭнергетическая Компания», осознавая, что сложившаяся ситуация не является чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, не предприняло действий по отказу от заключения без проведения конкурентных процедур и исполнения муниципального контракта № 0369300187814000003 от 05.11.2014 ввиду его противоправности.

ООО «ГазоЭнергетическая Компания» при заключении указанного контракта должно было принять все возможные меры по недопущению нарушения действующего законодательства, исследовать вопрос о том, необходимо ли проведение конкурентных процедур на право заключения контракта, учитывая, что общество является профессиональным участником рынка и должно знать требования Закона о контрактной системе. Более того, ООО «ГазоЭнергетическая Компания» ранее принимало участие в Аукционе № 1.

ООО «ГазоЭнергетическая Компания», заключая муниципальный контракт № 0369300187814000003 от 05.11.2014 вне конкурентных процедур, должно было осознавать, что в указанном случае иные хозяйствующие субъекты не смогут претендовать на выполнение работ для муниципальных нужд, получение их оплаты и в результате заключения данного соглашения будет устранена конкуренция за право выполнения указанных работ.

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).

Таким образом, муниципальный контракт № 0369300187814000003 от 05.11.2014 на выполнение работ по строительству объектов: «Газоснабжение жилых домов по ул. Ленина, ул. Коммунистическая в с. Кунашак Кунашакского муниципального района Челябинской области», заключенный без проведения конкурентных процедур и в нарушение положений Закона о контрактной системе, является ограничивающим конкуренцию соглашением, поскольку может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при осуществлении закупки для муниципальных нужд, созданию отдельному хозяйствующему субъекту – ООО «ГазоЭнергетическая Компания» необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности с получением дохода от выполнения работ по контракту по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, работающими с ним на одном товарном рынке, и способными выполнять такую закупку, ввиду того, что лишает таких лиц возможности доступа к выполнению работ, предусмотренных контрактом, и противоречит статье 16 Закона о защите конкуренции.

Поскольку по результатам осуществления закупки у единственного поставщика между Управлением и ООО «ГазоЭнергетическая Компания» заключен муниципальный контракт № 0369300187814000003 от 05.11.2014, Комиссия считает возможным предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Администрации Кунашакского муниципального района Челябинской, выразившиеся в принятии решения о признании выполнения работ по строительству газопроводов по ул. Ленина, ул. Коммунистическая как неотложные и чрезвычайные меры и рекомендации Управлению в кратчайшие сроки приступить к строительству разводящих сетей газоснабжения по указанным улицам (протокол № 1/14 от 31.10.2014), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению, конкуренции при размещении муниципального заказа, а также к созданию отдельному хозяйствующему субъекту необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности сравнению с иными хозяйствующими субъектами.

2. Признать муниципальный контракт № 0369300187814000003 от 05.11.2014 на выполнение работ по строительству объектов «Газоснабжение жилых домов по ул. Ленина, Коммунистическая в с. Кунашак Кунашакского муниципального района Челябинской области», заключенный между Управлением по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению Администрации Кунашакского муниципального района и ООО «ГазоЭнергетическая Компания» без проведения конкурентных процедур, соглашением, нарушающим требования статьи 16 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 названной нормы.

3. Ответчикам по делу предписания, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, не выдавать.

4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны