ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу № 19-14.3ч.1/18 об административном правонарушении

Тип документа:
Постановления
Дата публикации:
10.07.2018
Управление:
Челябинское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер дела:
№ 19-14.3ч.1/18

<…> Общества с ограниченной ответственностью «Компания «Уралгеоком»

<…>

<…>

ул. Крестинского, д. 46А, оф. 202,

г. Екатеринбург, 620073

 

 

 

 

 

 

 

   ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     по делу  № 19-14.3ч.1/18 об административном правонарушении

25 июня 2018 года                                                                                            г. Челябинск

            Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России), Анна Алексеевна Козлова, рассмотрев материалы административного дела № 19-14.3ч.1/18, возбужденного в отношении <…> Общества с ограниченной ответственностью «Компания «Уралгеоком» (ОГРН 1156658033146, ИНН 6679073169, зарегистрированное ул. Крестинского, д. 46А, оф. 202, г. Екатеринбург, 620073) (далее – ООО Компания «Уралгеоком») <…> ( ____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________) (далее – <…>), по факту распространения ненадлежащей рекламы с информацией, вводящей в заблуждение о необходимости в проведения метрологической поверки приборов учета воды замены, распространяемой по почтовым ящикам многоквартирных домов города Челябинска с нарушением требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, надлежащим образом уведомленным о дате, времени и месте рассмотрения дела,

в присутствии главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России <…>,

                                                                  УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило заявление физического по факту распространения в г. Челябинске в многоквартирных домах по почтовым ящикам рекламных листовок о необходимости проведения обязательной метрологической поверки приборов учета водоснабжения.

Совместно с заявлением Заявителем представлена фотокопия листовки со сведениями: «Уважаемый абонент! Уведомляем Вас о том, что приборы учета воды, установленные в Вашей квартире, имеют межповерочный интервал и нуждаются в метрологической поверке по окончании этого срока. Согласно Федеральному Закону от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», в так же Постановлению Правительства РФ от 06.05.2001 г. № 354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления.

ВНИМАНИЕ: сроки поверки контролируются МУП «ПОВВ» и/или УК, дата поверки приборов учета холодной и горячей воды для каждой квартиры указывается в квитанциях. А так же срок окончания межповерочного интервала Вы можете узнать в паспорте на счетчик и/или на самом счетчике.

Сообщаем, что процесс бесплатного ввода в эксплуатацию счетчика после его поверки, равно как и установки занимает около 30 дней. Поэтому рекомендуем во избежание начисления платы за потребление воды по общему нормативу (что увеличит Ваши затраты на коммунальные платежи), самостоятельно контролировать сроки окончания межповерочного интервала.

Заранее (за 2 месяца) обращайтесь по телефону 8 (351) 750-63-69 для согласования удобного для Вас времени проведения поверки и/или получения консультации».

Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи, номер                       +7-351-750-63-60 входит в ресурс нумерации оператора связи ПАО «Мегафон». Оператор связи «Мегафон» представил письменные пояснения, согласно которым указанный в рекламе телефонный номер +7-351-750-63-60 принадлежит Обществу с ограниченной ответственностью «Компания Уралгеоком» (г. Екатеринбург).

ООО «Компания «Уралгеоком» представлены письменные пояснения, из которых следует, что 03 июля 2017 года Обществом вынесено Распоряжение № 24/17 «О разработке и распространении рекламы», в соответствии с которым <…>, специалисту отдела продаж, поручено было в соответствии с действующим законодательством РФ о рекламе разработать и распространить листовки с целью информирования граждан об услугах компании, а также о предостережении от действий злоумышленников, навязывающих преждевременное оказание услуг по поверке и замене индивидуальных приборов учета водоснабжения.

Представитель ООО «Компания «Уралгеоком» на заседании Комиссии с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе согласился и также пояснил, что макет рекламной листовки разрабатывался специалистом отдела продаж – <…>, данные рекламные листовки печатались в типографии тиражом 10 000 (десять тысяч) экземпляров на каждый район города Челябинска, в настоящее время распространение листовок по почтовым ящикам многоквартирных домов не осуществляется.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В городе Челябинске через почтовые ящики многоквартирных домов распространена реклама в виде печатной продукции со сведениями о необходимости проведения метрологической поверки приборов учета воды.

Информация, размещенная в листовках, в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам по поверке приборов учета холодной и горячей воды, а также их продвижение на рынке.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Реклама обращена к собственникам жилых помещений, при этом по форме рекламные листовки схожи с бланками-извещениями (извещениями-счетами), выставляемыми коммунальными организациями за оказание коммунальных услуг (изображение  QR-кода, заголовок «Уведомление», размер листовки, расположение рекламного текста, ссылка на нормативные документы). Такая форма и содержание рекламы может ввести потенциальных потребителей, в данном случае собственников жилых помещений, в заблуждение относительно объекта рекламирования путем формирования у них обязанности проведения поверки приборов учета водоснабжения только у организации, номер которой указан в такой рекламной листовке, а отсутствие указания организационно-правовой формы не позволяет сделать вывод о том, кем именно предоставляются рекламируемые услуги.

Таким образом, отсутствие в рекламе указания организационно-правовой формы в наименовании организации, сходство рекламных листовок с извещениями ресурсоснабжающих организаций искажают смысл информации и вводят в заблуждение потребителей указанной рекламы.

Частью 6 статьи 38 Закона о рекламе предусмотрена ответственность рекламодателя  за нарушение требований части 7 статьи 5  Закона о рекламе.

Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем указанной рекламы следует признать ООО «Компания Уралгеоком», номер которого указан в рекламе.

Исходя из понятия рекламодателя, изложенного в статье 3 Закона о рекламе это, по сути, заказчик рекламы, т.е. то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, частное лицо и так далее.

Распространение ненадлежащей рекламы также установлено решением по делу № 72-08/2017 Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 24 августа 2017 года.

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятьсот рублей; должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста до пятисот тысяч рублей.

В силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей подлежит административной ответственности (статья 2.4 КоАП РФ).

В соответствии с примечанием к статье 2.4. КоАП РФ руководители организаций, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц несут административную ответственность как должностные лица.

На момент совершения правонарушения <…> ООО «Компания «Уралгеоком» являлся <…>.

<…>., являясь должностным лицом Общества, несет ответственность за нарушения, допущенные обществом в ходе осуществления хозяйственной деятельности.

<…> ООО «Компания «Уралгеоком» совершил административное правонарушение в связи с ненадлежащим исполнением своих организационно-распорядительных функций.

Статья 1.5. КоАП РФ устанавливает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вина <…> выразилась в необеспечении выполнения требований законодательства о рекламе при распространении рекламы по почтовым ящикам многоквартирных домов в г. Челябинске, в результате чего  допущено нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.3 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня совершения административного правонарушения.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ  от 8.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рассматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, суды должны учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента совершения такого правонарушения, а не с момента принятия антимонопольным органом решения о нарушении законодательства о рекламе.

Заявление о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе допущенное <…> поступило в Челябинское УФАС России 07 июля 2017 года. Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности <…>за данное нарушение истекает 07 июля 2018 года.  

Наличие обстоятельств, объективно препятствующих <…>надлежащему соблюдению требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе, Челябинским УФАС России не выявлено.

У <…>отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно – для соблюдения требований пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе. Однако <…> ООО «Компания «Уралгеоком» не принял необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе.

При таких обстоятельствах <…>признается виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих вину <…>в совершении данного административного правонарушения, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении при совершении данного административного правонарушения, не установлено.

Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена  статьей 4.1.1, устанавливающей, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 2 указанного закона данные изменения вступают в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 04.07.2016).

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016) в целях отнесения хозяйственных обществ к субъектам малого и среднего предпринимательства должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий;

б) до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

доход хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

микропредприятия - 120 млн. рублей;

малые предприятия - 800 млн. рублей;

средние предприятия - 2 млрд. рублей.

Согласно Сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Компания «Уралгеоком» является микропредприятием.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

<…> впервые совершил нарушение рекламного законодательства, материалы, свидетельствующие о причинении имущественного ущерба либо вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствуют.

С учетом того, что ООО «Компания «Уралгеоком» является субъектом малого бизнеса, а также при наличии обстоятельств, установленных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ подлежит замене на предупреждение.

С учетом положений ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, закрепившей цели административного наказания, предупреждение является официальным предостережением юридического лица от возможности совершения им противоправного действия.

Применение предупреждения влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено предупреждение, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание

Руководствуясь статьями 4.1.1., 23.48, 29.9, 29.10, а также статьей 14.3 КоАП РФ,

                                                                       ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать <…> ООО «Компания «Уралгеоком» <…>в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

2. В соответствии со статьей 4.1.1. КоАП РФ объявить <…> ООО «Компания «Уралгеоком» <…>официальное порицание в форме предупреждения за нарушение требований части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Частью 3 статьи 30.1. и частью 1 статьи 30.3. КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно части 1 статьи 31.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Руководитель                                                                                                                А. А. Козлова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<…> (351) 266-68-85

28.06.2018