Предупреждение б/н Предупреждение № 2-03/18 о прекращении действий, которые сод... от 18 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Министерство строительства и

инфраструктуры Челябинской области

 

454048, г. Челябинск, ул. Елькина, 77

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2-03/18

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ,

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

26 марта 2018 года г. Челябинск

 

В связи с наличием в действиях Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области, выразившихся в исключении ООО «Технологии комфортной жизни плюс» (ИНН 7456030519) из реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену) лифтового оборудования в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области, признаков нарушения части 1 статьи 15, в том числе пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) на основании статьи 391 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения указанных действий в срок до 16 апреля 2018 года путем созыва комиссии по проведению предварительного отбора для рассмотрения вопроса об отмене решения об исключении из реестра квалифицированных подрядных организаций ООО «Технологии комфортной жизни плюс», оформленного протоколом от 24.11.2017 № 31.

При исполнении данного предупреждения необходимо учесть следующее.

В Челябинское УФАС России поступило заявление ООО «Технологии комфортной жизни плюс» по вопросу принятого в отношении общества решения об исключении из реестра квалифицированных подрядных организаций.

В ходе рассмотрения заявления установлено следующее.

По итогам предварительного отбора Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области принято решение от 07.12.2016 № 9 о включении ООО «Технологии комфортной жизни плюс» в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену) лифтового оборудования в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области.

СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» (далее также - Заказчик, Фонд) проведен электронный аукцион на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Челябинской области (извещение № РТС274Г170121) (далее – аукцион).

Согласно протоколу проведения аукциона № РТС274Г170121от 02.06.2017 победителем признан участник под номером 5 - ООО «Технологии комфортной жизни плюс».

13.06.2017 Фонд направил проект договора на электронную площадку для подписания победителем.

ООО «Технологии комфортной жизни плюс» вместе с подписанным проектом договора представило банковскую гарантию, выданную 20.06.2017 ООО «Современный коммерческий инновационный банк» в качестве обеспечения исполнения договора, вместе с тем, указанная банковская гарантия не была принята Заказчиком в качестве обеспечения договора по причине несоответствия банковской гарантии требованиям закупочной документации.

22.06.2017 Заказчиком составлен Акт об уклонении от заключения договора, 23.06.2017 направил указанный Акт в адрес ООО «Технологии комфортной жизни плюс» и разместил на электронной площадке.

В связи с чем, Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области принято решение об исключении из реестра квалифицированных подрядных организаций ООО «Технологии комфортной жизни плюс», оформленное протоколом от 24.11.2017 № 31.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

В соответствии с пунктом 197 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 (далее - Положение № 615), договор о проведении капитального ремонта не может быть заключен ранее, чем через 10 дней и позднее чем через 20 дней со дня размещения на официальном сайте протокола проведения электронного аукциона.

В силу пункта 205 Положения № 615 договор об оказании услуг заключается только после предоставления участником электронного аукциона, с которым заключается договор об оказании услуг, обеспечения исполнения договора об оказании услуг в размере, указанном в извещении о проведении электронного аукциона.

При этом, согласно пункту 206 Положения № 615 исполнение договора об оказании услуг обеспечивается: а) банковской гарантией, выданной банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - банковская гарантия); б) обеспечительным платежом.

Согласно условиям документации об аукционе обеспечение исполнения обязательств по договору предоставляется региональному оператору участником электронного аукциона, с которым заключается договор, вместе с проектом договора, подписанным со стороны участника электронного аукциона.

В силу пункта 199 Положения № 615 в случае, если победитель электронного аукциона, или участник электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер <...> или единственный участник электронного аукциона в срок, предусмотренный документацией об электронном аукционе, не представил заказчику подписанный договор об оказании услуг, переданный ему в соответствии с пунктами 165, 185 и 187 настоящего Положения, и (или) не представил обеспечение исполнения договора об оказании услуг, то победитель электронного аукциона, либо участник электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер <...> либо единственный участник электронного аукциона признается уклонившимся от заключения договора об оказании услуг.

В случае уклонения победителя электронного аукциона или участника электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер <...> или единственного участника, допущенного к участию в электронном аукционе, или единственного участника электронного аукциона, от заключения договора о проведении капитального ремонта заказчиком составляется акт об уклонении победителя электронного аукциона от заключения договора о проведении капитального ремонта, в котором должны содержаться сведения о месте, дате и времени его составления, о лице, которое уклонилось от заключения договора о проведении капитального ремонта, сведения о фактах, являющихся основанием признания победителя электронного аукциона или участника электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер <...> или единственного участника, допущенного к участию в электронном аукционе, или единственного участника электронного аукциона, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты. Указанный акт размещается заказчиком на официальном сайте и направляется оператору электронной площадки в течение одного рабочего дня, следующего после дня его подписания. Заказчик в течение 2 рабочих дней со дня подписания указанного акта направляет заверенную заказчиком копию указанного акта лицу, признанному уклонившимся от заключения договора о проведении капитального ремонта (пункт 200 Положения № 615).

Согласно пункту 114 Положения №615 в течение одного часа после получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан осуществить блокирование денежных средств.

Денежные средства, блокированные в соответствии с пунктом 114 Положения №615, при поступлении акта об уклонении от заключения договора об оказании услуг, перечисляются оператором электронной площадки в течение 2 рабочих дней на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Победитель электронного аукциона, участник электронного аукциона, заявке на участие в электронном аукционе которого присвоен второй номер <...> единственный участник, допущенный к электронному аукциону, единственный участник электронного аукциона в случае их уклонения от заключения договора о проведении капитального ремонта исключаются из реестра квалифицированных подрядных организаций в порядке, предусмотренном настоящим Положением (пункт 203 Положения №615).

Согласно подпункту «и» пункта 66 Положения № 615 информация о подрядной организации, предусмотренная пунктом 63 настоящего Положения, исключается из реестра квалифицированных подрядных организаций, в случае уклонения участника электронного аукциона, проведенного в соответствии с разделом III настоящего Положения, от заключения договора о проведении капитального ремонта.

В соответствии с пунктом 67 Положения №615 в случае установления одного из фактов, указанных в пункте 66 настоящего Положения, комиссия по проведению предварительного отбора в срок не позднее 5 рабочих дней, следующих после дня установления таких фактов, принимает решение об исключении подрядной организации из реестра квалифицированных подрядных организаций, в котором содержатся сведения о месте, дате и времени его составления, полное наименование подрядной организации (идентификационный номер налогоплательщика), исключаемой из реестра квалифицированных подрядных организаций, сведения о фактах, являющихся основанием для исключения из реестра квалифицированных подрядных организаций, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты. Протокол об исключении подрядной организации из реестра квалифицированных подрядных организаций подписывается всеми присутствующими членами комиссии по проведению предварительного отбора на заседании, на котором рассматривается указанный вопрос, и в срок не позднее 3 рабочих дней направляется в орган по ведению реестра.

В ходе рассмотрения заявления установлено, что ООО «Технологии комфортной жизни плюс» в установленные сроки был подписан договор электронной подписью, а также в качестве обеспечения исполнения контракта была представлена банковская гарантия от 20.06.2017 №500245. После размещения на электронной площадке Заказчиком отказа в заключении контракта ООО «Технологии комфортной жизни плюс» были направлены в адрес заказчика уведомления о готовности предоставления иного обеспечения контракта или иной банковской гарантии.

Таким образом, общество не совершало действий, направленных на уклонение от заключения договора по результатам электронного аукциона, направило обеспечение исполнения договора до истечения срока заключения данного договора.

Кроме того, ООО «Технологии комфортной жизни плюс» объективно имело возможность заключить и исполнить договор, в ходе аукциона им предложена наименьшая цена по сравнению с предложениями других участников, внесено обеспечение исполнения договора, подписан и отправлен заказчику проект договора.

Челябинское УФАС России отмечает, что согласно пункту 215 Положения № 615 в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик информирует в письменной форме об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

В уведомлении об отказе в принятии банковской гарантии от 22.06.2017 № 2968, направленном в адрес ООО «Технологии комфортной жизни плюс», содержится следующее основание для отказа: несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в документации об электронном аукционе, проекте договора на выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Между тем, заказчик, отказывая в принятии банковской гарантии, должен указывать конкретные причины, послужившие основанием для отказа, в частности, необходимо ссылаться на конкретные положения документации об электронном аукционе и проекта договора, которым не соответствует банковская гарантия.

Подобная обобщенная формулировка причин, послуживших основанием для отказа, противоречит требованиям пункта 215 Положения № 615 и лишает лицо, предоставившее банковскую гарантия, возможности объективной оценки полученного отказа.

Исключение из реестра квалифицированных подрядных организаций влечет для участника аукциона значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, несоизмеримые с совершенной и своевременно устраненной ошибкой в перечислении обеспечения, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в аукционе.

Такая мера ответственности, как исключение из реестра квалифицированных подрядных организаций, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку совершенная и своевременно устраненная ошибка участника в предоставлении обеспечения носила незначительный характер и не свидетельствовала о цели уклониться от заключения контракта.

Таким образом, Челябинским УФАС России было принято решение о не включении в реестр недобросовестных поставщиков сведения о ООО «Технологии комфортной жизни плюс».

Челябинским УФАС России установлено, что комиссией по проведению предварительного отбора нарушен срок принятия решения об исключении подрядной организации из реестра квалифицированных подрядных организаций, предусмотренный пунктом 67 Положения №615.

В связи с тем, что 22.06.2017 Заказчиком составлен акт об уклонении ООО «Технологии комфортной жизни плюс» от заключения договора, комиссии по проведению предварительного отбора надлежало в срок до 29.06.2017 включительно (не позднее 5 рабочих дней, следующих после дня установления факта) принять решение об исключении подрядной организации из реестра квалифицированных подрядных организаций.

Вместе с тем, комиссией по проведению предварительного отбора решение об исключении из реестра квалифицированных подрядных организаций ООО «Технологии комфортной жизни плюс» принято 24.11.2017, то есть по истечении более, чем пяти месяцев от даты, установленной для принятия указанного решения пунктом 67 Положения №615.

На нарушение срока принятия решения об исключении подрядной организации из реестра квалифицированных подрядных организаций повлияло позднее направление Заказчиком сведений об уклонении участника электронного аукциона от заключения договора, а именно: письмом от 15.11.2017 № 5956 Фонд сообщил Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области о необходимости исключить ООО «Технологии комфортной жизни плюс» из реестра квалифицированных подрядных организаций в связи с уклонением от заключения договора.

При этом Положение №615 не регламентирует срок направления заказчиком в адрес комиссии по проведению предварительного отбора информации о необходимости исключить участника аукциона из реестра квалифицированных подрядных организаций в связи с уклонением от заключения договора.

В свою очередь, Челябинское УФАС России отмечает, что из буквального толкования пункта 67 Положения №615 срок направления заказчиком в адрес комиссии по проведению предварительного отбора информации о необходимости исключить участника аукциона из реестра квалифицированных подрядных организаций должен позволять комиссии по проведению предварительного отбора принять соответствующее решение в установленный срок, то есть должен составлять не более 5 рабочих дней со дня установления соответствующего факта.

В соответствии с частью 1 статьи 8 и частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации гарантирована свобода экономической, в том числе предпринимательской деятельности.

Свобода экономической деятельности не является абсолютным правом и может быть ограничена законом. Однако сама возможность ограничений, так и характер определяется законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации, закрепляющей в статье 55 (часть 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П).

Вводя на основании Положения №615 ограничение в отношении хозяйствующих субъектов, в отношении которых принимается решение об исключении из реестра квалифицированных подрядных организаций, законодатель установил сроки, в течение которых указанное решение принимается.

При этом исключение из реестра квалифицированных подрядных организаций не предполагается бессрочным, а ограничено датой проведения предварительного отбора, осуществляемого органом по ведению реестра не реже одного раза в квартал.

Вместе с тем, нарушение сроков исключения из реестра квалифицированных подрядных организаций не отвечает как целям и задачам предусмотренного механизма защиты прав заказчика, так и гарантиям, предоставленным подрядным организациям, исключенным из реестра, поскольку при соблюдении уполномоченными органами установленных сроков лицо, уклонившееся от заключения договора, вправе рассчитывать на своевременное включение в реестр, что обеспечит право такого участника на дальнейшее возможное участие в аукционах по соответствующему предмету и отвечает требованиям Конституции Российской Федерации и соответствующему принципу юридического равенства.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, целью установления сроков исковой давности и сроков давности привлечения к ответственности является как обеспечение эффективности реализации публичных функций, так и сохранение необходимой стабильности соответствующих правовых отношений. Никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком длительный срок; наличие сроков, в течение которых для лица во взаимоотношениях с государством могут наступать неблагоприятные последствия, представляет собой необходимое условие применения этих последствий (постановления от 27.04.2001 № 7-П, от 20.07.2011 № 20-П).

Принимая во внимание вышеизложенное, исключение из реестра квалифицированных подрядных организаций ООО «Технологии комфортной жизни плюс» по истечении более, чем пяти месяцев с момента наступления у комиссии по проведению предварительного отбора обязанности по принятию указанного решения нарушает права и законные интересы ООО «Технологии комфортной жизни плюс».

В связи с наличием в действиях комиссии по проведению предварительного отбора Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области, выразившихся в исключении ООО «Технологии комфортной жизни плюс» из реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену) лифтового оборудования в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области, признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Челябинское УФАС России на основании статьи 391 Закона о защите конкуренции предупреждает Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области о необходимости прекращения указанных действий в срок до 16 апреля 2018 года путем созыва комиссии по проведению предварительного отбора для рассмотрения вопроса об отмене решения об исключении из реестра квалифицированных подрядных организаций ООО «Технологии комфортной жизни плюс», оформленного протоколом от 24.11.2017 № 31.

О выполнении предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны