Решение б/н Решение № 21-07/16 по жалобе на действия Администрации Октяб... от 21 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 21-07/16 о нарушении антимонопольного

законодательства

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена «04» апреля 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено «18» апреля 2017 года.     

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

 

<…>

 

-

 

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

<…>

 

 

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

 

 

-

специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 21-07/16 по признакам нарушения Администрацией Октябрьского сельского поселения (ул. Комсомольская, д. 18, с. Октябрьское, Октябрьский район, 457170), Администрацией Маякского сельского поселения (ул. Центральная, д. 12, с. Маячное, Октябрьский район, 457182) и ООО «СиТиПРОЕКТ» (ул. Комарова, д. 125, кв. 135, г. Челябинск, 454071) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), в присутствии Панарина О.А. - Главы Октябрьского сельского поселения,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило обращение ООО «Юридическое агентство «Развитие» о неправомерных действиях Администрации Октябрьского сельского поселения и ООО «СиТиПРОЕКТ», выразившихся в заключении муниципального контракта № 9/2016 от 28.06.2016 на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: «Газоснабжение жилого фонда в с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (3 очередь)» без проведения торгов.

Комиссией по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Октябрьского муниципального района Челябинской области протоколом № 5-2016 от 20.06.2016 (далее – протокол Комиссии № 5-2016 от 20.06.2016) принято решение на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) признать выполнение проектных работ по объектам «Газификация жилого фонда с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (3 очередь)» и «Газификация жилого фонда д. Шипкино Октябрьского муниципального района Челябинской области» как неотложные и чрезвычайные.

В связи с наличием в действиях Администрации Октябрьского сельского поселения, Администрации Маякского сельского поселения, ООО «СиТиПРОЕКТ» по заключению указанных муниципальных контрактов признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, Челябинским УФАС России возбуждено производство по настоящему делу.

 

Администрацией Октябрьского сельского поселения, Администрацией Маякского сельского поселения представлены письменные пояснения и на заседании Комиссии пояснено следующее.

В связи невозможностью предоставления заявки на участие в государственной программе Челябинской области «Устойчивое развитие сельских территорий в Челябинской области на 2014-2020 годы» в органы исполнительной власти Челябинской области в срок до 01.11.2016, проведение проектных работ по разработке проектной документации по объектам «Газификация жилого фонда с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (3 очередь)» и «Газификация жилого фонда д. Шипкино Октябрьского муниципального района Челябинской области» признано неотложными и чрезвычайными.

 

ООО «СиТиПРОЕКТ» представлены письменные пояснения и на заседании Комиссии пояснено следующее.

При выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) Администрацией Октябрьского сельского поселения, Администрацией Маякского сельского поселения на основании Протокола Комиссии № 5-2016 от 20.06.2016 и при выполнении мониторинга ценовых предложений и условий выполнения работ было принято решение заключить Контракты №№ 9/2016, 10/2016 с ООО «СиТиПРОЕКТ», как с организацией, предложившей наиболее выгодные условия.

Наличие протокола Комиссии № 5-2016 от 20.06.2016 являлось основанием для Общества заключить муниципальные контракты.

 

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Комиссией по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Октябрьского муниципального района Челябинской области протоколом № 5-2016 от 20.06.2016 (далее – протокол Комиссии № 5-2016 от 20.06.2016) принято решение на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) признать выполнение проектных работ по объектам «Газификация жилого фонда с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (3 очередь)» и «Газификация жилого фонда д. Шипкино Октябрьского муниципального района Челябинской области» как неотложные и чрезвычайные.

Согласно пункту 8 Контракта 9/2016 срок его действия установлен с момента подписания и до полного исполнения сторонами своих обязательств.

Стоимость работ по Контракту 9/2016 составляет 5 662 088,00 рублей.

На основании протокола Комиссии № 5-2016 от 20.06.2016 между Администрацией Октябрьского сельского поселения и ООО «СиТиПРОЕКТ» заключен муниципальный контракт № 9/2016 от 28.06.2016, предметом которого является разработка проектной документации по объекту: «Газоснабжение жилого фонда в с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (3 очередь)», сроком выполнения работ 6 месяцев с момента получения предоплаты и исходных данных (далее – Контракт 9/2016).

На основании протокола Комиссии № 5-2016 от 20.06.2016 между Администрацией Маякского сельского поселения Октябрьского муниципального района и ООО «СиТиПРОЕКТ» заключен муниципальный контракт № 10/2016 от 28.06.2016, предметом которого является разработка проектной документации по объекту: «Газоснабжение жилого фонда в д. Шипкино Октябрьского муниципального района Челябинской области», сроком выполнения работ 6 месяцев с момента получения предоплаты и исходных данных (далее – Контракт 10/2016).

Согласно пункту 8 Контракта 10/2016 срок его действия установлен с момента подписания и до полного исполнения сторонами своих обязательств.

Стоимость работ по Контракту 10/2016 составляет 1 237 912,00 рублей.

Таким образом, Контракты 9/2016, 10/2016 заключены на основании решения Комиссии № 5-2016 от 20.06.2016 без проведения конкурентных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе.

В связи с изложенным Челябинским УФАС России возбуждено производство по делу № 21-07/16.

Распоряжением Правительства Челябинской области от 27.06.2016 № 345-рп Октябрьскому муниципальному району выделена дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в размере 6 930 000,00 рублей. Согласно письменным пояснениям Администрации Октябрьского муниципального района указанная дотация направлена на объекты «Газификация жилого фонда с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (3 очередь)» и «Газификация жилого фонда д. Шипкино Октябрьского муниципального района Челябинской области».

04.07.2016 Администрацией Октябрьского муниципального района в Администрацию Октябрьского сельского поселения направлены межбюджетные трансферты на разработку проектно-сметной документации по газоснабжению жилого фонда.

10.10.2016 Администрацией Октябрьского муниципального района в Администрацию Маякского сельского поселения направлены межбюджетные трансферты на разработку проектно-сметной документации по газоснабжению жилого фонда.

Тем самым, на момент принятия Комиссией по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Октябрьского муниципального района Челябинской области решения о признании выполнения проектных работ по объектам «Газификация жилого фонда с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (3 очередь)» и «Газификация жилого фонда д. Шипкино Октябрьского муниципального района Челябинской области» неотложными и чрезвычайными денежные средства на указанный вид работ в Октябрьском муниципальном районе отсутствовали.

Кроме того, поскольку денежные средства на разработку проектно-сметной документации по газоснабжению жилого фонда поступили в Администрацию Октябрьского сельского поселения 04.07.2016, в Администрацию Маякского сельского поселения 10.10.2016, Контракты 9/2016, 10/2016 заключены 28.06.2016 также в отсутствие денежных средств.

Согласно пункту 3.1 Контрактов 9/2016, 10/2016 муниципальный заказчик оплачивает работы аванс в размере 30%, остальные 50% после подписания акта приемки-передачи выполненных работ и направления проектной документации в ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области», а также окончательный расчет 20% после получения положительного заключения ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области».

Согласно представленным платежным поручениям Администрацией Октябрьского сельского поселения в адрес ООО «СиТиПРОЕКТ» 06.07.2016 направлен аванс по Контракту 9/2016 в размере 30%, 20.12.2016 направлены денежные средства за услуги по разработке проектной документации в размере 50%, 20.03.2017 направлен окончательный расчет в размере 20%.

Согласно представленным платежным поручениям Администрацией Маякского сельского поселения в адрес ООО «СиТиПРОЕКТ» 13.10.2016 направлен аванс по Контракту 10/2016 в размере 30%, 16.12.2016 направлены денежные средства за услуги по разработке проектной документации в размере 50%, 23.03.2017 направлен окончательный расчет в размере 20%.

В настоящее время Контракты 9/2016, 10/2016 выполнены в полном объеме.

В соответствии с пунктом 5.1 Контрактов 9/2016, 10/2016 муниципальный заказчик обязан передать генеральному подрядчику до начала работ задание на проектирование, исходные данные (данные по инженерно-геодезическим и инженерно-геологическим изысканиям, технические условия от компетентных организаций).

Согласно пункту 7.1 Контрактов 9/2016, 10/2016 срок выполнения работ – 6 месяцев с момента получения предоплаты и исходных данных.

28.06.2016 между Администрацией Октябрьского сельского поселения и ООО «СиТиПРОЕКТ» утверждены технические задания на производство инженерно-геодезических изысканий, инженерно-геологических изысканий для разработки проектной документации на объект: «Газоснабжение жилых домов в с. Октябрьское Октябрьского района Челябинской области 3 очередь».

28.06.2016 между Администрацией Маякского сельского поселения и ООО «СиТиПРОЕКТ» утверждены технические задания на производство инженерно-геодезических изысканий, инженерно-геологических изысканий для разработки проектной документации на объект: «Газоснабжение жилых домов п. Шипкино Октябрьского района Челябинской области».

Технические условия на подключение к газораспределительной сети № ЮУР: ТУ-116/16 на объект газификации «Газоснабжение жилых домов в с. Октябрьское Октябрьского района Челябинской области 3 очередь» выданы акционерным обществом «Газпром газораспределение Челябинск» в г. Южноуральске 22 июля 2016 года на запрос Администрации Октябрьского сельского поселения от 14.07.2016 исх. № 137.

Технические условия на подключение к газораспределительной сети № ЮУР: ТУ-117/16 на объект газификации «Газоснабжение жилых домов п. Шипкино Октябрьского района Челябинской области» выданы акционерным обществом «Газпром газораспределение Челябинск» в г. Южноуральске 22 июля 2016 года на запрос Администрации Маякского сельского поселения от 14.07.2016 исх. № 133.

Таким образом, на момент заключения Контрактов 9/2016, 10/2016 в Администрации Октябрьского сельского поселения, в Администрации Маякского сельского поселения отсутствовали технические условия на подключение к газораспределительной сети объектов газификации, подтверждающие возможность такого подключения.

05.12.2016 Администрацией Октябрьского сельского поселения направлено заявление о проведении государственной экспертизы проектной документации на объект: «Газоснабжение жилых домов в с. Октябрьское Октябрьского района Челябинской области 3 очередь».

23.12.2016 Администрацией Октябрьского сельского поселения оплачена полная стоимость проведения государственной экспертизы по муниципальному контракту на выполнение государственной экспертизы № 1561 от 21.12.2016.

Согласно уведомлению экспертизы ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» № 20/1г-226г/16 от 01.02.2017 проектная документация объекта капитального строительства «Газоснабжение жилых домов в с. Октябрьское Октябрьского района Челябинской области 3 очередь» не соответствует требованиям нормативных документов и нуждается в доработке.

05.12.2016 Администрацией Маякского сельского поселения направлено заявление о проведении государственной экспертизы проектной документации на объект: «Газоснабжение жилых домов п. Шипкино Октябрьского района Челябинской области».

27.12.2016 Администрацией Маякского сельского поселения оплачена полная стоимость проведения государственной экспертизы по муниципальному контракту на выполнение государственной экспертизы № 1559 от 21.12.2016.

Согласно уведомлению экспертизы ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» № 21/1с-227г/16 от 01.02.2017 проектная документация объекта капитального строительства «Газоснабжение жилых домов п. Шипкино Октябрьского района Челябинской области» не соответствует требованиям нормативных документов и нуждается в доработке.

В соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Под конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе понимаются  конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не позволяет хозяйствующим субъектам принять участие в закупке и предложить лучшие условия исполнения контракта и/или наименьшую цену контракта, исключает фактор конкуренции между участниками закупки.

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе  заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований названного закона.

При этом частью 3 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 названной статьи перечни.

Следовательно, закупка на выполнение работ по разработке проектной документации по объектам «Газификация жилого фонда с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (3 очередь)» и «Газификация жилого фонда д. Шипкино Октябрьского муниципального района Челябинской области» должна быть осуществлена путем проведения торгов.

В части 1 статьи 80 Закона о контрактной системе предусмотрена процедура проведения заказчиком в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера предварительного отбора участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить выполнение необходимых работ. По результатам предварительного отбора составляется перечень подрядчиков в целях последующего осуществления закупок у них работ путем проведения запроса котировок с учетом особенностей, предусмотренных статьей 82 Закона о контрактной системе.

Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В части 3 статьи 80 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если возникает потребность в работах, не предусмотренных этим перечнем, закупки данных работ осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом, если вследствие непреодолимой силы возникла потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных этим перечнем, и применение иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно в связи с затратой времени, осуществляется закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Так, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных работ вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на выполнение работы в объеме, который необходим для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

         В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Под ликвидацией чрезвычайных ситуаций понимаются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Термин «непреодолимая сила» положениями Закона о контрактной системе не закреплен. Однако это понятие определено в гражданском законодательстве, являющемся нормативной основой для отношений в сфере осуществления закупок.

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, непреодолимая сила характеризуется признаками чрезвычайности и непредотвратимости наступивших обстоятельств. Под чрезвычайностью следует понимать необычность явления для повседневности, отсутствие его систематичности. Второй признак непреодолимой силы характеризуется невозможностью собственными усилиями его предотвратить.

Правоприменительная практика относит к непреодолимой силе явления стихийного характера: землетрясения, сильные снегопады, цунами и т. д.

Признаки чрезвычайности и непредотвратимости наступления последствий должны присутствовать в совокупности.

Кроме того, возможность возникновения чрезвычайной ситуации, а также аварии не свидетельствует об объективном наличии данного обстоятельства.

Такие обстоятельства, как предупреждение возникновения чрезвычайной ситуации, аварии, не являются обстоятельствами, допускающими осуществление закупки без проведения торгов с единственным подрядчиком.

В Определении Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 30.07.2013 № ВАС-9962/13 указано, что обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем, в случае если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. Наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени свидетельствует о неправомерности заключения контракта избранным способом, то есть без проведения торгов.

В связи с этим обстоятельства, указанные в Решении Комиссии № 5-2016 от 20.06.2016, а именно тот факт, что проведение конкурсных процедур ставит под угрозу своевременное предоставление заявок н участие в государственных программах Челябинской области «Устойчивое развитие сельских территорий в Челябинской области на 2014-2020 годы», «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» до 01.11.2016, не могут являться основаниями для заключения муниципального контракта без проведения торгов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, поскольку не являются чрезвычайной ситуацией, обстоятельствами непреодолимой силы, не направлены на ликвидацию последствий, возникших вследствие аварии, чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

В связи с указанным, отсутствуют законные основания для заключения рассматриваемых муниципальных контрактов без проведения торгов на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Помимо этого, Комиссия по чрезвычайным ситуациям Октябрьского муниципального района не является органом, в полномочия которого входит принятие решения о способе определения поставщика, подрядчика, исполнителя (часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Также, документов, свидетельствующих о том, что потребность в выполнении проектных работ по объектам: «Газификация жилого фонда с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (3 очередь)» и «Газификация жилого фонда д. Шипкино Октябрьского муниципального района Челябинской области» возникла вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при рассмотрении  дела не представлено.

Такое обстоятельство, указанное Администрацией Октябрьского сельского поселения, Администрацией Маякского сельского поселения в обоснование необходимости осуществления закупок у единственного подрядчика, как невозможность предоставления заявки на участие в государственной программе Челябинской области «Устойчивое развитие сельских территорий в Челябинской области на 2014-2020 годы» в органы исполнительной власти Челябинской области в срок до 01.11.2016, не свидетельствует о наличии факта аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.

Согласно пункту 23 подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий в Челябинской области на 2016 - 2020 годы» государственной программы Челябинской области «Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2016 - 2020 годы» (далее – Подпрограмма 8) муниципальные образования - претенденты на участие в отборе на включение в подпрограмму 8 в части ее реализации по развитию газификации (далее именуется - отбор) до 1 августа текущего года представляют в Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области следующие документы:

заявку на участие в отборе;

гарантийное письмо главы муниципального образования о софинансировании строительства распределительных газовых сетей за счет средств местного бюджета (с указанием конкретного объема средств на очередной финансовый год), а также документ, подтверждающий привлечение внебюджетных источников (с указанием конкретного объема средств на очередной финансовый год);

обоснование экономической и социальной целесообразности строительства объектов распределительных газовых сетей (в произвольной форме);

сведения об объемах незавершенного строительства (по переходящим объектам).

В соответствии с пунктом 24 Подпрограммы 8 одним из критериев и условий отбора объектов строительства распределительных газовых сетей муниципальных образований Челябинской области является наличие проектно-сметной документации на вновь возводимый или реконструируемый объект строительства распределительных газовых сетей.

Согласно пункту 3.1 Контракта 9/2016 муниципальный заказчик в лице Администрации Октябрьского сельского поселения оплачивает работы аванс размере 30% (платежное поручение от 06.07.2016), остальные 50% после подписания акта приемки-передачи выполненных работ и направления проектной документации в ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» (платежное поручение от 20.12.2016), окончательный расчет в размере 20% после получения положительного заключения ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» (платежное поручение от 20.03.2017).

В соответствии с пунктом 3.1 Контракта 10/2016 муниципальный заказчик в лице Администрации Маякского сельского поселения оплачивает работы аванс размере 30% (платежное поручение от 13.10.2016), остальные 50% после подписания акта приемки-передачи выполненных работ и направления проектной документации в ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» (платежное поручение  от 16.12.2016), окончательный расчет в размере 20% после получения положительного заключения ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» (платежное поручение от 23.03.2017).

Согласно пункту 1.2 муниципального контракта на выполнение государственной экспертизы № 1561 от 21.12.2016 заключенного между Администрацией Октябрьского сельского поселения и ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» срок оказания услуги – в течение 60 дней с даты поступления на расчетный счет ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» предоплаты.

В соответствии с пунктом 1.2 муниципального контракта на выполнение государственной экспертизы № 1559 от 21.12.2016 заключенного между Администрацией Маякского сельского поселения и ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» срок оказания услуги – в течение 60 дней с даты поступления на расчетный счет ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» предоплаты.

Таким образом, сроки выполнения работ, установленные пунктом 3.1 Контрактов 9/2016, 10/2016, с учетом сроков проведения государственной экспертизы, не позволяли Администрации Октябрьского сельского поселения, Администрации Маякского сельского поселения к 01 августа 2016 года подать заявку на участие в отборе, в том числе подготовить проектно-сметную документацию на объекты «Газификация жилого фонда с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (3 очередь)» и «Газификация жилого фонда д. Шипкино Октябрьского муниципального района Челябинской области», прошедшие государственную экспертизу.

В связи с этим Администрация Октябрьского сельского поселения, Администрация Маякского сельского поселения достоверно знали о невозможности подачи заявки на участие в Подпрограмме 8, ввиду невозможности в установленный срок подготовки проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу.

Действия Администрации Октябрьского сельского поселения по заключению Контракта 9-2016 с конкретным хозяйствующим субъектом без проведения конкурентных процедур свидетельствуют о заинтересованности Администрации Октябрьского сельского поселения в привлечении к выполнению работ, предусмотренных указанным контрактом Общества. Также и действия Администрации Маякского сельского поселения по заключению Контракта 10-2016 с Обществом без проведения конкурентных процедур свидетельствуют о заинтересованности Администрации Маякского сельского поселения в привлечении к выполнению соответствующих работ Общества.

         В свою очередь, Обществом не предприняты действия по отказу от заключения и исполнения контрактов, заключаемых без проведения конкурентных процедур, ввиду их противоправности.

Общество при заключении Контрактов 9/2016, 10/2016 не располагало документами, позволяющими сделать вывод о наличии обстоятельств чрезвычайной ситуации.

Тем не менее, при заключении указанных контрактов без проведения конкурентных процедур Общество должно было принять все возможные меры по недопущению нарушения действующего законодательства, исследовать вопрос о том, необходимо ли проведение торгов на право заключения указанных контрактов, учитывая, что данное общество является профессиональным участником рынка и должно знать требования Закона о контрактной системе.

         Несмотря на указанное, Обществом заключены Контракты на разработку проектной документации по объектам газоснабжения, в результате чего Обществом получена исключительная возможность выполнить работы, предусмотренные Контрактами, с получением дохода от их выполнения за счет средств бюджета муниципальных образований.

         Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение определяется как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

         Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

         В рассматриваемом случае между Администрацией Октябрьского сельского поселения и Обществом заключен Контракт 9/2016, между Администрацией Маякского сельского поселения и Обществом заключен Контракт 10/2016 на разработку проектной документации по объектам газоснабжения. Данные контракты заключены без проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.

         В результате заключения данных соглашений без проведения торгов была устранена предусмотренная Законом о контрактной системе конкуренция хозяйствующих субъектов за право выполнения указанных работ, в результате чего хозяйствующие субъекты, способные выполнять предусмотренные Контрактами 9/2016, 10/2016 работы по разработке проектных документаций, были лишены возможности получить доступ к выполнению таких работ.

         Таким образом, между органом местного самоуправления (Администрацией Октябрьского сельского поселения) и хозяйствующим субъектом (Обществом) имеется соглашение, выраженное в заключении Контракта 9/2016. Между органом местного самоуправления (Администрацией Маякского сельского поселения) и хозяйствующим субъектом (Обществом) имеется соглашение, выраженное в заключении Контракта 10-2016.

Данные соглашения оказывают влияние на конкуренцию, поскольку создают хозяйствующему субъекту (Обществу) преимущественные условия осуществления деятельности с получением дохода от осуществления работ по Контрактам 9/2016, 10/2016 и в нарушение Закона о контрактной системе препятствуют доступу к выполнению данных работ для муниципальных нужд иным хозяйствующим субъектам.

Администрация Октябрьского сельского поселения, Администрация Маякского сельского поселения и общество, достоверно зная об отсутствии оснований для заключения муниципальных контрактов с единственным подрядчиком, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, а именно об отсутствии необходимости выполнения разработки проектной документации по объектам «Газификация жилого фонда с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (3 очередь)» и «Газификация жилого фонда д. Шипкино Октябрьского муниципального района Челябинской области» вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, заключили Контракты 9/2016, 10/2016. В результате общество в отсутствие конкуренции и в нарушение требований федерального законодательства получило право на  выполнение работ по цене, которая не была определена в условиях конкуренции хозяйствующих субъектов путем проведения конкурентных процедур.

Заключая муниципальные контракты на выполнение работ по разработке проектной документации по объектам «Газификация жилого фонда с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (3 очередь)» и «Газификация жилого фонда д. Шипкино Октябрьского муниципального района Челябинской области», как Администрация Октябрьского сельского поселения, Администрация Маякского сельского поселения, так и Общество должны руководствоваться положениями федерального законодательства.

При рассмотрении настоящего дела антимонопольным орган проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции  и Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Рассматриваемые действия Администрации Октябрьского сельского поселения, Администрации Маякского сельского поселения привели к нарушению антимонопольного законодательства на рынке по разработке проектов тепло-, водо-, газоснабжения (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, группа 71.12.11).

Географические границы товарного рынка: Октябрьский муниципальный район Челябинской области.

Временной интервал исследования товарного рынка – с 28.06.2016 по 14.02.2017 годы.

Продуктовые границы исследования – рынок по разработке проектной документации объектов газификации.

 

С учетом изложенного, Контракты 9/2016 на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту «Газификация жилого фонда с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (3 очередь)», заключенный между Администрацией Октябрьского сельского поселения и ООО «СиТиПРОЕКТ», 10/2016 на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту «Газификация жилого фонда д. Шипкино Октябрьского муниципального района Челябинской области», заключенный между Администрацией Маякского сельского поселения и ООО «СиТиПРОЕКТ», в отсутствие конкуренции, нарушают пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, поскольку их заключение обусловлено интересом каждого из участников указанных соглашений, результатом  соглашений явилось недопущение, ограничение, устранение конкуренции при осуществлении закупки, в том числе ограничение доступа иным хозяйствующим субъектам, намеренным  осуществлять выполнение работ в целях обеспечения муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

 

Материалами дела установлено, что работы по разработке проектной документации по объектам «Газификация жилого фонда с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (3 очередь)» и «Газификация жилого фонда д. Шипкино Октябрьского муниципального района Челябинской области» выполнены, получены положительные заключения государственной экспертизы от 22.02.2017 № 74-1-1-3-0039-17 и от 22.02.2017 № 74-1-1-3-0043-17. В связи с указанным не представляется возможным выдать предписание о прекращении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать муниципальный контракт № 9/2016 от 28.06.2016 на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту «Газификация жилого фонда с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (3 очередь)», заключенный между Администрацией Октябрьского сельского поселения и ООО «СиТиПРОЕКТ», с нарушением требований действующего законодательства, соглашением, нарушающим требования пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

2. Признать муниципальный контракт № 10/2016 от 28.06.2016 на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту «Газификация жилого фонда д. Шипкино Октябрьского муниципального района Челябинской области», заключенный между Администрацией Маякского сельского поселения и ООО «СиТиПРОЕКТ» с нарушением требований действующего законодательства, соглашением, нарушающим требования пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

3. Администрации Октябрьского сельского поселения, Администрации Маякского сельского поселения и ООО «СиТиПРОЕКТ» предписания о прекращении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство, не выдавать.

4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

5. Иные меры по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в  арбитражный суд. Примечание.   За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны