Решение и предписание по делу № 22-08/2017 в отношении ООО МКК «Уралсервис»

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
05.09.2017
Управление:
Челябинское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы
Номер дела:

 

 

РЕШЕНИЕ

16 августа 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией

Челябинского УФАС России;

члены Комиссии:

<…> – специалист 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 22-08/2017, возбужденное по факту размещения на печатной продукции (календаре) рекламы с использованием религиозного христианского символа (молитвы), содержащей информацию: «Удобные деньги Нужны наличные? Звонок по России бесплатный on-line заявка: www.u-dengi.ru 8-800-***-**-27», с признаками нарушения требований части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

 

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) при исполнении полномочий по государственному контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что на печатной продукции (календаре) размещена реклама с использованием религиозных христианских символов в виде текста молитвы «Отче наш» и изображение образа Иисуса Христа, содержащая информацию: «Удобные деньги Нужны наличные? Звонок по России бесплатный on-line заявка: www.u-dengi.ru 8-800-***-**-27».

Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи, телефонный номер 8-800-***-**-27 входит в ресурс нумерации оператора связи ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком».

На запрос Челябинского УФАС России ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком» представило письменные пояснения, согласно которым указанный в запросе номер 8800*****27 является Интеллектуальным (логическим) номером, который был присвоен ОАО «МТТ» (Оператором интеллектуальной сети связи) ООО МФО «Уралсервис» (Абоненту услуги) в соответствии с «Российской системой и планом нумерации» в рамках заключенного между ОАО «МТТ» и ООО МФО «Уралсервис» Договора на оказание услуги по коду доступа к услуге «800» № 185-800-ПФО от 01 января 2014 г.

От ООО МКК «Уралсервис» поступили письменные пояснения, согласно которым ООО МКК «Уралсервис» согласование размещения на печатной продукции религиозного христианского символа не осуществляло. ООО МКК «Уралсервис» считает, что размещение на карманном календаре молитвы «Отче наш» не является использованием бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в отношении религиозных символов. ООО МКК «Уралсервис» не возражало о размещении на печатной продукции христианской молитвы.

Между ООО МКК «Уралсервис» и ООО КГ «Капиталсервис» правоотношения по вопросу размещения сведений: «Удобные деньги Нужны наличные? Звонок по России бесплатный on-line заявка: www.u-dengi.ru 8-800-***-**-27», отсутствуют.

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет», регистратором доменного имени u-dengi.ru является ООО «Регтайм».

На запрос Челябинского УФАС России ООО «Регтайм» представило письменные пояснения, согласно которым администратором доменного имени u-dengi.ru является общество с ограниченной ответственностью Консалтинговая группа «Капиталсервис» (ИНН 7448163360, юридический адрес: 454000, г. Челябинск, ул. Энтузиастов, д. 26Б).

От ООО КГ «Капиталсервис» поступили письменные пояснения, согласно которым ООО КГ «Капиталсервис» договор на изготовление и размещение рекламы со сведениями «Удобные деньги Нужны наличные? Звонок по России бесплатный on-line заявка: www.u-dengi.ru 8-800-***-**-27» не заключало. Согласованный макет рекламы у ООО КГ «Капиталсервис» отсутствует. Акт приема-передачи выполненных работ с ООО КГ «Капиталсервис» не оформлялся. ООО КГ «Капиталсервис» на печатной продукции религиозного христианского символа не размещало.

Между ООО МКК «Уралсервис» и ООО КГ «Капиталсервис» правоотношения по вопросу размещения сведений: «Удобные деньги Нужны наличные? Звонок по России бесплатный on-line заявка: www.u-dengi.ru 8-800-***-**-27», отсутствуют.

Между ООО МКК «Удобные деньги» и ООО КГ «Капиталсервис» правоотношения отсутствуют, в том числе по вопросу размещения сведений: «Удобные деньги Нужны наличные? Звонок по России бесплатный on-line заявка: www.u-dengi.ru 8-800-***-**-27», не заключался.

Челябинское УФАС России привлекло к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО МКК «Удобные деньги» как правообладателя товарного знака «U-DENGI», поскольку в рассматриваемой рекламе присутствуют сведения об Интернет-ресурсе www.u-dengi.ru.

ООО МКК «Удобные деньги» представило письменные пояснения, согласно которым ООО МКК «Удобные деньги» согласование размещения на печатной продукции религиозного христианского символа не осуществляло. ООО МКК «Удобные деньги» отсутствуют правоотношения с ООО КГ «Капиталсервис» по вопросу размещения сведений: «Удобные деньги Нужны наличные? Звонок по России бесплатный on-line заявка: www.u-dengi.ru 8-800-***-**-27».

Между ООО МКК «Удобные деньги» и ООО КГ «Капиталсервис» заключено соглашение на использование товарного знака «U-DENGI», в том числе в качестве доменного имени. У ООО МКК «Удобные деньги» отсутствуют заключенные договоры с ООО МКК «Уралсервис». У ООО МКК «Удобные деньги» отсутствуют агентские договоры, заключенные с обществами.

Изучение материалов приводит к следующим выводам.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В рассматриваемой рекламе присутствуют Интернет-ресурс www.u-dengi.ru, телефонный номер 8-800-***-**-27, а также изображение логотипа «Удобные деньги», что потенциальным потребителем может восприниматься как реклама финансовой организации. Указанная информация предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование интереса к нему (указан логотип «Удобные деньги», Интернет-ресурс, телефонный номер и так далее).

В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование оскорбительных сравнений в отношении религиозных символов.

Согласно свободной энциклопедии «Википедия» христианская символика – это совокупность символов и знаков, употребляемых различными христианскими церквями.

В православии как христианской религии текст молитвы и изображение Иисуса Христа используется в качестве христианского богословия и отождествляется с христианскими символами.

В рекламе изображены: логотип «Удобные деньги», христианский религиозный образ Иисуса Христа и текст молитвы «Отче наш». Указанные сведения в совокупности могут восприниматься как оскорбительное сравнение в отношении религиозных христианских символов ввиду использования их в рекламе коммерческой организации, что не совместимо с основами православия и может оскорблять чувства определенной категории граждан (верующих).

Челябинским УФАС России получено письменное мнение Челябинской епархии, согласно которому недопустимо использовать в рекламе микрофинансовых организаций религиозных (в данном случае, православных) символов и текстов молитвословий.

Данная реклама оскорбляет чувства верующих людей, так как любая деятельность подобного рода, несовместима с традиционными православными ценностями, призывающими к нестяжанию и отказу от материальной выгоды.

Челябинская епархия просит органы государственной власти пресечь действия микрофинансовой организации «Удобные деньги» в части распространения печатной продукции с религиозной символикой как оскорбляющей чувства православнх верующих.

Изложенные сведения подтверждают результаты информационного сюжета, распространенного 15 февраля 2017 года на телеканале «Восточный экспресс», источник – Телефакт (www.telefakt.ru), в котором граждане высказали свое отношение к данной рекламе.

Челябинским УФАС России проведен интернет-опрос пользователей информационно-коммуникационной сети Интернет на официальном сайте антимонопольного органа www.chel.fas.gov.ru, направленный на исследование мнения потребителей о том, используется ли в данной рекламе оскорбительное сравнение в отношении религиозных христианских символов. Так, 41% респондентов (из 660 опрошенных) ответили, что в рекламе «Удобные деньги», размещенной на календаре с использованием религиозных христианских символов используются оскорбительные сравнения в отношении христианских символов.

  • реклама была рассмотрена 27 апреля 2017 года на Экспертном совете при Челябинском УФАС России (далее – Экспертный совет).

Перед экспертами поставлен вопрос: «Считаете ли Вы, что в данной рекламе используется оскорбительное сравнение в отношении религиозных христианских символов?»

Согласно протоколу № 1 заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе от 27 апреля 2017 года в голосовании приняло участие 19 человек, из них 17 проголосовали за то, что в рекламе присутствует оскорбительное сравнение, 1 – против, 1 – воздержался.

С учетом изложенного, реклама организации с коммерческим обозначением «Удобные деньги», осуществляющей деятельность по предоставлению микрозаймов, размещенная на печатной продукции в виде календаря нарушает часть 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку содержит оскорбительное сравнение в отношении христианских символов.

На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из материалов дела следует, что между ООО МКК «Уралсервис» и ООО «Удобные деньги-5» заключен агентский договор на осуществление действий по выдаче займов от 15.12.2015 года. В рамках настоящего договора Агент (в данном случае ООО «Удобные деньги-5») обязуется за вознаграждение совершать по поручению Принципала (в данном случае ООО МКК «Уралсервис») от имени и за счет Принципала юридические и иные действия. Таким образом, реклама по выдаче микрозаймов с использованием коммерческого обозначения «Удобные деньги», которое присутствует в ней, распространялась в интересах ООО МКК «Уралсервис», совершающего юридические и иные действия в рамках поручений, выдаваемых Агенту (ООО «Удобные деньги-5»).

Рекламодателем данной рекламы является ООО МКК «Уралсервис», как лицо, в интересах которого распространялась реклама с указанием принадлежащего ему телефонного номера 8-800-***-**-27 в соответствии с Договором на оказание услуги по коду доступа к услуге «800» № 185-800-ПФО от 01 января 2014 г.

Также Общество не отрицает, что не возражало против размещения рекламы с использованием религиозного христианского символа (молитвы) на печатной продукции (календаре), что подтверждается письменными пояснениями ООО МКК «Уралсервис» вх. № 10469 от 11.08.2017 года.

Материалы, указывающие на принятие ООО МКК «Уралсервис» мер по прекращению нарушения рекламного законодательства по состоянию на 16 августа 2017 года антимонопольным органом не получены. В связи с изложенным, Комиссия считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО МКК «Уралсервис» со сведениями: «Удобные деньги Нужны наличные? Звонок по России бесплатный on-line заявка: www.u-dengi.ru 8-800-***-**-27», размещенную на печатной продукции (календаре) с использованием религиозных христианских символов в виде текста молитвы «Отче наш» и изображения образа Иисуса Христа, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО МКК «Уралсервис» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО МКК «Уралсервис» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

16 августа 2017 года г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

 

члены Комиссии:

<…> специалист 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

на основании своего решения от 16.08.2017 по делу № 22-08/2017 о признании ненадлежащей рекламы ООО МКК «Уралсервис» со сведениями: «Удобные деньги Нужны наличные? Звонок по России бесплатный on-line заявка: www.u-dengi.ru 8-800-***-**-27», размещенную на печатной продукции (календаре) с использованием религиозных христианских символов в виде текста молитвы «Отче наш» и изображение образа Иисуса Христа, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО МКК «Уралсервис» незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно не использовать в рекламе услуг по выдаче микрозаймов, выполненной в форме печатной продукции (календарь), религиозных христианских символов в виде текста молитвы «Отче наш» и изображение образа Иисуса Христа.

2. ООО МКК «Уралсервис» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 16 сентября 2017 года, а именно пояснения, свидетельствующие о прекращении распространения ненадлежащей рекламы в виде печатной продукции (календарь), содержащей оскорбительные сравнения в отношении религиозных христианских символов.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.