Решение б/н Решение по делу № 26-08/2018 от 24 мая 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
25 апреля 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: <…> – заместитель
руководителя Управления -
начальник отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
члены Комиссии: <…>, главный специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
<…>, специалист-
эксперт отдела контроля за рекламой
и недобросовестной конкуренцией,
рассмотрев дело № 26-08/2018, возбужденное в отношении ИП <…>, АНО «Редакция газеты «Знамя Октября» по факту распространения в газете «Знамя Октября» № 83(9962) от 01.12.2017 рекламы лица с коммерческим обозначением «Быстрый заём», с признаками нарушения частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»,
в отсутствие заявителя, АНО «Редакция газеты «Знамя Октября», ИП Ярцевой О.А., ООО «МФО ВДМ-Финанс», надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение физического лица о распространения в газете «Знамя Октября» № 83(9962) от 01.12.2017 ненадлежащей рекламы лица с коммерческим обозначением «Быстрый заём», условия услуг которого выполнены, по мнению Заявителя, мелким нечитаемым размером шрифта.
Из представленного Заявителем экземпляра газеты «Знамя Октября» № 83(9962) от 01.12.2017 усматривается, что в рекламе присутствуют сведения: «Быстрый заем. Деньги за «Здравствуй» 0% в день всем новым клиентам. Неделя пользования займом бесплатно. Без комиссии и коллекторов. 8-919-342-04-03 г. Пласт, ул. Октябрьская, д. 29». Из представленного редакцией газеты информационного листа усматривается, что оказание финансовых услуг осуществляется агентом ИП <…> от имени ООО «МФО ВДМ-ФИНАНС».
Челябинское УФАС России возбудило дело в отношении АНО «Редакция газеты «Знамя Октября», ИП <…> по признакам нарушения частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». К участию в рассмотрении дела привлечено ООО «МФО ВДМ-ФИНАНС».
Редакция газеты «Знамя Октября» Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Знамя Октября» (далее – редакция газеты) в письме вх. № 2090 от 19.02.2018, вх. № 5276 от 19.04.2018 указало, что реклама размещена в рамках устной договоренности с ИП <…>, макет рекламы согласован в декабре 2016 года по электронной почте, электронная переписка не сохранилась. При приеме рекламы от ИП <…> редакция газеты рассматривала вероятность, что мелкий текст не очень удобен для прочтения. При небольшом напряжении все сотрудники редакции, причастные к приему и размещению рекламы, текст прочитывали? d электронном варианте текст прочитывался легко, в типографском исполнении по –разному. Было учтено, что ИП <…> оказывает услуги в городе Пласте несколько лет, а у редакции газеты критическая финансовая ситуация в связи с отсутствием рекламодателей, поэтому рекламный модуль в газете был размещен. Реклама выходила в газете «Знамя Октября» в течение 2017 года, в настоящее время публикация рекламы приостановлена.
ИП <…> в письме вх. № 5528 от 24.04.2018 указала, что между ней и ООО «МФО ВДМ-ФИНАНС» заключен агентский договор от 01.02.2017 на оказание услуг по предоставлению микрозаймов, а также договор от 01.02.2016 на оказание услуг по распространению и размещению рекламы и проведению рекламных акций общества. ИП <…> сообщила, что лицом, осуществляющим финансовую деятельность, указанную в рекламе является ООО «МФО ВДМ-ФИНАНС». По мнению ИП <…>, в рекламе указаны сведения о ООО «МФО ВДМ-ФИНАНС» и все условия, связанные с предоставлением займов.
ООО «МФО ВДМ-ФИНАНС» в письме вх. № 5529 от 24.04.2018 указало, что между обществом и ИП <…> заключен агентский договор от 01.02.2017 на оказание услуг по предоставлению микрозаймов, а также договор от 01.02.2016 на оказание услуг по распространению и размещению рекламы и проведению рекламных акций общества. В рамках договора на размещение рекламы ИП <…> оказывает обществу услуги по распространению любого вида рекламной продукции, включая расклейку, раздачу, раскладку рекламной продукции, заказ и размещение любого вида рекламных конструкций, в том числе на любых стационарных и не стационарных объектах; размещение рекламных объявлений Заказчика, в том числе текстовых, аудио, видео формата на телевидении и радио, в печатных СМИ, транспорте, в сети «Интернет». 06.12.2016 ООО «МФО ВДМ-ФИНАНС» изменило фирменное наименование на ООО «МКК ВДМ-ФИНАНС». Общество является правообладателем товарного знака «Быстрый заем» по свидетельству № 604160.
Рассмотрев заявление и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
В рекламе, размещенной в газете «Знамя Октября» № 83(9962) от 01.12.2017 присутствуют сведения: «Быстрый заем. Деньги за «Здравствуй» 0% в день всем новым клиентам. Неделя пользования займом бесплатно. Без комиссии и коллекторов. 8-919-342-04-03 г. Пласт, ул. Октябрьская, д. 29».
Здесь же размещена иная рекламная информация лица с коммерческим обозначением «Быстрый заем», выполненная мелким нечитаемым размером шрифта.
1. В силу части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Из пояснений ИП <…> и ООО «МФО ВДМ-ФИНАНС», а также условий, представленных ими агентских договоров, усматривается, что рекламируемые услуги по предоставлению микрозаймов осуществляет ООО «МФО ВДМ-ФИНАНС» через агента ИП <…>, в связи с этим в рекламе должно быть указано наименование лица, осуществляющего финансовую деятельность, в данном случае «МФО ВДМ-ФИНАНС», содержащее указание на его организационно-правовую форму – общество с ограниченной ответственностью (ООО).
Так, согласно части 1 статьи 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид.
В письме ФАС России от 13.08.2010 N АК/26483 «Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг» указано, что в случае, если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами. Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламной конструкции и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы. ФАС России поручает территориальным органам усилить работу по контролю за рекламой финансовых услуг и в случае выявления такой рекламы, нарушающей положения Федерального закона "О рекламе", пресекать распространение такой рекламы и привлекать виновных лиц к административной ответственности.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей.
В рекламе сведения о лице, осуществляющем финансовую деятельность, в данном случае - ООО «МФО ВДМ-ФИНАНС» не читаемы, визуально не воспринимаются ввиду мелкого размера шрифта (не усматривается текст).
Изложенное позволяет сделать выводы, что при размещении рассматриваемой рекламы в газете, часть текста рекламы выполнена в нечитаемом варианте и возможность ознакомления с необходимой информацией, в данном случае о лице, осуществляющем финансовую деятельность - ООО «МФО ВДМ-ФИНАНС», у читателей отсутствует.
Формальное указание в рекламе сведений о лице, осуществляющем финансовую деятельность, мелким нечитаемым размером шрифта не может рассматриваться как присутствие такой информации в рекламе.
Поскольку в рекламе сведения о лице, осуществляющем финансовую деятельность не читаются, то есть фактически отсутствуют, реклама нарушает часть 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
2. В силу части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
В письме ФАС России от 31.07.2014 N АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг» указано, что к условиям, определяющим полную стоимость кредита (займа), могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.
Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие. Позиция антимонопольного органа по указанному вопросу подтверждается сложившейся практикой рассмотрения подобных дел и судебной практикой (постановление ФАС России от 29.07.2015 по делу N 4-14.3-554/00-08-15, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.02.2012 по делу N А79-4026/2011 и т.п.).
Поскольку в рекламе указаны сведения «0% в день» при этом иные условия, связанные с предоставлением займа (минимальная и максимальная сумма, сроки и т.п.) не читаются, реклама нарушает часть 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Доводы ИП Ярцевой О.А. об указании в рекламе информации об ООО «МКК ВДМ-ФИНАНС» и обо всех условиях предоставления займов Комиссия не принимает, поскольку для восприятия потребителями информация, изложенной мелким нечитаемым размером шрифта в печатном СМИ необходимо применять определенные усилия, а также специальные средства (очки, лупу и т.п.). Тот факт, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть изложена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым.
Документов и материалов, указывающих, что между АНО «Редакция газеты «Знамя Октября» и ИП <…> велась какая-либо переписка по вопросу определения размера шрифта рекламы при ее выходе в газете, в антимонопольный орган не поступило. Не имеется и материалов, указывающих о претензиях ИП <…> в адрес АНО «Редакция газеты «Знамя Октября» относительно размера шрифта текста рекламы при её печати в газете.
На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель, за нарушение требований части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» ответственность несет рекламодатель.
В силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламодателем рекламы надлежит признать ИП <…> – агента ООО «МКК ВДМ-ФИНАНС», в интересах которой размещена реклама. Рекламораспространителем рекламы надлежит признать АНО «Редакция газеты «Знамя Октября».
Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Редакция газеты «Знамя Октября» Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Знамя Октября» (далее – редакция газеты) в письме вх. № 2090 от 19.02.2018 указало, что в настоящее время публикация рекламы приостановлена.
Поскольку размещение рекламы приостановлено, но не прекращено необходимо выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную ИП <…> в газете «Знамя Октября» № 83(9962) от 01.12.2017, в которой отсутствуют сведения о лице, осуществляющем финансовую деятельность, что нарушает часть 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»; указаны сведения «0% в день» при этом иные условия, связанные с предоставлением займа (минимальная и максимальная сумма, сроки и т.п.) не указаны, нарушением части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ИП <…>, АНО «Редакция газеты «Знамя Октября» и его должностного лица.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.