Решение б/н Решение по делу № 26-08/2018 от 24 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

25 апреля 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии: <…> – заместитель

руководителя Управления -

начальник отдела контроля за рекламой и

недобросовестной конкуренцией;

 

члены Комиссии: <…>, главный специалист-эксперт

отдела контроля за рекламой и

недобросовестной конкуренцией;

<…>, специалист-

эксперт отдела контроля за рекламой

и недобросовестной конкуренцией,

 

рассмотрев дело № 26-08/2018, возбужденное в отношении ИП <…>, АНО «Редакция газеты «Знамя Октября» по факту распространения в газете «Знамя Октября» № 83(9962) от 01.12.2017 рекламы лица с коммерческим обозначением «Быстрый заём», с признаками нарушения частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»,

в отсутствие заявителя, АНО «Редакция газеты «Знамя Октября», ИП Ярцевой О.А., ООО «МФО ВДМ-Финанс», надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение физического лица о распространения в газете «Знамя Октября» № 83(9962) от 01.12.2017 ненадлежащей рекламы лица с коммерческим обозначением «Быстрый заём», условия услуг которого выполнены, по мнению Заявителя, мелким нечитаемым размером шрифта.

Из представленного Заявителем экземпляра газеты «Знамя Октября» № 83(9962) от 01.12.2017 усматривается, что в рекламе присутствуют сведения: «Быстрый заем. Деньги за «Здравствуй» 0% в день всем новым клиентам. Неделя пользования займом бесплатно. Без комиссии и коллекторов. 8-919-342-04-03 г. Пласт, ул. Октябрьская, д. 29». Из представленного редакцией газеты информационного листа усматривается, что оказание финансовых услуг осуществляется агентом ИП <…> от имени ООО «МФО ВДМ-ФИНАНС».

Челябинское УФАС России возбудило дело в отношении АНО «Редакция газеты «Знамя Октября», ИП <…> по признакам нарушения частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». К участию в рассмотрении дела привлечено ООО «МФО ВДМ-ФИНАНС».

Редакция газеты «Знамя Октября» Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Знамя Октября» (далее – редакция газеты) в письме вх. № 2090 от 19.02.2018, вх. № 5276 от 19.04.2018 указало, что реклама размещена в рамках устной договоренности с ИП <…>, макет рекламы согласован в декабре 2016 года по электронной почте, электронная переписка не сохранилась. При приеме рекламы от ИП <…> редакция газеты рассматривала вероятность, что мелкий текст не очень удобен для прочтения. При небольшом напряжении все сотрудники редакции, причастные к приему и размещению рекламы, текст прочитывали? d электронном варианте текст прочитывался легко, в типографском исполнении по –разному. Было учтено, что ИП <…> оказывает услуги в городе Пласте несколько лет, а у редакции газеты критическая финансовая ситуация в связи с отсутствием рекламодателей, поэтому рекламный модуль в газете был размещен. Реклама выходила в газете «Знамя Октября» в течение 2017 года, в настоящее время публикация рекламы приостановлена.

ИП <…> в письме вх. № 5528 от 24.04.2018 указала, что между ней и ООО «МФО ВДМ-ФИНАНС» заключен агентский договор от 01.02.2017 на оказание услуг по предоставлению микрозаймов, а также договор от 01.02.2016 на оказание услуг по распространению и размещению рекламы и проведению рекламных акций общества. ИП <…> сообщила, что лицом, осуществляющим финансовую деятельность, указанную в рекламе является ООО «МФО ВДМ-ФИНАНС». По мнению ИП <…>, в рекламе указаны сведения о ООО «МФО ВДМ-ФИНАНС» и все условия, связанные с предоставлением займов.

ООО «МФО ВДМ-ФИНАНС» в письме вх. № 5529 от 24.04.2018 указало, что между обществом и ИП <…> заключен агентский договор от 01.02.2017 на оказание услуг по предоставлению микрозаймов, а также договор от 01.02.2016 на оказание услуг по распространению и размещению рекламы и проведению рекламных акций общества. В рамках договора на размещение рекламы ИП <…> оказывает обществу услуги по распространению любого вида рекламной продукции, включая расклейку, раздачу, раскладку рекламной продукции, заказ и размещение любого вида рекламных конструкций, в том числе на любых стационарных и не стационарных объектах; размещение рекламных объявлений Заказчика, в том числе текстовых, аудио, видео формата на телевидении и радио, в печатных СМИ, транспорте, в сети «Интернет». 06.12.2016 ООО «МФО ВДМ-ФИНАНС» изменило фирменное наименование на ООО «МКК ВДМ-ФИНАНС». Общество является правообладателем товарного знака «Быстрый заем» по свидетельству № 604160.

Рассмотрев заявление и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В рекламе, размещенной в газете «Знамя Октября» № 83(9962) от 01.12.2017 присутствуют сведения: «Быстрый заем. Деньги за «Здравствуй» 0% в день всем новым клиентам. Неделя пользования займом бесплатно. Без комиссии и коллекторов. 8-919-342-04-03 г. Пласт, ул. Октябрьская, д. 29».

Здесь же размещена иная рекламная информация лица с коммерческим обозначением «Быстрый заем», выполненная мелким нечитаемым размером шрифта.

1. В силу части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Из пояснений ИП <…> и ООО «МФО ВДМ-ФИНАНС», а также условий, представленных ими агентских договоров, усматривается, что рекламируемые услуги по предоставлению микрозаймов осуществляет ООО «МФО ВДМ-ФИНАНС» через агента ИП <…>, в связи с этим в рекламе должно быть указано наименование лица, осуществляющего финансовую деятельность, в данном случае «МФО ВДМ-ФИНАНС», содержащее указание на его организационно-правовую форму – общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Так, согласно части 1 статьи 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид.

В письме ФАС России от 13.08.2010 N АК/26483 «Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг» указано, что в случае, если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами. Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламной конструкции и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы. ФАС России поручает территориальным органам усилить работу по контролю за рекламой финансовых услуг и в случае выявления такой рекламы, нарушающей положения Федерального закона "О рекламе", пресекать распространение такой рекламы и привлекать виновных лиц к административной ответственности.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей.

В рекламе сведения о лице, осуществляющем финансовую деятельность, в данном случае - ООО «МФО ВДМ-ФИНАНС» не читаемы, визуально не воспринимаются ввиду мелкого размера шрифта (не усматривается текст).

Изложенное позволяет сделать выводы, что при размещении рассматриваемой рекламы в газете, часть текста рекламы выполнена в нечитаемом варианте и возможность ознакомления с необходимой информацией, в данном случае о лице, осуществляющем финансовую деятельность - ООО «МФО ВДМ-ФИНАНС», у читателей отсутствует.

Формальное указание в рекламе сведений о лице, осуществляющем финансовую деятельность, мелким нечитаемым размером шрифта не может рассматриваться как присутствие такой информации в рекламе.

Поскольку в рекламе сведения о лице, осуществляющем финансовую деятельность не читаются, то есть фактически отсутствуют, реклама нарушает часть 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 

2. В силу части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

В письме ФАС России от 31.07.2014 N АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг» указано, что к условиям, определяющим полную стоимость кредита (займа), могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие. Позиция антимонопольного органа по указанному вопросу подтверждается сложившейся практикой рассмотрения подобных дел и судебной практикой (постановление ФАС России от 29.07.2015 по делу N 4-14.3-554/00-08-15, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.02.2012 по делу N А79-4026/2011 и т.п.).

Поскольку в рекламе указаны сведения «0% в день» при этом иные условия, связанные с предоставлением займа (минимальная и максимальная сумма, сроки и т.п.) не читаются, реклама нарушает часть 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Доводы ИП Ярцевой О.А. об указании в рекламе информации об ООО «МКК ВДМ-ФИНАНС» и обо всех условиях предоставления займов Комиссия не принимает, поскольку для восприятия потребителями информация, изложенной мелким нечитаемым размером шрифта в печатном СМИ необходимо применять определенные усилия, а также специальные средства (очки, лупу и т.п.). Тот факт, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть изложена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым.

Документов и материалов, указывающих, что между АНО «Редакция газеты «Знамя Октября» и ИП <…> велась какая-либо переписка по вопросу определения размера шрифта рекламы при ее выходе в газете, в антимонопольный орган не поступило. Не имеется и материалов, указывающих о претензиях ИП <…> в адрес АНО «Редакция газеты «Знамя Октября» относительно размера шрифта текста рекламы при её печати в газете.

На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель, за нарушение требований части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» ответственность несет рекламодатель.

В силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламодателем рекламы надлежит признать ИП <…> – агента ООО «МКК ВДМ-ФИНАНС», в интересах которой размещена реклама. Рекламораспространителем рекламы надлежит признать АНО «Редакция газеты «Знамя Октября».

Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Редакция газеты «Знамя Октября» Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Знамя Октября» (далее – редакция газеты) в письме вх. № 2090 от 19.02.2018 указало, что в настоящее время публикация рекламы приостановлена.

Поскольку размещение рекламы приостановлено, но не прекращено необходимо выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную ИП <…> в газете «Знамя Октября» № 83(9962) от 01.12.2017, в которой отсутствуют сведения о лице, осуществляющем финансовую деятельность, что нарушает часть 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»; указаны сведения «0% в день» при этом иные условия, связанные с предоставлением займа (минимальная и максимальная сумма, сроки и т.п.) не указаны, нарушением части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ИП <…>, АНО «Редакция газеты «Знамя Октября» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны