Решение б/н Решение по делу№ 27-07/14 в отношении Администрации Златоуст... от 22 августа 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена «12» августа 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «22» августа 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель

Комиссии:

Сапрыкина Н.В.

-

заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Заводская М.А.

-

главный специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

Вурьев Д.В.

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 27-07/14 по признакам нарушения Администрацией Златоустовского городского округа (ул. Таганайская, 1, г. Златоуст, 456200) и ООО «Втор-Ком-Златоуст» (ул. Скворцова, 27, г. Златоуст, 456200; ул. Шоссейная, д. 1, г. Златоуст, 456200) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление Органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом» о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО «Втор-Ком-Златоуст». Из указанного заявления следует, что между обществом и Администрацией Златоустовского городского округа 27.06.2013 заключено Партнерское соглашение об осуществлении совместной деятельности по раздельному сбору, переработке и утилизации твердых бытовых отходов на территории Златоустовского городского округа.

Антимонопольным органом установлено, что заключение указанного соглашения может привести к обеспечению ООО «Втор-Ком-Златоуст» в отсутствие конкуренции хозяйствующих субъектов доступа на рынок оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и ограничению доступа на указанный рынок иным хозяйствующим субъектам, что содержит признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 указанной нормы.

Администрацией Златоустовского городского округа представлены документы и на заседании Комиссии даны следующие пояснения (от 06.11.2013 исх. № 9762, от 15.07.2014 исх. № 6167).

В целях решения вопроса местного значения между администрацией и ООО «Втор-Ком-Златоуст» заключено соглашение, в соответствии с которым предполагалось сотрудничество в сфере раздельного сбора, сортировки и прессования твердых бытовых отходов на территории городского округа. При заключении указанного соглашения торги не проводились, поскольку при выполнении его условий право собственности на имущество не переходит и не изменяется, работы для муниципальных нужд не выполняются, оборота денежных средств не происходит. Соглашение расторгнуто между сторонами 16.12.2013, в связи с чем его заключение не породило для сторон никаких последствий. Органом местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» проведен аукцион по продаже права на заключение договора аренды муниципального имущества (контейнерных площадок), по результатам проведения которого с ООО «Втор-Ком-Златоуст» заключен договор № 27 от 05.12.2013.

ООО «Втор-Ком-Златоуст» представлены документы и на заседании Комиссии даны следующие пояснения (от 16.07.2014 исх. № 59).

Ранее контейнерные площадки, расположенные в районе машзавода, находились в пользовании ООО «Спецавтоколонна». ООО «Втор-Ком-Златоуст» в указанный период осуществляло деятельность на рынке вторичного сырья (сортировка и переработка макулатуры). Поскольку ООО «Спецавтоколонна» пришло в упадок и не имело возможности осуществлять деятельность по обслуживанию контейнерных площадок в районе машзавода, ООО «Втор-Ком-Златоуст» было предложено осуществлять указанную деятельность. ООО «Втор-Ком-Златоуст» до заключения Соглашения имело в наличии контейнеры. По результатам проведения торгов ООО «Втор-Ком-Златоуст» получило в пользование спецтехнику для вывоза ТБО. На территории машзавода в настоящее время осуществляют свою деятельность две управляющие компании. ООО «Втор-Ком-Златоуст» заключен договор возмездного оказания услуг с ООО «Управляющая компания Комитет городского хозяйства». Управляющие компании вправе заключать договоры на сбор и вывоз твердых бытовых отходов по адресам, обслуживаемым ООО «Втор-Ком-Златоуст», с любыми организациями, но без использования контейнерных площадок, переданных обществу.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Между ООО «Втор-Ком-Златоуст» и Администрацией Златоустовского городского округа 27.06.2013 заключено Партнерское соглашение об осуществлении совместной деятельности по раздельному сбору, переработке и утилизации твердых бытовых отходов на территории Златоустовского городского округа (далее – Соглашение).

В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения стороны объединяются для осуществления совместными усилиями деятельности по раздельному сбору, сортировке и прессованию твердых бытовых отходов на территории Златоустовского городского округа.

Администрация Златоустовского городского округа обязуется за счет средств местного бюджета организовать мероприятия, направленные на организацию сбора и утилизации твердых бытовых отходов, включенные в соответствующую целевую программу (пункт 1.2 Соглашения). Администрации Златоустовского городского округа в соответствии с пунктом 2.1 Соглашения подлежит организовать мероприятия по развитию системы твердых бытовых отходов, связанные с: приобретением спецтехники для вывоза ТБО (мусоровоз с задней загрузкой) в количестве 2 единиц (1 единица приобретена в 2012 году; 2 единицы подлежат приобретению в 2013 году); приобретением контейнеров объемом 8 м3; ремонтом, благоустройством существующих контейнерных площадок и строительством новых контейнерных площадок.

На основании пунктов 1.3, 3.2, 6.2.2 Соглашения ООО «Втор-Ком-Златоуст» обязуется за свой счет приобрести евроконтейнеры в количестве 240 штук для установки на территории контейнерных площадок в районе машиностроительного завода г. Златоуста в срок до 31.08.2013.

ООО «Втор-Ком-Златоуст» в соответствии с пунктом 4.1 Соглашения обязано после приобретения контейнеров незамедлительно приступить к использованию имущества для муниципальных нужд муниципального образования – Златоустовский городской округ. Работы по приобретению евроконтейнеров считаются выполненными надлежащим образом после их размещения обществом на соответствующих контейнерных площадках в районе машиностроительного завода г. Златоуст (пункт 5.2 Соглашения).

ООО «Втор-Ком-Златоуст» 02.07.2013 заключен с ООО «ТМК-Индустрия» договор на приобретение контейнеров для хранения твердых бытовых отходов в количестве 204 штуки.

Впоследствии, ООО «Втор-Ком-Златоуст» с ООО «Управляющая компания Комитет городского хозяйства» 01.08.2013 заключен договор № 57-2013 возмездного оказания услуг, в соответствии с пунктом 1.1 которого общество оказывает собственникам и нанимателям, проживающим в многоквартирных жилых домах Златоустовского городского округа, жилищные услуги: по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов и крупно-габаритного мусора, образовавшегося от жизнедеятельности населения (старая мебель и бытовая техника) и т.д., находящихся в пределах прилегающей территории контейнерной площадки. В адресный список многоквартирных домов по сбору, вывозу ТБО входит 295 адресов (приложение № 1 к договору). Срок окончания указанного договора – 31.07.2014. Прогнозные затраты за оказываемые услуги по указанному договору на второе полугодие 2013 года составили более шести миллионов рублей (приложение № 3 к договору).

Между ООО «Втор-Ком-Златоуст» и ООО «Спецавтоколонна» 01.08.2013 заключен договор № 2/1 на размещение твердых бытовых отходов на земельном участке для размещения отходов.

Актом обследования от 17.08.2013 подтверждается размещение ООО «Втор-Ком-Златоуст» евроконтейнеров на 42 контейнерных площадках в районе машзавода.

Выпиской из реестра муниципального имущества Муниципального образования Златоустовский городской округ от 30.10.2013 подтверждается, что контейнерные площадки находятся в муниципальной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Торги на право заключения договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества (контейнерных площадок), Администрацией Златоустовского городского округа до заключения Соглашения не проводились.

Осуществляя свою деятельность, Администрация Златоустовского городского округа и ООО «Втор-Ком-Златоуст» должны знать положения федерального законодательства и соблюдать их требования.

Однако, при наличии сведений о том, что заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения торгов Администрация Златоустовского городского округа и ООО «Втор-Ком-Златоуст» заключили Соглашение без проведения торгов.

Заключение Соглашения без проведения торгов и передача ООО «Втор-Ком-Златоуст» муниципального имущества (контейнерных площадок) указывает на стремление Администрации Златоустовского городского округа привлечь общество к оказанию услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории Златоустовского городского округа без проведения конкурентных процедур.

ООО «Втор-Ком-Златоуст» понимало или должно было понимать противоправность заключения Соглашения без проведения соответствующих торгов, а также принятия в пользование муниципального имущества и его использования. Непринятие ООО «Втор-Ком-Златоуст» мер по отказу от заключения противоправного соглашения указывают на его заинтересованность в получении муниципального имущества и его использовании в отсутствие конкуренции.

Указанные выше обстоятельства свидетельствует о взаимной заинтересованности Администрации Златоустовского городского округа и ООО «Втор-Ком-Златоуст» в заключении Соглашения, поскольку администрация городского округа таким образом решала вопросы местного значения, связанные с организацией сбора и вывоза бытовых отходов, а общество получило возможность выхода на рынок сбора и вывоза твердых бытовых отходов, а также получения в пользование вне конкурентных процедур муниципального имущества для оказания платных услуг.

Также данные обстоятельства свидетельствуют о том, что такое поведение Администрации Златоустовского городского округа и ООО «Втор-Ком-Златоуст» является намеренным и целенаправленным и характеризует поведение указанных лиц, как достигших определенной договоренности относительно сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории Златоустовского городского округа.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 и подпунктом 4 пункта 80 Правил благоустройства территории Златоустовского городского округа, утвержденных Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 06.07.2012 № 30-ЗГО, на территории Златоустовского городского округа запрещается сброс, складирование, размещение отходов и мусора вне специально отведенных для этого мест, а также размещение контейнеров вне специально оборудованных площадок для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов.

В результате фактического предоставления ООО «Втор-Ком-Златоуст» в пользование муниципального имущества (контейнерных площадок) иные хозяйствующие субъекты не могут оказывать услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов по адресам, обслуживаемым обществом, без заключения соответствующих договоров с обществом, а приобретатели услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов – управляющие компании вынуждены заключать договоры на сбор и вывоз твердых бытовых отходов с контейнерных площадок только с ООО «Втор-Ком-Златоуст», в пользовании которого они находятся, тем самым не имея возможности выбора контрагента для оказания рассматриваемых услуг.

Таким образом, заключение Соглашения привело к созданию ООО «Втор-Ком-Златоуст» преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности на товарном рынке в пределах района машиностроительного завода г. Златоуста и повлекло заключение ООО «Управляющая компания Комитет городского хозяйства» именно с данным лицом договора на оказание услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов.

Указанные действия со стороны Администрации Златоустовского городского округа и ООО «Втор-Ком-Златоуст» могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории Златоустовского городского округа, поскольку ограничивают доступ иных хозяйствующих субъектов к муниципальному имуществу (контейнерным площадкам) и предоставляют обществу возможность его использования в нарушение положений действующего законодательства.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).

Диспозиция данной нормы состоит в запрете на соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Для целей соответствующего правового регулирования под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

Действия сторон, как Администрации Златоустовского городского округа, так и ООО «Втор-Ком-Златоуст» по заключению Соглашения в части предоставления обществу права на установку евроконтейнеров на контейнерных площадках, находящихся в муниципальной собственности, с нарушением требований части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции свидетельствуют о том, что между указанными лицами было достигнуто письменное соглашение, направленное на обеспечение обществу получение безвозмездного доступа к муниципальному имуществу (контейнерным площадкам) в отсутствие конкуренции, что предоставило обществу возможность выхода на рынок по оказанию услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, привело или могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на указанном товарном рынке, в том числе к ограничению доступа на рынок иным хозяйствующим субъектам, намеренным использовать недвижимое муниципальное имущество в целях осуществления предпринимательской деятельности по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

С учетом изложенного, подписанное между Администрацией Златоустовского городского округа и ООО «Втор-Ком-Златоуст» Соглашение в части предоставления обществу права на установку евроконтейнеров на контейнерных площадках, находящихся в муниципальной собственности, нарушает статью 16 Закона о защите конкуренции, в том числе пункт 4 указанной нормы.

Доводы Администрации Златоустовского городского округа о том, что Соглашение не породило для его сторон никаких последствий, не могут быть приняты Комиссией во внимание, поскольку заключение Соглашения способствовало установке обществом евроконтейнеров на территории контейнерных площадок Златоустовского городского округа, а также заключению договора возмездного оказания услуг с управляющей компанией.

Учитывая, что Соглашение расторгнуто 16.12.2013 и Органом местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» проведен аукцион по продаже права на заключение договора аренды муниципального имущества (контейнерных площадок) Комиссия считает возможным предписание Администрации Златоустовского городского округа и ООО «Втор-Ком-Златоуст» не выдавать.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать соглашением, нарушающим положения статьи 16 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 указанной нормы, Партнерское соглашение об осуществлении совместной деятельности по раздельному сбору, переработке и утилизации твердых бытовых отходов на территории Златоустовского городского округа от 27.06.2013 в части предоставления ООО «Втор-Ком-Златоуст» права на установку евроконтейнеров на контейнерных площадках, находящихся в муниципальной собственности, заключенное между Администрацией Златоустовского городского округа и ООО «Втор-Ком-Златоуст» с нарушением требований антимонопольного законодательства.

2. Предписание Администрации Златоустовского городского округа и ООО «Втор-Ком-Златоуст» не выдавать.

3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.

4. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

 

Председатель Комиссии

Н.В. Сапрыкина

Члены Комиссии

М.А. Заводская

Д.В. Вурьев

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны