Решение б/н Решение по делу № 28-07/15 в отношении Администрации города ... от 15 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 28-07/15 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «06» мая 2015 года

В полном объеме решение изготовлено «15» мая 2015 года

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель

Комиссии:

«< >»

-

руководитель Челябинского УФАС России;

Члены

Комиссии:

«< >»

-

начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

«< >»

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 28-07/15, возбужденное по признакам нарушения Администрацией города Магнитогорска Челябинской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В рамках исполнения поручения Федеральной антимонопольной службы по проведению проверки на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства в связи с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2014 № 333-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов» (далее - Федеральный закон от 04.11.2014 № 333-ФЗ), Челябинским УФАС России проведен мониторинг нормативных правовых актов, действовавших до его вступления в силу и регулирующих отношения, связанные с начислением и выплатой пособий на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в различных муниципальных образованиях Челябинской области.

В рамках мониторинга установлено, что Администрацией города Магнитогорска принято Постановление от 3 февраля 2010 г. N 737-П, которым утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью» на территории города Магнитогорска» (далее – Административный регламент).

В соответствии с пунктом 5 Административного регламента организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги в части выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью являются: Сберегательный банк Российской Федерации и его отделения, действующие на территории города Магнитогорска: NN 1693/1693, 1693/0011; 1693/0023, 1693/0041, 1693/0083; 1693/0086, 1693/0087, 1693/0089; 1693/0090, 1693/0092, 1693/0111; 1693/0112, 1693/0113, 1693/0127; 1693/0128, 1693/0130, 1693/0131; 1693/0132, и ОАО «Кредит Урал Банк». Регламент также определяет, что к аналогичным организациям могут быть отнесены и иные кредитные учреждения, действующие на территории города, с которыми заключены соответствующие договоры о взаимодействии и зачислении сумм пособия на счета граждан.

 

Администрацией города Магнитогорска представлены следующие письменные пояснения (вх. № 2156 от 12.02.2015).

30.07.2009 в адрес Управления социальной защиты населения Администрации города Магнитогорска (далее – Администрация) поступило письмо Министерства социальных отношений Челябинской области от 28.07.2009 № ОП-36 о необходимости принятия Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью».

Подготовка проекта Административного регламента осуществлялась отделом опеки и попечительства Управления социальной защиты населения Администрации.

При принятии Административного регламента Администрация руководствовалась, в том числе

- Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

- Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 г. № 1012н;

- Решением комиссии по проведению административной реформы в Челябинской области от 16.07.2009 № 01/118 «Об утверждении административного регламента Министерства социальных отношений Челябинской области по предоставлению государственной услуги «Назначение и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью» (приложение «Типовой административный регламент по предоставлению государственной услуги «Назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитанию в семью» (далее – Типовой административный регламент»).

Разработка Административного регламента осуществлялась на основании Типового административного регламента, в том числе пункта 2.4, которым установлено две кредитные организации, участвующие в предоставлении государственной услуги в части выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.

По аналогии с Типовым административным регламентов в пункте 5 Административного регламента предусмотрено в качестве финансовых организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги в части выплаты единовременного пособия при передаче ребенка в семью, Сберегательный банк Российской Федерации и его отделения, ОАО «КредитУралБанк», а также иные кредитные учреждения, действующие на территории города.

Пунктом 7 Административного регламента предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является назначение и выплата заявителю единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью посредством перечисления на указанный гражданином банковский счет.

Таким образом, в соответствии с пунктом 7 Административного регламента граждане самостоятельно выбирают организацию для получения денежных средств.

Договоры о взаимодействии и зачислении сумм государственных пособий в период с 03.02.2010 по настоящее время между Администрацией и кредитными организациями не заключались. В соответствии с Административным регламентом на территории города Магнитогорска назначение пособия осуществляется Управлением социальной защиты населения Администрации города Магнитогорска, непосредственно выплата Государственного пособия – отделом организации выплаты социальных пособий и компенсаций Министерства Социальных отношений Челябинской области.

Министерством социальных отношений Челябинской области (далее – Министерство), привлеченным к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, представлены следующие письменные пояснения (вх. 6221 от 22.04.2015).

Правовыми основаниями назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью установлены:

- Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

- Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 г. № 1012н.

Возмещение расходов, связанных с перечислением, зачислением денежных средств, при осуществлении выплат единовременного пособия при передаче ребенка на воспитанию в семью действующим законодательством не предусмотрено.

Проведение торгов на право заключения контрактов, иных договоров, связанных с перечислением, зачислением денежных средств, при осуществлении выплат единовременного пособия при передаче ребенка на воспитанию в семью Министерством не осуществлялось, поскольку действующим законодательством их проведение и заключение не предусмотрено.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей ответчика, Комиссия пришла к следующим выводам

Порядок назначения и выплаты пособия при передаче ребенка на воспитание в семью определен, в том числе:

- Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ);

- Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 г. № 1012н (далее – Порядок).

Согласно статьей 4 Закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.

Расходы на доставку и пересылку государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляются из тех же источников, из которых производится выплата пособий.

Финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится в размерах, установленных законодательством Российской Федерации, определяющим финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пенсий.

Согласно статьей 3 Закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью является одним из видов государственных пособий, Порядок и условия назначения и выплаты которой устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной указанным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 5 Порядка лица, имеющие право на получение пособий, их законные представители или доверенные лица в целях получения пособий обращаются в организации, назначающие указанные пособия, с заявлением и документами, предусмотренными Порядком, необходимыми для получения пособий.

Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что в заявлении о назначении и выплате Государственного пособия указываются, в том числе сведения о реквизитах счета, открытого лицом, имеющим право на получение пособий (наименование организации, в которую должно быть перечислено пособие, банковский идентификационный код (БИК), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), присвоенные при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, номер счета лица, имеющего право на получение пособий).

Назначение и выплата Государственного пособия осуществляются в следующем порядке:

- пособие назначается и выплачивается по месту жительства одного из усыновителей (опекунов (попечителей), приемных родителей) органом, уполномоченным производить назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 33 Порядка);

- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначается и выплачивается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами (пункт 37 Порядка);

- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций (пункт 38).

Административным регламентов предусмотрено, что назначение государственной услуги осуществляется Управлением социальной защиты населения администрации города Магнитогорска (пункт 2), Министерство социальных отношений Челябинской области (далее - Министерство) участвует в предоставлении государственной услуги, осуществляя выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, а также координацию, методическое обеспечение деятельности по предоставлению государственной услуги, содействие в автоматизации процедур (пункт 3).

В соответствии с пунктом 5 Административного регламента организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги в части выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, являются:

- Сберегательный банк Российской Федерации и его отделения, действующие на территории города Магнитогорска: NN 1693/1693, 1693/0011; 1693/0023, 1693/0041, 1693/0083; 1693/0086, 1693/0087, 1693/0089; 1693/0090, 1693/0092, 1693/0111; 1693/0112, 1693/0113, 1693/0127; 1693/0128, 1693/0130, 1693/0131; 1693/0132,

- ОАО «Кредит Урал Банк»;

- иные кредитные учреждения, действующие на территории города, с которыми заключены соответствующие договоры о взаимодействии и зачислении сумм пособия на счета граждан.

Из содержания пункта 5 Административного регламента следует, что перечисление (зачислением) денежных средств, при осуществлении выплат единовременного пособия при передаче ребенка на воспитанию в семью, осуществляется перечисленными в пункте 5 финансовыми организациями и иными кредитными учреждениями, действующими на территории города, с которыми заключены соответствующие договоры о взаимодействии и зачислении сумм пособия на счета граждан.

Действующим законодательством не предусмотрено перечисление пособия при передаче ребенка на воспитание в семью исключительно финансовыми организациями, с которыми заключены соответствующие договоры о взаимодействии и зачислении сумм пособия на счета граждан.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрен самостоятельный выбор гражданами финансовой организации для перечисления Государственного пособия.

Решением комиссии по проведению административной реформы в Челябинской области от 16.07.2009 № 01/118 утвержден Типовой административный регламент по предоставлению государственной услуги «Назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитанию в семью» (далее – Типовой административный регламент»).

Согласно пункту 2.4 Типового административного регламента организации, участвующие в предоставлении государственной услуги в части выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью:

- Сберегательный банк Российской Федерации и его отделения, действующие на территории Челябинской области;

- Акционерный Челябинский Инвестиционный банк «Челябинвестбанк» и его филиалы, действующие на территории Челябинской области;

- другие коммерческие банки, действующие на территории Челябинской области.

На основании вышеизложенного не может быть принят во внимание довод Администрации о том, что пункт 5 Административного регламента принят на основании Типового административного регламента, поскольку данный регламент не устанавливает требование о перечислении Государственного пособия на счета граждан, открытых в финансовых организациях, с которыми заключены соответствующие договоры о взаимодействии. Кроме того, Решение комиссии по проведению административной реформы в Челябинской области от 16.07.2009 № 01/118 утратило силу в связи с принятием Решения Комиссии по проведению административной реформы в Челябинской области от 28.05.2013 N 01/1.

Согласно пункту 7 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги являются назначение и выплата заявителю единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью посредством перечисления на указанный гражданином банковский счет.

В совокупности содержание пунктов 5, 7 Административного регламента не позволяет сделать вывод о возможности самостоятельного выбора гражданами финансовой организации для перечисления Государственного пособия, поскольку содержит условие о необходимости указания в заявлении сведений о реквизитах счета, открытого лицом, имеющим право на получение Государственного пособия, в конкретных банках.

В материалы дела Администрацией представлены памятка, выдаваемая опекунам, приемным родителям, усыновителям, а также сведения о перечне документов, представляемых заявителями для предоставления государственной услуги по назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, которые также не содержат сведений о возможности самостоятельного выбора гражданами финансовой организации для перечисления Государственного пособия.

Таким образом, положения Административного регламента предусматривают указание в заявлении сведений о реквизитах счета, открытого лицом, имеющим право на получение Государственного пособия, и их перечисление исключительно через Сберегательный банк Российской Федерации и его отделения, действующие на территории города Магнитогорска, ОАО «Кредит Урал Банк» и кредитные учреждения, действующие на территории города, с которыми заключены соответствующие договоры о взаимодействии и зачислении сумм пособия на счета граждан.

Установление требования о выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью путем перечисления денежных средств на счета граждан, открытых в конкретных кредитных учреждениях, а также в финансовых организациях, с которыми заключены соответствующие договоры о взаимодействии, может привести к ограничению прав граждан на выбор финансовой организации, осуществляющей выплаты пособий, а также к ограничению, недопущению конкуренции на рынке оказания финансовых услуг, поскольку исключают возможность иных финансовых (кредитных) учреждений оказывать услуги по открытию и ведению банковских счетов, на которые могут быть перечислены денежные средства в качестве государственного пособия.

Из письменных пояснений Администрации следует, что договоры о взаимодействии и зачислении сумм Государственного пособия на счета граждан Администрацией не заключались.

Вышеуказанное позволяет сделать вывод, что в соответствии с положениями Административного регламента зачисление сумм Государственного пособия на счета граждан на территории города Магнитогорска осуществляется исключительно через Сберегательный банк Российской Федерации и его отделения, действующие на территории города Магнитогорска, и ОАО «Кредит Урал Банк», что подтверждается представленными Администрацией в материалы дела сведениями о гражданах, в отношении которых Управлением социальной защиты населения Администрации принято решение о назначении и выплате пособия при передаче ребенка на воспитание в семью. Согласно данной информации за период с 13.01.2014 по 31.03.2015 перечисление назначенных Государственных пособий на территории города Магнитогорска осуществлялось ОАО «КредитУралБанк» и ОАО «Сбербанк России». Сведений о перечислении Государственного пособия через иные финансовые организации Администрацией не представлено.

Указанное обстоятельство свидетельствует об ограничении права самостоятельного выбора гражданина кредитной организации и предоставлении хозяйствующим субъектам, указанным в пункте 5 Административного регламента, преимуществ при осуществлении деятельности, поскольку исключают возможность перечисления Государственного пособия иными кредитными учреждениями, оказывающими услуги по открытию и ведению банковских счетов.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товар.

Действия Администрации города Магнитогорска по установлению в пункте 5 Административного регламента требования о выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью путем перечисления денежных средств на счета граждан, открытых в конкретных кредитных учреждениях, а также в финансовых организациях, с которыми заключены соответствующие договоры о взаимодействии, не предусмотренного действующим законодательством, привели (могли привести) к ограничению, недопущению конкуренции на рынке оказания финансовых услуг при выплате гражданам Государственного пособия на территории города Магнитогорска, поскольку исключают возможность иных финансовых (кредитных) учреждений оказывать услуги по открытию и ведению банковских счетов, на которые могут быть перечислены денежные средства в качестве государственного пособия, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В материалы дела Администрацией представлено Постановление № 6332-П от 05.05.2015 «О внесении изменений в Постановление Администрации города от 03.02.2010 № 737-П», в соответствии с которым принято решение пункт 5 Административного регламента изложить в следующей редакции: «В предоставлении государственной услуги участвуют кредитные организации и организации почтовой связи ( в части зачисления единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью на счета получателей государственной услуги либо доставки его получателям». Таким образом, из Административного регламента исключены положения о перечислении денежных средств на счета граждан, открытых в конкретных кредитных учреждениях, а также в финансовых организациях, с которыми заключены соответствующие договоры о взаимодействии, в связи с чем Комиссия считает возможным предписание, предусмотренное статьей 23 Закона о защите конкуренции, не выдавать.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении Администрации города Магнитогорска по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Администрации города Магнитогорска по установлению в пункте 5 Административного регламента требования о выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью путем перечисления денежных средств на счета граждан, открытых в конкретных кредитных учреждениях, а также в финансовых организациях, с которыми заключены соответствующие договоры о взаимодействии, не предусмотренного действующим законодательством, что привело (могло привести) к ограничению, недопущению конкуренции на рынке оказания финансовых услуг при выплате гражданам Государственного пособия на территории города Магнитогорска путем создания преимущественных условий деятельности отдельным кредитным организациям.

2. Администрации города Магнитогорска предписание, предусмотренное частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, не выдавать.

3. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.

Связанные организации

Связанные организации не указаны