Решение б/н Решение и предписания по делу № 28-08/2016 в отношении КПКГ ... от 26 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

10 августа 2016 года                                                                                          г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства РФ о рекламе в составе (далее - Комиссия):

        председатель Комиссии:

 

        члены Комиссии:

<…> – заместитель руководителя – начальник отдела;

<…> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

<…> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

рассмотрев дело № 28-08/2016, возбужденное по признакам нарушения требований                    пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» по факту размещения в печатных изданиях «Metro Челябинск» и «Итоги +ТВ» в период с марта по август 2016 года рекламы «Сберегательный фонд Демидовъ», в которой присутствуют сведения о гарантированной ежемесячной выплате дохода,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) 23 марта 2016 года зафиксировано распространение в подъезде многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, Краснопольский проспект, д. 13А еженедельника «Metro Челябинск» № 10(151) от 22.03.2016 с рекламой «Сберегательный фонд Демидовъ», в которой присутствуют сведения о гарантированной ежемесячной выплате дохода.

Анализ рекламной информации показывает, что указанная реклама размещена в интересах КПКГ «СФ Демидовъ».

В материалы дела поступило письмо Отделения по Челябинской области Уральского главного управления Банка России (далее – Челябинское Отделение ЦБ) № Т575-75-10-7/8706 от 17.06.2016, согласно которому при осуществлении дистанционного надзора Отделением Челябинск установлено, что 26.05.2016 КПКГ «СФ Демидовъ» прекратил свое членство в Саморегулируемой организации Некоммерческое Партнерство «Национальное объединение кредитных кооперативов» (далее – СРО НП «НОКК»).

Материалы дела содержат Письменные пояснения ООО «Медиа Челябинск» (№ 6255 от 17.05.2016), согласно которым между обществом и КПКГ «СФ Демидовъ» заключен договор на оказание услуг по размещению рекламы от 18.12.2015 сроком до 31 декабря 2016 года. ООО «Медиа Челябинск» также представлена заявка-протокол № 1 от 18.12.2015, которым определено, что в период с 01.02.2016 по 30.06.2016 в еженедельнике «Metro Челябинск» на первой полосе будет размещаться реклама «Сберегательный фонд Демидовъ». Дополнительно ООО «Медиа Челябинск» представлены пояснения (№ 10640 от 04.08.2016), содержащие заявку-протокол № 2 от 27.06.2016 о размещении 05.07.2016, 12.07.2016, 19.07.2016 и 26.07.2016 на первой полосе рекламы «Сберегательный фонд Демидовъ» и заявку-протокол № 2 от 02.08.2016 о размещении 02.08.2016 и 09.08.2016 той же рекламы.

Письменные пояснения в рамках дела представлены ООО «Кредо», из которых следует, что между ООО «Контент-Логистик» и КПКГ «СФ Демидовъ» заключен договор на оказание услуг по размещению информации в издании № 524 от 22.04.2016 о размещении рекламы «Сберегательный фонд Демидовъ» в печатном издании «Итоги +ТВ» № 331 от 23.04.2016. Дополнительно обществом представлен договор на оказание услуг по размещению информации в издании № 1042 от 29.07.2016, заключенный между ООО «Контент-Логистик» и КПКГ «СФ Демидовъ», предметом которого выступает размещение рекламы «Сберегательный фонд Демидовъ» в «Итоги +ТВ» № 345 от 30.07.2016.

В ответ на определение об отложении рассмотрения дела КПКГ «СФ Демидовъ» представил в Челябинское УФАС России письменные пояснения, из которых усматривается следующее. Факт приостановки членства КПКГ «СФ Демидовъ» в саморегулируемой организации НП «НОКК» кооперативом не оспаривается, в связи с чем КПКГ «СФ Демидовъ» предприняты меры по вступлению в СРО «Содействие», однако потребительскому кооперативу в членстве было отказано, что подтверждается выпиской из протокола № 7 от 11.07.2016 (исх. № 1233 от 12.07.2016). В настоящее время КПКГ «СФ Демидовъ» обратился в НП «МСКК «Опора кооперации» с заявлением о вступлении в саморегулируемую организацию (исх. № 005 от 05.08.2016), по состоянию на 10 августа 2016 года решение по указанному заявлению не принято. КПКГ «СФ Демидовъ» в период с 26 мая 2016 года по 08 июля 2016 года кооператив фактически не осуществлял деятельность по заключению договоров о привлечении денежных средств физических лиц, также с 01 августа 2016 года прекращено размещение рекламы «Сберегательный фонд Демидовъ».

Рассмотрение материалов дела приводит к следующим выводам.

Реклама КПКГ «СФ Демидовъ» распространялась в печатных изданиях г. Челябинска «Metro Челябинск» и «Итоги +ТВ» в период с марта по август 2016 года, что подтверждается выпусками газет, договором на оказание услуг по размещению рекламы от 18.12.2015, заявкой-протоколом № 1 от 18.12.2015, заявкой-протоколом    № 2 от 27.06.2016, заявкой-протоколом № 2 от 02.08.2016, договором на оказание услуг по размещению информации в издании № 524 от 22.04.2016, договором на оказание услуг по размещению информации в издании № 1042 от 29.07.2016.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, которая распространялась в печатных изданиях «Metro Челябинск» и «Итоги +ТВ», является рекламой, поскольку направлена на формирование и поддержание интереса неопределенного круга лиц к финансовым услугам КПКГ «СФ Демидовъ».

В еженедельнике «Metro Челябинск» № 10(151) от 22.03.2016, № 14(155) от 26.04.2016, № 16(157) от 24.05.2016 и еженедельной рекламно-информационной газете «Итоги +ТВ» № 15 (331) от 23.04.2016 размещена реклама следующего содержания: «Сберегательный фонд Демидовъ…принимаем личные сбережения 20,5%  (20%) годовых…гарантированная ежемесячная выплата дохода…».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» определено, что финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В пункте 6 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под финансовой организацией понимают хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

КПКГ «СФ Демидовъ» является финансовой организацией, оказывающей финансовые услуги, поскольку кооператив осуществляет деятельность по привлечению денежных средств физических лиц, что следует из рекламного материала, а также подтверждается выпиской из единого государственного реестра (далее – ЕГРЮЛ), согласно которой кооператив осуществляет финансовое посредничество.

Таким образом, при распространении рекламной информации КПКГ «СФ Демидовъ» должен руководствоваться требованиями статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в том числе пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». Поскольку доходность вложений КПКГ «СФ Демидовъ» не может быть определена на момент заключения соответствующих договоров с пайщиками, реклама не должна содержать сведения о гарантии выплаты дохода. Таким образом,  в рекламе финансовых услуг не допускается указание сведений: «…гарантированная ежемесячная выплата дохода…» в силу указанной нормы, в связи с чем  КПКГ «СФ Демидовъ» допущено нарушение требования пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при размещении рекламы в печатных изданиях «Metro Челябинск» № 10(151) от 22.03.2016, № 14(155) от 26.04.2016, № 16(157) от 24.05.2016 и «Итоги +ТВ» № 15 (331) от 23.04.2016.  

Челябинским Отделением ЦБ при осуществлении дистанционного надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций установлено, что КПКГ «СФ Демидовъ» прекратил членство в СРО НП «НОКК» 26 мая 2016 года, о чем уведомлено Челябинское УФАС России письмом № Т575-75-10-7/8706 от 17.06.2016.

Челябинским УФАС России установлено, что в период с 26.05.2016 по 09.08.2016 реклама КПКГ «СФ Демидовъ» продолжала распространяться через печатные издания «Metro Челябинск» и «Итоги +ТВ».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 35 Федерального закона «О кредитной кооперации» кредитные кооперативы вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка в течение девяноста дней, следующих за днем, в том числе прекращения своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.

В силу части 5 статьи 35 Федерального закона «О кредитной кооперации» до вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).

Частью 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлено, если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Поскольку КПКГ «СФ Демидовъ» по состоянию на 26 мая 2016 года исключен из СРО НП «НОКК», в иной саморегулируемой организации не состоит, реклама «Сберегательный фонд Демидовъ» после 26 мая 2016 года не должна была распространятся в печатных изданиях «Metro Челябинск» и «Итоги +ТВ».

Таким образом, реклама КПКГ «СФ Демидовъ» со сведениями о привлечении денежных средств, распространенная в печатных изданиях изданиях «Metro Челябинск» и «Итоги +ТВ» после 26.05.2016, нарушает часть 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 1 части 2, части 14 статьи 28  Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Рекламодателем рекламы «Сберегательный фонд Демидовъ» является КПКГ «СФ Демидовъ», как лицо определившее объект рекламирования и содержание рекламы, что следует из договора на оказание услуг по размещению рекламы от 18.12.2015, договора на оказание услуг по размещению информации в издании № 524 от 22.04.2016, договора на оказание услуг по размещению информации в издании № 1042 от 29.07.2016.

Поскольку по состоянию на 10 августа 2016 года КПКГ «СФ Демидовъ» не представлено документов, материалов, свидетельствующих о прекращении распространения рекламы «Сберегательный фонд Демидовъ», Комиссия считает возможным выдать КПКГ «СФ Демидовъ» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссия считает возможным также выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе лицам, способным прекратить правонарушение – ООО «Кредо» и ООО «Медиа Челябинск», осуществившим распространение ненадлежащей рекламы в печатных изданиях «Metro Челябинск» и «Итоги +ТВ».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу «Сберегательный фонд Демидовъ», распространенную в период с марта по август 2016 года в печатных изданиях «Metro Челябинск» и «Итоги +ТВ», поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать КПКГ «СФ Демидовъ», ООО «Кредо» и ООО «Медиа Челябинск» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении КПКГ «СФ Демидовъ» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

  О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

10 августа 2016 года                                                                                           г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  (далее – Комиссия) в составе:

          председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

          члены Комиссии:

<…> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

<…> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

на основании решения от 10 августа 2016 по делу № 28-08/2016 о признании рекламы финансовых услуг по привлечению денежных средств физических лиц КПКГ «СФ Демидовъ», в которой присутствуют сведения о гарантированной ежемесячной выплате дохода, распространенной в печатных изданиях «Metro Челябинск» и «Итоги +ТВ», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно не распространять рекламу КПКГ «СФ Демидовъ» без сведений, подтверждающих включение кредитного кооператива в члены саморегулируемой организации.

2. ООО «Кредо» и ООО «Медиа Челябинск» в срок до 16 сентября 2016 года представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, а именно документы и пояснения, свидетельствующие о прекращении распространения ненадлежащей рекламы финансовых услуг (выпуски печатных изданий «Metro Челябинск» и «Итоги +ТВ» после 10.08.2016, договоры, соглашения, переписку о прекращении правоотношений с КПКГ «СФ Демидовъ»).

Сведения об исполнении предписания направить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по почте и на адрес электронной почты: to74@fas.gov.ru (с указанием исполнителя и номера исходящего документа).

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

     ПРЕДПИСАНИЕ

  О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

10 августа 2016 года                                                                                           г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  (далее – Комиссия) в составе:

          председатель Комиссии:

 <…> – заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

          члены Комиссии:

<…> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

<…> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

на основании решения от 10 августа 2016 по делу № 28-08/2016 о признании рекламы финансовых услуг по привлечению денежных средств физических лиц КПКГ «СФ Демидовъ», в которой присутствуют сведения о гарантированной ежемесячной выплате дохода, распространенной в печатных изданиях «Metro Челябинск» и «Итоги +ТВ», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. КПКГ «СФ Демидовъ» незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно не распространять рекламу со сведениями о гарантии выплаты дохода.

2. КПКГ «СФ Демидовъ» незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно не распространять рекламу без включения кредитного кооператива в члены саморегулируемой организации.

3. КПКГ «СФ Демидовъ» в срок до 16 сентября 2016 года представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пунктов 1, 2 настоящего предписания, а именно документы и пояснения, свидетельствующие о прекращении распространения ненадлежащей рекламы финансовых услуг (выпуски печатных изданий «Metro Челябинск» и «Итоги +ТВ» после 10.08.2016, договоры, соглашения, переписку о прекращении правоотношений с ООО «Кредо» и ООО «Медиа Челябинск»).

Сведения об исполнении предписания направить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по почте и на адрес электронной почты: to74@fas.gov.ru (с указанием исполнителя и номера исходящего документа).

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны