Решение № 283-ВП/2017 по жалобе на действия заказчика при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по устройству пешеходных ограждений на территории Копейского городского округа

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
28.12.2017
Управление:
Челябинское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер дела:

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 283-ВП/2017

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 22 декабря 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 26 декабря 2017 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

 

«<…>».

-

«<…>»,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), проведя внеплановую проверку действий заказчика при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по устройству пешеходных ограждений на территории Копейского городского округа (извещение № 0369300219717000012) (далее – закупка у единственного поставщика), в присутствии:

- представителя Муниципального учреждения Копейского городского округа «Городская служба заказчика» (далее – МУ КГО «ГСЗ», заказчик) «<…>», действующего на основании доверенности б/н от 01.12.2017;

Заявитель о времени и месте заседания Комиссии уведомлен, заявлений, ходатайств не представил.

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Челябинского УФАС России поступила информация о нарушении законодательства о контрактной системе при осуществлении Муниципальным учреждением Копейского городского округа «Городская служба заказчика» закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по устройству пешеходных ограждений на территории Копейского городского округа (извещение № 0369300219717000012).

Согласно представленным документам извещение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) опубликовано Заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 10.11.2017 в 15:27.

Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по устройству пешеходных ограждений на территории Копейского городского округа 2 029 500,00 рублей.

Муниципальный контракт заключен между МУ КГО «ГСЗ» и Федеральным казенным учреждением «Исправительная колония № 8 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» (ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Челябинской области) 15.11.2017.

В обращении гражданина указано, что заказчиком нарушены сроки размещения извещения об осуществлении закупки и заключения контракта.

На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что извещение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) размещено в установленные Законом о контрактной системе сроки, согласился, что пятидневный срок для заключения контракта со дня размещения извещения о закупке заказчиком нарушен.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Частью 1 статьи 21 Закона о контрактной системе установлено, что планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения федеральных нужд устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 21 Закона о контрактной системе).

Согласно части 13 статьи 21 Закона о контрактной системе план-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в следующих случаях: 1) увеличение или уменьшение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); 2) изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса; 3) изменение даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком; 4) реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного в соответствии со статьей 20 Закона о контрактной системе обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок; 5) в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков, установленным частями 4 и 5 статьи 21 Закона о контрактной системе.

Пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации № 553 от 05.06.2015 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» (далее – Постановление Правительства РФ № 553 от 05.06.2015) установлено, что внесение изменений в план-график закупок по каждому объекту закупки осуществляется не позднее чем за 10 дней до дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, указанного в пункте 10 настоящих Правил, а в случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), - до даты заключения контракта.

В силу части 14 статьи 21 Закона о контрактной системе внесение в соответствии с частью 13 Закона о контрактной системе изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Из представленных заказчиком документов следует, что изменения в план-график в отношении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по устройству пешеходных ограждений на территории Копейского городского округа внесены 01.11.2017.

Извещение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) опубликовано Заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 10.11.2017.

Таким образом, извещение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по устройству пешеходных ограждений на территории Копейского городского округа размещено заказчиком с нарушением установленного частью 14 статьи 21 Закона о контрактной системе десятидневного срока.

Довод представителя заказчика о том, что в соответствии с частью 15 статьи 21 Закона о контрактной системе сроки заказчиком нарушены не были, не принимается во внимание Комиссией Челябинского УФАС России по следующим основаниям.

Частью 15 статьи 21 Закона о контрактной системе предусмотрено, что утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Как пояснил представитель заказчика, изменения в план-график утверждены заказчиком 27.10.2017, поэтому десятидневный срок до дня опубликования извещения о проведении закупки соблюдены.

Вместе с тем, положения части 15 статьи 21 Закона о контрактной системе регламентируют сроки размещения внесенных в план-график изменений. Антимонопольный орган соглашается с соблюдением заказчиком трехдневного срока размещения утвержденного плана-графика, однако обращает внимание на несоблюдение десятидневного срока для размещения извещения проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 1.5 статьи 7.30 КоАП РФ.

2. В соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также в пункте 8 статьи 42 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе).

Учитывая, что извещение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) опубликовано Заказчиком 10.11.2017, муниципальный контракт между МУ КГО «ГСЗ» и ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Челябинской области заключен 15.11.2017 с нарушением предусмотренного частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе пятидневного срока.

Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 3 статьи 7.32 КоАП РФ.

При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом также выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

1. В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно частей 1, 1.1 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

10) участник закупки не является офшорной компанией.

Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Следовательно, извещение о проведении закупки у единственного поставщика должно содержать информацию, предусмотренную частями 1, 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В нарушение частей 1, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении закупки у единственного поставщика не установлены единые требования к участникам закупки.

Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

2. Согласно части 15 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45 и 46 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, требования частей 4 - 9, 11 - 13 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком могут не применяться к указанному контракту.

Следовательно, во всех, кроме указанных в части 15 статьи 34 Закона о контрактной системе случаях, в том числе и при заключении контракта на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с учреждением уголовно-исполнительной системы, проект контракта должен содержать информацию, указанную в частях 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 утверждены «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Правила).

В нарушение частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе отсутствует ответственность подрядчика, установленная в пункте 6 Правил, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения.

Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы обращения гражданина на действия заказчика при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по устройству пешеходных ограждений на территории Копейского городского округа (извещение № 0369300219717000012) обоснованными.

2. Признать в действиях заказчика нарушения части 14 статьи 21, части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе.

3. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения частей 1, 5 статьи 31, частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил.

4. Предписание об устранении законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт заключен.

5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.