Решение б/н Решение и предписание по делу № 29-07/15 в отношении Админис... от 30 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 29-07/15

о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена «15» апреля 2015 года

В полном объеме решение изготовлено «24» апреля 2015 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Председателя

Комиссии:

«…»

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

«…»

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

 

«…»

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 29-07/15 по признакам нарушения Администрацией Миасского городского округа (пр. Автозаводцев, 55, г. Миасс, 456300; далее - Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

По результатам проведения Челябинским УФАС России плановой проверки в действиях Администрации при утверждении Постановлением Администрации от 30.06.2011 № 3538 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продажа в собственность граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей имущества, находящегося в муниципальной собственности (приватизация)» (далее – Регламент) установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При рассмотрении настоящего дела Администрацией представлены следующие письменные пояснения.

При оказании муниципальной и услуги и формировании аукционной документации платежные документы с отметкой банка об исполнении, подтверждающего внесение соответствующих денежных средств; документ, подтверждающий уведомление федерального антимонопольного органа или его территориального органа о намерении приобрести подлежащее приватизации имущество; нотариально заверенные копий учредительных документов; решения в письменной форме соответствующего органа управления о приобретении имущества Администрация не требует от заявителей.

В настоящее время в регламент вносятся изменения в соответствии с действующим законодательством. Соответствующее постановление находится в стадии согласования.

На основании изложенного, Администрация полагает, что в действиях органа местного самоуправления отсутствуют нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев материалы дела, изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Отношения, возникающие при приватизации муниципального имущества, регулируются Федеральным законом РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ (далее – Закон о приватизации). Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 № 585 утверждено Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе.

1. Согласно части 1 статьи 16 Закон о приватизации одновременно с заявкой претенденты представляют следующие документы:

- юридические лица:

заверенные копии учредительных документов;

документ, содержащий сведения о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в уставном капитале юридического лица (реестр владельцев акций либо выписка из него или заверенное печатью (при наличии печати /в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 82-ФЗ/ юридического лица и подписанное его руководителем письмо);

документ, который подтверждает полномочия руководителя юридического лица на осуществление действий от имени юридического лица (копия решения о назначении этого лица или о его избрании) и в соответствии с которым руководитель юридического лица обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности;

- физические лица предъявляют документ, удостоверяющий личность, или представляют копии всех его листов.

В случае, если от имени претендента действует его представитель по доверенности, к заявке должна быть приложена доверенность на осуществление действий от имени претендента, оформленная в установленном порядке, или нотариально заверенная копия такой доверенности. В случае, если доверенность на осуществление действий от имени претендента подписана лицом, уполномоченным руководителем юридического лица, заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия этого лица.

Не допускается устанавливать иные требования к документам, представляемым одновременно с заявкой, за исключением требований, предусмотренных настоящей статьей, а также требовать представление иных документов (часть 2 статьи 16 Закона о приватизации).

В соответствии с частью 6 сватьи 18, частью 5 статьи 20, частью 4.1 статьи 23 Закона о приватизации документом, подтверждающим поступление задатка на счет, указанный в информационном сообщении, является выписка с этого счета.

 

Постановлением Администрации от 30.06.2011 № 3538 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Продажа в собственность граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей имущества, находящегося в муниципальной собственности (приватизация)».

Постановлением Администрации от 25.04.2013 № 2527 в Регламент внесены изменения, согласно которым пункт 9, определяющий перечень документов, необходимых для получения муниципальной услуги и представляемых заявителем, изложен в новой редакции.

Так, пунктом 9 Регламента установлен следующий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, подлежащих предоставлению заявителем лично:

1) заявка по установленной форме;

2) платежный документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающий внесение соответствующих денежных средств в установленных настоящим федеральным законом случаях;

3) документ, подтверждающий уведомление федерального антимонопольного органа или его территориального органа о намерении приобрести подлежащее приватизации имущество в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации;

4) физические лица предъявляют документ, удостоверяющий личность;

5) юридические лица дополнительно представляют следующие документы:

- нотариально заверенные копии учредительных документов;

- решение в письменной форме соответствующего органа управления о приобретении имущества (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент);

- сведения о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном капитале юридического лица;

6) опись представленных документов.

Перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении муниципальных услуг:

1) свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке на налоговый учет (для индивидуальных предпринимателей).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, в нарушение статьи 16 Закона о приватизации, части 1 статьи 7 Закона № 210-ФЗ в Регламенте по приватизации установлено требование о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, в том числе платежного документа с отметкой банка об исполнении, подтверждающего внесение соответствующих денежных средств; документа, подтверждающего уведомление федерального антимонопольного органа или его территориального органа о намерении приобрести подлежащее приватизации имущество; нотариально заверенных копий учредительных документов; решения в письменной форме соответствующего органа управления о приобретении имущества.

Кроме того, в Регламенте по приватизации не определен в соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о приватизации перечень документов, которые содержат сведения о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном капитале юридического лица.

Также органом местного самоуправления определено, что заявка подается по установленной форме. Однако Регламент по приватизации не содержит такой формы либо ссылки на акт, распоряжение и т.д., которыми эта форма утверждена.

 

2. Законом о приватизации установлено, что договор купли-продажи с победителем торгов заключается в течение пятнадцати рабочих дней с даты подведения итогов (пункт 14 статьи 18, пункт 13 статьи 20, пункт 13 статьи 23 и т.д.)

Договор купли-продажи имущества заключается с победителем не ранее чем через 10 рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней со дня подведения итогов торгов, публичного предложения или продажи без объявления цены (пункт 19 Постановления Правительства РФ от 12.08.2002 N 585, пункт 20 Постановления Правительства РФ от 12.08.2002 N 584, пункты 16, 23 Постановления Правительства РФ от 22.07.2002 N 549, пункты 47, 84, 104, 121 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 860).

Подпунктом 2 пункта 10 Регламента по приватизации установлено, что предоставление муниципальной услуги прекращается, если договор купли-продажи имущества не заключен в течение пяти дней со дня получения заявителем предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи имущества.

Согласно пункту 19 Регламента по приватизации по результатам аукциона продавец и победитель аукциона (покупатель) в течение 5 рабочих дней со дня подведения итогов аукциона заключают договор купли-продажи имущества.

Таким образом, органом местного самоуправления в нарушения положений, предусмотренных законодательством о приватизации муниципального имущества, сокращен срок для заключения договора купли-продажи имущества.

 

3. В соответствии с частью 1 статья 32.1 Закона о приватизации продажа государственного или муниципального имущества способами, установленными статьями 18 - 20, 23, 24 Закона о приватизации, может осуществляться в электронной форме.

Согласно части 2 статьи 16 Закона о приватизации в случае проведения продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме заявка и иные представленные одновременно с ней документы подаются в форме электронных документов.

Вместе с тем, пунктом 9 Регламента установлено, что при наличии технической возможности в порядке установленном законодательством, заявление и (или ) документы принимаются в электронном виде (с использованием электронной цифровой подписи), в том числе с использованием сети «Интернет». Таким образом, пункт 9 Регламента не соответствует статье 16 и части 1 статьи 32.1 Закона о приватизации.

4. В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о приватизации под информационным обеспечением приватизации государственного или муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя опубликование в средствах массовой информации, размещение в информационных системах общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационных сетях, прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже указанного имущества и об итогах его продажи. Информация о приватизации государственного или муниципального имущества, указанная в настоящем пункте, подлежит опубликованию в официальных печатных изданиях и размещению на официальных сайтах в сети "Интернет", определенных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (далее - соответственно официальное печатное издание и официальный сайт в сети "Интернет"), а также на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Закона о приватизации информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети "Интернет", сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети "Интернет", официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о продаже приватизируемого государственного или муниципального имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем подпунктом 2 пункта 8 Регламента установлено, что публичное информирование о предоставлении муниципальной услуги осуществляется путем опубликования информационных сообщений. Информационное сообщение о проведении торгов по продаже муниципального имущества должно быть опубликовано в средствах массовой информации, а также на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.

Таким образом, в нарушение статьи 15 Закона о приватизации Регламент не содержит требования о размещении информационного сообщения о продаже муниципального имущества на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов - www.torgi.gov.ru.

 

Более того, согласно пункту 5 статьи 15 Закона о приватизации информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества, размещаемое на сайтах в сети «Интернет», наряду со сведениями, предусмотренными пунктами 3 и 4 настоящей статьи, должно содержать следующие сведения:

1) требования к оформлению представляемых покупателями документов;

2) бухгалтерская отчетность хозяйственного общества на последнюю отчетную дату, предшествующую дате опубликования информационного сообщения;

3) площадь земельного участка или земельных участков, на которых расположено недвижимое имущество хозяйственного общества;

4) численность работников хозяйственного общества;

5) площадь и перечень объектов недвижимого имущества хозяйственного общества с указанием действующих обременений и установленных при приватизации обременений;

6) информация обо всех предыдущих торгах по продаже данного имущества, которые не состоялись, были отменены, признаны недействительными, с указанием соответствующей причины (отсутствие заявок, явка только одного покупателя, иная причина).

Однако в нарушение пункту 5 статьи 15 Закона о приватизации, Регламент не содержит положений о размещении в информационном сообщении таких сведений.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции одним из признаков ограничения конкуренции является установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2).

Таким образом, действия Администрации по утверждению Регламента, отдельные положения которого не соответствуют законодательству о приватизации муниципального имущества, а именно установление требований о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством; неопределение перечня документов, которые представляется заявителем о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном капитале юридического лица; установление требования о подаче заявки по установленной форме при условии отсутствия в регламенте такой формы либо ссылки на акт, распоряжение и т.д., которыми эта форма утверждена; сокращение срока на заключение договора купли-продажи имущества; установление условий о подачи заявки в электронной форме, не соответствующих положениям Закона о приватизации; неуказание о размещении информационного сообщения о продаже муниципального имущества на официальном сайте торгов - www.torgi.gov.ru; неуказание обязательных сведений, подлежащих размещению в информационном сообщении, публикуемом на сайтах в сети «Интернет», нарушают части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку могут привести к ограничению недопущению конкуренции при приватизации муниципального имущества, в том числе путем установления непредусмотренных действующим законодательством требований к хозяйствующим субъектам при предоставлении муниципальной услуги.

Основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренные частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Администрации Миасского городского округа по утверждению Постановлением Администрации от 30.06.2011 № 3538 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продажа в собственность граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей имущества, находящегося в муниципальной собственности (приватизация)», отдельные положения которого не соответствуют законодательству о приватизации муниципального имущества, а именно в части установления требований о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством; неопределения перечня документов, которые представляется заявителем о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном капитале юридического лица; установления требования о подаче заявки по установленной форме при условии отсутствия в регламенте такой формы либо ссылки на акт, распоряжение и т.д., которыми эта форма утверждена; сокращение срока на заключение договора купли-продажи имущества; установления условий о подачи заявки в электронной форме, не соответствующих положениям Закона о приватизации; неуказания о размещении информационного сообщения о продаже муниципального имущества на официальном сайте торгов - www.torgi.gov.ru; неуказания обязательных сведений, подлежащих размещению в информационном сообщении, публикуемом на сайтах в сети «Интернет», что может привести к ограничению недопущению конкуренции при приватизации муниципального имущества, в том числе путем установления непредусмотренных действующим законодательством требований к хозяйствующим субъектам при предоставлении муниципальной услуги.

2. Выдать Администрации Миасского городского округа предписание об изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство.

3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.

4. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 30-07/15 о нарушении антимонопольного законодательства

 

28 апреля 2015 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель

Комиссии:

«…»

-

руководитель Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

«…»

-

начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

«…»

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 15 апреля 2015 года по делу № 30-07/15 о нарушении Администрацией Миасского городского округа (пр. Автозаводцев, 55, г. Миасс, 456300; далее - Администрация) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации в срок до 30.05.2015 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в утверждении Постановлением Администрации № 3537 от 30.06.2011 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Передача в собственность субъектам малого и среднего предпринимательства нежилых помещений, зданий, находящихся в муниципальной собственности» (далее – Регламент), отдельные положения которого не соответствуют законодательству об отчуждении муниципальной недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, путем принятия мер по внесению изменений в положения Регламента, а именно:

1) исключить из пункта 10 Регламента требование о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, а также документов, которые могут быть запрошены в порядке межведомственного взаимодействия, в том числе копии представленного в налоговый орган документа «Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год»; копии представленного в налоговый орган документа, подтверждающего величину выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость или величину балансовой стоимости активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год, документы о погашении задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) в размере, указанном в требовании о погашении такой задолженности (при наличии такого требования); заверенных подписью руководителя и печатью юридического лица копий устава (положения), учредительного договора, документа, подтверждающего полномочия должностного лица, подписывающего договор;

2) привести в соответствие с действующим законодательством пункт 10 Регламента путем исключения оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, не предусмотренных законодательством об отчуждении муниципального недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства.

2. Администрации в срок до 22.06.2015 направить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания (надлежаще заверенные копии принятых с учетом настоящего предписания актов, а также документов, свидетельствующих об опубликовании таких актов).

Пакет документов, представленный в доказательство исполнения предписания, должен быть заверен печатью организации и подписью должностного лица, прошит и пронумерован, представлен с сопроводительным письмом и описью документов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны