Решение б/н Решение по делу № 30-2013 в отношении индивидуального предпр... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

18 апреля 2013 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее — Комиссия) в составе:

 

 

председатель Комиссии:

Л.Н. Галичина – заместитель руководителя — начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

 

члены Комиссии:

Н.В. Соболь – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

И.П. Баранова – ведущий специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

Л.Р. Салиева — специалист 1-го разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

 

рассмотрев дело № 30-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя (далее — ИП <...>) по факту размещения в газете «Идея» № 1 (76) от 19 января 2013 года рекламы с признаками нарушения статьи 12, пункта 1 части 2 статьи 21, части 7 статьи 24, частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в присутствии: ИП <...> (личность удостоверена по паспорту),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило по подведомственности из Управления Роскомнадзора по Челябинской области заявление гражданина о размещении в газете «Идея» № 1 (76) от 19 января 2013 года рекламы пивного магазина «Пивная заправочная станция № 1», что противоречит пункту 1 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Челябинским УФАС России также установлено, что в газете «Идея» размещена реклама, в которой присутствуют сведения о кредите:

«Ипотека. Центр недвижимости «Русь». Подбор оптимальной программы кредитования (от 8 %), формирование полного пакета документов, консультирование.

С нами работают все банки. Сниженная процентная ставка для наших клиентов. г. Коркино, ул. Ленина,8. 8-908-042-51-85» (страница 1);

«Кредиты для официально неработающих. 8-982-31-301-63» (страница 2);

«Кредиты для ИП и ООО. Без залога, предоплаты, возможно с нужными декларациями до 8 млн. т.8-968-129-92-69» (страница 2);

«Деньги быстро 8-982-312-49-42» (страница 2);

«Автомобильные шины и диски. В наличии и под заказ. Весь февраль Акция: «Лето по халяве» г. Коркино, ул. Цвиллинга, 48 ТК «1000 Мелочей» (вход с торца). 8-950-720-80-78. Кредит» (страница 4);

«Салон бытовой техники и электроники. Приглашает за покупками.  Пн-Пт: 10 до 19. Сб-Вс:10-17. Скидка на теле-видео- аудиотехнику. Низкие цены. Оформление кредита на месте. Бесплатная доставка по г.Коркино и п. Роза. Подробности в г. Коркино, ул. Цвиллинга 54. Тел.8(35152)2-00-16» (страница 5);

«Туристическое агентство «Седьмое небо». Отдых на любой вкус и кошелек! Пляжный отдых. Экскурсионные туры. Комбинированные туры.( экскурсии + отдых). Туры по России. Автобусные туры: Черное море. Соль- Илецк. Санатории, пансионаты. Базы отдыха Урала и Башкирии. Отдых в Краснодарском крае. В Крыму. В Абхазии. Туры выходного дня. Активный отдых(сплавы по рекам, конные, пешеходные и вело-туры). Тур в кредит! Скидка. г. Коркино. ул. Цвиллинга 16, офис 14. 2 этаж. 8-951-449-48-69» (страница 5).

Наименования лиц, оказывающих услуги по кредитованию и предоставлению денежных средств, в рекламе отсутствует. В рекламе кредита Центра недвижимости «Русь» содержится одно из условий, влияющих на его стоимость, а именно процентная ставка. В рекламе кредитов для ИП и ООО также содержится одно из условий, влияющих на стоимость кредита - максимальная сумма кредита «до 8 млн». Остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, в рекламе отсутствуют.

В газете «Идея» также размещена реклама, в которой присутствует следующая информация: «ООО «ДентаЛюкс». Качественное лечение зубов любой сложности. Все виды протезирования. Каждый этап лечения под контролем компьютерной диагностики. г. Коркино, ул. Дзержинского, 13 А. 8-919-123-66-80.8-351-223-66-80» (страница 8).

Предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг, необходимости получения консультации специалистов в данной рекламе отсутствует.

По сведениям, представленным Управлением Роскомнадзора по Челябинской области, учредителем газеты «Идея» является <...>, которому выдано свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 74-00563 от 21.04.2011.

Челябинским УФАС России у ИП <...> были запрошены сведения о рекламодателях указанных выше рекламных модулей, которые <...> не представлены.

Из объяснений ИП <...> следует, что ненадлежащая реклама была размещена в связи с отсутствием с его стороны контроля за соблюдением действующего рекламного законодательства. Рекламные материалы и договоры с рекламодателями представить не может по причине их отсутствия.

Рассмотрение материалов дела и заслушивание ИП <...> приводит к следующим выводам.

В газете «Идея» № 1 (76) от 19 января 2013 года на странице 2 размещена реклама следующего содержания: «Пивная заправочная станция № 1. Доставка пива 8-905-83-85-777. Более 30 сортов пива! Широкий ассортимент закусок! Быстрое и умное обслуживание! Свежая и качественная продукция! Адресная доставка (8-905-83-85-777)! Осуществляется расчет банковскими картами! Новогодние подарки! Каждый 3й литр в подарок! г. Коркино, Цвиллинга, 5 (старый КБО, вход с торца). Чрезмерное употребление пива вредит Вашему здоровью. Информация об организаторе акции, сроках, месте ее проведения узнавайте по указанным адресам и телефонам. В акции могут принять участие граждане РФ, достигшие 18 лет».

В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 (ред. от 30.06.2012) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, являются одним из видов алкогольной продукции.

Таким образом, объектом рекламирования в данном случае выступает торговое заведение, осуществляющее реализацию алкогольной продукции, в названии которого присутствует слово «пивная», указывающее на алкогольную продукцию.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе») реклама алкогольной продукции не должна размещаться в периодических печатных изданиях.

Частью 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» установлено, что специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу их продавцов, за исключением случая, если реклама продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Размещение рекламы магазина пива «Пивная заправочная станция № 1» в газете «Идея», которая является периодическим печатным изданием, противоречит требованиям пункта 1 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Указанные в рекламе кредита сведения: «деньги», «кредит», «ипотека» свидетельствуют о том, что объектом рекламирования являются финансовые услуги, следовательно, при размещении рекламы таких услуг должны соблюдаться требования статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Отсутствие в рекламе вида предоставляемого кредита при покупке товаров: товарный, коммерческий (отсрочка, рассрочка платежа и т.п.) или банковский, - приводит к тому, что присутствующее в рекламе слово «кредит» воспринимается как предложение получения именно банковской услуги.

На основании статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовой услугой является банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица — наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество).

Отсутствие в рекламе финансовых услуг наименований или имен лиц, которые их оказывают, противоречит требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Отсутствие в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредитов, иных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, при указании одного из условий - процентной ставки в одной рекламе и максимальной суммы кредита в другой, противоречит требованиям части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В силу пункта 46 статьи 17 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность является лицензируемой.

Согласно Перечню работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (в редакции от 04.09.2012) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») работы (услуги) по стоматологии являются медицинскими услугами.

В силу части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Отсутствие в рекламе медицинских услуг по стоматологии предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов противоречит требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со статьей 12 Федерального закона «О рекламе» рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное.

Отсутствие у ИП <...> макетов рекламы алкогольной продукции, кредитов, медицинских услуг и договоров с рекламодателями данной рекламы, размещенной в газете «Идея» № 1 (76) от 19 января 2013 года, нарушает статью 12 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований статьи 12, пункта 1 части 2 статьи 21, части 7 статьи 24, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Рекламораспространителем данной рекламы является ИП <...> как издатель газеты «Идея».

Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. 1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в газете «Идея» № 1 (76) от 19 января 2013 года, а именно:

    рекламу алкогольной продукции, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе»;

    рекламу финансовых услуг (кредита), в которой отсутствует наименование лица, оказывающего финансовую услугу и содержащую одно из условий, влияющих на стоимость кредита, при отсутствии остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, поскольку в ней нарушены требования частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»;

    рекламу медицинских услуг, в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать предписание ИП <...> о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.3, части 6 статьи 19.8, статьи 19.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП <...>

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение изготовлено в полном объеме 23 апреля 2013 года.

 

Председатель Комиссии

Л.Н. Галичина

Члены Комиссии

Н.В. Соболь

И.П.Баранова

Л.Р. Салиева

Связанные организации

Связанные организации не указаны