Решение б/н Решение и предписание № 32-03-44/2017 по жалобе ООО «Экомстр... от 24 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 32-03-44/2017

 

 

17 октября 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

 

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Ветровой Т.А.

-

начальника отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

 

 

 

Потапченко С.С.

-

 

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

в ходе рассмотрения жалобы ООО «Экомстройпроект», в присутствии:

- представителей МУП «Ашинское коммунальное хозяйство»: , действующей на основании доверенности от 16.10.2017 № 927, , действующей на основании доверенности от 16.10.2017 № 928,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Экомстройпроект» на документацию электронного аукциона по строительству водозабора подземных вод на участке Щербакова для питьевого водоснабжения г. Аши Челябинской области (проведение работ по геологическому изучению недр, включающему поиски и оценку месторождений подземных вод) (извещение № 0569600002417000005) (далее – аукцион).

Извещение о проведении аукциона опубликовано на официальном сайте 25.09.2017.

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 600 000 рублей 00 копеек.

Дата и время окончания подачи заявок - 11.10.2017 10:00.

На дату рассмотрения жалобы ООО «Экомстройпроект» контракт не заключен.

В жалобе заявителя указано следующее:

- заказчиком необоснованно объединены в одну закупку технологически и функционально не связанные между собой работы по строительству водозабора и работы по геологическому изучению недр, включающему поиски и оценку месторождений подземных вод;

- указанный заказчиком в извещении и документации об электронном аукционе ОКПД2 – 71.12.31.000 «Услуги геологические и географические консультативные» не связаны с предметом контракта;

- в пункте 7 информационной карты документации об аукционе указано, что вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе). При этом заказчиком не указано, какие документы, подтверждающие соответствие участника требованиям, должны быть представлены;

- заказчиком необоснованно установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки сведений, не указанных в пункте 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе;

- в проекте контракта штрафы в отношении заказчика и исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установлены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063, которое на дату проведения аукциона утратило силу.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения.

Заслушав пояснения представителей МУП «Ашинское коммунальное хозяйство», изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно пункту 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении о закупке, документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе, должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Пунктом 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В постановлении Правительства РФ от 12.05.2017 № 563 указаны основания заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.

При этом предмет аукциона не подпадает под основание, указанное в постановлении Правительства РФ от 12.05.2017 № 563.

Вместе с тем, установленный заказчиком объект закупки не влечет за собой ограничение количества участников закупки ввиду следующего.

Постановлением Администрации Ашинского муниципального района от 15.05.2017 № 694 утверждена муниципальная программа «Чистая вода в Ашинском городском поселении на 2017 год». Мероприятия указанной программы предусматривают строительство водозабора подземных вод на участке Щербакова для питьевого водоснабжения г. Аша.

Застройщиком по капитальному строительству объекта муниципальной собственности – скважины на участке Щербакова определено МУП «Ашинское коммунальное хозяйство», которому из бюджета Ашинского городского поселения предоставлена субсидия на осуществление вложений в объект капитального строительства муниципальной собственности.

Согласно муниципальной программе «Чистая вода в Ашинском городском поселении на 2017 год» строительство водозабора подземных вод на участке Щербакова для питьевого водоснабжения г. Аша разделено на три этапа, первый этап включает в себя проведение работ по геологическому изучению недр, включающему поиски и оценку месторождений подземных вод.

В связи с чем, заказчик, проводя закупку работ (услуг) по одному из трех этапов по реализации муниципальной программы, обязан указывать в наименовании предмета строительство водозабора подземных вод на участке Щербакова.

При этом, электронный аукцион проведен на выполнение первого этапа программы, в связи с чем, заказчиком в скобках конкретизирован предмет закупки - проведение работ по геологическому изучению недр, включающему поиски и оценку месторождений подземных вод.

Согласно извещению объектом закупки является строительство водозабора подземных вод на участке Щербакова для питьевого водоснабжения г. Аши Челябинской области (проведение работ по геологическому изучению недр, включающему поиски и оценку месторождений подземных вод).

При этом в таблице 2 технического задания определены виды работ, которые необходимо произвести во исполнение контракта: монтаж/демонтаж СБУ, геофизические исследования в скважине, опытно-фильтрационные работы, опробование в конце откачки, топографо-геодезические работы, оборудование скважины, мониторинг подземных вод, лабораторные работы, камеральные работы.

В связи с чем, Комиссия приходи к выводу, что из содержания извещения и документации можно сделать вывод об объекте закупки, а именно: проведение работ по геологическому изучению недр, включающему поиски и оценку месторождений подземных вод.

Таким образом, заказчиком не произведено объединение в одну закупку работ по строительству водозабора и работ по геологическому изучению недр, включающему поиски и оценку месторождений подземных вод.

2. Согласно пункту 4 статьи 23 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В качестве кода товара, работы, услуги указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2).

В соответствии с ОКПД2 код 71.12.31.00 - Услуги геологические и геофизические консультативные. Эта группировка включает: - геологические консультативные услуги по вопросам определения местонахождения запасов твердых полезных ископаемых, нефти, газа и подземных вод путем геологического изучения недр, лабораторных исследований полезных ископаемых и горных пород; - предоставление консультаций по вопросам исследования и разработки минеральных запасов, запасов нефти и природного газа.

Таким образом, выбранный заказчиком код работ, соответствует объекту закупки, описанному в документации об электронном аукционе.

В свою очередь подателем жалобы не представлено доказательств, что код работ не соответствует объекту закупки.

3. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В части 1 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ указано, что инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

Объектом закупки является проведение работ по геологическому изучению недр, включающему поиски и оценку месторождений подземных вод с целью строительства водозабора подземных вод, то есть объектом закупки являются изыскательские работы.

В силу части 2 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий.

Таким образом, действующее законодательство предъявляет требование о проведении инженерных изысканий лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий.

Следовательно, с учетом объекта закупки заказчик должен установить единые требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.

В извещении об осуществлении закупки в разделе требования к участникам содержится ссылка на пункт 6 информационной карты документации об электронном аукционе.

В пункте 6 информационной карты документации об электронном аукционе указаны единые требования к участникам закупки, в том числе соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки.

Таким образом, заказчик не конкретизировал требования к участникам закупки с учетом требований действующего законодательства.

Кроме того, в документации об электронном аукционе в требовании к составу заявок не указаны документы, которые необходимо представить участникам в составе заявки в качестве подтверждения соответствия таким требованиям.

Отсутствие конкретных требований к участникам и составу заявок не позволяет участникам сделать вывод о соответствии представленных в заявке документов, требованиям документации, а также аукционной комиссии принять решение о соответствии/несоответствии участника требованиям действующего законодательства о соответствии заявки требованиям документации об аукционе, и в случае отклонения заявки указать положения документации, которому не соответствует участник либо заявка.

Требования о наличии членства саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий не нашло своего отражения в извещении о проведении аукциона и документации о закупке в требованиях к участникам закупки и к составу заявки в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

4. В пункте 7 информационной карты документации об электронном аукционе указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и сведения: декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. (а) сведения об отсутствии суммарной доли участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц более двадцати пяти процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, более двадцати пяти процентов. б) сведения о средней численности работников за предшествующий календарный год. в) сведения о выручке от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год.

Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе определен исчерпывающий перечень документов и информации, которые должна содержать вторая часть заявки на участие в электронном аукционе.

При этом в указанном перечне отсутствуют документы, указанные в пункте 7 информационной карты документации об электронном аукционе.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Указанные действия заказчика являются нарушением части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

5. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила № 1042).

Вместе с тем, в проекте контракта штрафы в отношении заказчика и исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установлены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063, которое на дату размещения извещения о проведении аукциона утратило силу.

В связи с чем, в нарушение частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком установлены ненадлежащие размеры штрафов, начисляемых заказчику и исполнителю за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором.

 

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.

6. Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о том, что участник закупки не является офшорной компанией.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Таким образом, заказчик не может требовать от участника декларацию о соответствии требованию пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, в подпункте 2 пункта 7 информационной карты документации об электронном аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника требованиям, установленным пунктами 3-5, 7, 7.1, 9, 10 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Указанные действия заказчика являются нарушением части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Экомстройпроект» на действия заказчика обоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, частей 4, 5, 8 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

4. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии В.А. Ливончик

 

Члены комиссии Т.А. Ветрова

 

С.С. Потапченко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 36

об устранении нарушений законодательства Российской Федерации

о контрактной системе

17 октября 2017 года г. Челябинск, пр.Ленина, 59

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Ветрова Т.А.

 

-

начальника отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

 

Потапченко С.С.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

 

на основании решения Челябинского УФАС России от 17.10.2017, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО «Экомстройпроект» на документацию электронного аукциона по строительству водозабора подземных вод на участке Щербакова для питьевого водоснабжения г. Аши Челябинской области (проведение работ по геологическому изучению недр, включающему поиски и оценку месторождений подземных вод) (извещение № 0569600002417000005) (далее – аукцион), с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. МУП «Ашинское коммунальное хозяйство»:
    1. с даты размещения предписания в Единой информационной системе в сфере закупок и (или) получения заказчиком предписания не заключать контракт по итогам проведения аукциона до полного исполнения настоящего предписания;

1.2. обеспечить соблюдение требований законодательства о контрактной системе при внесении изменений в документацию об электронном аукциону путем:

- исключения из документации об электронном аукционе условия о том, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать сведения о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям;

- исключения из документации об электронном аукционе условия о том, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника требованию, установленному пунктом 10 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе;

- установления в документации об электронном аукционе единого требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющихся объектом закупки;

- указания в проекте контракта вариативных размеров штрафов, начисляемых заказчику и исполнителю за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042;

1.3. в срок до 26.10.2017 разместить решение аукционной комиссии, указанное в пункте 2.1, 2.2 настоящего предписания в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru;

1.4. после исполнения пунктов 1.2 и 2 настоящего предписания продолжить процедуру определения подрядчика.

  1. Аукционной комиссии в срок до 25.10.2017 (включительно):
    1. принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона;
    2. продлить срок подачи заявок на участие в аукционе не менее чем на 5 дней с даты размещения в единой информационной системе документации с внесенными изменениями;
    3. передать протокол, принятый аукционной комиссией в соответствии с пунктами 2.1, 2.2 предписания Заказчику для размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru.
  2. МУП «Ашинское коммунальное хозяйство» в подтверждение исполнения предписания в срок до 01.11.2017 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона, документацию об электронном аукционе с внесенными изменениями, а также документы, подтверждающие размещение решения, указанного в пунктах 2.1, 2.2 настоящего предписания, в единой информационной системе.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает его действие.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей на должностных лиц и в размере 500 тысяч рублей на юридических лиц.

Связанные организации

Связанные организации не указаны