Решение и предписание № 34-08/2017 в отношении ООО МФО «Оникс»

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
17.07.2017
Управление:
Челябинское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
Номер дела:

 

РЕШЕНИЕ

05 июля 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

<…>– заместитель руководителя- начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией

Челябинского УФАС России;

члены Комиссии:

<…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

<…>– специалист 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 34-08/2017, возбужденное по факту размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Интернет) на общедоступном сайте www.gk-cent.ru рекламы общества с ограниченной ответственностью Микрофинансовая организация «Оникс» (далее – ООО МФО «Оникс») со сведениями: «…Привлечение денежных средств от 1 500 000 рублей.» с признаками нарушения пункта 2 части 2статьи 28 Закона о рекламе

в отсутствии представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России обратилось Отделение по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – Отделение Челябинск, Заявитель) по факту указания в сети «Интернет» на общедоступном сайте www.gk-cent.ru рекламы ООО МФО «Оникс» со сведениями: «…Привлечение денежных средств от 1 500 000 рублей.».

Из заявления следует, что Отделением Челябинск в ходе осуществления надзорной деятельности в отношении микрофинансовых организаций установлено, что на интернет-сайте www.gk-cent.ru размещена реклама о привлечении ООО МФО «оникс» денежных средств от физических лиц и индивидуальных предпринимателей,что не соответствует требованиямстатьи 12 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон о микрофинансовой деятельности).

ООО МФО «Оникс» в материалы дела представлены письменные пояснения, согласно которым ООО МФО «Оникс» заключено два договора о передаче личных сбережений с физическими лицам: 1) на сумму 2 500 000 (два миллиона пятьсот тысяч) рублей на срок с 17.06.2013 по 27.08.2013, который посредством заключения дополнительных соглашений дважды продлевался, в течение всего срока действия договора о передаче личных сбережений сумма основного долга ООО МФО «Оникс» не уменьшалась, денежные средства были возвращены в сумме 2 681 684 (два миллиона шестьсот восемьдесят одна тысяча шестьсот восемьдесят четыре) рубля 92 (девяносто две) копейки; 2) на сумму 1 500 000 (один миллион пятьсот тысяч) рублей на срок 09.04.2014 по 09.07.2017, который посредством заключения дополнительных соглашений дважды продлевался, в течение всего срока действия договора о передаче личных сбережений сумма основного долга ООО МФО «Оникс» не уменьшалась, денежные средства были возвращены в сумме 1 637 132 (один миллион шестьсот тридцать семь тысяч сто тридцать два) рубля 09 (девять) копеек.

Также ООО МФО «Оникс» в пояснениях указало, что на сайте www.gk-cent.ru не были указаны все условия привлечения денежных средств, а именно условие о не снижении суммы долга ООО МФО «Оникс» перед физическим лицом в течение всего срока действия договора, ошибочно.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Специалистами Челябинского УФАС России осуществлен осмотр сайта www.gk-cent.ru, о чем составлен Акт осмотра № 33-2017. В результате осмотра установлено, что на главной странице Интернет-ресурса: http://gk-cent.ru размещена информация «Группа компаний «Цент» ниже размещены 2 рекламных блока.

Первый рекламный блок содержит сведения: «ООО Микрофинансовая организация ОНИКС Предоставление услуг микрофинансирования физическим лицам: -Потребительские займы и займы на улучшение жилищных условий; - Займы на приобретение недвижимости, либо под залог недвижимости, имеющейся в собственности до 1 000 000 рублей. Привлечение денежных средств от 1 500 000 рублей.».

При клике в любом месте рекламного блока происходит перенаправление на страницу http://gk-cent.ru/onyx. На главной странице размещены сведения об ООО Микрофинансовая организация «Оникс». Во вкладке «Услуги» присутствуют сведения: «Так же вы можете разместить свои личные сбережения в ООО МФО «Оникс» под выгодный процент (см. кладку Инвесторам).»

Во вкладке «Инвесторам» информация отсутствует.

Вкладка «Контакты» содержит адреса ООО МФО «Оникс»: «454138, г. Челябинск, ул. Куйбышева, 86 тел.: (351) 740-42-59; (351) 231-31-12 info@gk-cent.ru», «354208, г. Сочи, ул. Разина, 18/6 тел.: +79881883109; +79897510890 info@gk-cent.ru».

Согласно письму ФАС России от 28.08.2015 N АК/45828/15 «О рекламе в сети «Интернет» не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п. Однако в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой.

С учетом изложенного, информация, размещенная на сайте www.gk-cent.ru, является рекламой, поскольку присутствует в форме рекламных блоков и направлена на привлечение внимания со стороны потенциальных потребителей.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно статье 1 Закона о микрофинансовой деятельности настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, определяет порядок регулирования деятельности и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций, устанавливает размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций, а также права и обязанности Центрального банка Российской Федерации.

Так, положениями статьи 12 Закона о микрофинансовой деятельности определены ограничения деятельности микрофинансовых организаций, а именно пункт 1 части 2 статьи 12 устанавливает, что микрофинансовая компания не вправе привлекать денежные средства физических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Однако данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей микрофинансовыми организациями, предоставляющими средства в рамках заключенного одним займодавцем с микрофинансовой компанией договора займа на сумму один миллион пятьсот тысяч рублей и более, при условии, что сумма основного долга микрофинансовой компании перед таким займодавцем не должна составлять менее одного миллиона пятисот тысяч рублей в течение всего срока действия указанного договора (подпункт б пункта 1 части 2 статьи 12).

Таким образом, ограничение не распространяется на микрофинансовые организации при соблюдении ими двух условий, а именно: 1) привлечение денежных средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей на сумму один миллион пятьсот тысяч рублей и более, 2) сумма основного долга микрофинансовой компании перед таким займодавцем не должна составлять менее одного миллиона пятисот тысяч рублей в течение всего срока действия указанного договора.

Из анализа информации, присутствующей на сайте www.gk-cent.ru, следует, что ООО МФО «Оникс» привлекает денежные средства физических лиц от 1 500 000 рублей. Указание в рекламе нижнего предела «от 1 500 000 рублей» является одним из условий привлечения денежных средств от физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сведения о том, что сумма основного долга микрофинансовой компании перед таким займодавцем не должна составлять менее одного миллиона пятисот тысяч рублей в течение всего срока действия указанного договора, на сайте www.gk-cent.ru отсутствуют.

Следовательно, неуказание в рекламе всех условий привлечения ООО МФО «Оникс» денежных средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей не соответствует требованиям пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи, +7-351-231-31-12, входят в ресурс нумерации оператора связи ООО «Т2 Мобайл».

Оператор связи «Теле2» представил письменные пояснения, согласно которым указанный в рекламе телефонный номер +7-351-231-31-12 принадлежит гр. Волгину Вячеславу Викторовичу (г. Челябинск).

Согласно сведениям, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – Выписка из ЕГРЮЛ) директором ООО МФО «Оникс» является Волгин Вячеслав Викторович.

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет», регистратором доменного имени www.gk-cent.ru является ООО «Регистратор доменных имён REG.RU».

ООО «Регистратор доменных имён REG.RU» по запросу Челябинского УФАС России представило информацию, из которой следует, что администратором доменного имени www.gk-cent.ru является ООО «Цент» (г. Челябинск).

В соответствии со сведениям, содержащимся в Выписке из ЕГРЮЛ, учредителем ООО МФО «Оникс», в том числе является Попкова Е. В., которая, в свою очередь, является директором ООО «Цент».

Таким образом, рекламная информация, размещенная на интернет-ресурсе www.gk-cent.ru, размещена в интересах ООО МФО «Оникс».

На основании частей 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспротсранитель.

Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из понятия рекламодателя, изложенного в статье 3 Закона о рекламе это, по сути, заказчик рекламы, т.е. то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, частное лицо и так далее.

Рекламодателем рекламы следует признать ООО МФО «Оникс», в интересах которого распространяется указанная реклама.

Специалистами Челябинского УФАС России осуществлен повторный осмотр интернет-сайта www.gk-cent.ru о чем составлен Акт осмотра № 88-2017 от 05.07.2017, согласно которому информация, размещенная на сайте, присутствует в том же виде, что и на момент возбуждения данного дела, а именно не указаны все условия привлечения денежных средств, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО МФО «Оникс».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу со сведениями: «…Привлечение денежных средств от 1 500 000 рублей.», размещенную в сети «Интернет» на общедоступном сайте www.gk-cent.ru ненадлежащей, поскольку она нарушает требования пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

2. Выдать ООО МФО «Оникс» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО МФО «Оникс» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

05 июля 2017 года г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

<…>– заместитель руководителя- начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией

Челябинского УФАС России;

члены Комиссии:

<…>– специалист 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

<…>– специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

на основании своего решения от 05 июля 2017 по делу № 34-08/2017 о признании рекламы со сведениями: «…Привлечение денежных средств от 1 500 000 рублей.», размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Интернет) на общедоступном сайте www.gk-cent.ru ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО МФО «Оникс» незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требования пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, а именно не распространять рекламу ООО МФО «Оникс», в том числе в сети «Интернет», с информацией о привлечении денежных средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей, без указания всех условий оказания соответствующих услуг.

2. ООО МФО «Оникс» в срок до 05 сентября 2017 года представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего Предписания, а именно документы и пояснения, свидетельствующие о прекращении распространения ненадлежащей (в том числе скриншоты, письменные пояснения и т.п.).

Сведения об исполнении предписания направить в Челябинское УФАС России по почте и на адрес электронной почты: to74@fas.gov.ru (с указанием исполнителя и номера исходящего документа).

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.