Решение б/н Решение и предписание № 34-08/2017 в отношении ООО МФО «Оник... от 17 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

05 июля 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

<…>– заместитель руководителя- начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией

Челябинского УФАС России;

члены Комиссии:

<…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

<…>– специалист 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 34-08/2017, возбужденное по факту размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Интернет) на общедоступном сайте www.gk-cent.ru рекламы общества с ограниченной ответственностью Микрофинансовая организация «Оникс» (далее – ООО МФО «Оникс») со сведениями: «…Привлечение денежных средств от 1 500 000 рублей.» с признаками нарушения пункта 2 части 2статьи 28 Закона о рекламе

в отсутствии представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России обратилось Отделение по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – Отделение Челябинск, Заявитель) по факту указания в сети «Интернет» на общедоступном сайте www.gk-cent.ru рекламы ООО МФО «Оникс» со сведениями: «…Привлечение денежных средств от 1 500 000 рублей.».

Из заявления следует, что Отделением Челябинск в ходе осуществления надзорной деятельности в отношении микрофинансовых организаций установлено, что на интернет-сайте www.gk-cent.ru размещена реклама о привлечении ООО МФО «оникс» денежных средств от физических лиц и индивидуальных предпринимателей,что не соответствует требованиямстатьи 12 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон о микрофинансовой деятельности).

ООО МФО «Оникс» в материалы дела представлены письменные пояснения, согласно которым ООО МФО «Оникс» заключено два договора о передаче личных сбережений с физическими лицам: 1) на сумму 2 500 000 (два миллиона пятьсот тысяч) рублей на срок с 17.06.2013 по 27.08.2013, который посредством заключения дополнительных соглашений дважды продлевался, в течение всего срока действия договора о передаче личных сбережений сумма основного долга ООО МФО «Оникс» не уменьшалась, денежные средства были возвращены в сумме 2 681 684 (два миллиона шестьсот восемьдесят одна тысяча шестьсот восемьдесят четыре) рубля 92 (девяносто две) копейки; 2) на сумму 1 500 000 (один миллион пятьсот тысяч) рублей на срок 09.04.2014 по 09.07.2017, который посредством заключения дополнительных соглашений дважды продлевался, в течение всего срока действия договора о передаче личных сбережений сумма основного долга ООО МФО «Оникс» не уменьшалась, денежные средства были возвращены в сумме 1 637 132 (один миллион шестьсот тридцать семь тысяч сто тридцать два) рубля 09 (девять) копеек.

Также ООО МФО «Оникс» в пояснениях указало, что на сайте www.gk-cent.ru не были указаны все условия привлечения денежных средств, а именно условие о не снижении суммы долга ООО МФО «Оникс» перед физическим лицом в течение всего срока действия договора, ошибочно.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Специалистами Челябинского УФАС России осуществлен осмотр сайта www.gk-cent.ru, о чем составлен Акт осмотра № 33-2017. В результате осмотра установлено, что на главной странице Интернет-ресурса: http://gk-cent.ru размещена информация «Группа компаний «Цент» ниже размещены 2 рекламных блока.

Первый рекламный блок содержит сведения: «ООО Микрофинансовая организация ОНИКС Предоставление услуг микрофинансирования физическим лицам: -Потребительские займы и займы на улучшение жилищных условий; - Займы на приобретение недвижимости, либо под залог недвижимости, имеющейся в собственности до 1 000 000 рублей. Привлечение денежных средств от 1 500 000 рублей.».

При клике в любом месте рекламного блока происходит перенаправление на страницу http://gk-cent.ru/onyx. На главной странице размещены сведения об ООО Микрофинансовая организация «Оникс». Во вкладке «Услуги» присутствуют сведения: «Так же вы можете разместить свои личные сбережения в ООО МФО «Оникс» под выгодный процент (см. кладку Инвесторам).»

Во вкладке «Инвесторам» информация отсутствует.

Вкладка «Контакты» содержит адреса ООО МФО «Оникс»: «454138, г. Челябинск, ул. Куйбышева, 86 тел.: (351) 740-42-59; (351) 231-31-12 info@gk-cent.ru», «354208, г. Сочи, ул. Разина, 18/6 тел.: +79881883109; +79897510890 info@gk-cent.ru».

Согласно письму ФАС России от 28.08.2015 N АК/45828/15 «О рекламе в сети «Интернет» не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п. Однако в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой.

С учетом изложенного, информация, размещенная на сайте www.gk-cent.ru, является рекламой, поскольку присутствует в форме рекламных блоков и направлена на привлечение внимания со стороны потенциальных потребителей.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно статье 1 Закона о микрофинансовой деятельности настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, определяет порядок регулирования деятельности и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций, устанавливает размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций, а также права и обязанности Центрального банка Российской Федерации.

Так, положениями статьи 12 Закона о микрофинансовой деятельности определены ограничения деятельности микрофинансовых организаций, а именно пункт 1 части 2 статьи 12 устанавливает, что микрофинансовая компания не вправе привлекать денежные средства физических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Однако данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей микрофинансовыми организациями, предоставляющими средства в рамках заключенного одним займодавцем с микрофинансовой компанией договора займа на сумму один миллион пятьсот тысяч рублей и более, при условии, что сумма основного долга микрофинансовой компании перед таким займодавцем не должна составлять менее одного миллиона пятисот тысяч рублей в течение всего срока действия указанного договора (подпункт б пункта 1 части 2 статьи 12).

Таким образом, ограничение не распространяется на микрофинансовые организации при соблюдении ими двух условий, а именно: 1) привлечение денежных средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей на сумму один миллион пятьсот тысяч рублей и более, 2) сумма основного долга микрофинансовой компании перед таким займодавцем не должна составлять менее одного миллиона пятисот тысяч рублей в течение всего срока действия указанного договора.

Из анализа информации, присутствующей на сайте www.gk-cent.ru, следует, что ООО МФО «Оникс» привлекает денежные средства физических лиц от 1 500 000 рублей. Указание в рекламе нижнего предела «от 1 500 000 рублей» является одним из условий привлечения денежных средств от физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сведения о том, что сумма основного долга микрофинансовой компании перед таким займодавцем не должна составлять менее одного миллиона пятисот тысяч рублей в течение всего срока действия указанного договора, на сайте www.gk-cent.ru отсутствуют.

Следовательно, неуказание в рекламе всех условий привлечения ООО МФО «Оникс» денежных средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей не соответствует требованиям пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи, +7-351-231-31-12, входят в ресурс нумерации оператора связи ООО «Т2 Мобайл».

Оператор связи «Теле2» представил письменные пояснения, согласно которым указанный в рекламе телефонный номер +7-351-231-31-12 принадлежит гр. Волгину Вячеславу Викторовичу (г. Челябинск).

Согласно сведениям, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – Выписка из ЕГРЮЛ) директором ООО МФО «Оникс» является Волгин Вячеслав Викторович.

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет», регистратором доменного имени www.gk-cent.ru является ООО «Регистратор доменных имён REG.RU».

ООО «Регистратор доменных имён REG.RU» по запросу Челябинского УФАС России представило информацию, из которой следует, что администратором доменного имени www.gk-cent.ru является ООО «Цент» (г. Челябинск).

В соответствии со сведениям, содержащимся в Выписке из ЕГРЮЛ, учредителем ООО МФО «Оникс», в том числе является Попкова Е. В., которая, в свою очередь, является директором ООО «Цент».

Таким образом, рекламная информация, размещенная на интернет-ресурсе www.gk-cent.ru, размещена в интересах ООО МФО «Оникс».

На основании частей 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспротсранитель.

Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из понятия рекламодателя, изложенного в статье 3 Закона о рекламе это, по сути, заказчик рекламы, т.е. то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, частное лицо и так далее.

Рекламодателем рекламы следует признать ООО МФО «Оникс», в интересах которого распространяется указанная реклама.

Специалистами Челябинского УФАС России осуществлен повторный осмотр интернет-сайта www.gk-cent.ru о чем составлен Акт осмотра № 88-2017 от 05.07.2017, согласно которому информация, размещенная на сайте, присутствует в том же виде, что и на момент возбуждения данного дела, а именно не указаны все условия привлечения денежных средств, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО МФО «Оникс».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу со сведениями: «…Привлечение денежных средств от 1 500 000 рублей.», размещенную в сети «Интернет» на общедоступном сайте www.gk-cent.ru ненадлежащей, поскольку она нарушает требования пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

2. Выдать ООО МФО «Оникс» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО МФО «Оникс» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

05 июля 2017 года г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

<…>– заместитель руководителя- начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией

Челябинского УФАС России;

члены Комиссии:

<…>– специалист 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

<…>– специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

на основании своего решения от 05 июля 2017 по делу № 34-08/2017 о признании рекламы со сведениями: «…Привлечение денежных средств от 1 500 000 рублей.», размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Интернет) на общедоступном сайте www.gk-cent.ru ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО МФО «Оникс» незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требования пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, а именно не распространять рекламу ООО МФО «Оникс», в том числе в сети «Интернет», с информацией о привлечении денежных средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей, без указания всех условий оказания соответствующих услуг.

2. ООО МФО «Оникс» в срок до 05 сентября 2017 года представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего Предписания, а именно документы и пояснения, свидетельствующие о прекращении распространения ненадлежащей (в том числе скриншоты, письменные пояснения и т.п.).

Сведения об исполнении предписания направить в Челябинское УФАС России по почте и на адрес электронной почты: to74@fas.gov.ru (с указанием исполнителя и номера исходящего документа).

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны