Решение и предписание № 35-08/2017 в отношении ООО «Ломбард «Ломбардини»

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
17.07.2017
Управление:
Челябинское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
Номер дела:

 

 

РЕШЕНИЕ

05 июля 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

<…>– заместитель руководителя- начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией

Челябинского УФАС России;

члены Комиссии:

<…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

<…>– специалист 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 35-08/2017, возбужденное по факту размещения рекламы общества с ограниченной ответственностью «Ломбард «Ломбардини» (далее – ООО «Ломбард «Ломбардини») в городе Челябинске на дорожном ограждении со сведениями: «Авто ломбард… займ от 8% под залог ПТС 750-20-20… lombardini.pro», с признаками нарушения части 3 статьи 19, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), на сайте http://lombardini.pro рекламы, содержащей изображения товарных знаков без разрешения правообладателей, а также сравнительные характеристики в превосходной степени с признаками нарушения пунктов 1, 7 части 3 статьи 5 Закона о рекламе 1, 7 части 3 статьи 5 Закона о рекламе

пунктов 1, 7 части 3 статьи 5 Закона о рекламе,

в присутствии представителя ООО «Ломбард «Ломбардини» по доверенности – <…>,

УСТАНОВИЛА:

Челябинским УФАС России в рамках осуществления полномочий по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе был проведен осмотр рекламной конструкции со сведениями: «Авто ломбард… займ от 8% под залог ПТС 750-20-20… lombardini.pro», размещенной на дорожном ограждении в г. Челябинске, ул. Воровского справа от остановки «Областная больница» по направлению движения «в центр».

Установлено, что на дорожном ограждении в г. Челябинске по улице Воровского справа от остановки «Областная больница» по направлению движения «в центр», размещен рекламный баннер со сведениями: «Авто ломбард… займ от 8% под залог ПТС 750-20-20… lombardini.pro».

Сведения о наименовании лица, предоставляющего указанные услуги, отсутствуют.

Кроме того, специалистами Челябинского УФАС России выявлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Интернет) на сайте www.lombardini.pro размещена реклама ООО «Ломбард «Ломбардини» с сравнительными характеристиками в превосходной степени («самый низкий процент», «самые опытные специалисты»), реклама с изображениями товарных знаков банковских организаций без разрешения правообладателя.

Представителем ООО «Ломбард «Ломбардини» в материалы дела представлены письменные пояснения, а также на заседании Комиссии пояснено, что рекламный баннер со сведениями: «Авто ломбард… займ от 8% под залог ПТС 750-20-20… lombardini.pro» заказан у частного лица в единственном экземпляре, размещался в г. Челябинске по улице Воровского справа от остановки «Областная больница» по направлению движения «в центр», с момента получения Определения о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе № 35-08/2017 (исх. № 6152/08 от 30.05.2017) Обществом приняты меры по частичному устранению нарушений.

Также ООО «Ломбард «Ломбардини» указывает, что данные нарушения явились следствием отсутствия юриста в штате компании и юридического образования, а также познаний в области права у директора ООО «Ломбард «Ломбардини».

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В городе Челябинске по улице Воровского справа от остановки «Областная больница» по направлению движения «в центр» на дорожном ограждении размещен рекламный баннер со сведениями: «Авто ломбард… займ от 8% под залог ПТС 750-20-20… lombardini.pro».

Информация: «Авто ломбард… займ от 8% под залог ПТС 750-20-20… lombardini.pro» в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, предоставляемым данной компанией, а именно к деятельности по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества.

Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи, +7-351-750-20-20, входят в ресурс нумерации оператора связи ПАО «МегаФон».

Оператор связи «МегаФон» представил письменные пояснения, согласно которым указанный в рекламе телефонный номер +7-351-750-20-20 принадлежит Обществу с ограниченной ответственностью «Автоломбард Ломбардини» (ул. К. Либкнехта, 2, г. Челябинск).

В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о рекламе распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.

В силу пункта 3.1 ГОСТ Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» техническое средство организации дорожного движения: дорожный знак, разметка, светофор, дорожное ограждение и направляющее устройство.

Согласно п.6.1. ГОСТ Р 52044-2003 Государственный стандарт Российской Федерации «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены на дорожных ограждениях и направляющих устройствах.

Размещение на дорожном ограждении в г. Челябинске, ул. Воровского справа от остановки «Областная больница» по направлению движения «в центр» рекламы со сведениями: «Авто ломбард… займ от 8% под залог ПТС 750-20-20… lombardini.pro» нарушает требования части 3 статьи 19 Закона о рекламе.

Частью 1 статьи 28 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно части 1 статьи 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Отсутствие в рекламе наименования лица, осуществляющего финансовую деятельность, нарушает требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Специалистами Челябинского УФАС России осуществлен осмотр сайта www.lombardini.pro, в результате осмотра которого установлено, что на главной странице Интернет-ресурса присутствуют сведения:

«Авто ломбард Lombardini… Деньги под залог ПТС» далее размещена активная ссылка в виде кнопки «получить займ».

Далее размещена информация: «АВТОЛОМБАРД ЛОМБАРДИНИ… ООО «Ломбард Ломбардини» является современной финансовой организацией с персональным подходом к каждому клиенту. Мы поможем преодолеть временные финансовые трудности посредством выдачи займа без справок и поручителей в течение 15-20 минут под самый низкий процент! … При этом нам совершенно не важно, какая у вас кредитная история. А главное – у нас всегда есть деньги для выдачи!... НАШИ ТЕЛЕФОНЫ: в Челябинске +7 (351) 750-50-20 в Красноярске +7 (391) 215-04-60 в Екатеринбурге +7 (343) 328-01-60, +7 (922) 188-01-60».

Далее размещены блоки со сведениями: «Залог ПТС», «Залог авто», «Залог Спецтехники», «Залог мотоциклов», «Юридическая поддержка».

Также присутствует информация «Наши партнеры»: «Крупные финансовые организации», «Сбербанк» (с изображением логотипа), «Челябинвестбанк» (с изображением логотипа), «Инвестиционная финансовая группа ПреМьер» (с изображение логотипа), «ВТБ 24» (с изображением логотипа), «Самые известные банки».

Во вкладке «О компании» присутствуют следующие сведения: «ООО «Ломбард Ломбардини» предоставляет краткосрочные займы под залог движимого имущества. Автоломбард «Lombardini» - современная финансовая организация с персональным подходом к каждому клиенту. мы поможем преодолеть временные финансовые трудности посредством выдачи займа без справок и поручителей в течение 15-20 минут под самый низкий процент! Нам совершенно не важно какая у вас кредитная история! А главное – у нас всегда есть деньги для выдачи!... Вы безусловно останетесь довольны нашими услугами, ведь у нас работают только самые опытные специалисты!»

Вкладка «Контакты» содержит сведения: «Челябинск: ул. Карла Либкнехта, 2;, оф. 224… 7505020@bk.ru... +7 (351) 750 50 20… ПН-ПТ с 9:00 до 18:00 СБ-ВС выходные». Далее также указаны контакты в Красноярске и Екатеринбурге. А также: «Реквизиты: Адрес: 454000, г. Челябинск, ул. Карла Либкнехта, д. 2, оф. 224… ИНН/Кпп: 7447259052/745101001… ОГРН: 1167456059748… БИК: 047501779… Р/с: 4070181019320000010… в ПАО Челябинвестбанк, К/С: 30101810400000000779».

Согласно письму ФАС России от 28.08.2015 N АК/45828/15 «О рекламе в сети «Интернет» не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п. Однако в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой.

С учетом изложенного, информация, размещенная на сайте www.lombardini.pro, является рекламой, поскольку присутствует в форме рекламных блоков и направлена на привлечение внимания со стороны потенциальных потребителей.

Челябинским УФАС России установлено, что администратором доменного имени lombardini.pro является <…> (<…>, г. Челябинск).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Оценив на соответствие законодательству Российской Федерации о рекламе сведения, размещенные на сайте http://lombardini.pro, Челябинское УФАС России приходит к следующим выводам.

Общедоступный сайт http://lombardini.pro содержит изображения товарных знаков, зарегистрированных Роспатентом по свидетельствам № 417925, 488504, 332943, правообладателями которых являются ПАО «Сбербанк», ПАО «Челябинвестбанк», ПАО «ВТБ24», соответственно.

Документов и сведений, подтверждающих передачу прав на использование указанных средств индивидуализации данных финансовых организаций, не получено. Указанные финансовые организации представили сведения о том, что договорные отношения по вопросу передачи прав на использование товарных знаков, с ООО «Ломбард «Ломбардини» отсутствуют.

Согласно пункту 7 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица или товара.

В силу требований статьи 1484 ГК РФ к действиям по осуществлению исключительного права на товарный знак относится в том числе размещение в рекламе.

Из содержания рекламы, размещенной на сайте http://lombardini.pro, можно прийти к выводу, что лицо, разместившее изображения товарных знаков на сайте обладает правом на использование средств индивидуализации определенных финансовых организаций. Однако такие права ООО «Ломбард «Ломбардини», либо Баеву Д. Г., являющемуся администратором сайта, не передавались, в связи с чем реклама в сети «Интернет» на общедоступном сайте с изображением товарных знаков финансовых организаций содержит не соответствующую действительности информацию о правах на использование средств индивидуализации финансовых организаций.

Следовательно, при отсутствии соответствующего разрешения правообладателя товарного знака (средства индивидуализации юридического лица) размещение таких знаков в рекламе противоречит пункту 7 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Указание на главной странице на сайте lombardini.pro, а также во вкладке «О компании» информации: «…Мы поможем преодолеть временные финансовые трудности посредством выдачи займа без справок и поручителей в течение 15-20 минут под самый низкий процент!», «…Вы безусловно останетесь довольны нашими услугами, ведь у нас работают только самые опытные специалисты!» является рекламой, поскольку направлено на привлечение внимания потенциальных потребителей.

Использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования, в частности «самый низкий процент», «самые опытные специалисты» указывает на превосходство оказываемых услуг ООО «Ломбард «Ломбардини» перед аналогичными услугами иных компаний на рынке финансовых услуг.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 8.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один» и т.д., должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поскольку в рекламе ООО «Ломбард «Ломбардини» с использованием сравнительных характеристик «самый низкий процент», «самые опытные специалисты» не указан критерий, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение, реклама противоречит пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

На основании частей 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 3 статьи 19, части 1 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспротсранитель, за нарушение требований пунктов 1, 7 части 3 статьи 5 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель.

Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из понятия рекламодателя, изложенного в статье 3 Закона о рекламе это, по сути, заказчик рекламы, т. е. то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, частное лицо и так далее.

По смыслу части 1 статьи 19 Закона о рекламе распоряжение рекламной конструкцией (определение места ее расположения и внешнего вида, принятие решения о присоединении к определенному объекту, в том числе знаку дорожного движения, его опоре или любому иному приспособлению, предназначенному для регулирования дорожного движения) осуществляется владельцем рекламной конструкции либо с его ведома. Указанное лицо признается рекламораспространителем.

Согласно сведениями, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 24.05.2017 года, <…> ООО «Ломбард «Ломбардини» является <…>.

Таким образом, рекламная информация, размещенная в сети «Интернет» на сайте http://lombardini.pro, размещена в интересах ООО «Ломбард «Ломбардини».

Рекламораспротсранителем и рекламодателем рекламы следует признать ООО «Ломбард «Ломбардини» (г. Челябинск), чей номер телефона указан в рекламе и в чьих интересах распространена реклама.

Специалистами Челябинского УФАС России осуществлен повторный осмотр интернет-сайта http://lombardini.pro о чем составлен Акт осмотра № 88-2017 от 05.07.2017, установлено, что словосочетания, содержащие сравнительные характеристики в превосходной степени, а также изображения товарных знаков банковских организаций, которые присутствовали на сайте без разрешения правообладателей, по состоянию на 05 июля 2017 года отсутствуют, с учетом чего Комиссия считает возможным администратору интернет-сайта http://lombardini.pro предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства не выдавать.

В то же время, доказательств прекращения нарушения требований рекламного законодательства при распространении рекламы на дорожном ограждении по улице Воровского справа от остановки «Областная больница» по направлению движения «в центр» не представлено, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Ломбард «Ломбардини».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу со сведениями: «Авто ломбард… займ от 8% под залог ПТС 750-20-20… lombardini.pro», размещенную на дорожном ограждении в г. Челябинске по улице Воровского справа от остановки «Областная больница» по направлению движения «в центр» ненадлежащей, поскольку она нарушает требования части 3 статьи 19, части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

2. Признать рекламу ООО «Ломбард «Ломбардини», содержащую изображения товарных знаков без разрешения правообладателей, а также сравнительные характеристики в превосходной степени, размещенную в сети «Интернет» на общедоступном сайте http://lombardini.pro ненадлежащей, поскольку она нарушает требования пунктов 1, 7 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Выдать ООО «Ломбард «Ломбардини» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в части распространения рекламной информации с нарушением требований части 3 статьи 19 Закона о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Ломбард «Ломбардини» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

05 июля 2017 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

<…>– заместитель руководителя- начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией

Челябинского УФАС России;

члены Комиссии:

<…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

<…>– специалист 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

на основании своего решения от 05.07.2017 по делу № 35-08/2017 о признании рекламы со сведениями: «Авто ломбард… займ от 8% под залог ПТС 750-20-20… lombardini.pro», размещенную на дорожном ограждении в г. Челябинске по улице Воровского справа от остановки «Областная больница» по направлению движения «в центр» ненадлежащей, поскольку она нарушает требования части 3 статьи 19, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Ломбард Ломбардини» незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований части 3 статьи 19 Закона о рекламе, а именно не распространять рекламу на дорожных ограждениях, в том числе со сведениями: «Авто ломбард… займ от 8% под залог ПТС 750-20-20… lombardini.pro».

2. ООО «Ломбард Ломбардини» незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе, а именно не распространять рекламу без указания информации о лице, осуществляющем финансовую деятельность, в том числе со сведениями: «Авто ломбард… займ от 8% под залог ПТС 750-20-20… lombardini.pro».

3. ООО «Ломбард Ломбардини» представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пунктов 1, 2 настоящего предписания до 17 августа 2017 года (в том числе фотоматериалы, письменные пояснения и т.п.).

 

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.