Решение б/н Решение и предписание № 388-ж/2017 по жалобе на действия зак... от 17 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 388-ж/2017

 

28 июня 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

 

«<…>»

-

«<…>»,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя «<…>» (далее – ИП «<…>») на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку моющих средств (извещение № 0369200017817000079) в присутствии:

- представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Анненский детский санаторий для лечения туберкулеза всех форм» (далее – заказчик, Учреждение), действующих на основании доверенности от 27.06.2017.

Заявитель о времени и месте проведения Комиссии уведомлен, на заседание не явился, письменных пояснений, ходатайств не представил.

 

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 22.06.2017 поступила жалоба ИП «<…>» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку моющих средств (извещение № 0369200017817000079) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам, извещение о проведении электронного аукциона опубликовано Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Анненский детский санаторий для лечения туберкулеза всех форм» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 19.06.2017 в 10:28.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку моющих средств 54 926,97 рублей.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен, аукцион признан несостоявшимся.

Согласно доводам жалобы, срок оплаты поставленного товара установлен заказчиком не в соответствии с частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Представитель заказчика с доводом жалобы ИП «<…>»согласился и пояснил, что заказчиком при формировании документации об электронном аукционе не учтены изменения в законодательстве о контрактной системе.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 13.1. статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе определено, что в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.

Извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе указывают, что закупка осуществляется для СМП и СОНКО.

Пунктами 23 информационной карты документации об аукционе, 2.4 проекта контракта предусмотрено, что оплата по договору производится в пределах предельных объемов финансирования, выделенных на текущий период заказчику, за фактически поставленный товар в течение 30 дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке, путем перечисления денежных средств на расчетный счет «Поставщика».

Таким образом, Учреждением не соблюдены требования части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, установленный заказчиком срок оплаты поставленного товара не соответствует законодательству о контрактной системе, доводы жалобы обоснованы.

Необходимо отметить, что заказчику поступали запросы на разъяснение положений документации об электронном аукционе, касающиеся неправомерно установленных сроков оплаты товара.

Вместе с тем, в нарушение частей 4, 5 статьи 65 Закона о контрактной системе об аукционе размещенные заказчиком разъяснения положений документации об аукционе не содержат предмета запроса, а также определяют срок поставки товара, несоответствующий сроку, указанному в извещении и документации о закупке. При этом, в силу части 1 статьи 34, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Поэтому, не указание в проекте контракта сроков оплаты поставленного товара в соответствии с законодательством о контрактной системе, может привести к заключению контракта не на условиях извещения и нарушению части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

1. В соответствии с требованиями части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Обязанность заказчика по установлению данных требований продиктована возложенными обязанностями на аукционную комиссию проверять соответствие участника указанным требованиям.

Вместе с тем, извещение об осуществлении закупки, сформированное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, исчерпывающий перечень требований к участникам закупки не содержит. При этом указывает на формулировку: единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ), предусмотренную функционалом официального сайта. Вместе с тем указание на данную формулировку не является надлежащим исполнением требований части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, поскольку определить из данной формулировки исчерпывающий перечень требований к участнику закупки, установленный в соответствии с законодательством о контрактной системе, с учетом объекта закупки не представляется возможным.

Кроме того, заказчиком установлены требования к участникам закупки без учета внесенных Федеральным законом от 28.12.2016 № 489-ФЗ изменений в Закон о контрактной системе, в том числе пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что не соответствует пунктам 7, 7.1 части 1 статьи 31, пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

2. В нарушение пунктов 1, 8 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона не содержит порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, порядок предоставления обеспечения исполнения контракта.

3. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

3.1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

В соответствии со спецификацией, заказчиком установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке. Вместе с тем, из содержания документации об аукционе, спецификации невозможно установить максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки, которые необходимо конкретизировать участнику при подаче заявки. Показатели, которые не могут изменяться, содержат положение «не менее», противоречащее пункту 26 информационной карты, согласно которому предложение участника (сведения о предлагаемом для поставки товаре) не должно содержать двойных предложений, неоднозначных предложений, слов «или эквивалент», «не менее», «не более».

Характеристики товара обозначены заказчиком определениями, которые носят необъективный характер (приятный аромат, душистая пена) и могут затруднить в последующем приемку товара заказчиком, так как не позволяют установить по каким признакам будут определяться указанные свойства товара.

Таким образом, в нарушение части пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе описание объекта закупки не носит объективный характер, не позволяет установить предъявляемые заказчиком требования к товару.

3.2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Пунктом 6.1 проекта контракта установлено, что продукция, поставляемая согласно настоящему договору, должна соответствовать ветеринарным и санитарным нормам и правилам, требованиям государственных и отраслевых стандартов Российской Федерации, технических условий, а продукция, подлежащая в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательной сертификации, должна иметь сертификат соответствия. Все товары должны быть снабжены соответствующими сертификатами и другими сопроводительными документами (на русском языке), подтверждающими качество и безопасность поставляемого товара.

Исходя из положений документации не представляется возможным установить, каким именно ветеринарным и санитарным нормам и правилам, требованиям государственных и отраслевых стандартов Российской Федерации, технических условий должен соответствовать товар, подлежит ли он обязательной сертификации, какие документы должны сопровождать товар и подтверждать его качество и безопасность, что является нарушением пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

4. Согласно части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Как следует из части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

При этом, в соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Как следует из пункта 14 информационной карты документации об аукционе, дата начала предоставления разъяснений положений документации об аукционе – 26 июня 2017 года; дата окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе – 26 июня 2017 года.

Вместе с тем, извещение о проведении электронного аукциона, размещено 19.06.2017, дата и время начала подачи заявок 19.06.2017, дата и время окончания подачи заявок 29.06.2017.

Таким образом, дата начала предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе (26.06.2017 вместо 19.06.2017), дата окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе (26.06.2017 вместо 28.06.2017) указаны заказчиком в нарушение положений части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе.

В нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе не содержит порядок предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

5. Согласно части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 2.1. Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее – Методические рекомендации) обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.

В составе документации о закупке приложено обоснование НМЦК, согласно которому заказчик в качестве способа определения НМЦК использовал метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом таблица расчета НМЦК не содержит расчета указанной цены, реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.

Вместе с тем, указание на выполненный расчет, реквизиты документов, на основании которых выполнен расчет необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом о контрактной системе порядка установления НМЦК.

Таким образом, заказчиком при обосновании НМЦК не учтены положения Методических рекомендаций.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП «<…>» на действия заказчика обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.

3. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения части 8 статьи 30, пунктов 7, 7.1 части 1, части 5 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2, 8 статьи 42, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 1, 11 части 1 статьи 64, частей 1, 4, 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.

4. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 388-ж/2017

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

28 июня 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

Членов

Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>»

-

 

 

 

«<…>»

на основании решения Челябинского УФАС России от 28.06.2017, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы Индивидуального предпринимателя «<…>» (далее – ИП «<…>») на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку моющих средств (извещение № 0369200017817000079) (далее – Аукцион, Закупка) и проведения внеплановой проверки указанной Закупки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Анненский детский санаторий для лечения туберкулеза всех форм»

1.1. с даты размещения настоящего предписания на официальном сайте в сети «Интернет» не заключать контракт по итогам проведения Аукциона;

1.2. в срок до 06.07.2017 (включительно): принять решение об отмене закупки, направить указанное решение оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» и разместить указанное решение в единой информационной системе (далее – ЕИС).

3. ООО «РТС-тендер»: с 03.07.2017 обеспечить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Анненский детский санаторий для лечения туберкулеза всех форм» исполнение пункта 1 настоящего предписания;

4. Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Анненский детский санаторий для лечения туберкулеза всех форм» в подтверждение исполнения предписания в срок до 14.07.2017 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно решение заказчика об отмене закупки, доказательства направления информации и документов, предусмотренных пунктом 1 настоящего предписания оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» и размещения в ЕИС.

5. ООО «РТС-тендер» в подтверждение исполнения предписания в срок до 14.07.2017 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункта 3 настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела).

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны