Решение б/н Решение № 4-03/18 в отношении СНОФ «Региональный оператор ка... от 30 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 4-03/18

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 ноября 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено 26 ноября 2018 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

«***» – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

«***» — главный специалист-эксперт отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России;

«***» — ведущий специалист-эксперт отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 4-03/18 по признакам нарушения СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во включении в сметную документацию по аукционам на оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт, работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов», в отсутствие представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

Челябинским УФАС России решениями от 16.11.2017 прекращено рассмотрение жалоб ООО Инженерный Центр «ИНЖТЕХЛИФТ» на действия (бездействие) СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» (далее также - Фонд, Регоператор, Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт (извещения № РТС274В170278, № РТС274В170279, № РТС274В170280, № РТС274В170281, № РТС274В170282, № РТС274В170283, № РТС274В170284, № РТС274В170285, № РТС274В170286, № РТС274В170287, № РТС274В170288).

Указанные жалобы приняты к рассмотрению в порядке главы 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В ходе рассмотрения материалов установлено следующее.

Согласно сметной документации к электронным аукционам (извещение № РТС274В170278, № РТС274В170279, № РТС274В170280, № РТС274В170281, № РТС274В170282, № РТС274В170283, № РТС274В170284, № РТС274В170285, № РТС274В170286, № РТС274В170287, № РТС274В170288), в перечень работ помимо работ, непосредственно связанных с заменой лифтового оборудования, включены работы по полному техническому освидетельствованию лифтов по ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» (Разделы 5 локально-сметных расчетов: «Техническое освидетельствование»).

В соответствии с пунктом 102 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 (далее - Положение), подать заявку на участие в электронных аукционах может только лицо, включенное в соответствующий реестр квалифицированных подрядных организаций и прошедшее регистрацию на электронной площадке.

Согласно пунктам 7 и 8 Положения реестр квалифицированных подрядных организаций формируется по итогам проведения предварительного отбора органом по ведению реестра, в частности по следующим предметам электронного аукциона:

- оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт (подпункт «в» пункта 8);

- выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (подпункт «е» пункта 8).

Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области проводятся предварительные отборы и ведутся соответствующие реестры по указанным предметам аукционов.

Однако аукционы на выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов», Регоператором не проводятся.

При этом при проведении аукционов на оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт в смету включаются работы по техническому освидетельствованию лифтов.

Согласно пункту 2 предисловия к «ТР ТС 011/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 (далее - Технический регламент), настоящий технический регламент Таможенного союза разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к лифтам, обеспечения свободного перемещения лифтов, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Технического регламента для обеспечения безопасности смонтированного на объекте лифта перед вводом в эксплуатацию должны выполняться следующие требования:

2.1) монтаж лифта осуществляется квалифицированным персоналом по монтажу лифтов в соответствии с документацией по монтажу, содержащей указания по сборке, наладке и регулировке, а также в соответствии с проектной документацией по установке лифта;

2.2) подтверждение соответствия и ввод смонтированного лифта в эксплуатацию осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 6 настоящего технического регламента.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 6 Технического регламента оценка соответствия смонтированного на объекте лифта перед вводом в эксплуатацию требованиям настоящего технического регламента осуществляется в форме декларирования соответствия лифта.

Согласно части 3 статьи 4 Технического регламента для обеспечения безопасности в период назначенного срока службы лифта должны выполняться следующие требования:

3.1) использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя;

3.2) выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта квалифицированным персоналом;

3.3) проведение оценки соответствия в форме технического освидетельствования лифта в порядке, установленном статьей 6 настоящего технического регламента;

3.4) по истечении назначенного срока службы не допускается использование лифта по назначению без проведения оценки соответствия с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению, выполнения модернизации или замене с учетом оценки соответствия.

Таким образом, техническое освидетельствование лифта производится для обеспечения безопасности в период назначенного срока службы лифта.

На вновь смонтированном лифте до ввода его в эксплуатацию производится оценка лифта в форме декларирования соответствия требованиям Регламента.

В смету по аукционам включены работы по техническому освидетельствованию лифтов, что является процедурой, предусмотренной Техническим регламентом.

Согласно пункту 78(1) Положения Заказчик при осуществлении закупки и заключении договоров о проведении капитального ремонта может объединять в один предмет закупки (договора о проведении капитального ремонта) оказание услуг и (или) выполнение работ:

- по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов;

- по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на замену лифтового оборудования, выполнению работ по замене лифтового оборудования, за исключением работ, предусмотренных подпунктом «е» пункта 8 настоящего Положения, и при условии, что работы по замене лифтового оборудования не включают работы по ремонту лифтовых шахт.

Из содержания абзаца 2 указанного пункта следует, что Заказчик не вправе объединить в один предмет закупки и в один предмет договора о проведении капитального ремонта оказание услуг и (или) выполнение работ, предусмотренных подпунктом «е» пункта 8 настоящего Положения (оценка соответствия Техническому регламенту), с иными видами работ (услуг).

Таким образом, действия СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» по включению в сметную документацию по аукционам на оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт, работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов», содержат признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан приказ Челябинского УФАС России от 26.02.2018 № 26 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно пояснениям Регоператора работы по оценке лифта, включенные в сметы, не являются предметом аукционов на выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), предусмотренный подпунктом «е» пункта 8 Положения № 615.

В данный вид работ входит только оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы.

 

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

Челябинским УФАС России направлены запросы в ФАС России и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о даче разъяснений по вопросу применения подпункта «е» пункта 8 Положения № 615.

Ответ ФАС России на дату вынесения решения не получен.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации представлены следующие разъяснения.

Согласно статье 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме включает в себя, в том числе ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт (далее - капитальный ремонт лифтов).

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительного кодекса) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Согласно части 11 статьи 48 Градостроительного кодекса подготовка проектной документации осуществляется, в том числе, на основании задания застройщика или технического заказчика, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

Пунктом 1 статьи 759 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации.

Согласно пункту 3.4 статьи 4 технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (TP ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (далее - технический регламент) по истечении назначенного срока службы не допускается использование лифта по назначению без проведения оценки соответствия с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению, выполнения модернизации или замене с учетом оценки соответствия.

Оценка соответствия осуществляется в порядке, установленном статьей 6 технического регламента.

В соответствии с пунктом 5 статьи 6 технического регламента оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, проводится в форме обследования аккредитованной (уполномоченной) организацией.

В соответствии с пунктами 5.3 и 5.4 статьи 6 технического регламента на основании результатов обследования оформляется заключение, содержащее:

- условия и возможный срок продления использования лифта;

- рекомендации по модернизации или замене лифта.

При отсутствии необходимости модернизации или замены лифта и выполнения условий продления срока эксплуатации устанавливается срок использования лифта по назначению.

Оценка соответствия лифта после модернизации или замены осуществляется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 6 технического регламента.

В соответствии с пунктами 3 и 3.1. статьи 6 технического регламента оценка соответствия смонтированного на объекте лифта перед вводом в эксплуатацию требованиям технического регламента осуществляется в форме декларирования соответствия лифта. Декларирование соответствия лифта осуществляется на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра). В качестве собственных доказательств используется протокол проверки функционирования лифта, после окончания монтажа лифта, паспорт <...> монтажный чертеж смонтированного лифта и проектная документация на установку лифта.

В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ Р 53782-2010. «Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов при вводе в эксплуатацию», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 марта 2010 г. № 43-ст, декларирование соответствия лифта осуществляет монтажная организация, на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны - аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Исходя из совокупного толкования приведенных норм, предметом электронного аукциона, предусмотренного подпунктом «е» пункта 8 Положения № 615, является выполнение работ по оценке соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, требованиям технического регламента (пункт 5 статьи 6 технического регламента).

При этом обязанность по проведению оценки соответствия лифта после его модернизации или замены (пункт 3 статьи 6 технического регламента) должна возлагаться на подрядную организацию в рамках соответствующего договора на капитальный ремонт лифтов.

Таким образом, учитывая позицию Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, действия Регоператора по включению в сметную документацию по аукционам на оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт, работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» действующему законодательству не противоречат.

Доказательства обратного у антимонопольного органа отсутствуют.

Таким образом, в указанных действиях СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» отсутствует нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела в отношении СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области».

 

 

Председатель Комиссии «***»

 

 

Члены Комиссии «***»

 

 

«***»

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны