Решение б/н Решение по делу № 40-07/15 в отношении Администрации Долгоде... от 22 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена «30» июня 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «17» июля 2015 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель

Комиссии:

<…>

-

заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>

-

начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 40-07/15 по признакам нарушения Администрацией Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление Муниципального унитарного предприятия «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения города Челябинска» на действия Администрации по заключению Дополнительного соглашения №1 от 24.09.2014 года о продлении договора аренды муниципального имущества №250913/0248657/01 от 25.10.2013 года (далее - Договор), без проведения торгов, при условии необходимости их проведения в соответствии с пунктом 6 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон водоснабжении и водоотведении) (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ), на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

25.10.2013 года между Администрацией и ООО «Уральская водопроводная компания» (далее - ООО «УВК») по результатам открытого аукциона на право заключения договора аренды сетей водоснабжения Долгодеревенского сельского поселения (извещение №250913/0248657/01) был заключен договор аренды муниципального имущества №250913/0248657/01 сроком действия с 25.10.2013 года по 24.09.2014 года.

14.10.2014 года ООО «УВК» обратилось в Администрацию с заявлением (исх. №180 от 14.10.2014) о намерении продлить Договор на 2014- 2015 год без проведения торгов.

После окончания срока действия Договора, на основании части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, между сторонами подписано Дополнительное соглашение № 1 от 24.09.2014 года, в соответствии с которым действие Договора продлено на 11 месяцев, определив новый срок действия с 24.09.2014 года по 23.08.2015 года.

Администрацией представлены письменные пояснения (исх. №94а от 20.02.2015, №304 от 19.05.2015) и на заседании Комиссии представителем указано следующее.

Договор был продлен в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, предусматривающей возможность по истечении срока действия договора аренды муниципального имущества, переданного по результатам торгов, заключения договора аренды такого имущества на новый срок.

Объекты системы водоснабжения Долгодеревенского сельского поселения не могут оставаться вне обслуживания водоснабжающей организации до заключения концессионных соглашений по результатам объявленных конкурсов на право заключения таких соглашений (извещение № 100215/0248657/02 от 10.02.2015, №060515/0248657/01 от 06.05.2015), в связи с возможностью возникновения коммунальных аварий. Администрация не вправе самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность (в том числе по обслуживанию инженерных сетей), поэтому продление договора аренды с ООО «УВК», путем подписания Дополнительного соглашения №1 от 24.09.2014 года, было единственным возможным способом избежать оставления объектов водоснабжения Долгодеревенского сельского поселения без обслуживания водоснабжающей организацией.

После заключения концессионных соглашений на объекты системы водоснабжения Долгодеревенского сельского поселения по результатам торгов, действие Договора будет окончательно прекращено, а муниципальное имущество, являющееся объектом данного договора, возвращено в казну Долгодеревенского сельского поселения.

Кроме того, Администрация полагает, что Заявитель не относится к субъектам, правомочным обращаться в антимонопольный орган в связи с продлением Договора без проведения торгов, поскольку его права и законные интересы действиями органа местного самоуправления не нарушены, в связи с тем, что МУП «ПОВВ» не является стороной договора, а также не являлось участником открытого аукциона на право заключения Договора.

С учетом перечисленных обстоятельств, Администрация Долгодеревенского сельского поселения полагает, что в ее действиях по продлению Договора без проведения торгов отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и считает необходимым прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №40-07/15.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Администрация является собственником объектов системы водоснабжения Долгодеревенского сельского поселения на основании следующих правоустанавливающих документов: решения собрания депутатов Сосновского муниципального района от 12.07.2006 года №274, решений Арбитражного суда Челябинской области по делу №А76-26113/2013от 03.03..2014, №А76-16944/2014 от 06.10.2014, №А76-19476/2014 от 13.10.2014, №А76-19476/2014 от 13.10.2014, №А76-16944/2014 от 06.10.2014 года.

Указанные документы свидетельствуют о том, что право собственности на объекты принадлежат Администрации, однако в настоящее время не на все объекты осуществлена государственная регистрация права собственности.

Администрацией представлены свидетельства о государственной регистрации права собственности на отдельные объекты концессионного соглашения (№74 - 74/019-74/019/028/2015-412, 74-74/019-74/019/028/2015-414, 74-74/019-74/019/028/2015-415, 74-74/019-74/019/028/2015-417, 74-74/019-74/019/028/2015-418/1, 74-74-19/084/2014-309).

Таким образом, объекты системы водоснабжения Долгодеревенского сельского поселения являются муниципальным имуществом.

25.10.2013 года на основании результатов открытого аукциона на право заключения договора аренды объектов водоснабжения Долгодеревенского сельского поселения (извещение № 250913/0248657/01), между Администрацией и ООО «УВК» был заключен договор аренды муниципального имущества - объектов системы водоснабжения Долгодеревенского сельского поселения №250913/0248657/01 сроком действия с 25.10.2013 года по 24.09.2014 года.

14.10.2014 года ООО «УВК» обратилось в Администрацию с заявлением (исх. №180 от 14.10.2014) о намерении продлить Договор на 2014- 2015 год без проведения торгов.

После окончания срока действия Договора, в связи необходимостью проведения торгов на право заключения концессионного соглашения, между сторонами подписано Дополнительное соглашение № 1 от 24.09.2014 года, в соответствии с которым действие Договора продлено на 11 месяцев, определив новый срок действия с 24.09.2014 года по 23.08.2015 года.

10.02.2015 в информационно-телекоммуникационной сети интернет (далее - Интернет) на официальном сайте торгов http://torgi.gov.ru Администрацией размещено извещение о проведении торгов на право заключения концессионного соглашения объектов водоснабжения Долгодеревеского сельского поселения (далее - Конкурс, торги). Конкурс признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие в торгах.

Согласно статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

1)размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельности в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

2)минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

В пункте 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416 «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении) установлено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (Федеральный закон от 07.05.2013 N 103 «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Из вышеуказанного следует, что подписание Дополнительного соглашения №1 к Договору без проведения торгов в порядке части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, после вступления в силу пункта 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, недопустимо, в связи с необходимостью проведения торгов в соответствии с требованиями Закона о водоснабжении.

Таким образом, по состоянию на 24.09.2014 года у Администрации отсутствовали правовые основания для принятия решения о продлении Договора без проведения торгов, путем заключения Дополнительного соглашения №1 от 24.09.2014 года с ООО «УВК» в порядке части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Довод Администрации о том, что Договор аренды был продлен в связи с необходимостью проведения торгов на право заключения концессионного соглашения, а также невозможностью оставления объектов водоснабжения Долгодеревенского сельского поселения без обслуживания водоснабжающей организацией не может быть принят Комиссией, поскольку документов, свидетельствующих о том, что Администрацией заблаговременно (до окончания срока Договора) предпринимались меры по организации и проведению торгов на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения Долгодеревенского сельского поселения, органом местного самоуправления не представлено.

Кроме того, довод Администрации о том, что МУП «ПОВВ» не имеет полномочий для подачи обращения в антимонопольный орган по вопросу неправомерного продления Договора без проведения торгов является необоснованным, по следующим обстоятельствам.

Согласно пункту 3.3 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 (далее - Административный регламент) заявителем является юридическое и (или) физическое лицо, подавшее в антимонопольный орган заявление, государственный орган, орган местного самоуправления, направившее в антимонопольный орган материалы.

Таким образом, действующим Административным регламентом возможность подачи заявления физическим и (или) юридическим лицом на неправомерные действия органа местного самоуправления не ограничена его заинтересованностью, а также фактом нарушения его прав и законных интересов. Следовательно, у антимонопольного органа отсутствовали основания для отказа в рассмотрении обращения МУП «ПОВВ» на неправомерные действия Администрации по продлению Договора, заключенного с ООО «УВК» без проведения торгов.

Заключение (продление) договора аренды муниципального имущества с определенным хозяйствующим субъектом без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеуказанные права в отношении муниципального имущества.

Передача прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества органами местного самоуправления на конкурентной основе, то есть путем проведения конкурса, позволяет обеспечить равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

В связи с тем, что срок действия Договора, продленного на основании Дополнительного соглашения № 1 от 24.09.2014 года в настоящее время не истек и является заключенным, Комиссия считает возможным предписание об устранений нарушений антимонопольного законодательства не выдавать.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, действия Администрации Долгодеревенского сельского поселения, выразившиеся в продлении срока действия Договора аренды №250913/0248657/01 от 25.10.2013 путем подписания Дополнительного соглашения №1 от 24.09.2014 без проведения торгов, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, при обеспечении доступа к муниципальному имуществу, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления хозяйственной деятельности ООО «Уральская водопроводная компания».

2. Предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства Администрации Долгодеревенского сельского поселения не выдавать.

3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.

4. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны