Решение и предписание № 417-ж/2017 по жалобе на действия заказчика при проведении электронного аукциона: проектно-изыскательские работы по объекту: «Строительство напорного канализационного коллектора от с. Кунашак с модернизацией канализационных очистных сооружений станции Муслюмово»

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
17.07.2017
Управление:
Челябинское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер дела:

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 417-ж/2017

03 июля 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

Членов Комиссии:

«<…>».

-

«<…>»;

 

«<…>»

-

«<…>»,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «УралТорг» (далее – ООО «УралТорг», заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона: проектно-изыскательские работы по объекту: «Строительство напорного канализационного коллектора от с. Кунашак с модернизацией канализационных очистных сооружений станции Муслюмово» (извещение № 0169600014117000032) в присутствии:

- представителей Управления по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района (далее – заказчик, Управление), действующих на основании доверенности б/н от 03.07.2017, распоряжения № 39-к от 25.08.2014; в отсутствие представителей ООО «УралТорг», о времени и месте заседания Комиссии уведомлены, заявлений, ходатайств не представили.

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 27.06.2017 поступила жалоба ООО «УралТорг» на действия Управления по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района при проведении электронного аукциона на проектно-изыскательские работы по объекту: «Строительство напорного канализационного коллектора от с. Кунашак с модернизацией канализационных очистных сооружений станции Муслюмово» (извещение № 0169600014117000032) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам, извещение о проведении электронного аукциона опубликовано Управлением по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 14.06.2017 в 16:32.

Начальная (максимальная) цена контракта на проектно-изыскательские работы по объекту: «Строительство напорного канализационного коллектора от с. Кунашак с модернизацией канализационных очистных сооружений станции Муслюмово» 3 500 000,00 рублей.

Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0169600014117000032 (а-17) смп от 30.06.2017.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Доводы жалобы ООО «УралТорг» заключаются в следующем.

Объектом закупки выступают проектно-изыскательские работы по объекту: «Строительство напорного канализационного коллектора с. Кунашак с модернизацией канализационных очистных сооружений станции Муслюмово». В сводной смете № 1 на проектные и изыскательские работы указана стоимость работ в размере 17 328 130,00 рублей. Но с учетом доведенных ассигнований начальная (максимальная) цена контракта определена заказчиком в размере 3 500 000 рублей.

При этом, техническое задание, по мнению заявителя, не содержит исходных данных для проектирования объекта (отсутствует указание на возможность подключения к существующим электрическим, газовым сетям, на наличие у заказчика технических условий для выполнение инженерно-изыскательских (топографических) работ под трассы инженерных сетей); обязательное требование к проектированию трассы канализационных сетей не установлено. Кроме того, учитывая, что обязанность по направлению запросов получению исходных данных для осуществления проектно-изыскательских работ возложена на подрядчика, стоимость выполнения данной деятельности не учтена сборниками цен и не включена в сметные расчеты заказчика, невозможно установить каким образом будет оплачена указанная работа.

Также заявитель считает, что ответственность (штрафы) за неисполнение обязательств заказчиком и подрядчиком указаны в проекте контракта несоразмерно. При этом, отсутствует ответственность заказчика за просрочку оплаты выполненных работ сроком более 30 дней.

Представители заказчика с доводами жалобы ООО «УралТорг» не согласились и пояснили, что начальная (максимальная) цена контракта включает в себя все расходы подрядчика, указана заказчиком в соответствии с доведенными лимитами, при этом сметный расчет выполнен заказчиком приблизительно.

У заказчика отсутствуют сведения о характере работ, которые необходимо выполнить подрядчику при исполнении контракта, поэтому техническое задание, разработанное Управлением, включает в себя широкий комплекс работ, от обследования очистных сооружений, разработки технико-экономического обоснования и до положительного заключения государственной экспертизы проверки инженерных изысканий и достоверности определения сметной стоимости работ.

Считают, что ответственность за неисполнение обязательств сторонами установлена в проекте контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

В силу частей 1, 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – Бюджетный кодекс) закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного кодекса.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса.

Как пояснили представители заказчика, денежные средства на осуществление закупки выделены из бюджета муниципального района в размере, указанном в документации об аукционе.

В силу части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, с учетом части 4 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется, в том числе, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Согласно части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют, в том числе, контроль обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.

В силу статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Челябинского УФАС считает необходимым передать материалы по вопросу формирования начальной (максимальной) цены контракта в Главное контрольное управление Челябинской области, поскольку вопрос о правомерности определения начальной (максимальной) цены контракта не входит в полномочия антимонопольного органа.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.

Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Установление порядка выполнения работ в проекте контракта, документации о закупке организует работу участника по исполнению контракта, помогает наладить взаимодействие сотрудников участника закупки и заказчика при исполнении контракта и позволяет:

1) обеспечить необходимые условия для эффективного взаимодействия сторон контракта в вопросах исполнения контракта, отчета о ходе его исполнения, порядка сдачи результатов, а также оперативного решения возникающих в процессе конфликтов;

2) рационально использовать ресурсы (временные, производственные, трудовые, транспортные) участника закупки и заказчика при исполнении контракта;

3) усовершенствовать контроль за исполнением контракта;

4) оптимально разместить производительные силы;

5) содействовать достижению ожидаемого результата;

6) обеспечить документальное и информационное взаимодействие.

Заранее спланированный порядок выполнения работ, оказания услуг дает возможность участнику закупки на стадии определения поставщика принять решение об участии в закупке, рассчитать коммерческое предложение, риски, а также выделить ресурсы на исполнение контракта.

Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков работ, регламента и порядка действий при выполнении работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.

Такая фиксация требований Заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны Заказчика должным исполнением контракта.

Наличие в документации о закупке полного и прозрачного описания объекта закупки, конкретных условий исполнения контракта, подразумевающих последовательность действий Заказчика и Подрядчика, позволяет участнику закупки понять поставленную задачу в полной мере, способствует выработке объективных, системно организованных знаний об объекте закупки и условиях исполнения контракта.

Согласно пункту 13 информационной карты документации об электронном аукционе, объектом закупки является выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Строительство напорного канализационного коллектора от с. Кунашак с модернизацией канализационных очистных сооружений станции Муслюмово».

В силу статьи 758 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее – Постановление № 87 от 16.02.2008) утверждено «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее – Положение).

Согласно пункту 2 Положения объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды: а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов; б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения); в) линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).

В силу пункта 3 Положения проектная документация состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.

Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика (статья 759 ГК РФ).

Таким образом, выполнение проектных и изыскательских работ должно осуществляться на основании задания на проектирование, а также иных исходных данных, необходимых для составления технической документации.

В случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий (пункт 5 Положения).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 апреля 2016 г. № 248/пр утвержден Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства (далее - Порядок), устанавливающий требования к разработке и согласованию специальных технических условий (далее - СТУ).

Так, согласно пункту 2 Порядка СТУ являются техническими требованиями в области безопасности объекта капитального строительства, содержащими (применительно к конкретному объекту капитального строительства) дополнительные к установленным или отсутствующим техническим требованиям в области безопасности, отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, демонтажа (сноса) объекта капитального строительства, а также содержащими отступления от установленных требований.

Частью 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлено инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

Таким образом, из совокупного толкования указанных положений следует, что в целях соблюдения требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать условия, позволяющие сформировать предложение участнику закупки для принятия участия в определении поставщика.

Пунктом 16 информационной карты документации об электронном аукционе установлено, что объем выполняемых работ определяется в соответствии с техническим заданием документации и проектом муниципального контракта.

Техническим заданием установлено:

- выполнение обследования очистных сооружений с целью определения технического состояния технологического оборудования;

- выполнение обследования очистных сооружений с целью определения технического состояния емкостного оборудования, зданий и сооружений;

- разработка технико-экономического обоснования строительства напорного канализационного коллектора от с. Кунашак с модернизацией канализационных очистных сооружений станции Муслюмово;

- выполнение инженерно-геодезических изысканий;

- выполнение инженерно-геологических изысканий;

- выполнение инженерно-экологических изысканий;

- выполнение инженерно-гидрометеорологических изысканий (при необходимости);

- выполнение инженерно-гидрогеологических изысканий (при необходимости);

- разработка проектно-сметной документации;

- разработка проекта планировки и межевания;

- по доверенности сдача и техническое сопровождение проектно-сметной документации и результатов инженерных изысканий в государственную экспертизу;

- по доверенности получение положительного заключения ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» проверки инженерных изысканий и достоверности определения сметной стоимости работ;

- по доверенности получение положительного заключения государственной экологической экспертизы.

- запрос и получение исходных данных для осуществления проектно-изыскательских работ осуществляется Подрядчиком.

Указано также, что технико-экономические показатели уточняются в процессе проектирования в соответствии с действующими нормативными документами.

Необходимо отметить, что составленные и утвержденные заказчиком сметы на проектно-изыскательские работы по объекту: «Строительство напорного канализационного коллектора от с. Кунашак с модернизацией канализационных очистных сооружений станции Муслюмово» в части перечня выполняемых работ не представляется возможным соотнести с работами, указанными в техническом задании. Так, например, в сводной смете № 1 указана стоимость работ по проектированию газопровода, вместе с тем, пунктом 7.4 технического задания указано, что раздел рабочего проекта – газоснабжение разрабатывается при необходимости. При этом, стоимость инженерно-гидрометеорологических изысканий в сводную смету не включена, однако, требование к участникам закупки, к составу второй части заявки о наличии копии свидетельства о допуске к работам, выданного участнику размещения заказа саморегулируемой организацией, с указанием вида работ: «Работы в составе инженерно-гидрометеорологических изысканий».

Не определены требования к проектным работам, к изыскательским работам. Составленные заказчиком техническое задание и сметный расчет не соответствуют требованиям действующего законодательства, не позволяют определить перечень, объем требуемых к выполнению работ.

Таким образом, в нарушение пункта 1части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе, включая техническое задание, не позволяют установить условия исполнения контракта, доводы жалобы о нарушении заказчиком требований, установленных к описанию объекта закупки, обоснованы.

Довод представителей заказчика о том, что подрядчик при выполнении работ должен самостоятельно определиться с необходимым перечнем работ не принимается Комиссией антимонопольного органа, поскольку информация об объекте закупки должна быть известна заказчику еще на этапе планирования закупки.

Составление технического задания с нарушением требований законодательства о контрактной системе, отсутствие определенной потребности заказчика не позволит потенциальному участнику закупки – сформировать ценовое предложение; заказчику – осуществить закупку на выполнение работ для обеспечения муниципальных нужд и получить результат выполненных работ, соответствующий статье 13 Закона о контрактной системе.

3. Часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе определяет, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 утверждены «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе (далее - цена контракта).

Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

В соответствии с пунктом 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Таким образом, в проекте контракта ответственность (штрафы) за неисполнение обязательств сторонами установлена в соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

Довод жалобы об отсутствии в проекте контракта ответственности заказчика за просрочку оплаты за выполненные работы сроком более чем на 30 дней не находит своего подтверждения, поскольку обязанность установления в проекте контракта дополнительной ответственности заказчика при наступлении указанного случая не предусмотрена Законом о контрактной системе.

По результатам проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В извещении о проведении электронного аукциона, в пункте 31 Информационной карты документации об аукционе установлено требование к участникам закупки о наличии копии свидетельства о допуске к работам, выданного участнику размещения заказа саморегулируемой организацией, с указанием перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являющихся предметом настоящего аукциона в электронной форме, перечисленных в разделах Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждённого приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. № 624, со следующими видами работ: 1. Работы в составе инженерно-геодезических изысканий; 2. Работы в составе инженерно-геологических изысканий; 3. Работы в составе инженерно-гидрометеорологических изысканий; 4. Работы в составе инженерно-экологических изысканий; либо 13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).

Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 48 ГрК РФ, в редакции действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона, утверждения документации об аукционе, виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В указанный перечень работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определенный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства» включены все указанные заказчиком пункты: 1 «Работы в составе инженерно-геодезических изысканий», 2 «Работы в составе инженерно-геологических изысканий», 3 «Работы в составе инженерно-гидрометеорологических изысканий», 4 «Работы в составе инженерно-экологических изысканий», 13 «Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)».

Необходимо отметить, что в соответствии с действующей редакцией части 4 статьи 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Исходя из содержания пунктов 26, 31 Информационной карты следует, что участник должен иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) по пункту 13 или к определенным видам работ по инженерным изысканиям.

Таким образом, документацией об аукционе предусмотрена возможность участия в торгах хозяйствующего субъекта, не имеющего допуск СРО в отношении работ по проектированию и не представившего его в составе второй части заявки, что не соответствует положениям части 3 статьи 64, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, части 4 статьи 48 ГрК РФ.

2. Пунктом 7.2.1 технического задания на выполнение работ установлено следующее требование к конструктивным решениям и материалам - запроектировать напорный канализационный коллектор, материал должен соответствовать лучшим отраслевым аналогам, диаметр определяется при проектировании.

Указанный пункт технического задания свидетельствует о нарушении заказчиком пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку из положений документации не представляется возможным установить, каким лучшим отраслевым аналогам должен соответствовать материал канализационного коллектора.

3. В силу части 1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, должен содержать условие, согласно которому с даты приемки результатов выполнения проектных и (или) изыскательских работ исключительные права на результаты выполненных проектных и (или) изыскательских работ принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик.

Включение указанных положений в проект контракта является обязательным, поскольку статья 110.2 Закона о контрактной системе обязывает заказчика установить указанное условие в контракте и соблюдать его при исполнении.

В нарушение части 1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе проект контракта не содержит условия о передаче исключительных прав на результаты выполненных проектно-изыскательских работ Администрации Кунашакского муниципального района.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «УралТорг» в части необъективного описания объекта закупки на действия заказчика обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 1, 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, части 1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

4. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

5. Передать материалы дела по вопросу правомерности определения начальной (максимальной) цены контракта в Главное контрольное управление Челябинской области.

6. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 417-ж/2017

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

03 июля 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

Членов

Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>»

-

 

 

 

«<…>»

на основании решения Челябинского УФАС России от 03.07.2017, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО «УралТорг» на действия заказчика при проведении электронного аукциона: проектно-изыскательские работы по объекту: «Строительство напорного канализационного коллектора от с. Кунашак с модернизацией канализационных очистных сооружений станции Муслюмово» (извещение № 0169600014117000032) (далее – аукцион, закупка) и проведения внеплановой проверки указанной закупки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Управлению по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района

1.1. с даты размещения настоящего предписания на официальном сайте в сети «Интернет» не заключать контракт по итогам проведения Аукциона;

1.2. в срок до 10.07.2017 (включительно):

- указанное в пункте 2.1 настоящего предписания решение направить оператору электронной площадки и разместить в единой информационной системе (далее – ЕИС);

- принять решение об отмене закупки, направить указанное решение оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» и разместить указанное решение в ЕИС.

2. Аукционной комиссии в срок до 11.07.2017:

2.1. принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона;

2.2. передать указанное в пункте 2.1 настоящего предписания решение Управлению по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района для направления оператору электронной площадки и размещения указанного решения в ЕИС.

3. ЗАО «Сбербанк-АСТ»: с 07.07.2017 обеспечить Управлению по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района, аукционной комиссии возможность исполнения пунктов 1, 2 настоящего предписания;

4. Управлению по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района в подтверждение исполнения предписания в срок до 21.07.2017 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно решение заказчика об отмене закупки, решение аукционной комиссии об отмене протоколов, доказательства направления информации и документов, предусмотренных пунктами 1, 2 настоящего предписания оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» и размещения в ЕИС.

5. ЗАО «Сбербанк-АСТ» в подтверждение исполнения предписания в срок до 21.07.2017 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункта 3 настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела).

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.