Решение б/н Решение по делу № 44-07/15 о нарушении антимонопольного зако... от 25 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «03» июня 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «24» июня 2015 года.    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя
Комиссии:    <…>    -    заместителя руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии:    <…>    -    главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,
    <…>    -    ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 44-07/15, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Снежинского городского округа (ул. Свердлова, 24, г. Снежинск, Челябинская область, 456770; далее – Администрация) части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
    В Челябинское УФАС России поступило заявление ООО «Автоэкспресс» о нарушении Администрацией антимонопольного законодательства при проведении конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок населения городским пассажирским транспортом общего пользования по внутримуниципальным маршрутам, входящим в состав маршрутной сети Снежинского городского округа, (далее – Конкурс, торги).
Заявителем указано, что при проведении торгов в один лот объединены несколько маршрутов, а также установлено требование об осуществлении перевозок по внутримуниципальным маршрутам автобусами большой вместимости (80-100 пассажиров, включая стоячие места), что требует от претендентов на участие в торгах большего количества транспортных средств и препятствует участию в Конкуре субъектам малого предпринимательства.
По мнению Заявителя, установление таких критериев, как «предложение по эффективному использованию субсидии местного бюджета за счет снижения затрат перевозчика», «показатель эксплуатационной надежности транспортных средств», «экологический показатель транспортных средств, заявленных на участие в Конкурсе», «наличие производства для выполнения технического обслуживания и ремонта транспортных средств», создают преимущественные условия участия в торгах ОАО «Трансэнерго».
 В ходе рассмотрения документов и материалов Челябинским  УФАС России установлено, что торги проведены в соответствии с Постановлением Администрации от 13 ноября 2014 года № 1662 «Об утверждении Положения «О проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок населения городским пассажирским транспортом общего пользования по внутримуниципальным маршрутам, входящим в состав маршрутной сети Снежинского городского округа» (далее – Положение № 1662).
В действиях Администрации по утверждению Положения № 1662, отдельные нормы которого противоречат антимонопольному законодательству, а также  по утверждению конкурсной документации, извещения о проведении торгов от 17.11.2014 не в соответствии с действующими по состоянию на указанную дату муниципальными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проведения конкурсов в сфере внутримуниципальных пассажирских перевозок, установлены признаки нарушения части 1 статьи 15, части 1  статьи 17 Закона о защите конкуренции, в связи с чем Челябинским УФАС России возбуждено дело № 44-07/15.

При рассмотрении настоящего дела Администрацией представлены следующие письменные пояснения.
С целью организации своевременного и бесперебойного транспортного обслуживания населения с учетом улично-дорожной сети, особенностями городской перевозки, пассажиропотока организатором торгов установлены соответствующие требования об осуществлении перевозок по внутримуниципальным маршрутам автобусами большой вместимости. Администрацией также указано, что лоты сформированы с учетом высокорентабельных и низкорентабельных маршрутов.
Информация  о наличии у  участников конкурса на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, производственной базы, систем контроля технического состояния подвижного состава, системы контроля за состоянием здоровья водителей, системы учета труда и отдыха водителей,  подготовленного персонала водителей, соответствующей квалификации и стажа является необходимым условием  для оценки участников конкурса, в связи с чем органом местного самоуправления установлено требование о представлении в составе заявки на участие в торгах соответствующих документов.
Требование о необходимости представления заявителями таких документов,  как справок о ДТП, об экологическом показателе транспортных средств, о производственно-технической базе, сертификата соответствия на услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, документов, подтверждающих организацию контроля технического состояния подвижного состава, и т.д., установлены в целях необходимости оценки заявок по установленным критериям.
Установление требования к участникам торгов о наличии у них утвержденного в установленном порядке регулируемого тарифа на перевозку пассажиров связано с тем, что перевозчики в соответствии с действующим законодательством могут иметь индивидуальный тариф.
Критерий «предложение по эффективному использованию субсидии местного бюджета за счет снижения затрат перевозчика»  установлен с целью оптимизации собственных средств перевозчика и экономии бюджетных средств, предоставляемых в качестве субсидии.
Кроме того, Администрацией указано, что Положение № 1662 опубликовано в информационном издании «Известия Собрания депутатов и администрации города Снежинска» 19.11.2014, а также на официальном сайте органа местного самоуправления (www.snzadm.ru).  Таким образом, извещение о проведении Конкурса опубликовано после официального опубликования Положение № 1662.
На основании изложенного, Администрация полагает, что в действиях органа местного самоуправления отсутствуют нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев материалы дела,  изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии  с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится  создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Решением Собрания депутатов города Снежинска Челябинской области от 25.10.2011 № 163  утверждено Положение о порядке организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок на территории Снежинского городского округа.
Постановлением Администрации от 13 ноября 2014 года № 1662 утверждено  Положение о проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок населения городским пассажирским транспортом общего пользования по внутримуниципальным маршрутам, входящим в состав маршрутной сети Снежинского городского округа.

1. Пунктом 2.1 Положения № 1662 определено, что претендентом на участие в конкурсе могут выступать    хозяйствующие субъекты, отвечающие требованиям, предъявляемым к перевозчикам пассажиров в соответствии с настоящим Положением.
Согласно пункту 2.2 Положения № 1662 к участию в конкурсе допускаются претенденты на участие в Конкурсе, подавшие заявку на участие в конкурсе и имеющие:
    - лицензию на осуществление пассажирских перевозок;
    - транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и отвечающие требованиям и условиям, предъявляемым при осуществлении лицензируемого вида деятельности по перевозке пассажиров на территории Российской Федерации, а также требованиям, изложенным в конкурсной документации (перевозчик должен подтвердить возможность обеспечения необходимым количеством автобусов с соответствующей вместимостью транспортных средств для осуществления перевозок пассажиров по конкретным лотам, представив документы о правах собственности и/или аренды автобусов, хозяйственного ведения, безвозмездного пользования, лизинга или с использованием других финансовых схем приобретения автобусов (субаренда автобусов не допускается), об ином законном основании владения автобусами);
    - производственную базу, оснащенную оборудованием и инструментом для проведения технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, или договор на выполнение указанных работ со сторонней организацией, отвечающей указанным требованиям;
    - систему контроля технического состояния подвижного состава;
    - систему контроля за состоянием здоровья водителей, систему учета труда и отдыха водителей или договор на выполнение этих работ со сторонними организациями, сертифицированными в этой сфере деятельности;
    - подготовленный персонал водителей, имеющих соответствующие квалификацию и стаж работы, а также условия для обучения, стажировки и инструктажа водительского персонала по требованиям обеспечения безопасности пассажирских перевозок;
    - представившие документы, указанные в пункте 4.1 настоящего Положения.

Помимо этого, пунктом 2.3 Положения № 1662 установлено, что к участию в конкурсе допускаются претенденты:
     - не находящиеся в процессе ликвидации или реорганизации;  
    - не признанные в установленном законодательством Российской Федерации порядке банкротами и в отношении которых не проводятся процедуры, предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);
    - не имеющие задолженности по налогам и сборам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период;
    - имеющие утвержденные в установленном порядке регулируемые тарифы на перевозку пассажиров.
В случае если претендент не отвечает требованиям, установленным п. 2.1, п. 2.2 и п. 2.3 настоящего Положения, он не допускается к участию в конкурсе (пункт 2.4 Положения № 1662).
    Установление требований к участникам торгов о наличии у них на момент подачи заявки транспортных средств, производственной базы, систем контроля технического состояния подвижного состава, системы контроля за состоянием здоровья водителей, системы учета труда и отдыха водителей,  подготовленного персонала водителей, соответствующей квалификации и стажа, и т.д. может привести к необоснованному препятствованию выхода на рынок оказания пассажирских перевозок хозяйствующим субъектам, не имеющим на момент проведения торгов соответствующей материально-технической базы и трудовых ресурсов.
Так, установление требования к перевозчикам о наличии на момент подачи заявок на участие в конкурсе транспортных средств может привести к ограничению доступа к участию в нем, поскольку приобретение транспортных средств до определения победителя торгов экономически нецелесообразно для его участников.
Также  отсутствует целесообразность формирования соответствующего штата водителей у хозяйствующих субъектов, которые  не стали победителями торгов и не заключили договор на обслуживание внутримуниципального маршрута маршрутной сети пассажирского транспорта.
Кроме того, сведения о том, какие квалификация и стаж работы водителей необходимы для допуска претендента к участию в торгах Положение № 1662 не содержит. В связи с чем, претенденты на участие в торгах не располагают информацией о том, какие квалификация и стаж работы водителей необходимы для участия в торгах. Отсутствие таких сведений, может привести к необоснованному отказу   в допуске к участию в торгах отдельным хозяйствующим субъектам.
Требование о наличии на момент подачи заявки на участие в торгах утвержденного в установленном порядке регулируемого тарифа на перевозку пассажиров, в том числе индивидуального, может возлагать на хозяйствующих субъектов дополнительные временные затраты, связанные с утверждением в регулирующем органе тарифа. При этом, отсутствие утвержденного в установленном порядке регулируемого тарифа на перевозку пассажиров не должно препятствовать хозяйствующему субъекту в  участии в торгах при наличии у него лицензии на осуществление данного вида деятельности, поскольку в случае определения данного хозяйствующего субъекта победителем торгов он может в установленном порядке обратиться в тарифный орган для утверждения тарифа.
Более того, на территории Челябинской области  регулирующим органом установлены предельные тарифы на перевозку пассажиров и багажа общественным транспортом в городском сообщении на территории соответствующих муниципальных образований, в том числе на территории Снежинского городского округа.
Указанные требования Положения № 1662 фактически влекут не предусмотренные законом и необоснованные ограничения для потенциальных перевозчиков, желающих принять участие в соответствующем конкурсе на право заключения договора транспортного обслуживания населения Снежинского городского округа.
Таким образом, установление в пунктах 2.2, 2.3 Положения № 1662 требований к участникам торгов о наличии у них транспортных средств, производственной базы, систем контроля технического состояния подвижного состава, системы контроля за состоянием здоровья водителей, системы учета труда и отдыха водителей,  подготовленного персонала водителей, соответствующей квалификации и стажа, утвержденного в установленном порядке регулируемого тарифа на перевозку пассажиров,  создает препятствия  участию в конкурсе хозяйствующим субъектам, которые ранее не осуществляли деятельность по перевозке пассажиров по внутримуниципальным маршрутам, и может привести к созданию преимущественных условий участия в конкурсе хозяйствующим субъектам, которые обладают  указанными ресурсами на момент его проведения,  что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. В результате указанных действий  создаются  препятствия  выхода на рынок оказания пассажирских перевозок хозяйствующим субъектам, не имеющим на момент проведения конкурса необходимого количества транспортных средств, но имеющих возможность приобрести транспортные средства к моменту заключения договора.

2. Пунктом 4.1 Положения № 1662 определен перечень документов, представляемых претендентами в составе заявки на участие в конкурсе.
При этом в силу пункта 4.7 Положения № 1662  предоставление заявки, не подкрепленной всеми требуемыми документами, является основанием для исключения претендента на участие в торгах из конкурсных процедур.
Пунктом 4.1.3 Положения № 1662 определен перечень документов,  подтверждающих соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе. Вместе с тем, такие документы, как справки о ДТП, об экологическом показателе транспортных средств, о нарушениях лицензионных требований и ПДД, о производственно-технической базе, о количестве транспортных средств, об использовании средств навигации,  о наличии водительского персонала, сертификат соответствия на услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, документы, подтверждающие организацию контроля технического состояния подвижного состава, сведения, подтверждающие возможность обеспечить хранение подвижного состава, документы, подтверждающие организацию и проведение медицинских осмотров водителей юридического лица, необходимы для осуществления оценки заявок по установленным критериям.
В связи с этим непредставление указанных документов не может являться основанием для отказа хозяйствующим субъектам в допуске к участию в торгах.
Таким образом, действия Администрации по установлению в пункте 4.1.3 Положения № 1662 требований к претендентам на участие в торгах о представлении в составе заявки документов, необходимых для оценки заявок, могут привести к необоснованному отказу в допуске к участию в конкурсе в случае непредставления ими указанных документов,  что может привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции  при проведении торгов на право заключения договоров об осуществлении пассажирских перевозок по внутримуниципальным маршрутом города Снежинска, и противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, согласно пункту 4.1.3 Положения № 1662 заявителю необходимо представить лицензионные карточки на транспортные средства, заявляемые к осуществлению пассажирских перевозок. Вместе с тем с 17.04.2012 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», которое не предусматривает выдачу лицензионных карточек.
Соответственно, хозяйствующие субъекты, получившие лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, после 17.04.2012, а также хозяйствующие субъекты, получившие лицензионные карточки,  срок действия которых в настоящее время истек, не обладают  лицензионными карточками и в соответствии с требованиями Положения № 1662 не могут претендовать на участие в торгах.
На основании изложенного, действия Администрации по установлению в пункте 4.1.3 Положения № 1662 требования к претендентам на участие в торгах о представлении в составе заявки лицензионных карточек на транспортные средства, отсутствие которых является основанием для отказа в допуске к участию в торгах, при условии, что действующее законодательство в сфере лицензирования пассажирских перевозок не предусматривает выдачу лицензионных карточек, могут привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции  при проведении торгов на право заключения договоров об осуществлении пассажирских перевозок по внутримуниципальным маршрутам города Снежинска, в том числе путем ограничения количества участников торгов, и противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

3. Согласно пункту 6.5 Положения № 1662 конкурсная комиссия производит оценку участников и их конкурсных предложений на основе представленных ими документов по балльной системе в соответствии с утвержденными критериями оценки участников открытого конкурса.
Приложением № 1 к  Положению № 1662 определен критерий оценки участников открытого конкурса  № 1 «Предложение по эффективному использованию субсидии местного бюджета за счет снижения  затрат перевозчика».
Порядок оценки заявки по данному критерию предполагает, что за каждый процент снижения субсидии присваивается 0,5 балла.
В случае отсутствия предложения участника конкурса по снижению субсидии количество баллов по данному критерию определяется равным нулю.
При этом указанный нормативный правовой акт не содержит сведений о порядке предоставления субсидии и ее расчета, сведений об организациях,  которые могут претендовать на получение субсидии.
Порядок предоставления субсидий из местного бюджета организациям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров по внутримуниципальным  маршрутам Снежинского городского округа утвержден Постановлением Администрации № 579 от 16.04.2014 (далее – Порядок предоставления субсидий).
Из указанного порядка следует, что предоставление субсидии осуществляется в соответствии со статьей  78 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) и целью предоставления субсидий из местного бюджета является возмещение перевозчикам недополученных доходов в связи с  осуществлением перевозок по регулируемым тарифам и в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, меры социальной поддержки которых предусмотрены законодательством Российской Федерации, Челябинской области и муниципальными правовыми актами  г. Снежинска.
Из содержания  частей 1 и  2  статьи 78 БК  РФ следует, что субсидии из местного бюджета могут выделяться юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, исключительно  в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
По смыслу БК РФ, основанием для предоставления субсидий в порядке, предусмотренном  муниципальными актами, является наличие затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг поскольку они выделяются в целях возмещения затрат производителям товаров, работ, услуг (Определение Верховного Суда РФ от 08.08.2012 N 74-АПГ12-9).
Органы местного самоуправления должны определить условия и порядок предоставления субсидий (часть 4 статьи 78 БК РФ), а, соответственно, определить перечень документов и сведений, которые необходимо представить перевозчику в качестве документов,  свидетельствующих о  наличии затрат или недополученных доходов.
На момент проведения торгов невозможно определить размер затрат или недополученных доходов, которые возникнут у перевозчика при осуществлении пассажирских перевозок.
Так, хозяйствующим субъектам, ранее не осуществлявшим деятельность в сфере пассажирских перевозок по внутримуниципальным маршрутам, не представляется возможным определить размер затрат или недополученных доходов в связи с отсутствием сведений о пассажиропотоке, а также сведений о количестве пассажиров, обладающих правом льготного проезда на внутримуниципальном пассажирском транспорте. Более того, методика расчета размера субсидии (Приложение № 1 к Порядку предоставления субсидий) предусматривает определение ее размера исходя их фактических расходов и доходов (с учетом количества проданных билетов) перевозчика.
Согласно пункту 5  Порядка предоставления субсидий основанием для предоставления субсидии перевозчику является выполнение таких требований, как наличие договора, заключенного по результатам конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок населения городским пассажирским транспортом общего пользования по внутримуниципальным маршрутам, и предоставление ежемесячного «Отчета о пассажироперевозках».
Таким образом, принятие решения о предоставлении субсидии перевозчику на этапе проведения торгов в размере, определенном не в соответствии с методикой ее расчета, до несения им затрат в связи с осуществлением пассажирских перевозок на территории муниципального образования не соответствует Порядку предоставления субсидий и статье  78 БК РФ.
Более того, организации, которые не получают субсидии на услуги по перевозке пассажиров и, следовательно, не имеют предложения по снижению  такой субсидии,   будут оценены по данному критерию в 0 баллов, в то время как организациям, получающим данную субсидию и обладающим сведениями о доходах и расходах при осуществлении внутримуниципальных пассажирских перевозок на территории города Снежинска,  при наличии предложений по снижению ее размера, будет присвоено большее количество баллов.
Таким образом, действия Администрации по  установлению в Приложении № 1 к Положению № 1662 критерия оценки участников открытого конкурса  № 1 «Предложение по эффективному использованию субсидии местного бюджета за счет снижения  затрат перевозчика» не соответствуют действующему законодательству и могут привести к  недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем создания отдельным хозяйствующим субъектам, обладающим информацией о доходах и расходах от  осуществления перевозки пассажиров по внутримуниципальным маршрутам на территории города Снежинска, в том числе ввиду наличия у них ранее заключенного договора на осуществление внутримуниципальных перевозок, преимущественных условий доступа к осуществлению деятельности на рынке внутримуниципальных пассажирских первозок,  и противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

4. Администрацией (организатор конкурса) опубликовано извещение о проведении торгов на право осуществления регулярных пассажирских перевозок населения городским пассажирским транспортом общего пользования по внутримуниципальным маршрутам, входящим в состав маршрутной сети Снежинского городского округа, 17.11.2014.
Главой Администрации 17.11.2014 утверждена конкурсная документация.
Согласно конкурсной документации торги проводятся в соответствии с Постановлением Администрации от 13 ноября 2014 года № 1662 «Об утверждении Положения «О проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок населения городским пассажирским транспортом общего пользования по внутримуниципальным маршрутам, входящим в состав маршрутной сети Снежинского городского округа».
Согласно  пункту 3 Постановления Администрации от 13.11.2014  № 1662  постановление подлежит публикации в газете «Известия Собрания депутатов и администрации города Снежинска».
В соответствии с частью 4 статьи 41 Устава муниципального образования «Город Снежинск» постановления, изданные в пределах полномочий главы  администрации,  затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования. Официальным опубликованием постановлений, изданных в пределах полномочий главы  администрации, считается первая публикация полного их текста в средстве массовой информации, в котором  администрация города является учредителем (соучредителем), или в признанном правовым актом администрации   издании (средстве массовой информации) для официального опубликования нормативных актов администрации.
Постановлением Администрации от 18.03.2010 № 392 «Об официальной публикации правовых актов и иной официальной информации должностного лица, исполняющего обязанности главы администрации Снежинского городского округа»  газета «Известия Собрания депутатов и администрации города Снежинска» признана изданием для официального опубликования правовых актов и иной официальной информации должностного лица, исполняющего обязанности главы администрации Снежинского городского округа.
Учредителями и издателями указанного печатного издания являются   Собрание депутатов и администрация города Снежинска.
Согласно информации, размещенной на информационно-правовом портале в сети «Интернет» (Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/19755163/#ixzz3XBRD4a5q), текст постановления опубликован в сборнике «Известия Собрания депутатов и администрации города Снежинска» от 19 ноября 2014 года N 43 (316).
Администрацией предоставлена копия выпуска печатного издания «Известия Собрания депутатов и администрации города Снежинска» от 19 ноября 2014 года N 43 (316).
Довод Администрации о том, что официальным опубликованием Положения № 1662 следует считать дату его размещения на  официальном сайте органа местного самоуправления (www.snzadm.ru), не может быть принят во внимание комиссией антимонопольного органа, поскольку официальный сайт органа местного самоуправления не является  средством массовой информации или изданием, для официального опубликования нормативных актов администрации.
Таким образом, на момент утверждения конкурсной документации, публикации извещения о проведении торгов Положение № 1662 не вступило в силу, в связи с чем организатор торгов неправомерно руководствовался указанным нормативным правовым актом при проведении конкурса.
По состоянию на 17.11.2014 отношения, связанные с организацией и проведением торгов в сфере осуществления внутримуниципальных пассажирских перевозок, регулировались Положением «О проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок населения городским пассажирским транспортом общего пользования по внутримуниципальным маршрутам, входящим в состав  маршрутной сети Снежинского городского округа», утвержденным  Постановлением Администрации № 1469 от 16.11.2012 (далее – Положение № 1469).
В связи с чем, утвержденная органом местного самоуправления документация по торгам не соответствует Положению № 1469.
Пунктом 7.3 конкурсной документации, установлен перечень документов, представляемых в составе заявки на участие в торгах, не соответствующий пункту 4.1.3 Положения № 1469. Так, к претендентам на участие в торгах установлено требование о представлении справок о наличии (отсутствии) ДТП, в том числе связанных с нахождением в состоянии опьянения водителей организации, о списочном количестве транспортных средств предприятия за год, однако, Положением № 1469 требование о представлении указанных документов не предусмотрено.
Кроме того, организатором торгов установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, а также количество присваиваемых баллов по данным критериям (раздел IV конкурсной документации) не в соответствии с Приложением № 1 Положения № 1469. Например, такой критерий как показатель стабильности работы перевозчика не включен в положения конкурсной документации, вместе с тем установлен критерий «предложение по эффективному использованию субсидии ...»; по таким критерия, как средний срок эксплуатации подвижного состава, соблюдение правил перевозки пассажиров и лицензионных требований, наличие ДТП и нарушений ПДД, экологические показатели транспортных средств и т.д. изменен порядок оценки заявок и количество присваиваемых заявке баллов.
Хозяйствующие субъекты, претендующие на участие в торгах, располагали информацией о наличии действующего Положения № 1469 на момент объявления Конкурса. Следовательно, при оформлении заявки на участие в торгах должны были руководствоваться, в том числе  действующими муниципальными нормативными правовыми актами. Более того, в случае наличия положений неурегулированных конкурсной документацией, претендент на участие в торгах руководствуется действующим на момент объявления торгов порядком их проведения.  При этом иные требования к участникам торгов, а также порядок и  условия проведения конкурса не были доведены до неопределенного круга лиц  до объявления торгов.  Таким образом, утверждение документации по торгам в соответствии с Положением № 1662, не вступившим в силу, может привести к сокращению количества участников торгов, в том числе оформивших заявку на участие в них согласно действующему на момент публикации извещения о проведении Конкурса Положению № 1469.
Более того, комиссией антимонопольного органа установлено, что  отдельные пункты  Положения № 1662 могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции  при проведении торгов на право заключения договоров об осуществлении пассажирских перевозок по внутримуниципальным маршрутам города Снежинска.
Таким образом, утверждение конкурсной документации, опубликование извещения о проведении торгов не в соответствии с действующими муниципальными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проведения конкурса, установление в конкурсной документации требований к участникам торгов о наличии у них на момент подачи заявки на участие в торгах транспортных средств, производственной базы, систем контроля технического состояния подвижного состава, системы контроля за состоянием здоровья водителей, системы учета труда и отдыха водителей,  подготовленного персонала водителей, соответствующей квалификации и стажа, утвержденного в установленном порядке регулируемого тарифа на перевозку пассажиров;  об обязательном представлении таких документов, как  справки о ДТП, об экологическом показателе транспортных средств, о нарушениях лицензионных требований и ПДД, о производственно-технической базе, о количестве транспортных средств, об использовании средств навигации,  о наличии водительского персонала, сертификат соответствия на услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, документы, подтверждающие организацию контроля технического состояния подвижного состава, сведения, подтверждающие возможность обеспечить хранение подвижного состава, документы, подтверждающие организацию и проведение медицинских осмотров водителей юридического лица, лицензионные карточки; установление критерия оценки № 1 «Предложение по эффективному использованию субсидии местного бюджета за счет снижения  затрат перевозчика», может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции  при проведении торгов на право заключения договоров об осуществлении пассажирских перевозок по внутримуниципальным маршрутам города Снежинска, в том числе к сокращению количества участников торгов и нарушению порядка определения победителей конкурса, и нарушает часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Документов, подтверждающих, что организатором торгов неправомерно  объединены в один лот маршруты, а также неправомерно установлены требования об осуществлении перевозок по внутримуниципальным маршрутам автобусами большой вместимости, Заявителем не представлено, антимонопольным органом не получено. Заявитель также ранее положения конкурсной документации не обжаловал, принял участие в торгах. В связи с эти указанный довод ООО «Автоэкспресс» не может быть
принят во внимание комиссией антимонопольного органа.


Материалами дела установлено, что по результатам проведения торгов между Администрацией и ОАО «Трансэнерго» заключены договоры № 01.2015-ОК от 31.12.2014, № 02.2015-ОК от 31.12.2014, № 03.2015-ОК от 31.12.2014,   в связи с чем не представляется возможным выдать предписание  о прекращении нарушений антимонопольного законодательства при проведении торгов.
    
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

    РЕШИЛА:
1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Администрации Снежинского городского округа, выразившиеся в установлении в пунктах 2.2, 2.3 Положения № 1662 требований к участникам торгов о наличии у них транспортных средств, производственной базы, систем контроля технического состояния подвижного состава, системы контроля за состоянием здоровья водителей, системы учета труда и отдыха водителей,  подготовленного персонала водителей, соответствующей квалификации и стажа, утвержденного в установленном порядке регулируемого тарифа на перевозку пассажиров, что создает необоснованные препятствия в доступе к осуществлению деятельности отдельным хозяйствующим субъектам на рынке оказания услуг по внутримуниципальным пассажирским перевозкам на территории Снежинского городского округа, а также преимущественные условия осуществления деятельности организациям, которые ранее оказывали данные услуги и обладают  указанными ресурсами  в необходимом количестве на момент проведения торгов.
2. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Администрации Снежинского городского округа, выразившиеся в установлении в пункте 4.1.3 Положения № 1662 требований к претендентам на участие в торгах о представлении  в составе заявки на участие в торгах таких документов, как справок о ДТП, об экологическом показателе транспортных средств, о нарушениях лицензионных требований и ПДД, о производственно-технической базе, о количестве транспортных средств, об использовании средств навигации,  о наличии водительского персонала, сертификата соответствия на услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, документов, подтверждающих организацию контроля технического состояния подвижного состава, сведений, подтверждающих возможность обеспечить хранение подвижного состава, документов, подтверждающих организацию и проведение медицинских осмотров водителей юридического лица, лицензионных карточек, непредставление которых является основанием для отказа в допуске к участию в торгах, что может  привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания услуг по пассажирским перевозкам на территории Снежинского городского округа, в том числе ввиду создания необоснованных препятствий хозяйствующим субъектам в доступе к осуществлению пассажирских перевозок по внутримуниципальным маршрутам города Снежинска, ранее не осуществлявшим данный вид деятельности.
3. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Администрации Снежинского городского округа, выразившиеся в установлении в приложении № 1 к Положению № 1662 критерия оценки участников открытого конкурса  № 1 «Предложение по эффективному использованию субсидии местного бюджета за счет снижения  затрат перевозчика», не соответствующие действующему законодательству, поскольку они могут привести к  недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем создания отдельным хозяйствующим субъектам, обладающим информацией о доходах и расходах от  осуществления деятельности по перевозке пассажиров по внутримуниципальным маршрутам на территории города Снежинска, в том числе ввиду наличия у них ранее заключенного договора на осуществление внутримуниципальных перевозок, преимущественных условий доступа к осуществлению деятельности на рынке внутримуниципальных пассажирских перевозок.
4. Признать нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции действия Администрации Снежинского городского округа, выразившиеся в:
- утверждении конкурсной документации, опубликовании извещения о проведении торгов не в соответствии с действующими муниципальными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проведения конкурса;
- установлении в конкурсной документации требований к участникам торгов о наличии у них на момент подачи заявки на участие в торгах транспортных средств, производственной базы, систем контроля технического состояния подвижного состава, системы контроля за состоянием здоровья водителей, системы учета труда и отдыха водителей,  подготовленного персонала водителей, соответствующей квалификации и стажа, утвержденного в установленном порядке регулируемого тарифа на перевозку пассажиров;  
- установлении в конкурсной документации требований к участникам торгов об обязательном представлении таких документов, как  справок о ДТП, об экологическом показателе транспортных средств, о нарушениях лицензионных требований и ПДД, о производственно-технической базе, о количестве транспортных средств, об использование средств навигации,  о наличии водительского персонала, сертификата соответствия на услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, документов, подтверждающих организацию контроля технического состояния подвижного состава, сведений, подтверждающих возможность обеспечить хранение подвижного состава, документов, подтверждающих организацию и проведение медицинских осмотров водителей юридического лица, лицензионные карточки;
- установлении критерия оценки № 1 «Предложение по эффективному использованию субсидии местного бюджета за счет снижения  затрат перевозчика»,
что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции  при проведении торгов на право заключения договоров об осуществлении пассажирских перевозок по внутримуниципальным маршрутам города Снежинска, в том числе ввиду сокращения количества участников торгов и нарушения порядка определения победителей конкурса.
5. Администрации Снежинского городского округа выдать предписание об изменении акта, нарушающего  антимонопольное законодательство.
6. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

Председатель Комиссии                                                                             <…>
                
Члены Комиссии                                                                                       <…>

               <…>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия  в арбитражный суд. Примечание.   За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны