Решение б/н Решение и предписание № 443-ж/2017 по жалобе на действия Зак... от 13 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 443 - ж/2017

07 июля 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

..

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

..

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

..

-

специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Перспектива» (далее – Заявитель, Общество) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту памятника культурного наследия регионального значения "Госпиталь" (извещение № 0369200022817000005) (далее – Аукцион) в присутствии:

- представителя Областного государственного бюджетного учреждения культуры "Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки" (далее – Заказчик), действующего на основании доверенности № 07-17/396 от 06.07.2017;

- представителя Заказчика, действующего на основании Приказа № 510 - К 01.08.2017;

- в отсутствие представителя Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени, месте рассмотрения жалобы,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 30.06.2017 поступила жалоба ООО «Перспектива» на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту памятника культурного наследия регионального значения "Госпиталь" (извещение № 0369200022817000005), объявленного путем размещения в Единой информационной системе 02.06.2017 извещения о проведении Аукциона на сайте www.zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта – 6 617 982 рубля 24 копейки.

По состоянию на 07.07.2017 контракт по результатам Аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.

Согласно доводам, изложенным в жалобе, Заявитель полагает, что Заказчиком допущены нарушения законодательства о контрактной системе. В обоснование своих доводов Заявитель указывает следующее.

1. Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки опыта выполнения строительных работ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее — Постановление № 99) и предоставлении соответствующих документов, подтверждающих такой опыт, поскольку начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 617 982 рубля 24 копейки.

2. Дата окончания подачи заявок приходится на нерабочий день, что ведет к ограничению возможности участников закупки подать заявки на участие в аукционе. Также в обоснование доводов Заявитель указал, что в выходные дни невозможно представить обеспечение заявки через банк.

Представитель Заявителя на заседание комиссии не явился, ходатайств не заявлял, доказательств обоснованности жалобы не представил.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили следующее.

1. Объектом закупки является выполнение капитального ремонта памятника культурного наследия регионального значения "Госпиталь", который является объектом культурного наследия регионального значения. Пунктом 1 Приложения №1 к Постановлению № 99 определено, что Заказчик при выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда обязан предъявить к участникам требование о наличии у них опыта выполнения работ.

При этом, Постановлением № 99 не определена минимальная начальная (максимальная) цена контракта.

Таким образом, по мнению Заказчика, указанное требование установлено правомерно.

2. Заказчик объявил аукцион 02.06.2017, при этом, датой окончания подачи заявок является 01.07.2017 в 09.00, следовательно, потенциальные участники закупки имели возможность подать заявки на участие в аукционе. Более того, заявка № 5 подана 01.07.2017, что подтверждает факт наличия возможности подать заявку 01.07.2017

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

1. Частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В силу статьи 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Как видно из материалов дела, датой окончания подачи заявок приходится на 01.07.2017 в 09:00 (суббота).

Вместе с тем, окончание срока подачи заявок в нерабочий день само по себе не является нарушением. Необходимо, чтобы установленный срок обеспечивал разумный и достаточный период для подачи заявки. Так, извещение об осуществлении закупки опубликовано Заказчиком 02.06.2017, то есть за месяц до окончания подачи заявок. При этом, доступ к электронной площадке обеспечивается в любое удобное для участников время, в том числе в выходные (праздничные) дни.

Таким образом, у хозяйствующих субъектов имелось достаточно времени для подачи заявок на участие в аукционе.

Более того, заявка № 5 подана 01.07.2017 в 06:21, что подтверждает возможность участника закупки подать заявку на участие в аукционе в указанный день.

Таким образом, довод Заявителя о том, что установление даты окончания подачи заявок на нерабочий день ведет к ограничению возможности участников закупки подать заявки на участие в аукционе, в рассматриваемом случае не обоснован.

2. В силу пункта 6 части 5 статьи 63 и части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение и документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Кроме того, согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.

В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

При этом в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям с учетом специфики объекта закупки, в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 63, пунктом 2 части 1, частью 3 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

В пункте 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к настоящему постановлению.

В Приложении 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 установлены виды товаров, работ, услуг, при закупке которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

При этом дополнительным требованием, которое заказчик должен установить к участнику при осуществлении закупки данных работ, является:

1) наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка;

2) наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.

При этом, документом, подтверждающим наличия опыта исполнения контракта является копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов).

Наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора подтверждается:

- выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающей право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе, или копией договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях, выданной не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе, или иными документами, подтверждающими нахождение у участника закупки недвижимого имущества на ином законном основании;

-перечнем находящегося в собственности, аренде (лизинге) или на ином законном основании технологического и иного оборудования, необходимого для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, с указанием его производственных мощностей в сутки, сформированный в зависимости от вида работ;

- копиями инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для производства закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом конкурса, аукциона (при наличии указанных объектов в собственности), или копиями договоров аренды (лизинга), копии договоров безвозмездного пользования, копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки, а также копиями иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки на ином законном основании.

Как видно из материалов дела, объектом закупки является выполнение капитального ремонта памятника культурного наследия регионального значения "Госпиталь".

При этом, Заказчик в пункте 4 Информационной карты установил требование на основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка (документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ).

По мнению Заявителя, требование о наличии опыта выполнения работ установлено неправомерно, поскольку начальная (максимальная) цена контракта не превышает 10 000 000 рублей.

При этом, Заявитель в жалобе ссылается на пункт 2 Приложения № 1 Постановления № 99, который не применим в рассматриваемом случае.

Более того, Постановлением № 99 не определена минимальная начальная (максимальная) цена контракта при которой подлежит применению пункт 1 Приложения № 1 к Постановлению № 99.

Таким образом, Заказчик обязан предъявить к участникам требование о наличии у участника закупки опыта выполнения соответствующих работ, а также о наличии недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.

Вместе с тем, Заказчик установил указанное требование о наличии у участника закупки опыта выполнения соответствующих работ на основании пункта 1 Приложения № 1 к Постановлению № 99, поскольку работы, указанные в документации являются работами по сохранению объектов культурного наследия.

Таким образом, довод Заявителя о том, что требование о наличии у участника закупки опыта выполнения строительных работ в соответствии с Постановлением N 99, не обоснован.

Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Челябинского УФАС России выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

1. Как указано ранее, при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия Заказчик обязан предъявить к участникам дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

В Информационной карте Заказчик установил, что участник закупки должен обладать опытом исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка (документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ).

Вместе с тем, формулировка, указанная Заказчиком в документации, не соответствует пункту 1 Приложения № 1 к Постановлению № 99, что не позволяет участникам закупки представить в качестве подтверждения наличия опыта контракты на выполнение работ по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Более того, Заказчик не установил требование о наличии на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.

Указанные действия Заказчика противоречат части 2 и 4 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Кроме того, Заказчик не указал в документации об аукционе какие документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона дополнительным требованиям, установленные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии с Постановлением № 99, могут быть представлены участниками закупки в составе заявки, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

2. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований выполняемым работам, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку на участие в аукционе сформировать свое ценовое предложение с учетом всех условий, установленных заказчиком.

При описании объекта закупки Заказчик должен исходить из того, что в документации должны быть обозначены все необходимые требования к выполняемым работам, чтобы впоследствии была удовлетворена потребность Заказчика, что в свою очередь позволит должным образом выполнить условия контракта.

В силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

2.1. Как следует из материалов дела, Заказчиком 02.06.2017 размещено извещение и документация о проведении рассматриваемой закупки. В адрес Заказчика 06.06.2017 и 13.06.2017 поступили запросы о возможности ознакомления участников закупки в проектной документацией.

Вместе с тем, в ответах на запросы от 07.07.2017 и 14.07.2017 Заказчик указал, что потенциальные участники закупки имеют возможность ознакомится с проектной документацией у заместителя директора по эксплуатации, а также, при необходимости, участник закупки может провести осмотр объекта на месте, после согласования данных действий с Заказчиком.

Вместе с тем, проектная документация не размещена в составе аукционной документации, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

2.2. Определение предмета контракта, то есть объема и видов работ, которые должны быть определены в соответствии с технической и сметной документацией, является императивным и безотлагательным требованием, как в силу положений законодательства о контрактной системе, так и гражданского законодательства.

В силу части 1 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе.

Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержден Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 (далее - Порядок).

Как следует из пункта 34 раздела 5 Порядка результатом государственной экспертизы является заключение, содержащее выводы о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов и иным нормативным требованиям.

При этом согласно пункту 38 раздела 5 Порядка проектная документация не может быть утверждена застройщиком или техническим заказчиком при наличии отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Исходя из совокупного толкования указанных положений действующего законодательства следует, что необходимым и обязательным условием для осуществления закупки на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства является наличие на момент опубликования документации о закупке как проектной документации, так и положительного заключения государственной экспертизы, которая обуславливает правомерность утверждения проектной документации, определяющей потребность заказчика в объемах и видах работ, подлежащих выполнению, то есть в объекте закупки. Указанные документы также должны быть размещены в единой информационной системе в сфере закупок.

Вместе с тем, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации не размещено в составе документации, что в достаточной мере не позволяет сделать вывод об условиях выполнения работ в нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Частью 2 статьи 52 ГрК РФ установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Как следует из части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Согласно части 4 статьи 52 ГрК РФ Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее Приказ № 624).

Вместе с тем, как видно из аукционной документации, Заказчик в пункте 2 Раздела 6 Информационной карты установил условие о необходимости наличия у участников закупки свидетельства СРО по следующим видам работ:

-защита строительных конструкций;

-устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений;

-электромонтажные работы;

-сантехнические работы.

Необходимо также отметить, согласно пункту 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

При этом, работы по организации капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) предусмотрены подпунктом 33 Приказа № 624.

Из этого следует, что Заказчику необходимо установить требование о наличии допуска СРО на выполнение работ по организации строительства.

Как видно из документации об аукционе, Заказчиком не установлено требование о наличии допуска СРО на выполнение работ по организации строительства. Также в документации об аукционе Заказчик установил требование о наличии свидетельства СРО без указания конкретных подпунктов Приказа № 624. Более того, виды работ, по которым установлено требование о наличии свидетельства СРО не соответствуют видам работ, указанным в Приказе № 624.

Действия Заказчика противоречат части 3 статьи 64, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и свидетельствует о неопределенности установленных заказчиком требований к участникам закупки, исходя из положений действующего законодательства и может привести к неправомерному отказу или допуску участника закупки, имеющего свидетельство саморегулируемой организации на иной вид работ, отличающийся по содержанию от объекта закупки, к признанию победителем Аукциона лица, не обладающего необходимыми навыками и опытом в указанной сфере работ, но имеющего свидетельство СРО на один из видов работ, указанных в Перечне.

Дополнительно антимонопольный орган сообщает, что 01.07.2017 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, таким образом, при осуществлении закупок после указанной даты свидетельство саморегулируемой организации не требуется.

Документом, подтверждающим членство участника закупки в саморегулируемой организации, является выписка из реестра саморегулируемых организаций, которая может быть представлена в составе второй части заявки.

Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать доводы жалобы ООО «Перспектива» на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту памятника культурного наследия регионального значения "Госпиталь" (извещение № 0369200022817000005) необоснованными.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 2, части 4, части 5 статьи 31, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 и 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, части 3.1 статьи 52 ГрК РФ.

3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 443-ж/2017

07 июля 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

...

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов

Комиссии:

...

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

...

-

специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России № 443-ж/2017 от 07.07.2017, вынесенного по итогам проведения рассмотрения жалобы ООО «Перспектива» (далее – Заявитель, Общество) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту памятника культурного наследия регионального значения "Госпиталь" (извещение № 0369200022817000005) (далее – аукцион) и проведения внеплановой проверки,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.Областному государственному бюджетному учреждению культуры «Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки» со дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система) и (или) получения заказчиком предписания не заключать контракт по итогам аукциона, проведенного с нарушением законодательства о контрактной системе до исполнения настоящего предписания.

2. Аукционной комиссии в срок до 17.07.2017 принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения Аукциона, и передать указанное решение Заказчику для размещения на официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru и направления их оператору электронной площадки ООО РТС-тендер.

3. Областному государственному бюджетному учреждению культуры «Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки»:

3.1. в срок до 18.07.2017 внести изменения в аукционную документацию, а именно:

- установить в документации об аукционе дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее — Постановление № 99);

- установить в документации об аукционе условие о необходимости предоставления во второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участников закупки требованиям в соответствии с пунктом 1 Приложения № 1 к Постановлению № 99;

- разместить в единой информационной системе в сфере закупок в составе документации о закупке проектную документацию и положительное заключение государственной экспертизы проектной документации;

- установить в аукционной документации требование на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о членстве участников закупки в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также требование о необходимости предоставления во второй части заявки выписки из реестра саморегулируемых организаций.

3.2. продлить сроки подачи заявок на участие в аукционах не менее чем на 10 календарных дней;

3.3. в срок до 18.07.2017 разместить решение, указанное в пункте 2 настоящего предписания, на официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru и направить сведения оператору электронной площадки АО «ЕЭТП»;

3.4. в срок до 19.07.2017 разместить документацию с внесенными изменения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.

3.3. после исполнения пунктов 1 — 3 настоящего предписания продолжить процедуру определения подрядчика.

5. ООО РТС-тендер:

5.1. с 12.07.2017 обеспечить Областному государственному бюджетному учреждению культуры «Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки», аукционной комиссии возможность исполнения настоящего предписания;

5.2. в течении 2 дней с даты размещения настоящего предписания в Единой информационной системе уведомить участников закупки о выдаче предписания о внесении изменений в аукционную документацию, а также о необходимости отзыва заявок и возможности подачи заявок с учетом требований измененной документации.

6. Областному государственному бюджетному учреждению культуры «Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки» в срок до 25.07.2017 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить (на диске с сопроводительным письмом) доказательства исполнения настоящего предписания, а именно:

- сведения о незаключении контракта в соответствии с пунктом 1 настоящего предписания;

- решение об отмене протоколов, принятых комиссиями по результатам аукциона, а также сведения о размещении такого решения в Единой информационной системе в сфере закупок и направления их в адрес ООО РТС-тендер;

- аукционную документацию с внесенными изменения, а также сведения о ее размещении в Единой информационной системе в сфере закупок.

7. ООО РТС-тендер в течение трех дней с даты исполнения предписания в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункт 5 настоящего предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность должностных лиц в размере 50 000 рублей и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает его действие.

Связанные организации

Связанные организации не указаны