Решение и предписание № 45-07-18.1/17 в отношении Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
17.07.2017
Управление:
Челябинское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулированиеАнтимонопольное регулирование - контроль проведения торгов
Номер дела:
№ № 45-07-18.1/17

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 45-07-18.1/17

 

«13» июля 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135 - ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Комиссия), в составе:

Председатель

Комиссии:

<…>.

-

заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>.

-

начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>.

-

специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Горное управление ПО Возрождение» (далее вместе – ООО «УК ГУ ПО Возрождение», Заявитель, общество) на неправомерные действия Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее – Министерство),

 

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступила жалоба Заявителя на неправомерные действия Министерства, выразившиеся в нарушении порядка организации и проведения аукциона на предоставление права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи облицовочного камня (кроме высокодекоративных и характеризующихся преимущественным выходом блоков 1 – 2 группы) на Южно-Султаевском II участке, расположенном в Сосновском муниципальном районе Челябинской области, по извещению № 280317/1780621/05 (далее – торги, Аукцион).

 

В качестве доводов Заявитель указал следующее.

Уведомлением от 21.06.2017 № 2/9298 Министерство отказало Заявителю в приеме заявки на участие в Аукционе в связи с тем, что заявка общества подана с нарушением установленных требований, в том числе ее содержание не соответствует объявленным условиям аукциона:

- не приложены документы, подтверждающие представление бухгалтерского баланса заявителя за 2016 год в налоговые органы;

- отсутствуют справки из банковских учреждений об остатке денежных средств на счетах заявителя, полученные в течении месяца, предшествующего дате подачи заявки на участие в аукционе.

Как утверждает Заявитель, бухгалтерский баланс представлен в строгом соответствии с действующим законодательством и порядком его направления в налоговые органы.

Заявитель является крупнейшим налогоплательщиком и с целью создания эффективного документооборота использует электронные формы отчетности. Ввиду специфичности материальной составляющей электронного документа, документ о его движении не может быть представлен в печатном виде ни в виде оригинала, ни в виде копии, в том числе в связи с использованием технологий криптографического шифрования (ЭЦП).

Требованиями порядка и условий проведения Аукциона не определен конкретный документ, подтверждающий предоставление бухгалтерского баланса в налоговые органы. Следовательно, Заявителем в составе заявки представлено аудиторское заключение, которое является документом, подтверждающим представление бухгалтерского баланса в налоговый орган.

Следует отметить, что сведения о балансе содержатся в базах данных налогового органа и при наличии сомнений могли быть получены путем информационного взаимодействия, как это предусмотрено Административным регламентом.

Представленные в составе заявки копии справок из банковских учреждений об остатке денежных средств на счетах заявителя, полученные в течении месяца, предшествующего дате подачи заявки на участие в аукционе, не могут являться основанием для отклонения заявки на участие в Аукционе, поскольку заверены надлежащим образом руководителем общества.

 

Дополнительно Заявителем указано следующее.

ООО «Южно-Султаевский гранит» и ООО «Ресурс» неправомерно допущены к участию в Аукционе по следующим основаниям.

  1. в составе заявки отсутствует договор на проектирование производства горных работ с организацией, имеющей право выполнения данного вида работ;
  2. отсутствуют доказательства принадлежности заявителю технических средств, необходимых для проведения работ на участке недр в зависимости от способа добычи (копии паспортов транспортных средств или самоходных машин или копии свидетельств о регистрации транспортных средств или копии инвентарных карточек учета объекта основных средств, если технические средства не относятся к транспортным средствам или самоходным машинам). Указанные доказательства также отсутствуют относительно принадлежности таких транспортных средств подрядчику.
  3. отсутствуют доказательства принадлежности заявителю (подрядной организации) технических средств, необходимых для проведения маркшейдерских работ на участке недр,
  4. отсутствует копия инвентарной карточки объекта основного средства – прибор маркшейдерской съемки,
  5. отсутствуют сведения о квалифицированных специалистах: не представлено штатное расписание с пофамильным перечнем сотрудников, документы о трудоустройстве специалистов; не представлен пофамильный перечень инженерно-технических работников привлекаемой подрядной организации с указанием должностей в соответствии со штатным расписанием, которые будут непосредственно осуществлять работы поп освоению участка недр, не указаны копии дипломов с подтверждением квалификации,
  6. не подтверждено производство маркшейдерских работ,
  7. отсутствует надлежаще оформленная опись документов, с указанием номеров по порядку.

В заявке ООО «Ресурс» имеется несоответствие количества страниц договора аренды в описи количеству страниц приложенного к заявке договора аренды. Кроме того, предметом данного договора является аренда бульдозера гусеничного SHANTUI SD 32, год выпуска 2007. Однако в акте прима-передачи к данному договору указан год выпуска – 2008. Указанное может свидетельствовать об отсутствии у ООО «Ресурс» необходимого для выполнения работ оборудования.

В связи с указанным Заявитель просит признать недействительным отказ обществу в приеме заявки на участие в Аукционе, неправомерным допуск ООО «Ресурс» и ООО «Южно-Султаевский гранит» к участию в Аукционе и выдать Министерству предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Министерством представлены следующие письменные возражения и пояснения по доводам жалобы.

По результатам рассмотрения заявки Заявителя установлено, что данная заявка подана с нарушением установленных требований (пункт 7.3 Порядка и условий проведения Аукциона):

- не приложены документы, подтверждающие представление бухгалтерского баланса заявителя за 2016 год в налоговые органы;

- отсутствуют оригиналы справок из банковских учреждений об остатке денежных средств на счетах заявителя, полученные в течение месяца, предшествующего дате подачи заявки на участие в аукционе.

На основании изложенного, Министерство считает жалобу Заявителя необоснованной.

На довод Заявителя об отсутствии в Порядке и условиях проведения Аукциона требований о предоставлении договора на проектирование технического проекта разработки месторождения Министерство пояснило, что в данном пункте указана обязанность победителя Аукциона выполнить очередной этап недропользования (подготовку и утверждение в установленном порядке технического проекта разработки месторождения) в установленный условиями аукциона срок (не позднее 56 месяцев с даты государственной регистрации лицензии). Очередность и этапность выполнения отдельных видов работ на основании Порядка и условий проведения Аукциона впоследствии устанавливаются в лицензии на право пользования недрами в соответствии со статьей 12 Закона о недрах.

Требования о предоставлении заявителем договора подряда на выполнение отдельных этапов геологоразведочных или добычных работ (в том числе подготовку и утверждение проекта отработки месторождения порядком и условиями проведения аукциона не установлено. Предоставление сведений о специалистах, выполняющих проектные работы условиями проведения Аукциона не установлено.

Согласно условиям проведения аукциона буровая установка, бульдозер и экскаватор – это обязательный минимальный набор техники, необходимый для допуска заявителей к участию в аукционе. Доказательства наличия указанной техники заявителями представлены.

Условия проведения Аукциона не требуют предоставление заявителем штатного расписания и документов о трудоустройстве специалистов, удостоверения о повышении квалификации, доказательств о наличии прибора маркшейдерской съемки.

В условиях проведения Аукциона не установлены требования к содержанию описи документов.

 

Изучив представленные материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются положениями Закона о недрах.

Статьей 1 Закона о недрах установлено, что законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Закона о недрах и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Закону о недрах.

В соответствии со статьей 6 Закона о недрах недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 10.1 Закона о недрах решение о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых может быть принято конкурсной или аукционной комиссией.

Принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются, в том числе органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения (статья 13.1 Закона о недрах).

Согласно частя 1, 4 статьи 9 Закона Челябинской области от 29.03.2012 № 294-ЗО «О пользовании недрами на территории Челябинской области» (далее – Закон области) уполномоченный орган Челябинской области принимает решение о проведении аукциона для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых. Порядок и условия проведения аукциона, состав и порядок работы аукционной комиссии устанавливаются уполномоченным органом Челябинской области.

На территории Челябинской области порядок организации и проведения аукциона для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых установлен Административным регламентом предоставления государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения по результатам аукциона и выдаче лицензий на пользование участками недр местного значения, утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от 23.03.2016 № 128-П (далее – Административный регламент), Приказом № 36-П.

Согласно пункту 23 Приказа № 36-П аукцион проводится аукционной комиссией, созданной в отношении конкретного участка недр правовым актом уполномоченного органа Челябинской области.

28.03.2017 Распоряжением Министерства № 777-Р принято решение о проведении Аукциона, а также утверждены Порядок и условия проведения Аукциона, состав Аукционной комиссии, время и место проведения Аукциона.

28.03.2017 Министерством на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru размещено извещение № 280317/1780621/05 о проведении Аукциона.

В соответствии с указанным извещением организатором торгов является Министерство.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, конкурсной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

 

  1. Пунктом 16 Административного регламента установлены основания для отказа в приеме заявки:

1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям аукциона;

2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;

3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;

4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.

Аналогичные основания предусмотрены Приказом № 36-П и Порядком и условиями Аукциона.

Пунктом 11 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для участия в аукционе, в том числе:

- копии бухгалтерских балансов заявителя (с приложением всех обязательных форм) за год, предшествующий подаче заявки, и за последний отчетный период с отметкой налогового органа об их принятии. Заявитель не представляет сведения, если его регистрация в качестве субъекта предпринимательской деятельности проводилась в год подачи заявки;

- копия заключения аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности заявителя за предыдущий год, если в соответствии с федеральными законами заявитель подлежит обязательному аудиту. Заявитель не представляет сведения, если его регистрация в качестве субъекта предпринимательской деятельности проводилась в год подачи заявки.

Документы, указанные в настоящем пункте, за исключением копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц), копии свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копии свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе, копии свидетельства о государственной регистрации заявителя в органах статистики, копий бухгалтерских балансов заявителя (с приложением всех обязательных форм) за год, предшествующий подаче заявки, с приложением документов, подтверждающих их представление в налоговые органы, копий лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с планируемым пользованием недрами, в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в отношении заявителя или привлекаемых подрядных организаций, представляются заявителем. Заявитель вправе по собственной инициативе самостоятельно представить документы, перечисленные в настоящем абзаце. В случае если документы, перечисленные в настоящем абзаце, не были представлены заявителем по собственной инициативе, соответствующая информация запрашивается Министерством самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Согласно пункту 11.2 Приказа № 36-П К заявке должны прилагаться в том числе:

- копия бухгалтерского баланса заявителя (с приложением всех обязательных форм) за год, предшествующий подаче заявки на участие в аукционе, с приложением документов, подтверждающих их представление в налоговые органы. Сведения не предоставляются заявителем в случае государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности в году подачи заявки;

- копия заключения аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности заявителя за предыдущий год, если в соответствии с федеральными законами заявитель подлежит обязательному аудиту. Сведения не предоставляются заявителем в случае государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности в году подачи заявки.

Следовательно, копия бухгалтерского баланса и копия аудиторского заключения представляют собой различные документы, подтверждающие деятельность, осуществляемую заявителем.

Таким образом, довод Заявителя о том, что аудиторское заключение является документом, подтверждающим представление бухгалтерского баланса в налоговые органы не может быть принят Комиссией во внимание.

Кроме того, согласно пункту 193 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (Регламент № 99н), конечным результатом выполнения административной процедуры по приему налоговых деклараций (расчетов) является в том числе при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС - регистрация налоговой декларации (расчета) в информационном ресурсе инспекции ФНС России, направление заявителю квитанции о приеме и извещение о результате приема (уведомление о результате приема) налоговой декларации (расчета) в виде электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).

При отсутствии оснований, указанных в пунктах 28 и 194 настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) регистрирует налоговую декларацию (расчет), формирует квитанцию о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата);

2) отправляет квитанцию о приеме заявителю (пункт 215 Регламента № 99н).

Согласно пункту 216 Регламента № 99н датой представления налоговой декларации (расчета) заявителем в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.

Налоговая декларация (расчет) в электронной форме по ТКС считается принятой инспекцией ФНС России, если заявителю поступила квитанция о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).

Датой получения налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС инспекцией ФНС России считается дата, указанная в квитанции о приеме.

Таким образом, документом, подтверждающим представление бухгалтерского баланса в налоговый орган, является квитанция о его приеме.

Заявителем в составе заявки не представлен документ, подтверждающий представление бухгалтерского баланса в налоговый орган. Следовательно, заявка общества отклонена Министерством правомерно, поскольку ее содержание не соответствует объявленным условиям аукциона.

 

  1. Пунктом 11 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для участия в аукционе, в том числе:

- справки из банковских организаций об остатке денежных средств на счетах заявителя, полученные не ранее чем за месяц, предшествующий дате подачи заявки.

Указанное также предусмотрено Приказом № 36-П, Порядком и условиями проведения Аукциона.

Из положений Административного регламента, Приказа № 36-П, Порядка и условий проведения Аукциона следует, что некоторые виды документов представляются в виде копий (например, копии учредительных документов, копия свидетельства о государственной регистрации заявителя в органах статистики и т.д.), а остальные в виде оригиналов (доверенность, выданная в установленном порядке (в случае, если интересы заявителя представляются лицом, не имеющим право без доверенности представлять интересы заявителя), справки из банковских учреждений об остатке денежных средств на счетах заявителя, полученные в течение месяца, предшествующего дате подачи заявки на участие в аукционе).

Следовательно, организатором торгов, заявка на участие в Аукционе «ООО УК ГУ ПО Возрождение» отклонена правомерно, по причине непредоставления оригиналов справок из банковских организаций об остатке денежных средств на счетах заявителя.

 

  1. Доводы заявителя о неправомерном допуске к участию в Аукционе ООО «Южно-Султаевский гранит» и ООО «Ресурс» по причине отсутствия доказательства принадлежности заявителю (подрядной организации) технических средств, необходимых для проведения маркшейдерских работ на участке недр; отсутствия копии инвентарной карточки объекта основного средства – прибор маркшейдерской съемки не могут быть признаны обоснованными, поскольку Порядком и условиями проведения Аукциона не предусмотрено предоставление в составе заявки таких документов.

 

4. Пунктом 5 Приказа № 36-П установлено, что условия проведения аукциона разрабатываются по каждому участку недр в зависимости от вида пользования недрами, степени изученности и включают в том числе требования к заявке на участие в аукционе и материалам, предоставляемым заявителем.

Приказом № 36-П и Порядком и условиями проведения Аукциона предусмотрено представление копий подрядных договоров на проведение отдельных работ, связанных с пользованием недрами, - в случае, если заявитель планирует привлекать для проведения работ на участке недр подрядные организации.

Однако не ясно какие именно отдельные работы предусматриваются в данном случае.

Пунктом 5 Приказа № 36-П установлены следующие основные условия пользования участком недр:

- сроки подготовки технического проекта разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых и срок выхода на проектную мощность;

- сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Вместе с тем, Порядком и условиями проведения Аукциона (пункт 5.1.1) предусмотрено следующее:

По объемам, основным видам работ и срокам их проведения победитель аукциона обязан обеспечить:

а) подготовку и утверждение в установленном порядке проектной документации на проведение поисковых и оценочных работ на Лицензионном участке, получившей положительное заключение экспертизы в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» не позднее 6 месяцев с даты государственной регистрации лицензии;

б) начало поисковых и оценочных работ на Лицензионном участке не позднее 8 месяцев с даты государственной регистрации лицензии;

в) завершение поисковых и оценочных работ на Лицензионном участке и представление подготовленных в установленном порядке материалов по результатам геологического изучения недр в границах Лицензионного участка на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» не позднее 28 месяцев с даты государственной регистрации лицензии;

г) подготовку и утверждение в установленном порядке проектной документации на проведение работ по разведке Лицензионного участка, получившей положительное заключение экспертизы в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» не позднее 34 месяцев с даты государственной регистрации лицензии;

д) начало разведочных работ на Лицензионном участке не позднее 36 месяцев с даты государственной регистрации лицензии;

е) завершение разведочных работ на Лицензионном участке и представление подготовленных в установленном порядке материалов по результатам геологического изучения недр в границах Лицензионного участка на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» не позднее 48 месяцев с даты государственной регистрации лицензии;

ж) подготовку и утверждение в установленном порядке технического проекта разработки месторождения, согласованного в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» не позднее 56 месяцев с даты государственной регистрации лицензии.

После согласования и утверждения в установленном порядке технического проекта (для лицензии, предусматривающей добычу полезных ископаемых) срок действия лицензии продлевается;

з) ввод месторождения в разработку (эксплуатацию) не позднее 66 месяцев с даты государственной регистрации лицензии;

и) выход предприятия по добыче полезных ископаемых на проектную мощность не позднее 76 месяцев с даты государственной регистрации лицензии;

к) подготовку и утверждение в установленном порядке не позднее 6 месяцев до планируемого срока завершения отработки месторождения технического проекта ликвидации или консервации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, согласованного в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах»;

л) проведение рекультивации земельного участка по проекту, согласованному и утвержденному установленном порядке, не позднее 12 месяцев после завершения отработки месторождения.

Таким образом, если организатор торгов под отдельными работами понимает подготовку, утверждение какой – либо проектной документации, то в перечне документов, испрашиваемых у заявителей должен присутствовать договор на проектирование производства горных работ с организацией, имеющей право выполнения данного вида работ.

Однако такое требование Порядком и условиями проведения Аукциона не предусмотрено, следовательно, довод Заявителя о непредставлении ООО «Ресурс» и ООО «Южно-Султаевский гранит» в составе заявки договоров на проектирование производства горных работ с организацией, имеющей право выполнения данного вида работ, не может быть принят обоснованным.

Вместе с тем, указание в Порядке и условиях проведения Аукциона требования о предоставлении копий подрядных договоров на проведение отдельных работ, связанных с пользованием недрами, - в случае, если заявитель планирует привлекать для проведения работ на участке недр подрядные организации, может вводить в заблуждение потенциальных участников торгов, поскольку невозможно сделать вывод о видах работ, в отношении которых необходимо представить рассматриваемые договоры.

Так, по мнению Министерства, заявителем в указанном случае должны быть представлены копии договоров подряда только на работы по геологическому изучению, разведке и добычные работы.

Вместе с тем, в работы, связанные с пользованием недр, входят не только указанные работы, но и работы по подготовке и утверждению проектной документации на проведение поисковых и оценочных работ, проектной документации на проведение работ по разведке, технического проекта разработки месторождения, технического проекта ликвидации или консервации.

При этом указание Министерством в Порядке и условиях проведения Аукциона на необходимость предоставления в составе заявки доказательств принадлежности заявителю технических средств, необходимых для проведения работ на участке недр, с указанием слов «в том числе» свидетельствует о том, что работы по геологическому изучению, разведке и добычные работы применительно к рассматриваемым копиям подрядных договоров на проведение отдельных работ, связанных с пользованием недрами, и иным техническим средствам не носят исчерпывающий характер.

Таким образом, Министерством при утверждении Порядка и условий проведения Аукциона не указаны виды работ, связанные с пользованием недрами, в отношении которых участнику необходимо предоставить копии подрядных договоров, («отдельные виды работ»), что является нарушением пункта 5 Приказа № 36-П.

 

5. Пунктом 5 Приказа № 36-П установлено, что условия проведения аукциона разрабатываются по каждому участку недр в зависимости от вида пользования недрами, степени изученности и включают в том числе требования к заявке на участие в аукционе и материалам, предоставляемым заявителем.

Согласно Приказу № 36-П (пункт 11.2) входящие в состав заявки на участие в Аукционе доказательства о наличии у заявителей необходимых технических средств для эффективного и безопасного проведения работ, связанных с пользованиями недрами, должны включать:

1) доказательства принадлежности заявителю технических средств, необходимых для проведения работ на участке недр (копии паспортов транспортных средств или самоходных машин, или копии свидетельств о регистрации транспортных средств, или копии инвентарных карточек учета объекта основных средств, если технические средства не относятся к транспортным средствам или самоходным машинам), - в случае, если заявитель планирует осуществлять проведение работ на участке недр самостоятельно, в том числе:

- для проведения геологического изучения и разведки общераспространенных полезных ископаемых - буровая установка (обязательно);

- для проведения добычи:

  • экскаватор и бульдозер (обязательно);
  • землесосный снаряд (в случае, если технология ведения горных работ на участке недр предусматривает добычу общераспространенных полезных ископаемых гидромеханизированным способом);
  • камнерезная машина (в случае, если технология ведения горных работ на участке недр предусматривает добычу общераспространенных полезных ископаемых при помощи камнерезной машины);
  • горный комбайн (в случае, если технология ведения горных работ на участке недр предусматривает добычу общераспространенных полезных ископаемых при помощи горного комбайна);

- копии подрядных договоров на проведение отдельных работ, связанных с пользованием недрами, - в случае, если заявитель планирует привлекать для проведения работ на участке недр подрядные организации;

2) доказательства принадлежности подрядчику технических средств, необходимых для проведения работ на участке недр (копии паспортов транспортных средств или самоходных машин, или копии свидетельств о регистрации транспортных средств, или копии инвентарных карточек учета объекта основных средств, если технические средства не относятся к транспортным средствам или самоходным машинам), - в случае, если заявитель планирует привлекать для проведения работ на участке недр подрядные организации, в том числе:

- для проведения геологического изучения и разведки общераспространенных полезных ископаемых - буровая установка (обязательно);

- для проведения добычи:

  • экскаватор и бульдозер (обязательно);
  • землесосный снаряд (в случае, если технология ведения горных работ на участке недр предусматривает добычу общераспространенных полезных ископаемых гидромеханизированным способом);
  • камнерезная машина (в случае, если технология ведения горных работ на участке недр предусматривает добычу общераспространенных полезных ископаемых при помощи камнерезной машины);
  • горный комбайн (в случае, если технология ведения горных работ на участке недр предусматривает добычу общераспространенных полезных ископаемых при помощи горного комбайна);

- копии лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с планируемым пользованием недрами, в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" в отношении заявителя или привлекаемых подрядных организаций:

  • на производство маркшейдерских работ (обязательно);
  • на деятельность, связанную с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения (в случае, если технология ведения горных работ на участке недр предусматривает добычу общераспространенных полезных ископаемых с применением взрывных работ).

Порядком и условиями проведения Аукциона установлены аналогичные требования по предоставлению документов.

Из буквального толкования положений Порядка и условий проведения Аукциона следует, что заявитель должен иметь в наличии буровую установку, экскаватор и бульдозер обязательно. Однако не ясно необходимо ли заявителю иметь все перечисленные технические средства (землесосный снаряд, камнерезная машина, горный комбайн) либо одно из указанных средств в зависимости от вида работ.

Как пояснили представители Министерства на заседании Комиссии при выполнении работ по добыче облицовочного камня (кроме высокодекоративных и характеризующихся преимущественным выходом блоков 1 – 2 группы) на Южно-Султаевском II участке использование горного комбайна и землесосного снаряда невозможно.

Однако данные технические средства указаны в Порядке и условиях проведения Аукциона, хотя не могут использоваться при ведении соответствующих работ.

Таким образом, Министерством в нарушение пункта 5 Приказа № 36-П в Порядке и условиях проведения Аукциона установлены требования к заявке на участие в Аукционе и материалам, предоставляемым заявителем, без учета вида пользования недрами, степени изученности.

 

  1. Подпунктом 11 пункта 11 Административного регламента установлен следующий перечень документов, необходимых для участия в Аукционе:

1) данные о наличии у заявителя (подрядной организации) квалифицированных специалистов, включающие:

- список инженерно-технических работников заявителя (подрядной организации) с указанием фамилии, имени, отчества, должности в соответствии со штатным расписанием, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр, подписанный заявителем (руководителем подрядной организации);

- копии документов об образовании, подтверждающих квалификацию инженерно-технических работников заявителя, в том числе:

  • для проведения геологического изучения и разведки - геолога;
  • для проведения добычи - маркшейдера и инженера по горным работам.

Согласно Приказу № 36-П входящие в состав заявки на участи в аукционе данные о наличии у заявителя квалифицированных специалистов должны включать в себя:

- пофамильный перечень инженерно-технических работников заявителя с указанием должностей в соответствии со штатным расписанием, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр;

- копии дипломов, подтверждающих квалификацию инженерно-технических работников заявителя, в том числе:

  • для проведения геологического изучения и разведки - геолога;
  • для проведения добычи - маркшейдера и инженера по горным работам;

- пофамильный перечень инженерно-технических работников привлекаемой подрядной организации с указанием должностей в соответствии со штатным расписанием, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр, - в случае, если заявитель планирует привлекать для проведения работ на участке недр подрядные организации;

- копии дипломов, подтверждающих квалификацию инженерно-технических работников привлекаемой подрядной организации, - в случае, если заявитель планирует привлекать для проведения работ на участке недр подрядные организации, в том числе:

  • для проведения геологического изучения и разведки - геолога;
  • для проведения добычи - маркшейдера и инженера по горным работам.

Порядком и условиями проведения Аукциона установлены аналогичные требования.

В составе заявок ООО «Ресурс» и ООО «Южно-Султаевский гранит» приложен пофамильный перечень инженерно-технических работников заявителя и инженерно-технических работников привлекаемой подрядной организации с указанием должностей. При этом обязательное приложение штатного расписания к указанным перечня, документов о трудоустройстве данных специалистов Порядком и условиями проведения Аукциона не предусмотрено.

 

  1. Пунктом 3 Порядка и условий проведения Аукциона предусмотрено, что документы сопровождаются описью представляемых документов, оформленной на бумаге и на электронном носителе, что также указано в Административном регламенте и Приказе № 36-П.

Иных требований относительно порядка формирования описи представляемых документов, в Порядком и условиями проведения Аукциона не установлено.

Таким образом, довод Заявителя о непредставлении ООО «Ресурс» и ООО «Южно-Султаевский гранит» надлежаще оформленной описи представляемых документов не может быть признан обоснованным.

 

  1. Довод Заявителя о несоответствии страниц, указанных в описи представляемых документов, количеству страниц документа не может быть признан обоснованным, поскольку указанное не является основанием для отказа в приеме заявки.

 

  1. Довод Заявителя о расхождении данных о годе выпуска бульдозера в договоре аренды и акте приема-передачи не может быть признан обоснованным, поскольку не дают комиссии по рассмотрению заявок достаточных оснований для вывода об отсутствии такого транспортного средства у заявителя.

 

  1. Согласно Порядку и условиям проведения Аукциона (пункт 7.3) в составе заявки должны быть представлены доказательства принадлежности заявителю технических средств, необходимых для проведения работ на участке недр (копии паспортов транспортных средств или самоходных машин, или копии свидетельств о регистрации транспортных средств, или копии инвентарных карточек учета объекта основных средств, если технические средства не относятся к транспортным средствам или самоходным машинам), - в случае, если заявитель планирует осуществлять проведение работ на участке недр самостоятельно или доказательства принадлежности подрядчику технических средств, необходимых для проведения работ на участке недр (копии паспортов транспортных средств или самоходных машин или копии свидетельств о регистрации транспортных средств или копии инвентарных карточек учёта объекта основных средств, если технические средства не относятся к транспортным средствам или самоходным машинам), - в случае если заявитель планирует привлекать для проведения работ на участке недр подрядные организации.

Однако не ясно на каком праве заявителю или привлекаемому подрядчику должны принадлежать указанные средства.

Из буквального толкования указанных положений следует, что заявитель должен представить копии паспортов транспортных средств или самоходных машин, или копии свидетельств о регистрации транспортных средств, или копии инвентарных карточек учета объекта основных средств, если технические средства не относятся к транспортным средствам или самоходным машинам, согласно которым ему или привлекаемому подрядчику на праве собственности принадлежат транспортные средства, самоходные машины или иные технические средства.

Однако комиссией по рассмотрению заявок на участие в Аукционе допущены заявители, предоставившие договор аренды таких транспортных средств, который также является подтверждением наличия у заявителя необходимых транспортных средств, самоходных машин или иных технических средств, но на праве владения и (или) пользования, что также может соответствовать указанным положениям Порядка и условий проведения Аукциона.

Таким образом, Министерством в Порядке и условиях проведения Аукциона не установлены положения о возможности предоставления заявителем доказательств принадлежности ему или привлекаемому подрядчику технических средств, необходимых для проведения работ на участке недр, на основании договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования, что может вводить в заблуждение потенциальных участников торгов.

Поскольку Министерством допущены нарушения порядка организации Аукциона, распоряжение Министерства о результатах Аукциона не принято, Комиссия считает необходимым выдать Министерству предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения Аукциона.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.

2. Признать нарушением пункта 5 Порядка № 36-П действия Министерства:

- по неустановлению в Порядке и условиях проведения Аукциона сведений, позволяющих сделать однозначный вывод о требованиях к составу заявки на участие в Аукционе и материалам, предоставляемым заявителем, в том числе в части видов работ, связанных с пользованием недр, на которые необходимо представить копии подрядных договоров в случае, если заявитель планирует привлекать для проведения работ на участке недр подрядные организации;

- по неустановлению в Порядке и условиях проведения Аукциона сведений о возможности представления в составе заявки на участие в Аукционе в качестве документов, подтверждающих наличие у заявителя транспортных средств, самоходных машин, иных технических средств, договоров аренды, договоров безвозмездного пользования и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении указанного имущества.

3. Выдать в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Администрации предписание об аннулировании Аукциона.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 45-07-18.1/17

об аннулировании торгов

 

13 июля 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135 - ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) (далее – Комиссия), в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, на основании решения № 45-07-18.1/17 от 13.07.2017 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Горное управление ПО Возрождение» (далее вместе – ООО «УК ГУ ПО Возрождение», Заявитель, общество) на неправомерные действия Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее – Министерство),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Министерству в срок до 27 июля 2017 года совершить действия по аннулированию аукциона на предоставление права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи облицовочного камня (кроме высокодекоративных и характеризующихся преимущественным выходом блоков 1 – 2 группы) на Южно-Султаевском II участке, расположенном в Сосновском муниципальном районе Челябинской области, по извещению № 280317/1780621/05, а именно:

- принять решение об аннулировании Аукциона, в том числе об отмене протоколов, составленных в ходе его проведения;

- не совершать действия по оформлению распоряжения об утверждении результатов Аукциона;

- разместить на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов – www. torgi.gov.ru, решение об аннулировании Аукциона, в том числе об отмене протоколов, составленных в ходе его проведения;

- направить лицам, подавшим заявки на участие в торгах, уведомление о принятии решения об аннулировании Аукциона и отмене протоколов, составленных в ходе его проведения.

 

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Челябинское УФАС России в срок до 03 августа 2017 года с приложением подтверждающих документов (копии решения об аннулировании Аукциона и отмене протоколов, составленных в ходе его проведения, сведения о дате размещения указанной информации на сайте, копии уведомлений лицам, подавшим заявки на участие в торгах, о принятии решения об аннулировании Аукциона и отмене протоколов, составленных в ходе его проведения, с документами, подтверждающими их направление участникам торгов).

 

Документы, представленные в доказательство исполнения предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица, прошиты и пронумерованы, представлены с сопроводительным письмом и описью документов.

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.