Решение № 450-ж/2017 по жалобе на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
17.07.2017
Управление:
Челябинское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер дела:

 

 

РЕШЕНИЕ № 450-ж/2017

10 июля 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

...

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

...

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

...

-

специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу АО «КТЦ «Металлоконструкция» на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения (извещение № 0369100028417000069) (далее – аукцион) в присутствии:

- представителя Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Федерального дорожного агентства» (далее – Заказчик), действующего на основании доверенности № 92 от 26.12.2017;

- представителя Заказчика, действующего на основании доверенности № 54 от 27.06.2017;

- представителя Заказчика, действующего на основании доверенности № 61 от 06.07.2017;

- в отсутствие представителя Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте заседания комиссии,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 03.07.2017 поступила жалоба АО «КТЦ «Металлоконструкция» на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения (извещение № 0369100028417000069), объявленного путем размещения в Единой информационной системе 09.06.2017 извещения о проведении запроса котировок на сайте www.zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта – 50 000 000 рублей 00 копеек.

По состоянию на 11.07.2017 контракт по результатам аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.

Согласно доводам, изложенным в жалобе АО «КТЦ Металлоконструкция», Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе. В обоснование доводов Заявитель указывает следующее:

1. законодательство о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии материалы, которые будут использованы при выполнении работ, в связи с чем, требование об указании в заявке коэффициента яркости и коэффициента световозвращения товаров, которые используются при выполнении работ, не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку такие характеристики могут быть установлены только при проведении соответствующих измерений и испытаний;

2. установление в документации требований к таким товарам как «Кислород технический газообразный» и «Ацетилен газообразный технический» противоречит законодательству о контрактной системе, поскольку указанные товары не являются предметом закупки.

Представители Заказчика с доводами жалоб частично согласились и пояснили следующее.

1. В настоящее время на территории РФ имеется множество производителей, которые занимаются производством дорожных знаков. При этом, такие производители имеют возможность изготовить дорожные знаки с различными характеристиками, которые будут соответствовать стандартам. При этом, такие характеристики будут отражены в паспорте.

Вместе с тем, имеются также хозяйствующие субъекты, которые самостоятельно не производят такие материалы, вследствие чего, некоторые характеристики могут быть не указаны в паспорте товара.

Представитель Заказчика также отметил, что любой товар проходит различные измерения, однако результаты таких измерений могут быть не отражены в паспорте товара.

Более того, представитель Заказчика на заседании комиссии приобщил к материалам дела ответы производителей, которые готовы изготовить и поставить товар, соответствующий техническим характеристикам, указанным в аукционной документации.

На заседании комиссии представители Заказчика обратили внимание, что АО «КТЦ «Металлоконструкция» не представили доказательств, которые бы обосновывали позицию о том, что ряд характеристик возможно уточнить в результате проведения испытания партии товара. Более того, Заявитель не представил доказательства ограничения конкуренции.

2. При производстве работ, Заказчик заинтересован в качественном выполнении работ, по этой причине все дополнительные материалы, которые используются при выполнении работ, должны соответствовать требованиям, установленным Заказчиком в документации.

Представители АО «КТЦ Металлоконструкция» на заседание комиссии не явились, ходатайств не заявляли, доказательств обоснованности жалобы не представили.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При описании объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В силу части 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Вся указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Описание объекта закупки – это фиксация заказчиком в документации о закупке требований, предъявляемых к выполняемым работам, обусловливающих способность удовлетворять потребности и запросы Заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований Заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны Заказчика должным исполнением контракта.

При этом, в силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что в силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Как видно из аукционной документации, Заказчик в пункте 4 «Дорожные знаки» Приложения № 3 к документации об электронном аукционе «Значения товаров, используемых при выполнении работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения», указал, что при выполнении работ необходимо использовать следующие материалы:

 

4

Дорожные знаки

Коэффициент световозвращения (удельный коэффициент силы света) (кд • лк(-1) • м(-2) знаков со световозвращающейся поверхности при угле наблюдения б=20° должен быть не менее значений, указанных в таблице:

Цвет элемента изображения знака

Тип пленки

Угол освещения bv , (при bн = 0°)

10°

20°

30°

40°

Коэффициент световозвращения, кд • лк(-1) • м(-2)

Белый, серебрис-тый

Б

170,0

100,0

85,0

65,0

40,0

Красный

Б

24,0

14,0

12,0

10,0

6,0

Желтый

Б

75,0

45,0

35,0

30,0

18,0

Зеленый

Б

12,0

10,0

8,0

7,0

5,0

Синий

Б

9,0

7,0

6,0

5,0

3,0

Коэффициент яркости элементов изображений знаков должен соответствовать значениям, указанных в таблице:

Надпись: Цвет изображения элемента	Коэффициент яркости в, %, не менее
	Знаки со световозвращающей поверхностью
Белый,
Серебристый	27,0
Красный	5,0
Желтый	25,0
Синий	1,0

8

Световозращатели дорожные КД5-БК2

Коэффициент световозвращения (удельный коэффициент силы света) (кд • лк(-1) • м(-2) знаков со световозвращающейся поверхности при угле наблюдения б=20° должен быть не менее значений, указанных в таблице:

 

Цвет элемента изображения знака

Тип пленки

Угол освещения bv , (при bн = 0°)

30°

Коэффициент световозвращения, кд • лк(-1) • м(-2)

Белый, серебристый

Б

170

65

Красный

Б

24

10

 

 

По мнению АО «КТЦ «Металлоконструкция», коэффициент световозвращения, коэффициент яркости элементов изображений знаков, могут быть определены только путем испытания определенной партии товара.

В настоящее время в отношении указанных материалов действует ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования» и ГОСТ Р 50971-2011 «Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения».

Пунктом 5.5.3 ГОСТ Р 52290-2004 определены коэффициенты световозвращения знаков со световозвращающей поверхностью.

Пунктом 5.6.2 ГОСТ Р 52290-2004 установлены коэффициенты яркости элементов изображений знаков.

При этом, проанализировав пункт 4 Приложения № 3 к документации об электронном аукционе, антимонопольный орган отмечает, параметры световозвращения и коэффициенты яркости изображений дорожных знаков установлены в соответствии с ГОСТ Р 52290-2004.

В соответствии с пунктом 5.3.1 ГОСТ Р 50971-2011 коэффициент световозвращения (удельный коэффициент силы света) световозвращающих элементов пленочного типа должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290.

Таким образом, значения световозвращения для световозращателей дорожных также определены пунктом 5.5.3 ГОСТ Р 52290-2004.

Проанализировав пункт 8 Приложения № 3 к документации об электронном аукционе, антимонопольный орган отмечает, параметры световозвращения для световозращателей дорожных установлены в соответствии с ГОСТ Р 52290-2004.

Таким образом, параметры, которые, по мнению Заявителя, могут быть уточнены только по результатам проведения каких-либо испытаний, являются стандартными и могут быть определены уже на этапе производства такого товара, поскольку производители при изготовлении тех или иных деталей обязаны использовать государственные стандарты.

Более того, на заседание комиссии представителем Заказчика приобщены к материалам дела ответы ООО «АИР Магистраль» (исх. № 132 от 07.07.2017), ООО «Магистраль плюс» (исх. № 88 от 07.07.2017), ООО "Северо-Кавказский Завод Металлоконструкций" (исх б/н от 07.07.2017). Согласно ответам указанные хозяйствующие субъекты имеют возможность изготовить и поставить товар с техническими характеристиками, указанными в документации.

Более того, ООО "Северо-Кавказский Завод Металлоконструкций" указал, что все поставляемые товары обладают техническими паспортами, в которых будут указаны конкретные технические характеристики товара.

Комиссия Челябинского УФАС России также отмечает, что к жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Из анализа частей 1, 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.

Жалоба Заявителя не содержит доказательств, свидетельствующих об ограничении конкуренции, в том числе количества участников рассматриваемой закупки.

Более того, Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие факт невозможности указания коэффициента световозвращения и коэффициента яркости материалов, которые используются при выполнении работ на этапе производства таких материалов.

Таким образом, довод АО «КТЦ «Металлоконструкция», согласно которому коэффициент световозвращения и коэффициент яркости материалов, которые используются при выполнении работ, могут быть определены только путем испытания определенной партии товара, не обоснованы ввиду недоказанности.

2. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

Подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

При этом, частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Из совокупного толкования указанных норм следует, что Заказчик не вправе устанавливать в документации требование о необходимости указания в первой части заявки характеристик товаров, которые не являются предметом закупки.

Согласно аукционной документации, Заказчик указал, что участнику необходимо указать в заявке характеристики «Кислород технический газообразный», «Ацетилен газообразный технический».

Антимонопольный орган отмечает, что указанный товар используется в процессе производства работ. Иными словами, для Заказчика имеет значение только качество конечного результата работ, а также качество тех материалов, которые напрямую относятся к предмету контракта.

Таким образом, доводы жалобы АО «КТЦ «Металлоконструкция», согласно которым установление в документации требования о необходимости предоставления участниками закупки в первой части заявки сведений о характеристиках «Кислород технический газообразный» и «Ацетилен газообразный технический» противоречит законодательству о контрактной системе, обоснован, поскольку указанный товар не является предметом закупки.

Действия Заказчика противоречат пункту 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, проведя внеплановую проверку, выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.

Частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе определено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются.

Как видно материалов дела, в адрес Заказчика поступил запрос о разъяснении положений аукционной документации следующего содержания: «В пункте 10.4 технического задания для осевого ограждения указана удерживающая способность У5 и высота 0,75 (также и в ведомости объёмов работ). Но в соответствии с ГОСТ 52607 для ограждений с уровнем удерживающей способностью У5 и выше высота должна быть не менее 1,1 м (пункт 6.3). Просим внести изменения в документацию и указать требуемую высоту ограждения равную 1,1 м, либо установить требуемый уровень удерживающей способности У4».

В ответе на запрос от 16.06.2017 Заказчик указал, что при формировании аукционной документации, в части указанных показателей заказчиком допущены технические опечатки, в связи с чем, заказчиком будут внесены соответствующие изменения в Документацию.

Как видно из аукционной документации, Заказчик внес изменения в пункт 10.4. Технического задания:

Редакция № 1

Редакция № 2

Барьерное ограждение должно быть:

- уровень удерживающей способности – У3 (для осевого барьерного ограждения – У5);

- значение уровня, кДж - не менее 250 (для осевого барьерного ограждения – 350);

- высота барьерного ограждения - 0,75 м.

Барьерное ограждение должно быть:

- уровень удерживающей способности – У3 (для осевого барьерного ограждения – У4);

- значение уровня, кДж - не менее 250 (для осевого барьерного ограждения – 300);

- высота барьерного ограждения - 0,75 м.

Таким образом, Заказчиком фактически внесены изменения в описание объекта закупки, поскольку изменены значения уровня удерживающей способности и тип ограждения, для которого применяется соответствующий уровень.

Указанные действия Заказчика привели к нарушению части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.

Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать доводы жалобы АО «КТЦ «Металлоконструкция» на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения (извещение № 0369100028417000069) частично обоснованными:

- обоснованными в части неправомерного установления требования о необходимости предоставления участниками закупки в 1 части заявки сведений о характеристиках «Кислород технический газообразный» и «Ацетилен газообразный технический»;

- в остальной части необоснованными.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.