Решение б/н Решение по делу № 48-07/15 о нарушении антимонопольного зако... от 26 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «15» сентября 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «23» октября 2015 года.    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя
Комиссии:    <…>    -    заместителя руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии:    <…>    -    главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;
    <…>    -    специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 48-07/15, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Уйского муниципального района Челябинской области (456470, Челябинская область, Уйский р-н, с. Уйское, ул. Балмасова, 6; далее -  Администрация района) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), Администрацией Ларинского сельского поселения  (456492, Челябинская область, Уйский р-н, с. Ларино, ул. Октября, 12; далее – Администрация поселения)  и ООО «Энерго Эксперт» (454004, г. Челябинск, ул. Академика Королева, 38-80; далее также Общество) пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:
В адрес Челябинского УФАС России поступили материалы, направленные Прокуратурой Челябинской области, по вопросу заключения в 2014 году органами местного самоуправления Уйского муниципального района  муниципальных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) для муниципальных нужд без проведения торгов на основании протоколов Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности  Уйского муниципального района.
 Из указанных материалов следует, что Администрацией поселения без проведения торгов  на основании решения Комиссии  по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Уйского муниципального района № 07-2014 от 01.09.2014 заключен муниципальный контракт № 82 от 03.09.2014 на выполнение работ по капитальному ремонту муниципальных сетей теплоснабжения и водоснабжения в с. Ларино  с ООО «Энерго Эксперт». В действиях Администрации района,  Администрации поселения и ООО «Энерго Эксперт» установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем возбуждено производство по настоящему делу.

Администрацией района представлены следующие письменные пояснения.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, вызванной возможным срывом отопительного сезона, Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Уйского муниципального района приняла решение на основании пункта 9 части 1 статьи 93  Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) сложившуюся ситуацию признать чрезвычайной.
Работы, предусмотренные муниципальным контрактом, были выполнены в срок и в полном объеме. Акты приемки выполненных работ  подписаны, и денежные средства перечислены подрядчику в полном объеме.

Администрацией поселения представлены письменные пояснения, и на  заседании  комиссии представителем отмечено следующее.
Муниципальный контракт № 82 от 03.09.2014 на выполнение работ по капитальному ремонту муниципальных сетей теплоснабжения и водоснабжения в с. Ларино  заключен на основании решения Комиссии  по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Уйского муниципального района № 07-2014 от 01.09.2014. Необходимость выполнения указанных работ обусловлена угрозой срыва отопительного сезона.  Администрацией района определен подрядчик для выполнения работ, а также разработан проект муниципального контракта.
На основании изложенного, Администрация полагает, что заказчик действовал законно и обоснованно  при заключении рассматриваемого муниципального контракта с соблюдением условий, предусмотренных законодательством о контрактной системе, и в действиях Администрации поселения и Общества отсутствуют нарушения Закона о защите конкуренции.

ООО «Энерго Эксперт» представлены письменные пояснения, и на  заседании  комиссии представителем указано, что Обществом заключен контракт № 82 от 03.09.2014 на основании соответствующего решения Комиссии  по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Уйского муниципального района, которым определена необходимость выполнения работ по капитальному ремонту муниципальных сетей теплоснабжения и водоснабжения в с. Ларино  без проведения торгов.
ООО «Энерго Эксперт» полагает, что в действиях Администрации поселения и Общества отсутствуют нарушения Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Материалами дела установлено, что в соответствии с Решением  комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Уйского муниципального района № 07-2014 от  01.09.2014 факт замены аварийных участков теплотрассы на территории Ларинского сельского поселения в с. Ларино на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе признан неотложным и чрезвычайным,  принято решение о  размещении заказа у единственного  поставщика услуг (исполнителя, подрядчика) ООО «Энерго Эксперт» на сумму 2 000 000 рублей за счет областного бюджета.
03.09.2014 между Администрацией Ларинского сельского поселения на основании решения комиссии  № 07-2014 от 01.09.2014 без проведения конкурентных процедур заключен муниципальный контракт № 82 от 03.09.2014 на выполнение работ по капитальному ремонту муниципальных сетей теплоснабжения и водоснабжения в с. Ларино Уйского муниципального района.
Цена указанного контракта составляет 1 972 387 рублей.
Срок выполнения работ по контракту – 01.10.2014.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).
Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации  установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений указанного кодекса.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (часть 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
    Часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусматривает, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) в статье 3 Закона о контрактной системе понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных названным Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе определено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Под конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе понимаются  являются конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не позволяет хозяйствующим субъектам принять участие в закупки и предложить лучшие условия исполнения контракта и/или наименьшую цену контракта, исключает фактор конкуренции между участниками закупки.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) выбирается заказчиком. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе  заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований названного закона.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 № 2019-р установлен Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), в который включены работы строительные (за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей).
При этом частью 3 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 названной статьи перечни.
    Следовательно, закупка на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту муниципальных сетей теплоснабжения и водоснабжения в селе Ларино Уйского муниципального района  должна быть осуществлена путем проведения торгов.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных работ вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на выполнение работы в объеме, который необходим для ликвидации последствий, возникших вследствие чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», под аварией понимается опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде; под техногенным воздействием - опасные воздействия, являющиеся следствием аварий в зданиях, сооружениях или на транспорте, пожаров, взрывов или высвобождения различных видов энергии, а также воздействия, являющиеся следствием строительной деятельности на прилегающей территории.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Под ликвидацией чрезвычайных ситуаций понимаются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Термин «непреодолимая сила» положениями Закона о контрактной системе не закреплен. Однако это понятие определено в гражданском законодательстве, являющемся нормативной основой для отношений в сфере размещения заказов.
 Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, непреодолимая сила характеризуется признаками чрезвычайности и непредотвратимости наступивших обстоятельств. Под чрезвычайностью следует понимать необычность явления для повседневности, отсутствие его систематичности. Второй признак непреодолимой силы характеризуется невозможностью собственными усилиями его предотвратить.
Правоприменительная практика относит к непреодолимой силе явления стихийного характера: землетрясения, сильные снегопады, цунами и т. д.
 Признаки чрезвычайности и непредотвратимости наступления последствий должны присутствовать в совокупности.
Кроме того, возможность возникновения чрезвычайной ситуации,  а также аварии не свидетельствует об объективном наличии данного обстоятельства.
Такие обстоятельства, как длительные сроки осуществления закупки, возможный срыв отопительного сезона, предупреждение возникновения чрезвычайной ситуации, аварии, не являются обстоятельствами, допускающими осуществление закупки без проведения торгов с единственным подрядчиком.
В Определении Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 30.07.2013 № ВАС-9962/13 указано, что обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем, в случае если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. Наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени свидетельствует о неправомерности заключения контракта избранным способом, то есть без проведения торгов.
В связи с этим, обстоятельства, указанные в Решении Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Уйского муниципального района  № 07-2014 от  01.09.2014, а именно факт необходимости замены аварийных участков теплотрассы на территории Ларинского сельского поселения в с. Ларино, не могут являться основаниями для заключения муниципального контракта без проведения торгов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, поскольку не являются чрезвычайной ситуацией, обстоятельствами непреодолимой силы, не направлены на ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.
Помимо этого, Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Уйского муниципального района не является органом, в полномочия которого входит принятие решения о способе определения поставщика, подрядчика, исполнителя (часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Таким образом, действия Администрации района в лице Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Уйского муниципального района, выразившиеся в принятии решения о признании работ по замене аварийных участков теплотрассы на территории Ларинского сельского поселения в с. Ларино как неотложных и чрезвычайных, противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку указанные действия могли привести к недопущению, ограничению, устранению, конкуренции при осуществлении закупки, а также к созданию отдельному хозяйствующему субъекту – ООО «Энерго Эксперт» необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности с получением дохода от выполнения муниципального заказа по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, работающими с ним на одном товарном рынке и способных выполнить такой заказ, поскольку такие лица лишаются доступа к выполнению указанных работ.

Более того, материалами дела установлено, что между муниципальным образованием «Ларинское сельское поселение» и ООО «Перспектива» заключен договор безвозмездного пользования б/н от 22.07.2013 объектами коммунальной инфраструктуры  на территории Ларинского сельского поселения, в том числе тепловыми сетями, расположенными на ул. Октябрьская, ул. Садовой, ул. Строителей, ул. Мира, ул. Дворцовой, пер. Безымянном, пр-кте Ларина.
Согласно пунктам 2.5.3, 2.5.4  договора  б/н от 22.07.2013 ООО «Перспектива» обязано  поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт имущества, нести все расходы по содержанию имущества с включением затрат в тарифы на услуги.
Пунктом 1.7 договора  б/н от 22.07.2013 установлено, что объем и порядок выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной договором, определен в приложении № 3 к нему.  Так, в приложении № 3 к договору б/н от 22.07.2013 установлены мероприятия по обслуживанию объектов теплоснабжения, к которым отнесено: предоставление информации ссудодателю в течение трех суток о возникшей поломке или выходе из строя оборудования, сбоях в работе источника теплоснабжения, принимаемых (принятых) мерах по устранению возникших аварийных ситуаций, подготовка систем теплоснабжения к эксплуатации в зимних условиях, проведение профилактических и ремонтных работ и т.д.
Из указанного следует, что именно на организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, возложена обязанность по  поддержанию теплосетевого имущества в исправном состоянии, осуществлению своевременного  ремонта такого имущества в целях исключений аварий.
06.05.2014 ООО «Перспектива» составлены Акты гидравлических испытаний трубопроводов тепловой сети, в которых указано, что теплосети, расположенные по ул. Строителей и ул. Дворцовой в с. Ларино, прошли гидравлическое испытание удовлетворительно  и допущены к дальнейшей эксплуатации.
25.08.2014 ООО «Перспектива» составлены Акты гидравлических испытаний трубопроводов тепловой сети, согласно которым в результате осмотра установлена течь воды на отдельных участках, а также принято решение провести осмотр теплосетей в шурфе.
В соответствии с актом осмотра теплотрассы в шурфе, расположенной по ул. Строителей в с. Ларино, от 25.08.2014 комиссия пришла к выводу о необходимости замены трубопроводов теплосети, укладки изоляции, установки запорной арматуры.
В соответствии с актом осмотра теплотрассы в шурфе, расположенной по ул. Дворцовой в с. Ларино, от 25.08.2014 комиссия пришла к выводу о необходимости замены трубопроводов теплосети, укладки изоляции, установки тепловых камер и запорной арматуры на врезках потребителей.
Письмом от 25.08.2014 № 61 ООО «Перспектива» уведомило главу Администрации поселения о том, что при проведении гидравлических испытаний  теплотрасс с. Ларино перед началом отопительного сезона  не прошли гидравлическое испытание  следующие участки теплотрасс: ул. Дворцовая от ТК-85 до ТК-90,  ул. Октябрьская от ТК-56 до ТК-60, в связи с чем данные участки требуют срочной замены теплотрассы, при не устранении аварийных участков, может произойти срыв отопительного сезона. Письмом от 26.08.2014 № 65 в адрес главы Администрации поселения ООО «Перспектива»  сообщило, что при заполнении и опрессовке водой теплосети с. Ларино выявлены аварийные участки теплосети по ул. Строителей от ТК-41 до ТК-60 и ул. Дворцовая от ТК-85 до врезки № 106.
Порядок подготовки к отопительному сезону регулируется Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, в соответствии с подпунктом 11 пункта 13 которых теплоснабжающие организации при подготовке к отопительному периоду должны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, в том числе путем проведения гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей.
Из указанного следует, что гидравлические и тепловые испытания тепловых сетей проводятся в целях проверки к готовности объектов к началу отопительного сезона, а в случае, если теплосети не прошли такие испытания, теплоснабжающая организация должна устранить выявленные дефекты до начала отопительного сезона.
Проведение указанных испытаний носит систематический характер и направлен, в том числе на выявление участков сети, требующих проведения ремонтных работ в результате их эксплуатации.
Выявление аварийных участков тепловых сетей до начала отопительного сезона не является  аварией  и не свидетельствует о возможности заключения контракта без торгов с единственным подрядчиком для ликвидации последствий аварии.
Помимо этого, Распоряжение Администрации поселения  № 36 о начале отопительного сезона с 24.09.2014 на 25.09.2014 было издано только 19 сентября 2014 года, то есть на момент заключения муниципального контракта № 82 от 03.09.2014  Администрация поселения не располагала сведениями о дате начала отопительного сезона в 2014 году.
Необходимо отметить, что муниципальным контрактом № 82 от 03.09.2014 предусмотрено выполнение работ не только сетей теплоснабжения, но и сетей водоснабжения. Однако документов, свидетельствующих о  том, что потребность в ремонте сетей водоснабжения в селе Ларино возникла вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при рассмотрении  дела также не представлено.
Кроме того, в материалах дела имеется Положительное заключение государственной экспертизы  № 68-КР-1313 от 04.02.2014, составленное взамен заключению № 1254-КР-1313 от 21.10.2013, на объект капитального ремонта «Муниципальные сети тепловодоснабжения по ул. Дворцовая в с. Ларино Уйского муниципального района Челябинской области», а также Положительное заключение государственной экспертизы  № 69-КР-1313 от 05.02.2014, составленное взамен заключению № 1253-КР-1312 от 21.10.2013, на объект капитального ремонта «Муниципальные сети тепловодоснабжения по ул. Октябрьская в с. Ларино Уйского муниципального района Челябинской области».
Администрацией поселения в материалы дела представлено письмо Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области от 21.02.2013 № 3374, направленное в ответ на обращение жителей с. Ларино по вопросу включения мероприятий по ремонту водопровода в с. Ларино в областную целевую программу «Чистая вода» на  территории Челябинской области, в котором указано, что вопрос ремонта водопроводов в с. Ларино главе Уйского муниципального района необходимо рассмотреть в рамках подготовки в осенне-зимнему периоду 2013-2014 годов за счет средств местного бюджета.
Таким образом,  из материалов дела следует, что потребность в осуществлении мероприятий по ремонту сетей водоснабжения, теплоснабжения на территории Ларинского поселения имелась в 2013, 2014 годах в результате износа объектов коммунальной инфраструктуры.
Следовательно, обстоятельства, которые указывает Администрация поселения в обоснование необходимости осуществления закупки у единственного подрядчика (выявление аварийных участков сети при подготовке к отопительному сезону), не свидетельствуют о наличии факта аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, невозможности и нецелесообразности осуществления закупки посредством проведения конкурентных процедур.
В связи с указанным, у Администрации поселения отсутствовали законные основания для заключения рассматриваемого муниципального контракта без проведения торгов на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
  Помимо этого, согласно Распоряжению Правительства Челябинской области от 27.08.2014 № 501-рп распределение дотации из областного фонда поддержки усилий органов местного самоуправления по обеспечению сбалансированности местных бюджетов Уйскому муниципальному району составило 9 710 030,00 рублей.
 В соответствии с Распоряжением Администрации района № 355 от 10.09.2014 «Об увеличении ассигнований и лимитов на 2014 год» средства, предусмотренные в районном бюджете на 2014 год, дополнительно выделенные из областного бюджета на основании Распоряжения Правительства Челябинской области от 27.08.2014 № 501-рп на реализацию перечня неотложных мероприятий в рамках подготовки к отопительному периоду  объектов коммунальной инфраструктуры на 2014 год,  в размере 2 000 000, 00 рублей направлены в Ларинское сельское поселение  на капитальный ремонт теплотрассы и водопровода в селе Ларино.
Согласно Уведомлению об изменении лимитов бюджетных обязательств № 288 от 10.09.2014 изменение лимитов текущего года Администрации поселения составило 2 000 000, 00 рублей.
Вместе с тем, муниципальный контракт № 82 от 03.09.2014 заключен Администрацией поселений  в отсутствие  лимитов бюджетных обязательств, что не соответствует положениям бюджетного законодательства.

Администрация поселения и Общество,  достоверно зная об  отсутствии оснований для заключения муниципального контракта с единственным подрядчиком, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, а именно необходимости выполнения рассматриваемых работ вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно, тем не менее заключили муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту муниципальных сетей теплоснабжения и водоснабжения в с. Ларино на сумму  1 972 387, 00 рублей. В результате общество в отсутствие конкуренции и в нарушение требований федерального законодательства получило право на  выполнение работ по цене, которая не была определена в условиях конкуренции хозяйствующих субъектов путем проведения конкурентных процедур.
Заключая муниципальный контракт на  выполнение капитального ремонта сетей водоснабжения и теплоснабжения в с. Ларино, как Администрация поселения, так и Общество должны руководствоваться положениями федерального законодательства.
Обществом при рассмотрении настоящего дела не представлены документы и сведения, которыми оно располагало при заключении муниципального контракта № 82 от 03.09.2014, позволяющие  сделать вывод о признании капитального ремонта муниципальных сетей теплоснабжения и водоснабжения в с. Ларино чрезвычайной ситуацией.
Кроме того, фактически заключение контракта без проведения торгов  обусловлено срочностью  выполнения работ ввиду необходимости их выполнения  к началу отопительного сезона в 2014 году.  Согласно пункту 4.2 муниципального контракта № 82 от 03.09.2014 датой окончания работ определено 01 октября 2014 года.
Вместе с тем, в материалы дела представлены Акты о приемке выполненных работ от № 1 от 20.12.2014 и № 2 от 20.12.2014, счет-фактура от 20.12.2014 № 00000121, справка о стоимости выполненных работ от 20.12.2014, что свидетельствует о выполнении данных работ за пределами срока, установленного контрактом.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с представленными документами Обществом работы выполнены на сумму 1 500 044,00 рублей,  а также в указанном размере оплачены Администрацией поселения (платежные поручения от 25.09.2014 № 1542, от 26.12.2014 № 2419, справка о стоимости выполненных работ от 20.12.2014), при условии, что цена контракта № 82 от 03.09.2014 составляет 1 972 387, 00 рублей.
Таким образом, посредством заключения муниципального контракта  между Администрацией поселения и Обществом обеспечена возможность  ООО «Энерго Эксперт» в отсутствие конкурентных процедур осуществлять выполнение работ по капитальному ремонту муниципальных сетей теплоснабжения и водоснабжения в с. Ларино в целях обеспечения муниципальных нужд и получать от этого доход, что создает преимущественные условия доступа к выполнению работ для муниципальных нужд указанному хозяйствующему субъекту и ограничивает доступ иных организаций (индивидуальных предпринимателей) на рынок выполнения данных работ.
С учетом изложенного, муниципальный контракт  № 82 от 03.09.2014 на выполнение работ по капитальному ремонту муниципальных сетей теплоснабжения и водоснабжения в с. Ларино, заключенный между Администрацией поселения и ООО «Энерго Эксперт», в отсутствие конкуренции нарушает пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, поскольку его заключение обусловлено интересом каждого из участников указанного соглашения, результатом  соглашения явилось недопущение, ограничение, устранение конкуренции при осуществлении закупки, в том числе ограничение доступа иным хозяйствующим субъектам, намеренным  осуществлять выполнение работ в целях обеспечения муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.
Материалами дела установлено, что работы, предусмотренные муниципальным контрактом № 82 от 03.09.2014, выполнены,  в связи с чем не представляется возможным выдать предписание  о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
        Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

    РЕШИЛА:
1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Администрации района в лице Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Уйского муниципального района, выразившиеся в принятии решения о признании работ по замене аварийных участков теплотрассы на территории Ларинского сельского поселения в с. Ларино у единственного  подрядчика без проведения торгов  на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, что могло привести  к ограничению, устранению, недопущению конкуренции при осуществлении закупки, а также к созданию отдельному хозяйствующему субъекту – ООО «Энерго Эксперт» необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности с получением дохода от выполнения муниципального заказа по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, работающими с ним на одном товарном рынке и способных выполнить такой заказ, поскольку такие лица лишаются доступа к выполнению указанных работ.
2. Признать муниципальный контракт  № 82 от 03.09.2014 на выполнение работ по капитальному ремонту муниципальных сетей теплоснабжения и водоснабжения в с. Ларино, заключенный между Администрацией поселения и ООО «Энерго Эксперт» без проведения торгов и в нарушение положений Закона о контрактной системе, соглашением,  нарушающим требования  пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
3. Администрации района, Администрации поселения и ООО «Энерго Эксперт» предписание, предусмотренное частью 3 статьи 23 Закона о защите конкуренции, не выдавать.
4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.


Члены Комиссии                                                                                 <…>

<…>                                                                                                               <…>


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд. Примечание.   За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

 

<…> (351) 265-93-79

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны