Решение б/н Решение и предписание № 486-ж/2017 по жалобе на действия зак... от 1 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 486-ж/2017

 

26 июля 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

 

«<…>»

-

«<…>»,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Магнитогорская строительная компания» (далее – ООО «Магнитогорская строительная компания», заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на ремонтные работы (извещение № 0369300226517000002) в присутствии:

- представителя Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Уйский детский сад №5 «Золотой ключик» (далее – МКДОУ «Уйский детский сад №5 «Золотой ключик», заказчик), действующего на основании выписки из приказа № 18-к от 19.10.2007;

в отсутствие заявителя, направившего ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя ООО «Магнитогорская строительная компания».

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 19.07.2017 поступила жалоба ООО «Магнитогорская строительная компания» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на ремонтные работы (извещение № 0369300226517000002) (далее – Аукцион, Закупка).

Согласно представленным документам изменения извещения о проведении электронного аукциона опубликованы МКДОУ «Уйский детский сад №5 «Золотой ключик» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 19.07.2017 в 09:25.

Начальная (максимальная) цена контракта на ремонтные работы 745 089,00 рублей.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Доводы жалобы ООО «Магнитогорская строительная компания» заключаются в следующем.

1. Информация об объекте закупки, указанная в извещении о проведении электронного аукциона, не соответствует объекту рассматриваемой закупки, поскольку положения статьи 42 Закона о контрактной системе, определяющие содержание извещения о закупке в случае, когда невозможно установить объем подлежащих выполнению работ, оказания услуг, при проведении электронного аукциона на ремонтные работы не могут быть применены.

2. Заказчиком установлены ограничительные меры в отношении организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой республики.

3. По мнению заявителя, в информационной карте указан несуществующий адрес электронной площадки noreply@sberbank-ast.ru.

4. Информационная карта и документация об аукционе содержат несоответствие в части указания метода, применяемого для установления начальной (максимальной) цены контракта.

5. В требованиях к составу второй части заявки указаны документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закон о контрактной системе, или копии этих документов, что не соответствует объекту закупки ввиду отсутствия требований, установленных в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

6. Пункт 13 информационной карты, по мнению заявителя, содержит инструкцию по заполнению заявки применительно к случаю, когда объектом закупки является поставка товара.

7. Требование к участникам закупки о соответствии участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, установлено неправомерно.

8. Пункт 25 информационной карты определяет возможность заказчику по согласованию с участником закупки, увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией об аукционе. Вместе с тем, указанное положение распространяет свое действие применительно к поставке товара, а не к выполнению работ.

9. Проект контракта указывает стороной «Поставщика», что не соответствует объекту закупки; не содержит формулу расчета неустойки для Подрядчика, условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Представитель заказчика с доводами жалобы ООО «Магнитогорская строительная компания» не согласился и пояснил, что описание объекта закупки, объем работ содержатся в Приложении № 1 к документации об аукционе (локальной смете), а из извещения следует, что объект закупки определен как «ремонтные работы».

После внесения изменений в документацию об аукционе, заказчиком исключены положения, касающиеся ограничительных мер в отношении организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой республики.

При поиске информации об операторе электронной площадки, указании электронного адреса, содержащего слова «sberbank-ast» появляется ссылка на страницу оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ».

Пункт 8 информационной карты после внесения изменений в документацию об аукционе не содержит противоречий в указании метода, который использован для обоснований начальной (максимальной) цены контракта.

Поскольку заказчиком установлено требование об указании в составе первой части заявки участником электронного аукциона согласия на участие в закупке, в инструкции по заполнению заявки также указано, что первая часть заявки должна содержать согласие.

Пункт 14 информационной карты содержит указание на участие в закупке только субъектов малого предпринимательства.

Представитель заказчика согласился с тем, что возможность увеличить количество поставляемого товара относится к поставке, а не к выполнению работ.

Проект контракта содержит формулу расчета неустойки в соответствии с «Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063, а также условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта. «Поставщик», как сторона муниципального контракта, в контракте не указан.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В силу пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Изменение извещения о проведении электронного аукциона содержит наименование объекта закупки «ремонтные работы». Вместе с тем, в разделе «Объект закупки» заказчиком указано, что оплата выполненной работы или оказанной услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке, что не соответствует требованиям пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, поскольку указанные положения законодательства о контрактной системе применимы, когда при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить и в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке следует указывать цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В рассматриваемой закупке объем, стоимость требуемых к выполнению работ содержится в локальной смете.

Таким образом, в изменениях извещения о проведении электронного аукциона информация об объекте закупки указана в нарушение пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

2. В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, и условия применения национального режима в единой информационной системе.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Согласно Указу Президента РФ от 28.11.2015 N 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» и от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.

Утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещал с 1 января 2016 года выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд указанными организациями.

Однако с 31.05.2017 Постановление Правительства от 29.12.2015 № 1457 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 02.06.2017 № 672 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», изданием Указа Президента РФ от 31.05.2017 № 244 «Об отмене некоторых специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики».

Извещение о проведении электронного аукциона, пункт 15 информационной карты документации об аукционе не содержат запрет на выполнение работ организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики. Довод заявителя не находит подтверждения, не обоснован.

3. Согласно пункту 1 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указывается адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Изменения извещения о проведении электронного аукциона, пункты 4, 14 информационной карты документации об аукционе содержат указание на адрес оператора электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: http://sberbank-ast.ru.

Таким образом, заказчиком соблюдено требование пункта 1 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, довод заявителя не находит подтверждения, не обоснован.

4. В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.

В силу части 9.1 статьи 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Согласно пункту 8 информационной карты для установления максимальной цены контракта использован проектно-сметный метод. Цена контракта по итогам аукциона определяется согласно утвержденному Заказчиком сметному расчету, с учетом коэффициента снижения максимальной цены контракта.

Таким образом, довод заявителя не находит подтверждения, не обоснован, действия заказчика соответствуют требованиям части 9.1 статьи 22 Закона о контрактной системе.

5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

5.1. Пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.

При этом, в силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Пункт 14 информационной карты, определяя требования к содержанию второй части заявки, цитирует положения пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, извещением об осуществлении закупки, документацией об аукционе условия, запреты и ограничения в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе не установлены.

Таким образом, установленные заказчиком требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе нарушают пункт 6 части 5, часть 6 статьи 66, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

5.2. В силу пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.

Пунктом 12 информационной карты определено, что первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника на участие в аукционе.

Однако в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме (пункт 13 информационной карты) указано следующее:

«Сведения в отношении предлагаемых для поставки товарах, содержащиеся в первой части заявки, должны содержать: 1.Согласие участника на участие в аукционе.

Предложение участника электронного аукциона (сведения о предлагаемом для поставки товаре) не должно содержать двойных предложений, неоднозначных предложений, слов «или эквивалент», «не менее», «не более»».

Таким образом, несмотря на то, что заказчик в соответствии пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установил требования к составу первой части заявки, инструкция по заполнению заявки в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе содержат положения, которые применимы при поставке товара.

6. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Пунктом 14 информационной карты определены требования к участникам аукциона, так в разделе соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, заказчиком указано: «для субъектов малого предпринимательства согласно статье 30 Закона о контрактной системе».

Вместе с тем, указанные положения информационной карты не соответствуют требованиям части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку из совокупного толкования пункта 4 статьи 42, части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе следует, что требование, определяющее, что участниками закупки, могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, является ограничением в отношении участников закупок, а не требованием к участникам закупки, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы являющейся объектом закупки.

7. В части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе указано, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

7.1. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

Частью 18 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с Законом о контрактной системе заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.

Следовательно, условие, содержащееся в части 18 статьи 34 Закона о контрактной системе, применимо к закупке, объектом которой является поставка товара.

Пункт 25 информационной карты цитирует норму части 18 статьи 34 Закона о контрактной системе, что не соответствует объекту закупки и является нарушением части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.

7.2. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В силу части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Как следует из проекта, стороны контракта поименованы как «Подрядчик» и «Заказчик». При этом, пунктом 4.2 проекта контракта предусмотрено, что в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Таким образом, довод заявителя не находит подтверждения, не обоснован.

Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения:

1) размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, подрядчиком обязательств по контракту, установлен с нарушением требований частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 4, 5 Правил;

2) в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракте отсутствует условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов) в части соответствия их объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Пункт 2.4.3 проекта контракта содержит условия, согласно которому цвет, рисунок, и т.п., используемых при выполнении работ материалов, Подрядчик обязан предварительно (до начала работ) согласовывать с Заказчиком. Вместе с тем, срок такого согласования не определен, что свидетельствует о необъективности описания объекта закупки и может привести к невозможности исполнения контракта, а в дальнейшем к отказу заказчика в приемке выполненных работ.

Таким образом заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

1. В соответствии с требованиями части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Обязанность заказчика по установлению данных требований продиктована возложенными обязанностями на аукционную комиссию проверять соответствие участника указанным требованиям.

Вместе с тем, извещение об осуществлении закупки, сформированное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, исчерпывающий перечень требований к участникам закупки не содержит. При этом указывает на формулировку: единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ), предусмотренную функционалом официального сайта. Вместе с тем указание на данную формулировку не является надлежащим исполнением требований части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, поскольку определить из данной формулировки исчерпывающий перечень требований к участнику закупки, установленный в соответствии с законодательством о контрактной системе, с учетом объекта закупки не представляется возможным.

2. В нарушение пунктов 7, 8 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона не содержит порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, порядка предоставления обеспечения исполнения контракта.

3. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о закупке должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, обозначения, терминологию, касающуюся технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, которые предусмотрены техническими регламентами и документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта в части определения требований, которые должны соблюдаться подрядчиком при выполнении работ, возлагают на заказчика обязанность указать в документации об аукционе, в том числе проекте контракта, исчерпывающий перечень документов, предусмотренных действующим законодательством, устанавливающих требования к выполняемым работам, материалам.

В пункте 5 информационной карты документации об аукционе установлены требования к гарантийному сроку и объему предоставления гарантий качества работ. Так, подрядчик должен гарантировать:

- качество выполнения всех работ в соответствии с действующими нормами и правилами. Гарантийный срок на ремонтные работы должен составлять не менее 24 месяцев (гарантийный срок исчисляется с момента подписания Сторонами Акта приемки выполненных работ формы № КС-2). Если в период гарантийной эксплуатации объекта обнаружатся дефекты, которые не позволяют продолжить его нормальную эксплуатацию до их устранения, гарантийный срок продлевается, соответственно, на период устранения дефектов.

- своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в период гарантийного срока эксплуатации объекта.

- устранение дефектов, обнаруженных в период гарантийной эксплуатации, за свой счет и в согласованные с Заказчиком сроки.

- качество материалов, применяемых им для работ, должно соответствовать спецификациям, государственным стандартам, техническим условиям и иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество. В случае если качество используемых материалов окажется ниже предусмотренного качества или требований безопасности, то использование таких материалов, изделий запрещается и Подрядчик должен заменить их на новые за свой счет

Проектом контракта (пункт 8.4) установлено, что подрядчик гарантирует, что качество материалов, применяемых им для работ, будут соответствовать спецификациям, государственным стандартам, техническим условиям и иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество. Подрядчик обязан в течение пяти дней с момента получения требования Заказчика предоставить Заказчику копии сертификатов качества (технических паспортов) на приобретенные материалы.

Вместе с тем, из положений документации не представляется возможным установить каким действующим нормам и правилам должно соответствовать качество всех выполняемых работ, каким спецификациям, государственным стандартам, техническим условиям должны соответствовать применяемые материалы, копии каких сертификатов, технических паспортов и других документов, удостоверяющих качество материалов обязан предоставить подрядчик по требованию заказчика.

С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком не определены условия исполнения контракта, что нарушает пункт 2 статьи 42, пункт 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

3.1. Согласно пунктам 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: - отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; - участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пунктом 14 информационной карты установлено следующее требование к участникам закупки: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации

Таким образом, требование к участникам закупки об отсутствии судимости, административного наказания установлено заказчиком с нарушением пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, без учета внесенных Федеральным законом от 28.12.2016 № 489-ФЗ изменений в Закон о контрактной системе.

3.2. В соответствии со статьей 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Пунктом 5 информационной карты, пунктом 2.4.3 проекта контракта предусмотрено, что подрядчик обязан выполнить своими силами и средствами в полном объеме все работы, в полном соответствии с техническим заданием, сметой, утвержденной Заказчиком, и требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем, указанное положение противоречит требованиям гражданского законодательства, законодательства о контрактной системе, поскольку принятие решения о том, своими силами будут выполняться работы или с привлечением иных лиц, является правом подрядчика. К тому же, требования к участникам закупки установлены в статье 31 Закона о контрактной системе. При этом, в силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Таким образом, требование к подрядчику выполнить своими силами и средствами в полном объеме все работы, не соответствует части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

4. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пунктом 12 информационной карты предусмотрены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в электронной форме.

В нарушение пункта 2 части 5 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе отсутствует требование о наличии в составе второй части заявки декларации о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Магнитогорская строительная компания» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на ремонтные работы обоснованной в части неверного указания информации об объекте закупки в извещении о проведении электронного аукциона; неправомерного требования к составу второй части заявки о предоставлении документа, подтверждающего соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им работы условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закон о контрактной системе; указания условия, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, в требованиях к участникам закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе; указания в документации об аукционе на возможность заказчику по согласованию с участником закупки, увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией об аукционе, в остальной части необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушения пункта 2 статьи 42, пункта 2 части 1, частей 3, 4 статьи 64, пункта 6 части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пунктов 7, 7.1 части 1, частей 5, 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 5, 8, 13 статьи 34, пунктов 2, 7, 8 статьи 42, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 1, 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

4. Выдать заказчика, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 486-ж/2017

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

26 июля 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

Членов

Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>»

-

 

 

 

«<…>»

на основании решения Челябинского УФАС России от 01.06.2017, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Магнитогорская строительная компания» (далее – ООО «Магнитогорская строительная компания», заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на ремонтные работы (извещение № 0369300226517000002) и проведения внеплановой проверки указанной Закупки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. МКДОУ «Уйский детский сад №5 «Золотой ключик» с даты размещения настоящего предписания на официальном сайте в сети «Интернет» не заключать контракт по итогам проведения Аукциона до полного исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания;

2. Аукционной комиссии до 03.08.2017 включительно принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения Аукциона и передать указанное решение МКДОУ «Уйский детский сад №5 «Золотой ключик» для направления оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» и размещения сведений о данном решении на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее ЕИС).

3. МКДОУ «Уйский детский сад №5 «Золотой ключик» в срок до 07.08.2017 включительно:

3.1. внести изменения в документацию об Аукционе в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 26.07.2017, а именно:

- требования к участникам закупки, составу заявки, содержащиеся в документации об аукционе, привести в соответствие действующему законодательству;

- проект контракт привести в соответствие действующему законодательству, установив предусмотренные статьей 34 Закона о контрактной системе сроки приемки работ, оформления результатов приемки, ответственность за просрочку исполнения заказчиком и подрядчиком обязательств по контракту; государственные стандарты, которым должно соответствовать качество выполняемых работ, применяемых материалов;

- продлить срок подачи заявок на участие в аукционе не менее чем на 5 дней с момента размещения в единой информационной системе документации с внесенными изменениями;

- разместить документацию об аукционе с внесенными изменениями в ЕИС;

3.2. продолжить процедуру определения Подрядчика в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе с учетом настоящего предписания.

4. ЗАО «Сбербанк-АСТ» с 04.08.2017

4.1. обеспечить МКДОУ «Уйский детский сад №5 «Золотой ключик», аукционной комиссии возможность исполнения пунктов 1-3 настоящего предписания;

4.2. в срок до 10.08.2017 информировать участников закупки о том, что протоколы, составленные по итогам Аукциона отменены, заказчиком будут внесены изменения в документацию об аукционе, что заявки на участие в аукционе могу быть отозваны и поданы заново с учетом измененной аукционной документации, о новой дате и времени проведения аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.

5. МКДОУ «Уйский детский сад №5 «Золотой ключик», аукционной комиссии в подтверждение исполнения предписания в срок до 15.08.2017 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пунктов 1-3 настоящего предписания, а именно: документы, подтверждающие размещение решения, оформленного по итогам исполнения пункта 2 настоящего предписания, решение об отмене протокола, документацию с изменениями (на диске).

6. ЗАО «Сбербанк-АСТ» в подтверждение исполнения предписания в срок до 15.08.2017 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункта 4 настоящего предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Связанные организации

Связанные организации не указаны