Решение б/н Решение по делу № 5-03/17 в отношении ООО «Водоканал»» от 1 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 5-03/17

 

Резолютивная часть решения оглашена 11 октября 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено 23 октября 2017 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

– руководитель Челябинского УФАС России;

 

— начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

— ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 5-03/17 по признакам нарушения ООО «Водоканал»» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении в договоре от 01.02.2017 № 4 на оказание услуг по приему (сбору) сточных вод, заключенном с ИП, тарифа на прием (сбор) сточных вод, превышающего установленный для общества тариф на водоотведение, в присутствии представителей ООО «Водоканал», в отсутствие ИП., представителей Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление ИП о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Водоканал», выразившихся в применении тарифа на прием сточных вод, превышающего установленный Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области тариф на водоотведение.

В ходе рассмотрения представленной информации установлено следующее.

Между ООО «Водоканал» и ИП заключен договор от 01.02.2017 № 4 на оказание услуг по приему (сбору) сточных вод (далее также - договор).

Предметом договора является выполнение ООО «Водоканал» и оказание возмездных услуг по приему (сбору) сточных вод на сливной пункт общества.

При этом сточные воды доставляются ИП собственными силами и за свой счет со сливных точек на территории Кусинского городского поселения (пункт 1.1 договора).

Пунктом 2.1 договора установлено, что тариф (расценка) за прием (сбор) сточных вод составляет 43 руб. 00 коп. за 1 куб.м. отходов.

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.11.2015 № 55/119 утвержден тариф на услугу водоотведения, оказываемую ООО «Водоканал» потребителям Кусинского городского поселения, в размере:

- с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 27,98 руб.;

- с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 28,98 руб.

Таким образом, стоимость услуг по договору от 01.02.2017 № 4 с ИП должна быть установлена в следующих размерах:

- с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 27,98 руб.;

- с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 28,98 руб.

Однако в договоре установлено, что тариф (расценка) за прием (сбор) сточных вод составляет 43 руб. 00 коп. за 1 куб.м. отходов (пункт 2.1 договора).

Следовательно, ООО «Водоканал» в договоре с ИП от 01.02.2017 № 4 на оказание услуг по приему (сбору) сточных вод применило тариф, превышающий установленный тарифным органом для общества тариф на услуги по водоотведению.

Приказом Челябинского УФАС России от 18.05.2017 № 118 было возбуждено дело № 5-03/17 в отношении ООО «Водоканал» по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Определением Челябинского УФАС России о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 24.05.2017 № 5905/03 у ООО «Водоканал», ИП Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области были запрошены письменные пояснения с правовым обоснованием по изложенным в определении обстоятельствам.

 

Согласно пояснениям ООО «Водоканал» (от 15.06.2017 исх. № 224) тариф, первоначально указанный в договоре от 01.02.2017 № 4, рассчитан экономистом ООО «Водоканал» по калькуляции себестоимости за 1 м. куб. сточных вод.

По данному тарифу ИП. произвел оплату за один месяц.

После согласования данного вопроса с тарифным органом тариф в договоре был изменен согласно постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.11.2015 № 55/119.

Сумма переплаты ИП была возвращена 03.04.2017.

Дополнительное соглашение об изменении тарифа ИП направлено 12.03.2017 и получено им 27.03.2017.

Указанное дополнительное соглашение со стороны ИП. подписано не было.

 

Согласно пояснениям ИП (от 16.05.2017 вх. № 7577) постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.11.2015 № 55/119 установлены тарифы на водоотведение в Кусинском городском поселении с 01.01.2017 по 30.06.2017 в размере 27 (двадцать семь) рублей 98 копеек за кубический метр, а с 01.07.2017 года в размере 28 (двадцать восемь) рублей 98 копеек за кубический метр.

Тариф в рамках заключенного договора и тариф, утвержденный указанным постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, существенно отличаются.

 

Согласно пояснениям Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (от 05.06.2017 исх. № 04/2619) Министерством рассматривается вопрос о привлечении ООО «Водоканал» к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ за нарушение установленного порядка ценообразования, а именно, за установление в договоре с ИП от 01.02.2017 № 4 на оказание услуг по приему (сбору) сточных вод тарифа, превышающего установленный тарифным органом.

 

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Запрет на нарушение установленного порядка ценообразования, установленный в статье 10 Закона о защите конкуренции, распространяет свое действие на деятельность хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, по формированию конечной цены на товары, работы, услуги.

Нарушение заключается в несоблюдении предусмотренного федеральными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами субъектов РФ либо муниципальными нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании соответствующих услуг. Нарушением могут являться, в частности, следующие действия:

- возмездное оказание услуг в отсутствие утвержденного в установленном порядке тарифа;

- применение тарифа, не утвержденного в установленном порядке соответствующим органом регулирования (оказание услуг на основе самостоятельно утвержденного тарифа);

- завышение/занижение утвержденного тарифа;

- иные действия.

К иным действиям, в частности, может относиться и неправомерное применение ставок, надбавок, коэффициентов к установленным тарифам при начислении платы за оказанную услугу.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

В соответствии с пунктом 7 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся:

1) водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод;

2) прием и транспортировка сточных вод;

3) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

Между ООО «Водоканал» и ИП заключен договор от 01.02.2017 № 4 на оказание услуг по приему (сбору) сточных вод (далее также - договор).

Предметом договора является выполнение ООО «Водоканал» и оказание возмездных услуг по приему (сбору) сточных вод на сливной пункт общества.

При этом сточные воды доставляются ИП. собственными силами и за свой счет со сливных точек на территории Кусинского городского поселения (пункт 1.1 договора).

Пунктом 2.1 договора установлено, что тариф (расценка) за прием (сбор) сточных вод составляет 43 руб. 00 коп. за 1 куб.м. отходов.

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.11.2015 № 55/119 утвержден тариф на услугу водоотведения, оказываемую ООО «Водоканал» потребителям Кусинского городского поселения, в размере:

- с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 27,98 руб.;

- с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 28,98 руб.

ИП сливает сточные воды в централизованную систему водоотведения ООО «Водоканал», следовательно, ООО «Водоканал» оказывает ИП. в рамках заключенного договора услугу по водоотведению, подлежащую государственному регулированию.

Следовательно, стоимость услуг по приему (сбору) сточных вод по договору от 01.02.2017 № 4 должна определяться в соответствии с утвержденным для ООО «Водоканал» тарифом на водоотведение.

Таким образом, стоимость услуг по договору от 01.02.2017 № 4 с ИП должна быть установлена в следующих размерах:

- с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 27,98 руб.;

- с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 28,98 руб.

Однако в договоре установлено, что тариф (расценка) за прием (сбор) сточных вод составляет 43 руб. 00 коп. за 1 куб.м. отходов (пункт 2.1 договора).

Таким образом, ООО «Водоканал» в договоре с ИП от 01.02.2017 № 4 на оказание услуг по приему (сбору) сточных вод применило тариф, превышающий установленный тарифным органом.

Челябинским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг водоотведения на территории Кусинского городского округа в пределах пролегания сетей водоотведения ООО «Водоканал».

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг водоотведения на территории Кусинского городского округа в пределах пролегания сетей водоотведения ООО «Водоканал» установлено следующее:

1. Временной интервал исследования – 2016 год и 1 половина 2017 года;

2. Продуктовые границы рынка: оказание услуг по водоотведению;

3. Географические границы рынка: территория Кусинского городского поселения Челябинской области в пределах пролегания сетей водоотведения ООО «Водоканал».

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147 – ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признаётся положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

ООО «Водоканал» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению.

В силу своего доминирующего положения на указанном рынке ООО «Водоканал» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона «О защите конкуренции», в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Действия ООО «Водоканал» по установлению в договоре от 01.02.2017 № 4 на оказание услуг по приему (сбору) сточных вод, заключенному с ИП., тарифа на прием (сбор) сточных вод, превышающего установленный для общества тариф на водоотведение, привели к ущемлению экономических интересов ИП

Таким образом, действия ООО «Водоканал» по установлению в договоре от 01.02.2017 № 4 на оказание услуг по приему (сбору) сточных вод, заключенному с ИП., тарифа на прием (сбор) сточных вод, превышающего установленный для общества тариф на водоотведение, являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Челябинского УФАС России, изучив материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания, поскольку установленное нарушение устранено ООО «Водоканал» на момент рассмотрения настоящего дела.

Заключение об обстоятельствах дела № 5-03/17 оглашено 14.09.2017 (исх. № 11511/03), направлено сторонам - 15.09.2017.

Возражения на заключение об обстоятельствах дела № 5-03/17 от 14.09.2017 № 11511/03 сторонами не представлены.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Водоканал» по установлению в договоре от 01.02.2017 № 4 на оказание услуг по приему (сбору) сточных вод, заключенном с ИП тарифа на прием (сбор) сточных вод, превышающего установленный для общества тариф на водоотведение, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

2. Предписание не выдавать;

3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны