Решение б/н Решение по делу № 55-07/15 о нарушении антимонопольного зако... от 20 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «15» сентября 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «16» ноября 2015 года.    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя
Комиссии:    <…>    -    заместителя руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии:    <…>    -    главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;
    <…>    -    специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 55-07/15, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Уйского муниципального района Челябинской области (456470, Челябинская область, Уйский р-н, с. Уйское, ул. Балмасова, 6; далее -  Администрация района) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), Администрацией района, ОГУП «Челябоблинвестстрой» (454080, г. Челябинск, Свердловский пр., 84б) и ООО «СтройМонтаж»   (454200, Челябинская обл., с. Варна, ул. Юбилейная 41; далее также общество) пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:
В адрес Челябинского УФАС России поступили материалы, направленные Прокуратурой Челябинской области, по вопросу заключения в 2014 году органами местного самоуправления Уйского муниципального района  муниципальных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) для муниципальных нужд без проведения торгов на основании протоколов Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности  Уйского муниципального района.
 Из указанных материалов следует, что Администрацией района без проведения торгов  на основании решения Комиссии  по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Уйского муниципального района № 05-2014 от  18.06.2014 заключены муниципальные контракты  № 1487 от 02.09.2014 на выполнение работ по строительству газопроводов в жилом квартале «Новое заречье» в с. Уйское и № 1488 от 02.09.2014 на выполнение работ строительству газопроводов в с. Ларино с ОГУП «Челябоблинвестстрой», ООО «СтройМонтаж». В действиях Администрации района, ОГУП «Челябоблинвестстрой», ООО «СтройМонтаж» установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем возбуждено производство по настоящему делу.  

Администрацией района представлены следующие письменные пояснения.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Денежные средства для подготовки к отопительному сезону поступили из областного бюджета 22.08.2014. В целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, вызванной возможным срывом отопительного сезона, Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Уйского муниципального района приняла решение на основании пункта 9 части 1 статьи 93  Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) сложившуюся ситуацию признать чрезвычайной.
Работы, предусмотренные муниципальными контрактами, были выполнены в срок и в полном объеме. Акты приемки выполненных работ  подписаны, и денежные средства перечислены подрядчику в полном объеме.

ООО «СтройМонтаж» представлены письменные пояснения, и на  заседании  комиссии представителем указано, что в полномочия Общества не входит правовая экспертиза и проверка законности действий Заказчика по муниципальным контрактам, в том числе обоснование действий контрагента в условиях чрезвычайной ситуации. Оснований не доверять или проверять заказчика, проводить мероприятия, связанные с установлением факта наступления чрезвычайной ситуации, у  ООО «СтройМонтаж» не было. Так, к ООО «СтройМонтаж» в устной форме обратился временно исполняющий обязанности главы Уйского муниципального района с предложением о заключении муниципальных контрактов, пояснив, что на территории Уйского муниципального района создалась чрезвычайная ситуация и орган местного самоуправления ищет исполнителя по контрактам на выполнение работ по строительству газопровода, который в обозначенные сроки качественно выполнит данные  работы, а в газораспределительной компании города Челябинска было рекомендовано именно Общество.
ООО «СтройМонтаж» полагает, что в действиях Администрации района и Общества отсутствуют нарушения Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Постановлением Правительства Челябинской области от 21.05.2014 № 197-П «О распределении субсидий местным бюджетам на строительство газопроводов и газовых сетей в 2014 году» в целях реализации подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» государственной программы Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» в Челябинской области на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 № 349-П «О государственной программе Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» в Челябинской области на 2014 - 2020 годы», утверждено распределение субсидий местным бюджетам на строительство газопроводов и газовых сетей в 2014 году, в том числе Уйскому муниципальному району на строительство объектов: газификация улиц Западная, Молодежная жилого квартала Новое Заречье в селе Уйское Уйского муниципального района в размере 4 500 000, 00 рублей, газоснабжение улицы Октябрьская, улицы Советская, улицы Строителей в селе Ларино Уйского района Челябинской области в размере 5 000 000, 00 рублей.
Министерством финансов Челябинской области в соответствии с уведомлениями об изменении бюджетных назначений № 5898 от 27.05.2014 и № 5902 от 27.05.2014 изменены лимиты 2014 года Уйского муниципального района на 4 500 000, 00 рублей и 5 000 000, 00 рублей соответственно на основании выделения субсидий на строительство указанных объектов.
Администрации района издано  Распоряжение № 198 от 03.06.2014  об увеличении ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на 2014 год на сумму  9 500 000, 00 рублей.
В соответствии с решением  Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Уйского муниципального района №  05-2014 от  18.06.2014 факт строительства газораспределительных сетей на территории Уйского сельского поселения  жилого квартала «Новое заречье» в с. Уйское (ул. Западная, ул. Молодежная) и на территории Ларинского сельского поселения в с. Ларино (ул. Октябрьская, ул. Советская, ул. Строителей) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе признан неотложным и чрезвычайным,  принято решение о  размещении заказа у единственного  поставщика услуг (исполнителя, подрядчика) ООО «СтройМонтаж» на сумму 4 318 260 рублей и 4 234 564 за счет областного бюджета
Между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и муниципальным образованием «Уйский муниципальный район» заключены следующие договоры:
- договор № 11/к от 11.07.2014 о финансировании строительства объекта «Газификация улиц Западная, Молодежная жилого квартала Новое Заречье в селе Уйское Уйского муниципального района», согласно которому  из областного бюджета в доход бюджета  района направлена субсидия в размере 4 318 260,00 руб.;
- договор № 9/к от 10.07.2014 о финансировании строительства объекта «Газоснабжение улицы Октябрьская, улицы Советская, улицы Строителей в селе Ларино Уйского района Челябинской области», согласно которому  из областного бюджета в доход бюджета  района направлена субсидия в размере 4 234 564,00 руб.
Постановлением Правительства Челябинской области от 28.11.2014 № 655-П  внесены изменения в постановление Правительства Челябинской области от 21.05.2014 № 197-П в части изменения суммы субсидии местным бюджета, так, на мероприятия по газоснабжению улиц Западная, Молодежная жилого квартала Новое Заречье в с. Уйское размер субсидии составил 4 318 260,00 рублей, газоснабжению улицы Октябрьская, улицы Советская, улицы Строителей в с. Ларино – 4 234 570,00 рублей.
В материалы дела представлены платежные поручения № 507 от 22.08.2014, № 630 от 26.09.2014, № 864 от  16.10.2014, № 704 от 19.12.2014 о перечислении в Администрацию района денежных средств на строительство объекта «Газификация улиц Западная, Молодежная жилого квартала Новое Заречье в селе Уйское Уйского муниципального района», а также платежные поручения № 489 от 22.08.2014, № 506 от 22.08.2014, №  629 от 26.09.2014, № 867 от 16.10.2014.
02.09.2014 между Администрацией Уйского муниципального района, ООО «СтройМонтаж», ОГУП «Челябоблинвестстрой» на основании решения комиссии  № 05-2014 от  18.06.2014  заключены следующие муниципальные контракты:
- № 1487 от 02.09.2014 на выполнение работ по строительству газопроводов в жилом квартале «Новое заречье» в с. Уйское, цена контракта составляет 4 318 260 рублей (из них ООО «СтройМонтаж», являющееся генеральным подрядчиком, выполняет работы на сумму 4 258 629, 00 рублей; ОГУП «Челябоблинвестстрой», являющееся техническим заказчиком – 59 621,00 рублей), срок выполнения генеральным подрядчиком работ по контракту – 25.12.2014;
- № 1488 от 02.09.2014 на выполнение работ по строительству газопроводов в с. Ларино, цена контракта составляет 4 234 564 рублей (из них ООО «СтройМонтаж», являющееся генеральным подрядчиком, выполняет работы на сумму 4 176 099, 00 рублей; ОГУП «Челябоблинвестстрой», являющееся техническим заказчиком – 58 465,00 рублей), срок выполнения генеральным подрядчиком работ по контракту – 25.12.2014.
В качестве документов, подтверждающих выполнение работ ООО «СтройМонтаж», Администрацией района представлены следующие документы:
1) по муниципальному контракту № 1487 от 02.09.2014: справки о стоимости выполненных работ № 1 от 08.08.2014, № 2 от 05.09.2014, № 3 от 01.12.2014, акты о приемке выполненных работ № 1 от 03.09.2014, № 2 от 05.09.2014, № 3 от 01.12.2014;
2) по муниципальному контракту № 1488 от 02.09.2014: справки о стоимости выполненных работ № 2 от 05.09.2014, № 3 от 01.12.2014, акты о приемке выполненных работ  № 2 от 05.09.2014, № 3 от 01.12.2014, № 4 от 01.12.2014.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).
Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации  установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений указанного кодекса.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (часть 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
    Часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусматривает, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) в статье 3 Закона о контрактной системе понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных названным Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе определено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Под конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе понимаются  являются конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не позволяет хозяйствующим субъектам принять участие в закупки и предложить лучшие условия исполнения контракта и/или наименьшую цену контракта, исключает фактор конкуренции между участниками закупки.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) выбирается заказчиком. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе  заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований названного закона.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 № 2019-р установлен Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), в который включены работы строительные (за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей).
При этом частью 3 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 названной статьи перечни.
    Следовательно, закупка на выполнение работ по строительству газопроводов на территории  Уйского муниципального района  должна быть осуществлена путем проведения торгов.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных работ вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на выполнение работы в объеме, который необходим для ликвидации последствий, возникших вследствие чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», под аварией понимается опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде; под техногенным воздействием - опасные воздействия, являющиеся следствием аварий в зданиях, сооружениях или на транспорте, пожаров, взрывов или высвобождения различных видов энергии, а также воздействия, являющиеся следствием строительной деятельности на прилегающей территории.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Под ликвидацией чрезвычайных ситуаций понимаются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Термин «непреодолимая сила» положениями Закона о контрактной системе не закреплен. Однако это понятие определено в гражданском законодательстве, являющемся нормативной основой для отношений в сфере осуществления заказов.
 Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, непреодолимая сила характеризуется признаками чрезвычайности и непредотвратимости наступивших обстоятельств. Под чрезвычайностью следует понимать необычность явления для повседневности, отсутствие его систематичности. Второй признак непреодолимой силы характеризуется невозможностью собственными усилиями его предотвратить.
Правоприменительная практика относит к непреодолимой силе явления стихийного характера: землетрясения, сильные снегопады, цунами и т. д.
 Признаки чрезвычайности и непредотвратимости наступления последствий должны присутствовать в совокупности.
Кроме того, возможность возникновения чрезвычайной ситуации,  а также аварии не свидетельствует об объективном наличии данного обстоятельства.
Такие обстоятельства, как длительные сроки осуществления закупки, необходимость освоения денежных средств, позднее выделение денежных средств, возможный срыв отопительного сезона, предупреждение возникновения чрезвычайной ситуации, аварии, не являются обстоятельствами, допускающими осуществление закупки без проведения торгов с единственным подрядчиком.
В Определении Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 30.07.2013 № ВАС-9962/13 указано, что обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем, в случае если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. Наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени свидетельствует о неправомерности заключения контракта избранным способом, то есть без проведения торгов.
В связи с этим обстоятельства, указанные в Решении Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Уйского муниципального района  № 05-2014 от  18.06.2014, а именно необходимость строительства газораспределительных сетей на территории Уйского сельского поселения  жилого квартала «Новое заречье» в с. Уйское (ул. Западная, ул. Молодежная) и на территории Ларинского сельского поселения в с. Ларино (ул. Октябрьская, ул. Советская, ул. Строителей), не могут являться основаниями для заключения муниципального контракта без проведения торгов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, поскольку не являются чрезвычайной ситуацией, обстоятельствами непреодолимой силы, не направлены на ликвидацию последствий, возникших вследствие аварии, чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.
Помимо этого, Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Уйского муниципального района не является органом, в полномочия которого входит принятие решения о способе определения поставщика, подрядчика, исполнителя (часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Таким образом, действия Администрации района в лице Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Уйского муниципального района, выразившиеся в принятии решения о признании работ по строительству газораспределительных сетей на территории Уйского сельского поселения  жилого квартала «Новое заречье» в с. Уйское (ул. Западная, ул. Молодежная) и на территории Ларинского сельского поселения в с. Ларино (ул. Октябрьская, ул. Советская, ул. Строителей) как неотложных и чрезвычайных, противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку указанные действия могли привести к недопущению, ограничению, устранению, конкуренции при осуществлении закупки, а также к созданию отдельному хозяйствующему субъекту – ООО «СтройМонтаж» необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности с получением дохода от выполнения муниципального заказа по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, работающими с ним на одном товарном рынке и способных выполнить такой заказ, поскольку такие лица лишаются доступа к выполнению указанных работ.
Документов, свидетельствующих о  том, что потребность в строительстве сетей газоснабжения возникла вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при рассмотрении  дела не представлено.
Кроме того, заключение контракта без проведения торгов  обусловлено срочностью  выполнения работ и необходимостью подписания контракта в срок до 01.09.2014.
Вместе с тем, решение  Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Уйского муниципального района №  05-2014 было принято 18.06.2014, в то время как муниципальные контракты заключены только  02.09.2014.
При этом у органа местного самоуправления имелся достаточный временной период для осуществления закупки на строительство рассматриваемых объектов в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе.
Таким образом,  из материалов дела следует, что потребность в осуществлении мероприятий по строительству объектов газоснабжения на территории с. Уйское и с. Ларино возникла не  в результате аварии, чрезвычайной ситуации, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия. Строительство указанных объекта не относится к аварийно-спасательным и другим неотложным работам, проводимым при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленным на спасение жизни и сохранение здоровья людей и др.
Следовательно, такие обстоятельства, как необходимость реализации государственной программы Челябинской области, осуществления газоснабжения отельных улиц на территории с. Ларино и Уйское, невыделение длительное время денежных средств на строительство объектов коммунальной инфраструктуры,  необходимость подготовки к отопительному сезону, не свидетельствуют о наличии факта аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, невозможности и нецелесообразности осуществления закупки посредством проведения конкурентных процедур.
В связи с указанным, у Администрации района отсутствовали законные основания для заключения рассматриваемого муниципального контракта без проведения торгов на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
 Администрация района  и Общество,  достоверно зная об  отсутствии оснований для заключения муниципального контракта с единственным подрядчиком, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, а именно необходимости выполнения рассматриваемых работ вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно, тем не менее заключили муниципальные контракты  № 1487 от 02.09.2014 на выполнение работ строительству газопроводов в жилом квартале «Новое заречье» в с. Уйское и № 1488 от 02.09.2014 на выполнение работ строительству газопроводов в с. Ларино с ООО «СтройМонтаж» на сумму  8 434 728, 00 рублей. В результате общество в отсутствие конкуренции и в нарушение требований федерального законодательства получило право на  выполнение работ по цене, которая не была определена в условиях конкуренции хозяйствующих субъектов путем проведения конкурентных процедур.
Заключая муниципальный контракт на  выполнение работ по строительству газопроводов, как Администрация района, так и Общество должны руководствоваться положениями федерального законодательства.
Обществом при рассмотрении настоящего дела не представлены документы и сведения, которыми оно располагало при заключении муниципальных контрактов  № 1487 от 02.09.2014 и № 1488 от 02.09.2014, позволяющие  сделать вывод о признании работ по строительству объектов газоснабжения чрезвычайной ситуацией.
Таким образом, посредством заключения муниципального контракта  между Администрацией района и Обществом обеспечена возможность  ООО «СтройМонтаж» в отсутствие конкурентных процедур осуществлять выполнение работ строительству газопроводов в жилом квартале «Новое заречье» в с. Уйское и в  с. Ларино  в целях обеспечения муниципальных нужд и получать от этого доход, что создает преимущественные условия доступа к выполнению работ для муниципальных нужд указанному хозяйствующему субъекту и ограничивает доступ иных организаций (индивидуальных предпринимателей) на рынок выполнения данных работ.
С учетом изложенного, муниципальные контракты  № 1487 от 02.09.2014 на выполнение работ строительству газопроводов в жилом квартале «Новое заречье» в с. Уйское и № 1488 от 02.09.2014 на выполнение работ строительству газопроводов в с. Ларино, заключенный между Администрацией района и ООО «СтройМонтаж», в отсутствие конкуренции нарушают пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, поскольку их заключение обусловлено интересом каждого из участников указанных соглашений, результатом  соглашений явилось недопущение, ограничение, устранение конкуренции при осуществлении закупки, в том числе ограничение доступа иным хозяйствующим субъектам, намеренным  осуществлять выполнение работ в целях обеспечения муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.
Материалами дела установлено, что работы, предусмотренные муниципальными контрактами № 1487 от 02.09.2014 и № 1488 от 02.09.2014, выполнены,  в связи с чем не представляется возможным выдать предписание  о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
При  рассмотрении материалов настоящего дела установлено следующее, что решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Уйского муниципального района №  05-2014 от  18.06.2014 не содержит указания о необходимости заключения муниципальных контрактов на осуществление технического надзора и строительного контроля  при строительстве  газопроводов в жилом квартале «Новое заречье» в с. Уйское и в с. Ларино с единственным исполнителем на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе ввиду признания данных работ  неотложными и чрезвычайными. Данное решение также не содержит указания о необходимости заключения муниципальных контрактов именно с ОГУП «Челябоблинвестстрой».
ОГУП «Челябоблинвестстрой» является техническим заказчиком по муниципальным контрактам  № 1487 от 02.09.2014 и № 1488 от 02.09.2014, цена которых в данной части составляет соответственно  59 621,00 рублей и 58 465,00 рублей.
В связи с этим Комиссия не усматривает нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в действиях ОГУП «Челябоблинвестстрой» и Администрации района при заключении муниципальных контрактов  № 1487 от 02.09.2014 и № 1488 от 02.09.2014 на осуществление технического надзора и строительного контроля  при строительстве  газопроводов в жилом квартале «Новое заречье» в с. Уйское и в с. Ларино, и на основании части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции дело в отношении ОГУП «Челябоблинвестстрой» и Администрации района в указанной части подлежит прекращению.
        Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

    РЕШИЛА:
1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Администрации района в лице Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Уйского муниципального района, выразившиеся в принятии решения об осуществлении закупки на  выполнение работ строительству  газопроводов в жилом квартале «Новое заречье» в с. Уйское и в с. Ларино у единственного  подрядчика без проведения торгов  на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, что могло привести  к ограничению, устранению, недопущению конкуренции при осуществлении закупки, а также к созданию отдельному хозяйствующему субъекту – ООО «СтройМонтаж» необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности с получением дохода от выполнения муниципального заказа по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, работающими с ним на одном товарном рынке и способных выполнить такой заказ, поскольку такие лица лишаются доступа к выполнению указанных работ.
2. Признать муниципальные контракты № 1487 от 02.09.2014 на выполнение работ строительству газопроводов в жилом квартале «Новое заречье» в с. Уйское и № 1488 от 02.09.2014 на выполнение работ строительству газопроводов в с. Ларино, заключенные между Администрацией района и ООО «СтройМонтаж» без проведения торгов и в нарушение положений Закона о контрактной системе, соглашениями,  нарушающими требования  пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
3. Прекратить рассмотрение дела № 55-07/15, возбужденного по признакам нарушения ОГУП «Челябоблинвестстрой» и Администрацией района пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции при заключении муниципальных контрактов  № 1487 от 02.09.2014 и № 1488 от 02.09.2014 на осуществление технического надзора и строительного контроля  при строительстве  газопроводов в жилом квартале «Новое заречье» в с. Уйское и в с. Ларино, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
4. Администрации района и ООО «СтройМонтаж» предписание, предусмотренное частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, не выдавать.
5. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

Члены Комиссии                                                                                 <…>

<…>                                                                                                              <…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд. Примечание.   За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<…> (351) 265-93-79

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны