Решение б/н Решение и предписание № 572-ж/2018 по жалобе ООО «Контракт» от 18 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 572-ж/2018

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 11.09.2018

В полном объеме решение изготовлено 14.09.2018

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

***

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

***

-

специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

***

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев жалобу ООО «Контракт», в присутствии:

- представителя ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» ***действующего на основании доверенности № 4107 от 07.09.2018,

- представителя ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» ***действующего на основании доверенности № 3031 от 29.12.2017,

 

- представителя ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» ***действующего на основании доверенности № 4106 от 07.09.2018,

в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 04.09.2018 поступила жалоба ООО «Контракт» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Общежитие (жилой дом специализированного назначения) со встроенно-пристроенными помещениями социально-бытового назначения" (извещения № 0369100017618000001) (далее – аукцион).

Согласно представленным документам 21.08.2018 ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» объявило о проведении аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта – 741 571 927, 63 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 05.09.2018 в 09:00.

На момент рассмотрения жалобы ООО «Контракт» контракт не заключен.

В жалобе указано, что заказчиком в нарушение требований законодательства о контрактной системе сокращен срок окончания подачи заявок на участие в закупке, а также указаны требования к участнику закупки по пункту 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в недействующей редакции. Кроме того, в документации не установлены требования к участнику закупки по пункту 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также неправомерно указаны требования к составу второй части заявки в части подтверждения соответствия указанному положению Закона о контрактной системе.

Согласно доводам жалобы заказчиком неправомерно сформировано описание объекта закупки в части характеристик материалов, используемых при выполнении работ, а также не предусмотрен идентификационный код закупки в проекте контракта.

Представители заказчика на заседании Комиссии против доводов жалобы возражали, представили письменные пояснения и указали следующее.

Срок подачи заявок установлен в документации о закупке правомерно с учетом того, что документы для прохождения контроля в единой информационной системе направлены заказчиком 20.08.2018.

Требования к участнику закупки и к составу второй части заявки в соответсивмм с пунктами 7, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлены ошибочно, при этом данные нарушения не повлияли на результаты закупки.

В Приложении № 3 к документации о закупке указаны характеристики материалов, которые необходимо конкретизировать в составе первой части заявки участника закупки, остальные материалы отражены в сметах и не требуют уточнения в составе первой части заявки. Также представители заказчика пояснили, что в документации о закупке содержатся характеристики контроллера, а также наименование адресно-аналоговой подсистемы интегрированной системы охраны «Орион» - «СПИ-2000А», с которой должен быть совместим контроллер, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

Представители заказчика также возражали против довода жалобы, согласно которому в проекте контракта не указан идентификационный код закупки, так как по мнению заказчика данная информация должна содержаться только в заключенном контракте и документации о закупке.

 

Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с частью 7 статьи 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.

Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В соответствии с частью 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Таким образом, при исчислении как начального, так и конечного сроков должны учитываться нормы гражданского законодательства, в том числе в аспекте определения срока подачи заявок на участие в закупке.

В извещении о закупке указано следующее:

- начало подачи заявок: значение соответствует фактической дате и времени размещения извещения по местному времени организации, осуществляющей размещение;

- окончание срока подачи заявок: 05.09.2018 в 09 часов 00 минут.

При этом, как следует из информации, размещенной в единой информационной системе, и распечаток с единой информационной системы, представленных заказчиком, датой размещения извещения является 21.08.2018 11.00.

Принимая во внимание, что пятнадцатый день срока приходится на 05.09.2018, то минимальным сроком окончания подачи заявок является – 06.09.2018.

Таким образом, заказчик, в нарушение части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, установил срок подачи заявок менее 15 дней c момента размещения извещения до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Доводы заказчика, согласно которым извещение и документация о закупке направлены для прохождения контроля в рамках части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе 20.08.2018, что обеспечивает возможность подачи заявок в течение 15 дней до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, являются несостоятельными.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Таким образом, размещение извещения и документации о закупке в единой информационной системе предоставляет собой опубликование данной информации, которая общедоступна для неопределенного круга лиц.

Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1367 утверждены правила осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила).

Согласно пункту 14 Правил в случае соответствия контролируемой информации требованиям, установленным частью 5 статьи 99 Федерального закона объекты контроля, подлежащие в соответствии с Федеральным законом размещению в информационной системе, размещаются в информационной системе (в том числе посредством информационного взаимодействия информационной системы с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет», региональными (муниципальными) информационными системами в сфере закупок) в течение одного рабочего дня со дня направления объекта контроля для размещения в информационной системе, за исключением объектов контроля, указанных в абзаце седьмом подпункта «в» пункта 13 настоящих Правил, размещаемых в информационной системе в срок, установленный для осуществления проверки, предусмотренной пунктом 13 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну».

С учетом изложенного, действия заказчика по размещению в единой информационной системе информации о проведении закупки и действия заказчика по направлению указанной информации для проведения контроля в рамках части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе не являются тождественными друг другу, так как осуществляются в хронологической последовательности, определенной Правилами.

Доводы заказчика, согласно которым срок подачи заявок определен заказчиком до 09.00 в соответствии с локальным правовым актом учреждения, является также несостоятельным по следующим основаниям.

Согласно части 8 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные частями 3 и 5 настоящей статьи. Указанные электронные документы подаются одновременно.

Частью 9 статьи 66 Закона о контрактной системе в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан присвоить ей идентификационный номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику такого аукциона, подавшему указанную заявку, ее получение с указанием присвоенного ей идентификационного номера.

Таким образом, при проведении электронных процедур используется дистанционный способ подачи заявок посредством направления электронных документов оператору электронной площадки, в связи с чем правило, согласно которому если действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции (абзац 2 статьи 194 ГК РФ), не применимо в рамках процедуры подачи заявок при проведении электронного аукциона.

 

2. В нарушение пункта 7 части 1, части 5 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в пункте 16.1.5 документации о закупке установлено требование к участнику закупки об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

Вместе с тем, в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 489-ФЗ в указанное положение Закона о контрактной системы внесены изменения, согласно которым установлено требование к участнику закупки об отсутствии судимости в том числе за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

 

3. Как следует из пункта 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В нарушение пункта 11 части 1, части 5 статьи 31, части 3 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении и пункте 16.1 документации о закупке не предусмотрено единое требование к участнику закупки об отсутствии у него ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в пункте 8.4 документации о закупке указано, что в составе второй части заявки участник закупки должен предоставить декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9, 7-9,11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что противоречит пункту 2 части 5, части 6 статьи 66, пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым требованием к составу второй части заявки является декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Более того, в документации об аукционе содержится противоречивая информация в части предоставления декларации о соответствии участника закупки единым требованиям, а именно: из пункта 8.4 документации о закупке следует, что участник закупки должен продекларировать соответствие пункту 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также пунктам 16.1.2-16.1.7 документации о закупке, вместе с тем в указанных положениях документации о закупке отсутствует требование о соответствии участника закупки пункту 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

 

4. В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных данным Законом.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается, в том числе информация об идентификационном коде закупки, определенном в соответствии со статьей 23 данного Закона.

В силу пункта 3 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено данным Законом, в том числе информация об идентификационном коде закупки.

Исходя из содержания части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указанная информация должна быть отражена в извещении о проведении аукциона, документации об аукционе.

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В извещении о закупке, размещенном в единой информационной системе, идентификационный код рассматриваемой закупки: 181745301976474530100100010010000000.

Вместе с тем, в проекте контракта информация об идентификационном коде закупки отсутствует, что противоречит части 1 статьи 23, частям 1,4 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

5. Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Как следует из извещения и документации о закупке предметом аукциона является выполнение работ по строительству объекта «Общежитие (жилой дом специализированного назначения) со встроенно-пристроенными помещениями социально-бытового назначения».

В Приложении № 3 к документации о закупке указаны материалы и показатели указанных материалов, которые должны использоваться в ходе выполнения работ по отдельным позициям локальных смет, являющихся частью проектной документации о закупке, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

Доводы жалобы, согласно которым в документации о закупке отсутствуют характеристики материалов, используемых при выполнении работ при монтаже системы электроснабжения, являются несостоятельными, так как в составе документации о закупке размещена локальная смета № 02.1-22 «система электроснабжения 11-ти этажная секция», в которой указаны позиции, отражающие материалы, используемые при выполнении работ (например, коробка с зажимами, щитки осветительные, выключатели автоматические и другие позиции).

При этом Законом о контрактной системе не предусмотрено, что в документации о закупке в требованиях к составу и содержанию заявки должны быть отражены и конкретизированы все материалы, используемые при выполнении работ, так как участник закупки, подавая заявку, в том числе выражает согласие на выполнение работ на условиях документации о закупке, в том числе на использование материалов, содержащихся в документации о закупке.

В жалобе также указано, что в пункте 27 Приложения № 3 к документации о закупке указано оборудование – контроллер – контроллер адресно двухпроводной линии связи, передачи извещений «СПИ-2000А» без сопровождения словами «или эквивалент».

Вместе с тем по позиции 27 Приложения № 3 указаны следующие характеристики контроллера - контроллер адресной двухпроводной линии связи, передачи извещений «СПИ-2000А». до 127 адрес. устройств, Iпотр.до 160мА, вход ТМ (до 512 ключей), буфер событий 512 событий, IP30, tраб. От 30 до +55°С, возможен монтаж на DIN рейку.

Согласно пункту 1.1.4 руководства по эксплуатации контроллера двухпроводной линии связи «С2000-КДЛ» контроллер обладает возможностью работы в составе подсистемы передачи извещений СПИ-2000А интегрированной системы охраны «Орион».

Так, из документов, предоставленных заказчиком, следует, что «СПИ-2000А» - это адресно-аналоговая подсистема интегрированной системы охраны «Орион», с которой должен быть совместим приобретаемый контроллер.

Таким образом, в документации о закупке указано наименование оборудования -СПИ-2000А, которое должно функционировать с контроллером, а не товарный знак контроллера, который необходим для выполнения работ, в связи с чем в действиях заказчика не усматриваются нарушения законодательства о контрактной системе.

Вместе с тем, при вынесении решения и предписания антимонопольный орган принимает во внимание, что на участие в закупке подано 2 заявки, снижение начальной (максимальной) цены контракта по результатам аукциона составило 7%, при этом не представляется возможным установить материально-правовую заинтересованность подателя жалобы в части его намерения участвовать в обжалуемой закупке, так как по сведениям, представленным заказчиком (сведения с сайта НОСТРОЙ из реестра членов СРО), данное лицо не является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, тогда как указанное условие является обязательным условием участия в закупке.

В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «Контракт» в части описания объекта закупки – необоснованными, в остальной части - признать доводы жалобы обоснованными.

2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения части 3, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 7,11 части 1, части 5 статьи 31, частей 1,3,4 статьи 64, пункта 2 части 5, части 6 статьи 66, части 1 статьи 23, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.

  1. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

* Решение и предписание размещены в единой информационной системе во вкладке «реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний» - поиск по № извещения – № жалобы - вкладка «документы»

Связанные организации

Связанные организации не указаны