Постановление б/н Постановление по делу № 57-14.3ч.1/15 в отношении ООО «Авиак... от 5 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 57-14.3ч.1/15

об административном правонарушении

 

30 июля 2015 года г. Челябинск

Я, вр.и.о руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, <…>, рассмотрев материалы административного дела № 57-14.3ч.1/15, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «Победа» (ОГРН 5147746103380, ИНН 9705001313, КПП 770501001, дата регистрации 16.09.2014, зарегистрировано по адресу: 115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 7, к. 1) (далее – ООО «Авиакомпания «Победа») по факту размещения в декабре 2014 года на рекламных конструкциях в городе Челябинске ненадлежащей рекламы «победа…Летим в МОСКВУ! от 999 рублей… www.pobeda.aero» с нарушением требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в отсутствие законного представителя лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ООО «Авиакомпания «Победа», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела (определение исх. от 15.06.2015 № 9492/08, в соответствии с которым законному представителю ООО «Авиакомпания «Победа» надлежало явиться 30.07.2015 на рассмотрение дела, направлено по юридическому адресу ООО «Авиакомпания «Победа»: 115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 7, к. 1 и по информации с сайта Почта России вручено адресату 29.06.2015), заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя,

в присутствии главного специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России <…>,

исследовав материалы дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) 11 декабря 2014 года поступило заявление жителя города Челябинска о несоответствии действительности сведений о стоимости авиабилетов в наружной рекламе авиакомпании «Победа».

Из заявления следует, что в городе Челябинске на рекламных конструкциях распространяется реклама авиакомпании «Победа» «Летим в Москву за 999 рублей», вместе с тем, по сведениям, размещенным на Интернет-сайте авиакомпании «Победа», самый недорогой авиаперелет стоит более двух тысяч рублей, а не 999 рублей, как следует из рекламы.

Проверка, проведенная по заявлению, показала, что в городе Челябинске с использованием рекламных конструкций размещена реклама авиакомпании «Победа», в которой присутствуют сведения: «победа…Летим в МОСКВУ! от 999 рублей www.pobeda.aero».

Сведения: «Летим в МОСКВУ!» и «999» выполнены крупным шрифтом белого цвета на контрастном синем фоне и занимают основную часть рекламного поля, в связи с чем реклама создает впечатление о привлекательно низкой цене на услуги данной авиакомпании.

В целях проверки достоверности сведений о стоимости авиаперелета специалистами Челябинского УФАС России исследована информация на Интернет-сайте www.pobeda.aero и осуществлена онлайн-подборка билета на рейс из Челябинска в Москву, также у ООО «Авиакомпания «Победа» запрошены соответствующие доказательства.

Осмотр сайта www.pobeda.aero 17 декабря 2014 года показал, что на главной странице сайта размещен рекламный баннер с меняющимся кадром по типу «слайд-шоу», содержащий предложение об авиаперелете от 999 рублей в Москву из разных городов России, в частности, из Екатеринбурга, Уфы, Архангельска, Челябинска. В разделе «Тарифы» присутствует информация о тарифах, при этом минимальный размер тарифа составляет 999 рублей, также указано, что количество предложений по тарифу (включая минимальный тариф) на каждом рейсе ограничено. Здесь же содержится информация об аэропортовых пассажирских сборах и сборах за дополнительные услуги.

Так, например, аэропортовый сбор - AT2 «Пользование вокзальным комплексом аэропорта, за каждого вылетающего или прилетающего пассажира», аэропорт вылета/прилета Москва (Внуково), составляет 58 рублей, аэропортовый сбор - PF2 «Коммерческое обслуживание в аэропорту, за каждого вылетающего пассажира», аэропорт вылета/прилета Москва (Внуково), составляет 150 рублей.

В сборы за дополнительные услуги входит, например, сбор за создание/изменение/аннулирование бронирования за 1 пассажира, который включает:

сбор за услуги автоматизированной системы бронирования за 1 пассажира на каждом рейсе при бронировании через веб-сайт составляет 200 рублей, при бронировании через колл-центр – 400 рублей, при бронировании в аэропорту – 400 рублей;

сбор за изменение даты вылета и/или направления рейса, за 1 рейс (для возвратных тарифов), при бронировании через колл-центр составляет 2000 рублей, при бронировании в аэропорту – 2000 рублей;

сбор за изменение имени пассажира при бронировании через колл-центр 4000 рублей, при бронировании в аэропорту – 4000 руб;

плата за операцию по аннулированию бронирования при бронировании через колл-центр составляет 2000 рублей, при бронировании в аэропорту – 2000 рублей;

сбор за опоздание на рейс при бронировании в аэропорту составляет 4000 рублей;

справка о совершенном перелете при бронировании через колл-центр составляет 400 рублей.

Информация, размещенная на Интернет-сайте www.pobeda.aero, свидетельствует о том, что минимальную стоимость авиаперелета составляет тариф с дополнительными сборами.

Специалистами Челябинского УФАС России осуществлена онлайн-подборка билета на рейс из Челябинска в Москву, в результате которой был предложен билет не по минимальному тарифу 999 рублей, а по тарифу 1999 рублей, в связи с чем стоимость перелета, включающая тариф в совокупности с дополнительными сборами в размере 547,60 рублей, составила 2546,60 рублей.

ООО «Авиакомпания «Победа» в качестве доказательства соответствия действительности сведений о стоимости авиаперелета в рекламе представило маршрут-квитанцию на пассажиров, осуществивших перелет из Челябинска в Москву, согласно которой стоимость авиаперелета на одного пассажира составила 1546,60 рублей и состоит из минимального тарифа 999 рублей, а также аэропортовых пассажирских сборов 347,60 рублей (аэропортовый сбор ТА2 – 188,70 рублей, аэропортовый сбор PF2 - 208,90 рублей) и сбора за дополнительную услугу 200 рублей (сбор за услугу бронирования).

Таким образом, собранные Челябинским УФАС России данные в ходе осмотра Интернет – сайта www.pobeda.aero, онлайн-подборки билета на рейс из Челябинска в Москву, изучения поступивших от ООО «Авиакомпания «Победа» документов позволяют сделать выводы о том, что фактическая стоимость авиаперелета состоит из тарифа от 999 рублей и дополнительных сборов.

Рассмотрение материалов приводит к следующим выводам.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пленум ВАС РФ в пункте 28 Постановления N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснил, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом к рекламе, в частности о включении в нее предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Указание в рекламе ООО «Авиакомпания «Победа» сведений «Летим в МОСКВУ!» и «999» крупным шрифтом создает впечатление о том, что стоимость авиаперелета из Челябинска в Москву составляет 999 рублей.

Вместе с тем, исследование материалов показало, что минимальная стоимость перелета из Челябинска в Москву составляет 1546,60 рублей, и в эту стоимость помимо тарифа входят аэропортовые пассажирские сборы в размере 347, 60 рублей, а также сбор за дополнительную услугу в размере 200 рублей.

Информация об аэропортовых пассажирских сборах и сборах за дополнительные услуги является существенной, так как влияет на фактическую стоимость авиаперелета. Однако информация о стоимости тарифа без учета сборов, предусмотренных правилами применения тарифа, указана в рекламе способом затрудняющим её восприятие, а именно очень мелким, почти нечитаемым шрифтом бледно-голубого цвета на синем фоне путем вертикального расположения строк.

Также нечитаемой является существенная информация об ограниченном количестве предложений и предлог «от» перед стоимостным обозначением минимального тарифа «999 рублей». Данные сведения являются важными для потребителей, поскольку они указывают на то, что тариф 999 рублей не является единственно возможным тарифом и стоимость авиаперелета может быть рассчитана не только по минимальному, но и по иному тарифу.

Таким образом, информация о дополнительных сборах и ограниченном количестве предложений присутствует в рекламе лишь формально, в связи с чем рассматривается Комиссией как недоведенная до неопределенного круга лиц надлежащим образом, вследствие чего потребитель фактически не получает предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно стоимости авиаперелета.

При этом, то обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

С учетом изложенного, Челябинское УФАС России приходит к выводу о том, что в рекламе авиакомпании «Победа» существенные для восприятия объекта рекламирования сведения о дополнительных сборах и ограниченном количестве предложений отсутствуют, что противоречит требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Распространение ненадлежащей рекламы также установлено решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 14 апреля 2015 года.

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя.

В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно информации, размещенной на сайте www.pobeda.aero, а также согласно представленным ООО «Авиакомпания «Победа», ООО «РФ «Армада Аутдор» документам рекламодателем данной рекламы является ООО «Авиакомпания «Победа» как лицо, оказывающее услуги по авиаперевозкам и определившее содержание рекламы.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятьсот рублей; должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста до пятисот тысяч рублей.

11 июня 2015 года должностным лицом Челябинского УФАС России составлен протокол об административном правонарушении и возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «Авиакомпания «Победа» по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поводом к возбуждению административного дела послужило непосредственное обнаружение должностным лицом Челябинского УФАС России достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно пункту 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Реклама ООО «Авиакомпания «Победа», в которой присутствуют сведения «победа…Летим в МОСКВУ! от 999 рублей… www.pobeda.aero», размещенная в декабре 2014 года на рекламных конструкциях в городе Челябинске, противоречит требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение которой предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Место совершения правонарушения – г. Челябинск. Время совершения правонарушения – декабрь 2014 года.

Размещение рекламы авиакомпании «Победа», в которой присутствуют сведения: «победа…Летим в МОСКВУ! от 999 рублей… www.pobeda.aero» на рекламной конструкции, установленной в городе Челябинске, а именно на остановке «Калинина» по улице Кирова в сторону Теплотехнического института зафиксировано актом осмотра рекламной конструкции от 18 декабря 2014 года, составленным специалистами Челябинского УФАС России.

Согласно приложения № 11 к договору № 39 от 01.01.2014 между ООО РГ «Армада Аутдор» и ООО «ГруппЭм Аутдор» размещение и демонстрация рекламы рекламодателя ООО «Авиакомпания «Победа» (ранее – ООО «Бюджетный перевозчик») осуществляется в соответствии с графиком и адресной программой. Адресная программа включает 8 мест размещения наружной рекламы в городе Челябинске, период размещения с 01.12.2014 по 31.12.2014.

В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение рекламного законодательства Российской Федерации не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения правонарушения.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 8.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рассматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, суды должны учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента совершения такого правонарушения, а не с момента принятия антимонопольным органом решения о нарушении законодательства о рекламе.

Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности для привлечения ООО «Авиакомпания «Победа» к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП истекает в декабре 2015 года, в связи с чем, привлечение ООО «Авиакомпания «Победа» к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства осуществляется в пределах срока давности.

Наличие обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему соблюдению ООО «Авиакомпания «Победа» требований законодательства РФ о рекламе, Челябинским УФАС России не выявлено.

У ООО «Авиакомпания «Победа» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно – для соблюдения требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Однако ООО «Авиакомпания «Победа» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе.

При таких обстоятельствах ООО «Авиакомпания «Победа» признается виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, исключающих вину ООО «Авиакомпания «Победа» в совершении данного административного правонарушения, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении при совершении данного административного правонарушения, не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

От ООО «Авиакомпания «Победа» каких-либо ходатайств при рассмотрении административного дела не поступило.

В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение рекламного законодательства Российской Федерации не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения правонарушения.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 8.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рассматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, суды должны учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента совершения такого правонарушения, а не с момента принятия антимонопольным органом решения о нарушении законодательства о рекламе.

Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности для привлечения ООО «Авиакомпания «Победа» к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП истекает в декабре 2015 года, в связи с чем, привлечение ООО «Авиакомпания «Победа» к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства осуществляется в пределах срока давности.

С учетом изложенного, принимая во внимание исполнение ООО «Авиакомпания «Победа» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечение ООО «Авиакомпания «Победа» к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства впервые, ему может быть назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно – административный штраф в размере ста тысяч рублей.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10, а также статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «Победа» (ОГРН 5147746103380, ИНН 9705001313, КПП 770501001, дата регистрации 16.09.2014, зарегистрировано по адресу: 115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 7, к. 1) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. Применить к ООО «Авиакомпания «Победа» административное наказание в виде административного штрафа за нарушение требований части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа должна быть перечислена в доход федерального бюджета по следующим реквизитам: КБК 16111626000016000140, ОКТМО 75701000 на счет органа федерального казначейства: УФК по Челябинской области (для Челябинского УФАС России), отделение Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001.

В силу части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

После уплаты штрафа копии документов, свидетельствующих об уплате административного штрафа, просим представить в Челябинское УФАС России по факсу (351) 263-18-39 либо по адресу г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59, каб. 325.

Связанные организации

Связанные организации не указаны