Решение б/н Решение по делу № 58-07/15 от 30 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

              • Решение по 
              • делу № 58-07/15 о нарушении антимонольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «24» июня 2015 года.

  • полном объеме решение изготовлено «14» июля 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель

Комиссии:

<…>

-

заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<>

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<>

 

специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело по признакам нарушения Администрацией Уйского муниципального района Челябинской области (далее – Администрация муниципального района; ул. Балмасова 6, с. Уйское, Челябинская область, 456470) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), а также Администрацией Уйского сельского поселения Уйского муниципального района Челябинской области (далее – Администрация сельского поселения; ул. Таращенко, 23, с. Уйское, Челябинская область, 456470) и Общества с ограниченной ответственностью «Предприятие дорожник» (далее - ООО «Предприятие дорожник» ул. Магистральная, д. 14, д. Боровое, Чебаркульский район, 456419) - статьи 16 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Челябинского УФАС поступили материалы, направленные Прокуратурой Челябинской области, по вопросу заключения в 2014 году органами местного самоуправления Уйского муниципального района, муниципальных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) для муниципальных нужд без проведения торгов на основании протоколов Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Уйского муниципального района (далее - Комиссия), сообщает следующее.

Из указанных материалов следует, что Администрацией поселения без проведения торгов на основании решения Комиссии №09-2014 от 16.09.2014 заключен муниципальный контракт № 82 от 03.09.2014 № 1 от 17.09.2014 (далее - муниципальный контракт) на выполнение работ по асфальтированию придомовой территории в с. Уйское по ул. Пионерская, д.34. с ООО «Предприятие дорожник». В действиях Администрации района, Администрации сельского поселения и ООО «Предприятие дорожник» установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем возбуждено производство по настоящему делу.

 

Представителем Администрации муниципального района представлены письменные пояснения от 01.06.2015 исх. № 1004 и отмечено следующее.

 

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, вызванной возможным срывом отопительного сезона, Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Уйского муниципального района приняла решение на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 года № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) сложившуюся ситуацию признать чрезвычайной.

Работы, предусмотренные муниципальным контрактом, были выполнены в срок и в полном объеме. Акты приемки выполненных работ подписаны, и денежные средства перечислены подрядчиками в полном объеме.

 

Представитель ООО «Предприятие дорожник» на заседании Комиссии пояснил, что заключил Договор №1 от 17.09.2014 на выполнение работ по ремонту асфальтного покрытия, устройства стоянки (далее - Договор), осознавая необходимость проведения торгов на право заключения указанного договора. При этом необходимость проведения работ по ремонту асфальтного покрытия и устройства стоянки возникла в связи с ремонтом сетей инженерно-технического обеспечения, проведенным около дома, расположенного по адресу: с. Уйское, ул. Пионерская, д. 34, а также многочисленными жалобами жителей села Уйское на неудовлетворительное состояние асфальтового покрытия после проведения ремонтных работ.

 

 

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Постановлением Администрации муниципального района от 04.09.2012 года № 586 утверждено Положение о Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности и ее состав. Поскольку указанная комиссия самостоятельным юридическим лицом не является, то лицом, которое несет ответственность за совершаемые ею действия, является лицо, которое формирует и утверждает состав комиссии, т.е. Администрация муниципального района.

Решением Комиссии №09-2014 от 16.09.2014 года установлено, что на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе работы по асфальтированию придомовой территории в селе Уйское по улице Пионерская, 34 признаны неотложными и чрезвычайными и принято решение о размещении заказа у единственного поставщика услуг ООО «Предприятие дорожник» на сумму 577019 рублей из средств дорожного фонда Уйского сельского поселения.

 

 

17.09.2014 между Администрацией Уйского сельского поселения на основании решения комиссии № 09-2014 от 16.09.2014 заключен муниципальный контракт № 1 от 17.09.2014 на выполнение работ по асфальтированию придомовой территории в с. Уйское по ул. Пионерская, д.34.

Цена контракта составляет 576 923 рублей. В соответствии с пунктом 2.7 Муниципального контракта подрядчик обязуется начать работы 17.09.2014 года. Срок окончания выполнения всех работ по контракту – 05.10.2014 года.

03.10.2014 года был составлен акт о приемке выполненных работ, который был подписан Главой администрации Уйского сельского поселения <…>.

Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат стоимость работ по ремонту асфальтобетонного покрытия и стоянки по адресу: Челябинская область, Уйский район, с.Уйское, ул. Пионерская, д.34 составила 576 923 рубля.

 

Из материалов дела следует, что фактически признание выполнения работ по асфальтированию придомовой территории в селе Уйское по улице Пионерская, 34 как неотложные и чрезвычайные меры, а также заключение Муниципального контракта на выполнение указанных работ с единственным подрядчиком обусловлено необходимостью выполнения работ ввиду неудовлетворительного состояния асфальтового покрытия после проведения ремонтных работ сетей инженерно-технического обеспечения, проведенных около дома, расположенного по адресу: с. Уйское, ул. Пионерская, д. 34.

Однако указанные обстоятельства не являются основанием для заключения муниципального контракта с единственным подрядчиком без проведения конкурентных процедур.

Так, отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе.

Целями регулирования названного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о контрактной системе).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон о чрезвычайных ситуациях) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

В рассматриваемом случае необходимость выполнения работ по асфальтированию придомовой территории в с. Уйское по ул. Пионерская, д.34. возникла не в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия. Ремонт указанного объекта не относится к аварийно-спасательным и другим неотложным работам, проводимым при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленным на спасение жизни и сохранение здоровья людей и иные цели, предусмотренные Законом о чрезвычайных ситуациях.

Соответственно, такие обстоятельства, как: неудовлетворительное состояние асфальтового покрытия после проведения ремонтных работ сетей инженерно-технического обеспечения, проведенных около дома, расположенного по адресу: с. Уйское, ул. Пионерская, д. 34 не являются основаниями для заключения контракта для обеспечения муниципальных нужд с единственным подрядчиком без проведения торгов и не освобождает заказчика от обязанности соблюдения Закона о контрактной системе при осуществлении закупки таких работ.

Таким образом, обстоятельства, явившиеся основанием для признания выполнения работ по асфальтированию придомовой территории в с. Уйское по ул. Пионерская, д.34. как неотложные и чрезвычайные меры и заключения Администрацией сельского поселения муниципального контракта № 1 от 17.09.2014 без проведения торгов с единственным подрядчиком - ООО «Предприятие дорожник», не являются чрезвычайной ситуацией, не носят природного или техногенного характера.

Соответственно, указанный контракт не может быть заключен на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, т.е. без проведения конкурентных процедур.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию действия органов местного самоуправления.

Действия Администрации муниципального района в лице Комиссии по ЧС, выразившиеся в принятии решения о признании выполнения работ по асфальтированию придомовой территории в с. Уйское по ул. Пионерская, д.34. как неотложные и чрезвычайные меры (Решение Комиссии от 16.09.2014 №09-2914), приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению, конкуренции при размещении муниципального заказа, а также созданию отдельному хозяйствующему субъекту необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, работающими с ним на одном товарном рынке и способных выполнить такой заказ, поскольку такие лица лишаются доступа к выполнению указанных работ, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Осуществляя свою деятельность, Администрация сельского поселения и ООО «Предприятие дорожник» должны знать положения федерального законодательства и соблюдать их требования.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 названного Федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

На основании части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 названного Федерального закона.

Следовательно, закупка выполнения работ по асфальтированию придомовой территории в с. Уйское по ул. Пионерская, д.34 должна быть осуществлена путем проведения торгов.

Однако Администрация сельского поселения при наличии указанной информации без проведения торгов заключила муниципальный контракт № 1 от 17.09.2014 на выполнение указанных работ с единственным подрядчиком - ООО «Предприятие дорожник».

Осуществив закупку у единственного подрядчика, Администрация сельского поселения нарушила требования части 5 статьи 24 и пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Указанные действия Администрации сельского поселения привели к нарушению порядка осуществления закупок работ для муниципальных нужд, созданию преимущественных условий для ООО «Предприятие дорожник» при заключении муниципального контракта на выполнение работ по асфальтированию придомовой территории в с. Уйское по ул. Пионерская, д.34, ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов к возможности осуществления закупки работ для муниципальных нужд.

Действия Администрации сельского поселения, выразившиеся в заключении муниципального контракта № 1 от 17.09.2014 без проведения конкурентных процедур, привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при осуществлении закупки для муниципальных нужд, созданию отдельному хозяйствующему субъекту – ООО «Предприятие дорожник» необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, работающими с ним на одном товарном рынке, поскольку такие лица лишаются доступа к выполнению указанных работ, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В свою очередь, ООО «Предприятие дорожник», располагало сведениями о том, что сложившаяся ситуация не является чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, не предприняло действий по отказу от заключения муниципального контракта без проведения конкурентных процедур и исполнения муниципального контракта № 1 от 17.09.2014 ввиду его противоправности.

ООО «Предприятие дорожник» при заключении указанного контракта должно было принять все возможные меры по недопущению нарушения действующего законодательства, исследовать вопрос о том, необходимо ли проведение конкурентных процедур на право заключения контракта, учитывая, что общество является профессиональным участником рынка и должно знать требования Закона о контрактной системе.

ООО «Предприятие дорожник», заключая муниципальный контракт № 1 от 17.09.2014 вне конкурентных процедур, должно было учитывать, что в указанном случае иные хозяйствующие субъекты не смогут претендовать на выполнение работ для муниципальных нужд, получение их оплаты и в результате заключения данного соглашения будет устранена конкуренция за право выполнения указанных работ.

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).

Таким образом, муниципальный контракт № 1 от 17.09.2014 по асфальтированию придомовой территории в с. Уйское по ул. Пионерская, д.34, заключенный без проведения конкурентных процедур и в нарушение положений Закона о контрактной системе, является ограничивающим конкуренцию соглашением, поскольку может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при осуществлении закупки для муниципальных нужд, созданию отдельному хозяйствующему субъекту – ООО «Предприятие дорожник» необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности с получением дохода от выполнения работ по контракту по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, работающими с ним на одном товарном рынке, и способными выполнять такую закупку, ввиду того, что лишает таких лиц возможности доступа к выполнению работ, предусмотренных контрактом, и противоречит статье 16 Закона о защите конкуренции.

Поскольку по результатам осуществления закупки у единственного поставщика между Администрацией сельского поселения и ООО «Предприятие дорожник» заключен муниципальный контракт № 1 от 17.09.2014, Комиссия считает возможным предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Администрации Уйского муниципального района Челябинской, выразившиеся в принятии решения о признании выполнения работ по асфальтированию придомовой территории в с. Уйское по ул. Пионерская, д.34 как неотложные и чрезвычайные меры и размещении заказа у единственного подрядчика ООО «Предприятие дорожник» (Решение Комиссии №09-2014 от 16.09.2014), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению, конкуренции при размещении муниципального заказа, а также к созданию отдельному хозяйствующему субъекту необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами.

2. Признать муниципальный контракт № 1 от 17.09.2014 на выполнение работ по асфальтированию придомовой территории в с. Уйское по ул. Пионерская, д.34, заключенный между Администрацией Уйского сельского поселения Уйского муниципального района и ООО «Предприятие дорожник» без проведения конкурентных процедур, соглашением, нарушающим требования статьи 16 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 названной нормы.

3. Ответчикам по делу предписания, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, не выдавать.

4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

 

  • может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны