Решение и предписание № 58-08/2016 в отношении ООО «СППК»

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
16.12.2016
Управление:
Челябинское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы
Номер дела:

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

16 декабря 2016 года г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства РФ о рекламе в составе (далее - Комиссия):

Председатель Комиссии:

 

члены Комиссии:

<…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

<> – специалист-эксперт отдела контроля за hекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

<> – главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 58-08/2016, возбужденное по признакам нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» по факту распространения рекламы финансовых услуг со сведениями: «кредит всем… одобрение всех заявок… объединим все кредиты в один…» (далее – реклама) в газете «Итоги» от 25.06.2016,

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) обратились физические лица с заявлением по факту размещения в газете «Итоги» рекламы со сведениями: «кредит всем… одобрение всех заявок… объединим все кредиты в один…».

Из заявлений следует, что физические лица воспользовались рекламными сведениями, размещенными компанией «СППК» в печатном издании «Итоги», о безусловном одобрении всех заявок на кредит. Однако обратившись в компанию «СППК» с заявкой на потребительский кредит (копия заявок на потребительский кредит № 1236/16, № 1206/16), между потребителями и ООО «Скорая помощь получения кредитов» (далее – ООО «СППК») заключены договоры оказания услуг № 326/16 от 06.07.2016, № 331/16 от 13.07.2016 по проверке заказчиков на предмет их благонадежности, копии которых представлены в материалы дела. По условиям указанных договоров потребителям надлежит оплатить обществу денежное вознаграждение за оказанные услуги.

В последующем потребителям кредит не предоставлен, а ими внесены денежные средства по квитанции к приходному кассовому ордеру на основании договоров № 326/16 от 06.07.2016, № 331/16 от 13.07.2016, в размере 6 000 (шести тысяч) рублей и 9 000 (девяти тысяч) рублей, соответственно.

По мнению заявителей, реклама, размещенная в печатном издании «Итоги», содержит недостоверные сведения о предоставляемой финансовой услуге.

В ответ на определение о возбуждении дела по признакам нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе отделение ООО «СППК», расположенное по адресу: г. Челябинск, проспект Ленина, д. 55А, оф. 14-06 представило письменные пояснения от 13.10.2016 № 14194, согласно которым указание в рекламе формулировки «одобрение всех заявок» следует понимать как осуществление компанией консультационных услуг о возможности получения кредита по всем заявкам, заполненным потребителями, исходя из конкретной проблемы клиента, которая препятствует получению кредита. Используемые в рекламе слоганы «объединим все кредиты в один», «решение за один час», «снизим ваши платежи», как указано в пояснениях общества, следует понимать исходя из того, что ООО «СППК» оказывает исключительно консультационные услуги.

В пояснениях общество указывает на то, что каждая фраза, использованная в рекламе, имеет сноску с указанием на то, что ООО «СППК» осуществляет консультирование по вопросам кредитования и не занимается одобрением и выдачей кредитов.

Рассмотрение обращений и материалов дела приводит к следующим выводам.

В газете «Итоги + ТВ» на основании договоров № 113 от 02.02.2016, № 151 от 09.02.2016, № 192 от 18.02.2016, № 245 от 01.03.2016, № 288 от 09.03.2016, № 309 от 15.03.2016, № 371 от 23.03.2016, № 411 от 29.03.2016, № 436 от 05.04.2016, № 476 от 13.04.2016, № 506 от 20.04.2016, № 616 от 11.05.2016, № 693 от 25.05.2016, № 731 от 01.06.2016, № 772 от 07.06.2016, № 795 от 15.06.2016, № 843 от 22.06.2016, № 875 от 29.06.2016, № 930 от 05.07.2016, № 955 от 13.07.2016, № 995 от 21.07.2016, № 1005 от 26.07.2016, № 1063 от 02.08.2016 на оказание услуг по размещению информации в издании «Итоги + ТВ», заключенных между ООО «Контент-Логистик» и ООО «СППК», размещались сведения: «кредит всем… одобрение всех заявок… объединим все кредиты в один…».

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Сведения «кредит всем… одобрение всех заявок… объединим все кредиты в один…223-25-67, 900-071-45-77», размещенные в газете «Итоги + ТВ», отвечают признакам рекламы, определенным в норме статьи 3 Федерального закона «О рекламе», адресованы неопределенному кругу лиц, поскольку размещены в печатном издании, привлекают внимание к объекту рекламирования – услуге по получению потребительского кредита, поддерживают интерес к ней.

Статьей 3 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» определено, что кредитор - предоставляющая или предоставившая потребительский кредит кредитная организация, предоставляющие или предоставившие потребительский заем кредитная организация и некредитная финансовая организация, которые осуществляют профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, а также лицо, получившее право требования к заемщику по договору потребительского кредита (займа) в порядке уступки, универсального правопреемства или при обращении взыскания на имущество правообладателя.

В силу статьи 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также не кредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Таким образом, сведения в рекламе «…кредит всем…» являются не соответствующими действительности ввиду следующего.

Выписка из единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) показывает, что ООО «СППК» осуществляет прочую деятельность в сфере финансовых услуг по коду деятельности 66.19. Согласно сведениям «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, деятельность вспомогательная прочая в сфере финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения включает вспомогательную деятельность в сфере финансового посредничества, не классифицированную в других группировках, такую как: деятельность по обработке финансовых сделок и расчетов, включая сделки по платежным карточкам, деятельность по предоставлению консультационных услуг по инвестированию, деятельность ипотечных консультантов и брокеров; деятельность по предоставлению посреднических услуг в сфере поручительства, доверительного управления и хранения ценных бумаг за вознаграждение или на договорной основе; деятельность по приему платежей физических лиц платежными агентами (юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями) и банковскими платежными агентами (организациями, не являющимися кредитными организациями и индивидуальными предпринимателями).

Таким образом, ООО «СППК» вправе оказывать консультационные услуги по вопросу инвестирования. Из договоров № 326/16 от 06.07.2016, № 331/16 от 13.07.2016 следует, что общество оказывает услуги по проверке заказчиков на предмет их благонадежности. Сведений о таком виде деятельности как «объединение кредитов» общероссийский классификатор видов экономической деятельности не содержит.

Вместе с тем, согласно общедоступным сведениям, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, под объединением кредитов можно понимать возможность перекредитования (рефинансирование кредита), то есть

получение в банке (в прежнем банке-кредиторе, так и в каком-либо другом) нового кредита (займа) на более выгодных условиях для полного или частичного погашения предыдущего.

Принимая во внимание изложенное, ООО «СППК» не является кредитной организацией, оказывающей услуги кредитования.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе.

ООО «СППК» фактически не осуществляет деятельность по выдаче кредитов (займов), следовательно, реклама со сведениями: «кредит всем…объединим все кредиты в один…» содержит недостоверную информацию о характеристике предоставляемой услуги, в том числе о ее природе, поскольку природа услуг по выдаче кредита и услуг по предоставлению консультационных услуг различна.

В соответствии с частью 5 статьи 7 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» по результатам рассмотрения заявления заемщика о предоставлении потребительского кредита (займа) кредитор может отказать заемщику в заключении договора потребительского кредита (займа) без объяснения причин, если федеральными законами не предусмотрена обязанность кредитора мотивировать отказ от заключения договора. Информация об отказе от заключения договора потребительского кредита (займа) либо предоставления потребительского кредита (займа) или его части направляется кредитором в бюро кредитных историй в соответствии с Федеральным законом «О кредитных историях».

Таким образом, законодатель указывает на возможность кредитора отказать в выдаче кредита (займа), следовательно, результатом рассмотрения не каждой заявки является заключение кредитного договора.

Пункт 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признает рекламу, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара.

Сведения «одобрение всех заявок», указанные в рекламе, относятся к сведениям о характеристике предоставляемой услуги, которая указана в рекламе как положительное свойство услуги, воспользовавшись которой потребителю безусловно будет предоставлен кредит (займ) на основании поданной заявки.

Однако данные сведения не соответствуют действительности, поскольку в силу норм Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» в предоставлении кредита (займа) может быть отказано.

Таким образом, реклама, размещенная в газете «Итоги + ТВ», содержит недостоверные сведения «одобрении всех заявок» о характеристике и свойствах услуги, что противоречит пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Часть 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» устанавливает, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем является ООО «СППК» как лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы, что подтверждается договором на оказание услуг по размещению информации в издании «Итоги + ТВ».

К доводам общества о том, что в спорной рекламе присутствуют сведения об оказании ООО «СППК» консультационных услуг, в связи с чем до потребителя доводится информация о консультировании по вопросам кредитования, Комиссия относится критически, поскольку указание в рекламе дополнительных сведений об оказании обществом консультационных услуг не свидетельствует, что рекламная информация о предоставлении кредита, одобрении заявок на кредит и объединении всех кредитов в один (перекредитование) соответствует природе заключаемого договора с ООО «СППК» и содержит соответствующие действительности сведения о характеристике предоставляемой услуги, в том числе о природе предоставляемой услуги.

Таким образом, основной текст рекламы ООО «СППК» с информацией: «кредит всем… одобрение всех заявок… объединим все кредиты в один…» содержит недостоверные сведения и реклама противоречит пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», является ненадлежащей.

Указанная реклама была доступна для неопределенного круга лиц ввиду размещения в бесплатном печатном издании «Итоги + ТВ» и недостоверные сведения о характеристике и природе оказываемой услуги размещены в центре рекламного пространства, что обеспечивает возможность безусловного восприятия информации со стороны потребителей рекламы.

Из анализа материалов дела можно прийти к выводу, что основанием для обращения граждан в ООО «СППК» и последующее заключение договоров оказания услуг № 326/16 от 06.07.2016, № 331/16 от 13.07.2016 явилась реклама, размещенная в печатном издании «Итоги + ТВ» в период со 02 февраля 2016 года по 02 августа 2016 года, поскольку основное содержание рекламы указывает на возможность предоставления услуги по предоставлению кредита. Согласно пояснениям заявителей, при получении устной консультации представители ООО «СППК» указывали, что выдача кредитных средств будет производиться через банки-партнеры КБ «Ренессанс Кредит» (ООО) или АКБ «Российский Капитал» (ПАО). Письменные пояснения ООО «СППК» от 13.10.2016 № 14194 также свидетельствуют о том, что клиенты могут обратиться для подачи заявки на кредит в КБ «Ренессанс Кредит» (ООО) или АКБ «Российский Капитал» (ПАО).

Челябинским УФАС России 17 августа 2016 года осуществлена проверка сайта sppk1.ru, указанного в рекламе, размещенной в газете «Итоги», которая показала, что указанный сайт содержит сведения о том, что ведущие российские банки, в частности АКБ «Российский Капитал» и КБ «Ренессанс Кредит» (ООО), являются партнерами ООО «СППК». Данная информация не находит письменного подтверждения, поскольку в материалы дела представлены письменные пояснения от 07.12.2016 № 16785, от 24.11.2016 № 16191, согласно которым АКБ «Российский Капитал» и КБ «Ренессанс Кредит» (ООО) не имеют договорных отношений с ООО «СППК», следовательно, сведения о наличии партнерских отношений между обществом и иными ведущими кредитно-финансовыми организациями, размещенные на общедоступном сайте sppk1.ru, являются недостоверными.

Общедоступный сайт sppk1.ru содержит изображения товарных знаков № 417925, № 456994, №332943, № 561614, № 400722, № 426429, № 292550, № 430693 и других, правообладателями которых являются ПАО «Сбербанк», АО «Сосьете Женераль», ПАО «Банк ВТБ24», ПАО «Российский сельскохозяйственный знак», ЗАО «Райффайзенбанк», ЗАО «Банк Русский Стандарт», ПАО Инвестиционный банк «Траст», ПАО «Совкомбанк», материалы дела не содержат сведений о передаче прав на использование указанных средств индивидуализации ООО «СППК».

Согласно пункту 7 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица или товара.

В силу требований статьи 1484 ГК РФ к действиям по осуществлению исключительного права на товарный знак относится в том числе размещение товарного знака в рекламе.

Следовательно, при отсутствии соответствующего разрешения правообладателя товарного знака (средства индивидуализации юридического лица) размещение таких знаков в рекламе противоречит пункту 7 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

По состоянию на 16 декабря 2016 года Челябинским УФАС России установлено, что реклама со сведениями: «кредит всем… одобрение всех заявок… объединим все кредиты в один…223-25-67, 900-071-45-77» распространялась в печатном издании «Итоги + ТВ» до 08.10.2016, в настоящее время не распространяется. Материалы дела не содержат сведений о том, что распространение средств индивидуализации кредитных организаций на общедоступном сайте sppk1.ru прекращено, при таких обстоятельствах Комиссия считает возможным выдать ООО «СППК» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «кредит всем… одобрение всех заявок… объединим все кредиты в один…», распространенную в период со 02 февраля 2016 года по 02 августа 2016 года в печатном издании «Итоги + ТВ» ООО «СППК», поскольку при ее распространении нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а также рекламные сведения, размещенные на общедоступном сайте sppk1.ru, с нарушением требования пункта 7 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «СППК» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «СППК» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

16 декабря 2016 года г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

<> – заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

члены Комиссии:

<> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

<> – главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

на основании своего решения от 16 декабря 2016 по делу № 58-08/2016 о признании ненадлежащей рекламы: «кредит всем… одобрение всех заявок… объединим все кредиты в один…», распространенной в период со 02 февраля 2016 года по 02 августа 2016 года в печатном издании «Итоги + ТВ» ООО «СППК», поскольку при ее распространении нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»; о признании ненадлежащей рекламы ООО «СППК», размещенной на общедоступном сайте sppk1.ru, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «СППК» незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требования пункта 7 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно исключить из рекламной информации, размещаемой на Интернет-ресурсе http://sppk1.ru, сведения: «банки партнеры» с изображением товарных знаков, зарегистрированных Роспатентом по свидетельствам № 417925, № 456994, №332943, № 561614, № 400722, № 426429, № 292550, № 430693, правообладателями которых являются ПАО «Сбербанк», АО «Сосьете Женераль», ПАО «Банк ВТБ24», ПАО «Российский сельскохозяйственный знак», ЗАО «Райффайзенбанк», ЗАО «Банк Русский Стандарт», ПАО Инвестиционный банк «Траст», ПАО «Совкомбанк» и иные финансовые организации.

2. ООО «СППК» в срок до 28 февраля 2017 года представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, а именно документы и пояснения, свидетельствующие о прекращении размещения сведений: «банки партнеры» с изображением товарных знаков, зарегистрированных Роспатентом по свидетельствам № 417925, № 456994, №332943, № 561614, № 400722, № 426429, № 292550, № 430693, правообладателями которых являются ПАО «Сбербанк», АО «Сосьете Женераль», ПАО «Банк ВТБ24», ПАО «Российский сельскохозяйственный знак», ЗАО «Райффайзенбанк», ЗАО «Банк Русский Стандарт», ПАО Инвестиционный банк «Траст», ПАО «Совкомбанк» на общедоступном сайте sppk1.ru (скриншоты, письменные пояснения).

Сведения об исполнении предписания направить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по почте и на адрес электронной почты: to74@fas.gov.ru (с указанием исполнителя и номера исходящего документа).

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.