Постановление б/н Постановление по делу № 58-14.3ч.1/17 от 15 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу 58-14.3ч.1/17 об административном правонарушении

03 августа 2017 года г. Челябинск

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России), <…>, рассмотрев материалы административного дела № 58-14.3ч.1/17, возбужденного в отношении ранее занимавшего должность <…> Кредитного потребительского кооператива «А-групп» (ОГРН 1113443008865, ИНН/КПП 3443112051/745301001, юридический адрес: 454091, г. Челябинск, ул. Российская, 167-А) (далее – КПК «А-групп») <…>___________ года рождения, место рождения: ____________________, зарегистрирован по адресу: _______________________________ ____________________________________________, паспорт <...> серия <...> номер <...> выдан:_______________________________________________________, дата выдачи: ______________ (далее – <…>) по факту размещения ненадлежащей рекламы в сети «Интернет» на сайте www.financea.ru со сведениями: «гарантия надежности… деятельность КПК «А-Групп» контролируется… и СРО «Содействие»… 100 % безопасность» с нарушением требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

в присутствии:

<…>;

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России – <…>,

исследовав материалы дела, разъяснив лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, права, а именно: знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы и иные процессуальные права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ.

В соответствии со статьей 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом,

УСТАНОВИЛА:

Челябинским УФАС России при исполнении полномочий по государственному контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на общедоступном сайте http://www.financea.ru размещена недостоверная реклама потребительского кооператива о членстве в СРО «Содействие», способная ввести в заблуждение потребителя.

На интернет-сайте http://www.financea.ru по состоянию на 14 декабря 2016 года на главной странице размещены баннеры с меняющимся кадром по типу слайд-шоу.

Баннер первый содержит сведения: «займы с использованием материнского капитала! Получите до 463 026 рублей на ваш счет максимально быстро…», пройдя по активной ссылке «узнать больше» пользователю доступна следующая информация: «получите до 451 0123 рублей максимально быстро…не нужно ждать когда ребенку исполнится 3 года, ваш займ погашает пенсионный фонд средствами материнского капитала; комиссия от 25 000 рублей», изучив данную информацию пользователь ресурса может отправить заявку посредством заполнения электронной формы.

Второй баннер информирует пользователя о следующем: «высокий доход до 19%... принимаем личные сбережения с максимально высокой доходностью и гарантированной надежностью…».

Третий баннер содержит: «гарантия надежности… деятельность КПК «А-Групп» контролируется … и СРО НП «Содействие… 100% безопасность».

В четвертом баннере присутствуют сведения: «с нами удобно и просто! Наши отделения и офисы работают для вас на всей территории России...».

Факт размещения рекламы подтверждается актом осмотра № 241-2016 от 14.12.2016, составленным специалистами Челябинского УФАС России.

Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 Закона о рекламе).

Антимонопольным органом в письме от 28.08.2015 № АК/45828/15 отражена позиция относительно рекламы в сети «Интернет», в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой.

Поскольку баннеры, размещенные на главной странице интернет-ресурса «financea.ru» и выполненные по типу слайд-шоу со сменой кадра, привлекают внимание неопределенного круга лиц – посетителей общедоступной сети «Интернет», информация, выполненная указанным способом, признается рекламной и должна соответствовать требованиям рекламного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Часть 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) устанавливает, что Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

В соответствии с частью 2 статьи 1473 ГК РФ Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке (часть 3 статьи 1473 ГК РФ).

Объектом рекламирования в баннерах, размещенных на главной странице интернет-ресурса «financea.ru», является оказание КПК «А-Групп» финансовых услуг, следовательно, при размещении рекламы таких услуг должно соблюдаться требование об указании наименования финансовой организации в рекламе.

Специалистами Челябинского УФАС России в ходе осмотра интернет-сайта «financea.ru» также установлено, что под рекламными баннерами размещено обращение директора КПК «А-Групп» под заголовком «КРЕДИТНО-ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ А-ГРУПП», по содержанию которого также несколько раз указывается КПК «А-ГРУПП».

Оценив, размещенную информацию в целом, Челябинское УФАС России приходит к выводу об отсутствии в рекламе нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку рекламные баннеры в совокупности с информацией присутствующей на сайте, а именно обращения директора, употребления в заголовке и тексте обращения как полного, так и сокращенного наименования кооператива, воспринимаются как содержащие информацию о наименовании организации.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Баннер, содержащий сведения: «гарантия надежности… деятельность КПК «А-Групп» контролируется … и СРО НП «Содействие… 100% безопасность» направлен на информирование посетителей о том, что сотрудничество с КПК «А-Групп» гарантирует надежность и безопасность потенциальному клиенту потребительского кооператива, в том числе ввиду того, что кооператив входит в СРО «Содействие». Однако на сайте содержатся сведения о вступлении кредитного кооператива в другую саморегулируемую организацию – СРО «Союзмикрофинанс», данное обстоятельство также подтверждается пояснениями КПК «А-Групп» и представленным Свидетельством № 670 от 01.12.2016. Таким образом, рекламные сведения о членстве кредитного кооператива в СРО «Содействие» не соответствуют действительности, могут вводить в заблуждение потребителей о вхождении кооператива в состав саморегулируемой организации «Содействие».

Указанная реклама была доступна для неопределенного круга лиц ввиду размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на общедоступном сайте http://www.financea.ru на главной интернет-странице по центру, что обеспечивает возможность безусловного восприятия информации со стороны потребителей рекламы.

Таким образом, основной текст рекламы КПК «А-Групп» с информацией: «гарантия надежности… деятельность КПК «А-Групп» контролируется … и СРО НП «Содействие… 100% безопасность» содержит недостоверные сведения и реклама противоречит части 7 статьи 5 Закона о рекламе, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Часть 5 статьи 3 Закона о рекламе устанавливает, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно письму ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» (вх №. 1822 от 15.02.2017) администратором доменного имени «financea.ru» является КПК «А-Групп».

В силу пункта 1.1. Правил регистрации доменных имен в доменах .RU и .РФ, утвержденных решением АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет» № 2011-18/81 от 05.10.2011 (далее – Правила регистрации) администратор – пользователь, на имя которого зарегистрировано доменное имя в Реестре, администрирование – осуществление администратором прав и обязанностей, установленных настоящими Правилами регистрации.

Таким образом, в соответствии с Правилами ответственность за размещенную информацию на Интернет-сайте http://www.financea.ru возложены на администратора домена «financea.ru», в данном случае на КПК «А-Групп».

Учитывая изложенное, рекламодателем является КПК «А-Групп» как лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы и разместившее рекламу с нарушением на сайте http://www.financea.ru.

Распространение ненадлежащей рекламы также установлено решением по делу № 84-08/2016 Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 05 апреля 2017 года.

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятьсот рублей; должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста до пятисот тысяч рублей.

Должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей подлежит административной ответственности (статья 2.4 КоАП РФ).

В соответствии с примечанием к указанной статье, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с Приказом (Распоряжением) КПК «А-групп» о приеме работника на работу от 05.09.2016 <…> принят на должность <…> КПКК «А-групп».

С 03 апреля 2017 года <…>, согласно Приказу (Распоряжению) КПК «А-групп» о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении), уволен с должности <…> КПК «А-групп».

<…>., являясь <…> КПК «А-групп», осуществлял руководство организацией, следовательно, несет ответственность за нарушения, допущенные обществом в ходе осуществления хозяйственной деятельности.

Статья 1.5. КоАП РФ устанавливает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вина <…>выразилась в необеспечении выполнения требований законодательства о рекламе при размещении рекламы в сети «Интернет» на сайте http://www.financea.ru со сведениями: «гарантия надежности… деятельность КПК «А-Групп» контролируется … и СРО НП «Содействие… 100% безопасность» при условии, что КПК «А-групп» не является членов СРО «Содействие», в результате чего допущено нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 8.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рассматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, суды должны учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента совершения такого правонарушения, а не с момента принятия антимонопольным органом решения о нарушении законодательства о рекламе.

В связи с тем, что спорная реклама размещалась до 17 декабря 2016 года, годичный срок давности для привлечения ранее занимавшего должность <…> КПК «А-групп» <…>к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истекает 17 декабря 2017 года.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно пункту 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

На рассмотрении дела <…> заявил ходатайство о применении меры наказания в виде предупреждения.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена статьей 4.1.1, устанавливающей, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 2 указанного закона данные изменения вступают в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 04.07.2016).

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016) в целях отнесения хозяйственных обществ к субъектам малого и среднего предпринимательства должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий;

б) до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

доход хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

микропредприятия - 120 млн. рублей;

малые предприятия - 800 млн. рублей;

средние предприятия - 2 млрд. рублей.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц КПК «А-групп» является микропредприятием.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

<…> впервые совершил нарушение рекламного законодательства, материалы, свидетельствующие о причинении имущественного ущерба либо вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствуют.

С учетом того, что КПК «А-групп» является субъектом малого бизнеса, а также при наличии обстоятельств, установленных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ подлежит замене на предупреждение.

С учетом положений ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, закрепившей цели административного наказания, предупреждение является официальным предостережением юридического лица от возможности совершения им противоправного действия.

Применение предупреждения влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено предупреждение, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание

Руководствуясь статьями 4.1.1., 4.1, 23.48, 29.9, 29.10, а также статьей 14.3 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать виновным ранее занимавшего должность <…> КПК «А-групп» <…>в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

2. В соответствии со статьей 4.1.1. КоАП РФ объявить <…>официальное порицание в форме предупреждения за нарушение требований части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

  • 3 статьи 30.1. и частью 1 статьи 30.3. КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Постановление объявлено 03 августа 2017 года в присутствии представителя <…>.

Связанные организации

Связанные организации не указаны