Предупреждение № 6-03/17 МУП «ЧКТС»

Тип документа:
Предупреждения и предостережения
Дата публикации:
08.09.2017
Управление:
Челябинское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулированиеАнтимонопольное регулирование - контроль органов власти
Номер дела:
№ № 6-03/17

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 6-03/17

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«06» сентября 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) рассмотрено обращение АО «УТСК» о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях МУП «ЧКТС», выразившихся в уклонении от заключения договора на оказание услуги по передаче тепловой энергии по сетям МУП «ЧКТС».

При рассмотрении представленных документов установлено, что АО «УТСК» письмом от 04.04.2017 № ЧТС/490 обратилось в МУП «ЧКТС» с заявлением о заключении договора на оказание услуги по передаче тепловой энергии, вырабатываемой АО «УТСК», по сетям МУП «ЧКТС».

МУП «ЧКТС» письмом от 11.04.2017 № 2247 отказало АО «УТСК» в заключении указанного договора по причинам того, что в заявлении АО «УТСК» отсутствуют следующие сведения:

- о точках передачи тепловой энергии;

- о предполагаемом режиме передачи тепловой энергии, теплоносителя с разбивкой по месяцам и с привязкой к распределению нагрузки в схеме теплоснабжения;

- об объеме присоединенной тепловой нагрузки и виде нагрузки теплопотребляющих установок потребителей с ее распределением по каждой точке передачи и с приложением акта разграничения балансовой принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Кроме того, указанным письмом МУП «ЧКТС» запросило у АО «УТСК» сведения о сроке начала исполнения договоров теплоснабжения с потребителями тепловой энергии, а также тарифное решение об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую АО «УТСК» потребителям Челябинского городского округа.

Также МУП «ЧКТС» сообщило АО «УТСК», что установленные Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области на 2017 год тарифные решения не позволяют установить заявленный обществом срок начала оказания услуг по передаче тепловой энергии - 01.07.2017.

АО «УТСК» письмом от 24.04.2017 № ЧТС/643 направило в адрес МУП «ЧКТС» уточнения и пояснения по существу замечаний, изложенных в письме от 11.04.2017 № 2247, а именно:

- представило сведения о точках передачи тепловой энергии;

- представило сведения о предполагаемом режиме передачи тепловой энергии, теплоносителя с разбивкой по месяцам;

- пояснило об отсутствии оснований представления информации об объеме присоединенной тепловой нагрузки и виде нагрузки теплопотребляющих установок потребителей с ее распределением по каждой точке передачи и с приложением акта разграничения балансовой принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон;

- указало, что сроком начала оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя является дата установления уполномоченным органом регулирования тарифа на тепловую энергию, отпускаемую АО «УТСК» потребителям Челябинского городского округа.

30.05.2017 письмом № 3332 МУП «ЧКТС» сообщило АО «УТСК» о том, что вопрос о заключении договора на оказание услуги по передаче тепловой энергии будет рассмотрен после установления Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области тарифа на тепловую энергию, отпускаемую АО «УТСК» потребителям Челябинского городского округа.

 

Изучив имеющиеся материалы, Челябинское УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признаётся положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147 – ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии.

МУП «ЧКТС» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии.

Следовательно, предприятие подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 17 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 17 Закона о теплоснабжении передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.

По договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги (часть 2 статьи 17 Закона о теплоснабжении).

Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии является обязательным для заключения теплосетевыми организациями. Порядок заключения и исполнения такого договора устанавливается правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о теплоснабжении).

Порядок заключения и исполнения договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя регламентирован разделом V Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 57 Правил теплоснабжающая организация, намеренная заключить с теплосетевой организацией договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, направляет в теплосетевую организацию заявление о заключении договора, которое должно содержать следующие сведения:

- полное наименование и место нахождения теплоснабжающей организации;

- точки приема и точки передачи тепловой энергии;

- объемы и предполагаемый режим передачи тепловой энергии, теплоносителя с разбивкой по месяцам и с привязкой к распределению нагрузки в схеме теплоснабжения;

- объем присоединенной тепловой нагрузки и вид нагрузки теплопотребляющих установок потребителей с ее распределением по каждой точке передачи и с приложением акта разграничения балансовой принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон (за исключением случаев заключения договора с единой теплоснабжающей организацией);

- срок начала оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Теплосетевая организация в течение 30 дней со дня получения указанного заявления обязана его рассмотреть и направить теплоснабжающей организации подписанный проект договора.

Согласно пункту 58 Правил, в случае отсутствия в представленных документах сведений, указанных в пункте 57 настоящих Правил, теплосетевая организация в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления от теплоснабжающей организации уведомляет ее об этом и в течение 30 дней со дня получения от теплоснабжающей организации недостающих сведений рассматривает заявление.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» отмечается, что статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке, относится к нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство.

При этом антимонопольному органу при оценке действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

При определении обстоятельств осуществления хозяйствующим субъектом своего субъективного права должны приниматься во внимание требования специального закона, предоставляющего соответствующее право и определяющего порядок его реализации.

Порядок заключения и исполнения договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, определенный Правилами, не предусматривает право теплосетевой организации, с которой планируется заключение договора передачи тепловой энергии, теплоносителя, запрашивать у теплоснабжающей организации сведения о сроке начала исполнения договоров теплоснабжения с потребителями тепловой энергии, а также тарифное решение об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям.

Кроме того, Правила не предусматривают право на приостановление процедуры заключения договора до каких-либо сроков, а также не дают право оценивать целесообразность заключения соответствующего договора.

Более того, в соответствии с действующим законодательством, в том числе с Законом о теплоснабжении, договор оказания услуг по передаче тепловой энергии является обязательным для заключения теплосетевыми организациями.

Таким образом, МУП «ЧКТС» вышел за пределы предоставленных ему прав.

Указанные действия МУП «ЧКТС» содержат признаки уклонения от заключения договора передачи тепловой энергии, теплоносителя с АО «УТСК».

Для квалификации действий доминирующего субъекта нарушающими пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции достаточно наличия возможности наступления негативных последствий, в частности, возможности ущемления интересов АО «УТСК» в сфере предпринимательской деятельности.

АО «УТСК» является единой теплоснабжающей организацией, деятельность по производству, передаче, распределению и торговле паром и горячей водой (тепловой энергией) является основной деятельностью АО «УТСК».

06.06.2017 постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 29/3 утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую АО «УТСК» потребителям Челябинского городского округа.

Установленные тарифы действуют с 01.01.2018 по 31.12.2018.

Следовательно, с 01.01.2018 АО «УТСК» может оказывать услуги теплоснабжения потребителей по установленным тарифам.

Действия МУП «ЧКТС» по уклонению от заключения договора на оказание услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя могут привести к ущемлению интересов АО «УТСК» в сфере предпринимательской деятельности, в частности к невозможности оказывать Обществом услуги теплоснабжения потребителям Челябинского городского округа.

Таким образом, действия МУП «ЧКТС» по уклонению от заключения договора передачи тепловой энергии, теплоносителя с АО «УТСК» содержат признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях МУП «ЧКТС» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Челябинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает МП трест «Водоканал» о необходимости прекращения указанных действий, а именно:

- в срок до 09 октября 2017 года совершить действия, направленные на заключение договора на оказание услуги по передаче тепловой энергии по сетям МУП «ЧКТС» с АО «УТСК» (например, направить в адрес АО «УТСК» проект договора на оказание услуги по передаче тепловой энергии по сетям МУП «ЧКТС»).

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.