Предупреждение б/н Предупреждение № 6-07/16 от 31 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 6-07/16

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«20» февраля 2016 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) рассмотрело заявление ООО «Рубеж» о неправомерных действиях Министерства социальных отношений Челябинской области (далее – Министерство), выразившихся в направлении в адрес подведомственных Министерству учреждений письма от 17.09.2015 исх. № 486-кр с приложением письма Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее – ГУ МЧС) от 27.08.2015 исх. № 8154-10-17.

Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69) установлены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 02 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Регламент), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).

14.07.2014 вступила в силу часть 7 статьи 83 Регламента, в соответствии с которой здания классов функциональной пожарной опасности Ф 1.1, Ф 1.2, Ф 4.1, Ф 4.2 оборудуются системами пожарной сигнализации, которые должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приёмно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Согласно статьи 5 Закона № 69 пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

- государственная противопожарная служба: федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации;

- муниципальная пожарная охрана;

- ведомственная пожарная охрана;

- частная пожарная охрана;

- добровольная пожарная охрана.

Таким образом, объекты защиты, поименованные в части 7 статьи 83 Регламента, должны быть оборудованы системами пожарной сигнализации, с дублированием светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны любого вида (государственной, муниципальной, ведомственной, частной, добровольной).

В целях обеспечения исполнения положений Регламента ГУ МЧС заключены бессрочные договоры на бескорыстную передачу имущества и наделение правами владения и пользования в целях благотворительной помощи:

- с ООО «Рубеж» договор № 292 от 15.10.2013;

- с ООО ИТЦ «СпецМонтаж» договор № 190 от 21.10.2014;

- с Челябинским областным отделением Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» (далее – ВДПО) договор № 159 от 01.06.2015.

В соответствии с указанными договорами общества обязаны производить по поручению ГУ МЧС подключение объектового оборудования к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец-Мониторинг» в целях обеспечения дублирования сигнала о возникновении возгорания в пожарные части.

ГУ МЧС также направило в адрес Министра социальных отношений Челябинской области письмо от 27.08.2015 исх. № 8154-10-17, которым информировало о прекращении с 01.06.2015 договора № 292 с ООО «Рубеж» в связи с отказом от договора ГУ МЧС, об информировании ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» с целью лишения ООО «Рубеж» статуса официального сервисного центра, о заключении договоров для программирования объектового оборудования, передающего сигнал о возникновении пожара на объектах защиты, расположенных на территории Челябинской области, с двумя организациями – ООО ИТЦ «СпецМонтаж» и ВДПО и об осуществлении в рамках данных договоров безвозмездного подключения объектов защиты в соответствии с приложением № 1 к письму. Указанным приложением определен перечень из 37 муниципальных образований Челябинской области с указанием по каждому муниципальному образованию организации, осуществляющей безвозмездное подключение объектов защиты к пульту ПАК «Стрелец-Мониторинг».

Вместе с тем, ООО «Рубеж» с 01 ноября 2015 года получен статус официального сервисного центра ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» для обслуживания ПАК «Стрелец-Мониторинг» (письмо ЗАО «Аргус-Спектр» от 05.11.2015 исх. № 454).

 

 

В свою очередь, Министерством указанное письмо ГУ МЧС направлено руководителям учреждений системы социальной защиты населения с проживанием престарелых, инвалидов и детей для контроля и учета в работе с указанием на необходимость проведения работ по перезаключению договоров на программирование и обслуживание объектового оборудования, передающего сигнал о возникновении пожара на объекте защиты в соответствии с прилагаемым списком муниципальных образований (письмо от 17.09.2015 исх. № 486-кр).

Тогда как письмо ГУ МЧС от 27.08.2015 исх. № 8154-10-17 не содержит указания на необходимость проведения работ по перезаключению договоров на обслуживание объектового оборудования.

Более того, действующим законодательством не предусмотрена обязанность владельцев объектов защиты обеспечивать дублирование сигналов о возникновении пожара исключительно в подразделения федеральной противопожарной службы.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством (часть 1 статьи 421 ГК РФ).

Подведомственные Министерству учреждения самостоятельно осуществляют свою деятельность. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации действующим законодательством не наделен полномочиями по выбору контрагентов для подведомственных учреждений. Соответственно, Министерство не вправе вмешиваться в деятельность подведомственных учреждений.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию (далее – лицензия на техобслуживание).

Согласно информации, представленной ГУ МЧС в ходе проведения Главным контрольным управлением Челябинской области внеплановой проверки (акт № 06-09/34 от 11.06.2015), на территории Челябинской области насчитывается более 380 организаций, имеющих лицензию на техобслуживание.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством деятельность по обслуживанию объектового оборудования может осуществляться любой организацией, имеющей лицензию на техобслуживание. Следовательно, рынок по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, расположенных на территории Челябинской области, является высококонкурентным.

В рассматриваемом случае Министерством путем направления руководителям учреждений системы социальной защиты населения с проживанием престарелых, инвалидов и детей письма от 17.09.2015 исх. № 486-кр могут ограничиваться самостоятельные действия указанных учреждений по выбору контрагентов на оказание услуг по техническому обслуживанию объектовой станции.

Пунктами 5 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации запрещено принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещается: установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары; создание дискриминационных условий.

В связи с наличием в действиях Министерства, выразившихся в направлении руководителям учреждений системы социальной защиты населения с проживанием престарелых, инвалидов и детей письма от 17.09.2015 исх. № 486-кр, которые могут привести к установлению для указанных учреждений ограничения выбора хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги эксплуатационно-технического обслуживания каналообразующего оборудования - объектовой станции, а также созданию преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности ООО ИТЦ «СпецМонтаж» и ВДПО на указанном товарном рынке, ограничению доступа или устранению иных хозяйствующих субъектов с рынка, т.е. к созданию дискриминационных условий, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктами 5 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Челябинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Министерство о необходимости прекращения указанных действий в срок до 21 марта 2016 года путем отзыва письма Министерства от 17.09.2015 исх. № 486-кр и информирования руководителей учреждений системы социальной защиты населения с проживанием престарелых, инвалидов и детей о возможности осуществления деятельности по обслуживанию объектового оборудования любой организацией, имеющей лицензию на техобслуживание.

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов (надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих отзыв письма Министерства от 17.09.2015 исх. № 486-кр и информирование подведомственных учреждений о возможности осуществления деятельности по обслуживанию объектового оборудования любой организацией, имеющей лицензию на техобслуживание, с указанием сведений о лицах (организационно-правовая форма, наименование, местонахождение), в адрес которых направлена указанная информация).

Дополнительно сообщаем, что решением Челябинского УФАС России по делу № 37-07/15, оглашенным 30 декабря 2015 года, признаны нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 8 названной нормы, действия ГУ МЧС по направлению в адрес Министерства письма от 27.08.2015 исх. № 8154-10-17. По итогам рассмотрения указанного дела ГУ МЧС выдано предписание об отзыве указанного письма.

 

Заместитель руководителя Н.В. Сапрыкина

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны