Определение б/н Определение по делу № 62-08/2017 от 17 июля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ № 62-08/2017
13 июля 2017 года г. Челябинск
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя <…>, рассмотрев заявление физического лица и материалы по факту распространения рекламы алкогольной продукции,
УСТАНОВИЛ:
Челябинское УФАС России) поступило заявление физического лица по факту распространения в городе Челябинске рекламы алкогольной продукции.
Из заявления следует, что в городе Челябинске по адресам: ул. Доватора, д. 17 и ул. Шаумяна, д. 83 у входа в магазин с коммерческим обозначением «Рыба&Пиво» размещены штендеры с рекламой пива без предупредительной надписи.
Заявитель указывает, что деятельность по реализации алкогольной продукции по указанным адресам осуществляет Индивидуальный предприниматель <…> (далее – ИП <…>), что следует из документов, размещенных в уголке покупателя, а также из товарных чеков. В подтверждение Заявителем представлены фотоматериалы.
Специалистами Челябинского УФАС России осуществлен осмотр рекламных конструкций, о чем составлены акты осмотров от 04 июля 2017 года.
Установлено, что в городе Челябинске по адресу ул. Доватора, д. 17 расположен магазин с коммерческим обозначением «Рыба&Пиво», у входа в магазин размещен штендер со сведениями: «МаЙНБУРГ не фильтрованное 5899 ₽/л. … МАЙНБУРГ фильтрованное 5899 ₽/л., а также присутствует изображение пивной кружки. Предупредительная надпись отсутствует.
В городе Челябинске по адресу ул. Шаумяна, д. 83 расположен магазин с коммерческим обозначением «Рыба&Пиво», у входа в магазин размещен штендер, на котором присутствуют листы формата А4, в том числе со сведениями: «Акция!!! MeTZLER Светлое ф3+1», «Акция Фирменное светлое нф 2+1», «полевское жиг-е 0,5 44,99 р», «ДОМАШНЕЕ СВЕТЛОЕ НФ 67,99 р/л», «Майнбург Светлое Нефильтрованное 58, 99 р/л». предупредительная надпись отсутствует.
Исследование заявления и материалов позволяет сделать следующие выводы.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) под рекламой следует понимать информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1); объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2); товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3).
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон о государственном регулировании оборота алкогольной продукции) алкогольная продукция – пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Таким образом, с учетом норм действующего законодательства, пиво является алкогольной продукцией.
В силу пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
В силу части 1 статьи 19 Закона о рекламе рекламной конструкцией признаются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.
Штендеры, размещенные в городе Челябинске по адресам: ул. Доватора, 17, ул. Шаумяна, 83 у входной группы в магазины с коммерческим обозначением «Рыба&Пиво», являются рекламными конструкциями, следовательно, использование их для рекламы алкогольной продукции, в данном случае пива, не соответствует требованиям действующего законодательства.
Согласно части 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Отсутствие предупредительной надписи в рекламе пива не соответствует требованиям части 3 статьи 21 Закона о рекламе.
Согласно сведениям, размещенным в магазинах с коммерческим обозначением «Рыба&Пиво», деятельность по реализации алкогольной продукции по адресам ул. Доватора, 17, ул. Шаумяна, 83 в городе Челябинске осуществляет ИП <…>.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо, рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламодателем и рекламораспространителем следует признать ИП <…>, как лицо, осуществляющее деятельность по реализации алкогольной продукции в магазинах с коммерческим обозначением «Рыба&Пиво», возле входов в которые распространены штендеры с рекламой алкогольной продукции.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 62-08/2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Назначить дело № 62-08/2017 к рассмотрению на 10 августа 2017 года в 16:00 по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 320.
3. Признать лицами, участвующими в деле:
Заявитель – _________________________________________________________;
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства: ИП <…> (________________________________________).
- ИП <…> представить в Челябинское УФАС России в срок до 04 августа 2017 года:
4.1) договор на изготовление и размещение рекламного штендера со сведениями: «МаЙНБУРГ не фильтрованное 5899 ₽/л. … МАЙНБУРГ фильтрованное 5899 ₽/л.», размещенного у входа в магазин с коммерческим обозначением «Рыба&Пиво», расположенным по ул. Доватора, д. 17, г. Челябинск с приложением согласованного макета рекламы, документов об оплате рекламы, акта приема-передачи выполненных работ;
4.2) договор на изготовление и размещение рекламного штендера со сведениями: со сведениями: «Акция!!! MeTZLER Светлое ф3+1», «Акция Фирменное светлое нф 2+1», «полевское жиг-е 0,5 44,99 р», «ДОМАШНЕЕ СВЕТЛОЕ НФ 67,99 р/л», «Майнбург Светлое Нефильтрованное 58, 99 р/л», размещенного у входа в магазин с коммерческим обозначением «Рыба&Пиво», расположенным по ул. Шаумяна, д. 83, г. Челябинск с приложением согласованного макета рекламы, документов об оплате рекламы, акта приема-передачи выполненных работ;
4.3) письменные пояснения по факту отсутствия на рекламных штендерах, указанных в пунктах 4.1) и 4.2) настоящего определения, предупредительной надписи, обязательность указания которой установлена частью 3 статьи 21 Закона о рекламе;
4.4) письменные объяснения по факту распространения в городе Челябинске по адресам: ул. Доватора, д. 17, ул. Шаумяна, д. 83 рекламы пива на рекламных штендерах, размещенных возле входной группы в магазин с коммерческим обозначением «Рыба&Пиво» при условии, что в силу пункта 5 части 2 статьи 2.1 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;
4.5) документы и сведения, подтверждающие осуществление ИП <…> деятельности по реализации алкогольной продукции в городе Челябинске по адресам: ул. Доватора, д. 17, ул. Шаумяна, д. 83 под коммерческим обозначением «Рыба&Пиво»;
4.5) иные документы и сведения, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела.
Все запрошенные документы необходимо представить в копиях, заверенных печатью и подписью, с сопроводительным письмом.
В случае отсутствия документов из приведенного перечня представить письменные объяснения о причинах их отсутствия.
При участии в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представителей указанных лиц, полномочия представителя должны быть оформлены доверенностью на право представления интересов указанных лиц в антимонопольном органе.
Доводим до вашего сведения, что непредставление в Федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, либо представление недостоверных сведений (информации), влечет наложение административного штрафа в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.