Решение б/н Решение и предписание по делу № 63-07/14 в отношении Управле... от 17 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1.  

РЕШЕНИЕ

по делу № 63-07/14 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» марта 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «10» апреля 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

 

Козловой А.А.

 

-

 

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

Соболевской Т.М.

 

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

 

 

Пазуха З.В.

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 63-07/14 по признакам нарушения Управлением наружной рекламы и информации Администрации города Челябинска (далее – Управление) и Администрацией города Челябинска (далее – Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьями 41 и 48 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление ОАО «Челябинский электромеханический завод» о неправомерных действиях Управления, выразившихся в отказе выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Челябинск, ул. Северная, со стороны стадиона (п. Шершни) на земельном участке (кадастровый номер <...> :36:0502015:6), принадлежащем указанному хозяйствующему субъекту на праве собственности (далее – рекламная конструкция).

Заявителем указано, что ОАО «Челябинский электромеханический завод» на основании ранее выданного Управлением разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции была установлена рекламная конструкция. Срок действия данного разрешения истек, в связи с чем ОАО «Челябинский электромеханический завод», желая продолжить эксплуатацию рекламной конструкции, неоднократно обращалось в Управление с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию данной рекламной конструкции. Вместе с тем, Управлением были направлены в адрес заявителя решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Так, в ответ на обращение Заявителя от 24.07.2014 № 1330 Управлением указано (письмо от 04.08.2014 № 1391), что решение о предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции принять не представляется возможным, поскольку заявителем не представлены в соответствии с пунктом 14 административного регламента: проект рекламной конструкции с обязательным указанием вида, размеров, материалов, используемых при ее изготовлении, способа крепления, инженерно-топографический план земельного участка в масштабе 1:500 (откорректированная исполнительная съемка) с указанием точного места установки рекламной конструкции.

Заявитель указывает, что в настоящее время органом местного самоуправления утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории города Челябинска, в которую включена рекламная конструкция, расположенная по адресу: г. Челябинск, ул. Центральная 3Б. Указанная схема должна содержать сведения о размещении, внешнем виде и технических параметрах рекламной конструкции, в связи с чем, по мнению заявителя, истребование проекта рекламной конструкции, инженерно-топографическиго плана земельного участка, для принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции неправомерно и возлагает на Заявителя дополнительные временные и финансовые затраты, что не соответствуют антимонопольному законодательству.

Антимонопольным органом установлено, что решение по вопросу выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции принято Управлением на основании Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции», утвержденного Постановлением Администрации города Челябинска от 26.05.2014 № 62-п (далее - Регламент).

При рассмотрении материалов дела Челябинским УФАС России установлено, что в действиях Управления, выразившихся в незаконном отказе в предоставлении ОАО «Челябинский электромеханический завод» муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также в действиях Администрации, выразившихся в утверждении Регламента, отдельные положения которого противоречат требованиям антимонопольного законодательства, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Управлением представлены письменные пояснения и на заседании Комиссии представителем указано следующее.

Порядок предоставления муниципальной услуги, а также перечень необходимых для ее предоставления документов, определен Регламентом. Документами, представляемыми заявителями являются, в том числе проект рекламной конструкции и инженерно-топографический план земельного участка. Предоставление неполного комплекта документов является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги. ОАО «Челябинский электромеханический завод» к заявлению на предоставление муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции» не были приложены проект рекламной конструкции и инженерно-топографический план земельного участка. В связи с чем, письмом от 04.08.2014 № 1391 Управлением дан ответ ОАО «Челябинский электромеханический завод» о невозможности предоставления муниципальной услуги в связи с представлением неполного пакета документов. На основании изложенного, Управление полагает, что указанные действия не противоречат действующему законодательству, не нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, и не могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Кроме того, по мнению Управления, инженерно-топографический план земельного участка в масштабе 1:500 (откорректированная исполнительная съемка) с указанием точного места установки рекламной конструкции (для наземных рекламных конструкций) является документом, содержащим сведения о территориальном размещении рекламной конструкции. В связи с чем, Управление полагает, что в действиях Администрации по утверждению Регламента отсутствуют нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Администрацией представлены письменные пояснения и на заседании Комиссии представителем указано следующее.

Статьей 19 Закона о рекламе определены основные документы, которые должны прилагаться к заявлению о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции. Часть 2 статьи 19 Закона о рекламе не устанавливает запрет на истребование от заявителя каких-либо документов, а лишь ограничивает право требования дополнительных документов исходя из содержащихся в них сведений. Орган местного самоуправления вправе потребовать от лица, обратившегося с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, представления документов, относящихся к территориальному размещению рекламной конструкции. При этом, сведения о точном месте установки рекламной конструкции не находятся в распоряжении органов местного самоуправления. Инженерно-топографический план земельного участка в масштабе 1:500 (откорректированная исполнительная съемка) с указанием точного места установки рекламной конструкции (для наземных рекламных конструкций) относится к документам, содержащим сведения о территориальном размещении рекламной конструкции. На основании изложенного, Администрация полагает, что в действиях органов местного самоуправления отсутствуют нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:

1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;

2) представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Частью 11 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что к заявлению о выдаче разрешения прилагаются:

1) данные о заявителе - физическом лице;

2) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.

Согласно части 12 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции.

В соответствии с частью 14 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов от заявителя принимает решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче.

Частью 15 статьи 19 Закона о рекламе установлен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в выдаче разрешения.

Постановлением Администрации города Челябинска от 26.05.2014 № 62-п утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции» (далее - Регламент).

Пунктом 14 Регламента определен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги в случае установки рекламной конструкции на недвижимом имуществе, не находящемся в муниципальной или государственной собственности.

Так, подпунктом 8 пункта 14 Регламента установлено, что для предоставления муниципальной услуги в случае установки рекламной конструкции на недвижимом имуществе, не находящемся в муниципальной или государственной собственности заявителю необходимо представить инженерно-топографический план земельного участка в масштабе 1:500 (откорректированная исполнительная съемка) с указанием точного места установки рекламной конструкции (для наземных рекламных конструкций).

В соответствии с пунктом 3.8 СП 47.13330.2012 «Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96», утвержденным Приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 10.12.2012 № 83/ГС, план инженерно-топографический - это топографический план, на котором отображены рельеф местности, объекты ситуации, включая подземные и надземные коммуникации и сооружения, с техническими характеристиками, необходимыми для их проектирования, строительства, эксплуатации и сноса (демонтажа).

Требования указанного свода правил распространяются на архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, эксплуатацию, снос (демонтаж) зданий и сооружений, а также на территориальное планирование и планировку территории.

Согласно письменным пояснениям МУП «Архитектурно-планировочный центр», привлеченного к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, понятие «откорректированная исполнительная съемка» не определено в нормативных правовых актах. Указанный термин используется в производственной деятельности и представляет собой документ в виде графического материала, содержащего актуализированные сведения о конкретном земельном участке, полученные в результате выезда на место специалиста и проведения геодезических измерений с помощью высокоточных электронных приборов.

В инженерно-топографическом плане земельного участка в масштабе 1:500 (откорректированной исполнительной съемке), подготавливаемом для целей размещения рекламной конструкции, содержатся следующие сведения: рельеф местности, объекты ситуации, включая подземные и надземные коммуникации и сооружения, с техническими характеристиками, необходимыми для их проектирования, строительства, эксплуатации и сноса (демонтажа).

Довод Администрации о том, что инженерно-топографический план земельного участка в масштабе 1:500 (откорректированная исполнительная съемка) относится к документам о территориальном размещении рекламной конструкции, не может быть принят комиссией антимонопольного органа во внимание по следующим основаниям.

К сведениям и документам о территориальном размещении рекламной конструкции можно отнести информацию, позволяющую сделать вывод о месте размещения объекта (населенном пункте, адресном ориентире (улица, номер дома и т.д.), географических координатах места размещения рекламной конструкции и т.д.

Инженерно-топографический план земельного участка в масштабе 1:500 (откорректированная исполнительная съемка) представляет собой документ в виде графического материала, который содержит сведения о земельном участке: рельеф местности, объекты ситуации и т.д., и не содержит сведений о территориальном размещении рекламной конструкции, поскольку не указывает точное место размещения рекламной конструкции, адресный ориентир, географические координаты установки такой рекламной конструкции с привязкой к местности.

При этом пунктом 14 Регламента также установлено, что к заявлению прилагаются цветные фотографии предполагаемого места установки рекламной конструкции (подпункт 4); цветной фотомонтаж, показывающий размещение рекламной конструкции на местности или объекте недвижимости с тех сторон, с которых воспринимается изображение на данной конструкции (подпункт 5); план-схема территории, на которой предполагается установка рекламной конструкции, с указанием места расположения конструкции (подпункт 6), что фактически относится к территориальному размещению рекламной конструкции и определяет местоположение рекламной конструкции. Таким образом, указанные в пункте 14 Регламента документы позволяют уполномоченному органу сделать вывод о территориальном размещении, внешнем виде и параметрах рекламной конструкции.

Управлением также представлены пояснения (вх. от 15.01.2015 № 419) о том, что в инженерно-топографическом плане земельного участка указываются сведения о пунктах геодезических сетей, элементах планировки (красные линии), дорогах, опорах ЛЭП, линиях связи, трубопроводах и т.д.).

Отсутствие таких сведений, как наличие дорог, объектов транспортной инфраструктуры, характеристики дорог и сооружений, наличие объектов энергоснабжения, водоснабжения, связи, подземных сооружений и устройств, канализации и т.д., не позволяет органу местного самоуправления сделать вывод о возможности установки рекламной конструкции и нарушении требований нормативных актов по безопасности движения транспорта ввиду ее размещения. Это также не позволяет согласовать установку рекламной конструкции с организациями-владельцами инженерных коммуникаций.

Из указанного следует, что инженерно-топографический план необходим органу местного самоуправления исключительно для выяснения вопросов о нахождении на земельном участке, на котором планируется размещение рекламной конструкции, объектов транспортной инфраструктуры, инженерных коммуникаций, иных сооружений, а также установления границ «красных линий».

В силу части 12 статьи 19 Закона о рекламе истребование указанных сведений от заявителя не допускается.

Однако в соответствие с частью 1 статьи 57 Градостроительного кодекса РФ на органы местного самоуправления возложены полномочия по ведению Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, которая содержит сведения о документах территориального планирования, о правилах землепользования и застройки, о документации по планировке территории, об изученности природных и техногенных условий на основании результатов инженерных изысканий. Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства. Сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа. Таким образом, информация о красных линиях, инженерных коммуникациях, объектах транспортной инфраструктуры должна содержаться в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, ведение которой обеспечивается Администрацией.

Помимо этого, МУП «Архитектурно-планировочный центр» в пояснениях, представленных в ходе рассмотрения настоящего дела, указано, что источником получения информации при изготовлении инженерно-топографического плана о красных линиях, объектах, расположенных на земельном участке, являются материалы Генерального плана г. Челябинска, которые находятся в распоряжении Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска.

Таким образом, сведения, содержащиеся в инженерно-топографическом плане земельного участка в масштабе 1:500 (откорректированной исполнительной съемке), а именно информация об объектах ситуации, включая подземные и надземные коммуникации и сооружения, с техническими характеристиками могут быть запрошены Управлением, предоставляющим муниципальную услугу «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции», в порядке межведомственного взаимодействия в структурных подразделениях Администрации города Челябинска в соответствии со статьей 7.1 Закона № 210-ФЗ.

Более того, согласно части 5.8 Закона о рекламе органы местного самоуправления утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристиках рекламных конструкций.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" органы местного самоуправления обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций до 01.01.2014. Соответственно, с 1 января 2014 года разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции могут выдаваться только на те места, которые указаны в схеме.

Из указанного следует, что в случае, если рекламная конструкция включена в схему размещения рекламных конструкций, то сведения о ее территориальном размещении, типе, виде, технических характеристиках содержатся в указанной схеме, а размещение такой рекламной конструкции должно соответствовать территориальному планированию, обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика, градостроительных норм и правил, требований безопасности. Соответственно указанной информацией в отношении включенной в схему рекламной конструкции располагают органы местного самоуправления, утвердившие схему, которая также может быть запрошена Управлением в порядке статьи 7.1 Закона № 210-ФЗ.

Более того, инженерно-топографический план земельного участка в масштабе 1:500 (откорректированная исполнительная съемка) с указанием точного места установки рекламной конструкции (для наземных рекламных конструкций) установлен в Регламенте в качестве документа, необходимого для предоставления муниципальной услуги, только в случае установки рекламной конструкции на недвижимом имуществе, не находящемся в муниципальной или государственной собственности.

Как следует из пояснений Управления для выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном имуществе в соответствии с регламентом предоставление инженерно-топографического плана земельного участка не требуется, поскольку содержащиеся в нем сведения могут быть получены Управлением самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия.

Однако в соответствии с пунктом 6 статьи 14 Закона № 210-ФЗ административный регламент должен содержать стандарт предоставления муниципальной услуги, в котором определяется исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Таким образом, перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной для выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции как на имуществе, находящемся в муниципальной собственности, так и на ином имуществе, в соответствии со статьей 14 Закона № 210-ФЗ должен быть единым и исчерпывающим. Установление различного перечня документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, может привести к созданию дискриминационных условий деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих размещение рекламных конструкций, ввиду несения хозяйствующими субъектами, планирующими размещение рекламной конструкции на имуществе, не находящемся в муниципальной собственности, дополнительных временных и финансовых затрат, связанных с подготовкой и представлением дополнительных документов.

Довод Заявителя о неправомерном установлении требования о предоставлении проекта рекламной конструкции с обязательным указанием вида, размеров, материалов, используемых при ее изготовлении, способа крепления, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.

Частью 12 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено право органа местного самоуправления требовать от заявителя при рассмотрении вопроса о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции информацию о территориальном размещении, внешнем виде и технических параметрах рекламной конструкции.

Проект рекламной конструкции представляет собой документ, в котором указываются вид, размер рекламной конструкции, материалы, используемых при ее изготовлении, способ крепления, что относится к сведениям о внешнем виде и технических параметрах рекламной конструкции.

Подпунктом 1 пункта 15 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что решение об отказе в выдаче разрешения должно быть принято в том числе в случае несоответствия проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента. Из указанного положения следует, что орган местного самоуправления на момент принятия решения по вопросу выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции должен располагать проектом рекламной конструкции и, соответственно, может требовать предоставления данного документа лицом, которое обратилось за выдачей разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В связи с чем, установление в Регламенте требования о предоставлении проекта рекламной конструкции с обязательным указанием вида, размеров, материалов, используемых при ее изготовлении, способа крепления, не противоречит требованиям действующего законодательства.

Таким образом, действия Администрации по определению в Регламенте требования о представлении заявителями для получения муниципальной услуги инженерно-топографического плана земельного участка в масштабе 1:500 (откорректированная исполнительная съемка) с указанием точного места установки рекламной конструкции (для наземных рекламных конструкций), представления которого не предусмотрено законодательством о рекламе, поскольку данный документ не содержит сведений о территориальном размещении, внешнем виде и технических параметрах рекламной конструкции, а также с учетом, того что сведения, содержащиеся в указанном документе (в том числе о красных линиях, объектах инфраструктуры и т.д.), могут быть запрошены органом местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия, устанавливают для хозяйствующих субъектов не предусмотренные действующим законодательством требования при получении муниципальной услуги, что может привести к дополнительным временным и финансовым затратам, создать необоснованные препятствия хозяйствующим субъектам при получении муниципальной услуги, ограничить конкуренцию на рынке размещения наружной рекламы и противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 2 указанной нормы названного закона.

2. Согласно части 2 статьи 12 Закона № 210-ФЗ структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В соответствии с пунктом 7, 8 статья 14 Закона № 210-ФЗ стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги.

Частью15 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:

1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;

2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций);

3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;

4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов;

5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;

6) нарушение требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи.

Регламентом установлены следующие разделы:

- перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;

- исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;

- исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Так, согласно пункту 19 Регламента основаниями для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции являются:

1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;

2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" определяется схемой размещения рекламных конструкций);

3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;

4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки;

5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;

6) нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7, 9.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (подпункт 6 пункта 19 Регламента не приведен в соответствие с действующей редакцией пункта 6 части 15 статьи 19 Закона о рекламе).

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги (пункт 20 Регламента):

1) наличие ранее поступившего заявления или действующего разрешения на установку рекламной конструкции в предполагаемом заявителем месте установки рекламной конструкции;

2) представление заявления и документов, не соответствующих требованиям действующего законодательства Российской Федерации, требованиям настоящего административного регламента;

3) представление неполного комплекта документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, которые заявитель обязан представить самостоятельно;

4) выявление в представленных документах сведений, не соответствующих действительности.

Таким образом, отказ в предоставлении муниципальной услуги по основаниям, указанным в пункте 20 Регламента, фактически является отказом в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В связи с этим, Управление вправе отказать в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по основаниям, изложенным в пункте 20 Регламента, регулирующем случаи отказа в предоставлении муниципальной услуги.

 

Однако, такие основания для принятия решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги, как представление заявления и документов, не соответствующих требованиям действующего законодательства Российской Федерации, требованиям настоящего административного регламента; представление неполного комплекта документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, которые заявитель обязан представить самостоятельно, не могут служить основаниями для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, поскольку не соответствуют перечню оснований, установленных статьей 19 Закона о рекламе. При этом, указанные основания в соответствии с пунктом 7 статья 14 Закона № 210-ФЗ могут быть отнесены к основаниям для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Кроме того, такие основания для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции как, наличие ранее поступившего заявления или действующего разрешения на установку рекламной конструкции в предполагаемом заявителем месте установки рекламной конструкции; выявление в представленных документах сведений, не соответствующих действительности, не соответствует законодательству о рекламе.

Таким образом, установление в пункте 20 Регламента оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции», не предусмотренных действующим законодательством, а именно частью 15 статьи 19 Закона о рекламе, которой установлен исчерпывающий перечень оснований для принятия такого решения, препятствуют хозяйствующим субъектам в осуществлении деятельности на рынке оказания услуг по размещению наружной рекламы, может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что противоречит части 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции, в том числе пункту 2 названного закона.

 

3. При рассмотрении материалов настоящего дела установлено следующее.

ОАО «Челябинский электромеханический завод» владеет рекламной конструкцией (отдельно стоящая щитовая установка) на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (серия <...> АА № 786180 от 10.09.2008).

Управлением выдано разрешение ОАО «Челябинский электромеханический завод» на установку рекламной конструкции № 91 от 20.02.2009. Срок действия указанного разрешения с 25.12.2008 по 24.12.2013.

12.02.2014 в связи с истечением срока действия разрешения на установку рекламной конструкции ОАО «Челябинский электромеханический завод» обратилось в Управление с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию данной рекламной конструкции (от 12.02.2014 № 645).

Управлением в ответ на указное обращение направлено в адрес заявителя письмо исх. от 26.02.2014 № 255 о несоответствии представленных документов предъявляемым требованиям. Управление указывает, что с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций. При этом по состоянию на 26.02.2014 схема размещения рекламных конструкций не утверждена.

Прокуратурой города Челябинска проведена проверка действий органов местного самоуправления, в ходе которой установлено, что в действиях должностных лиц Администрации допущены нарушения федерального законодательства, в связи с чем Прокурором 05.05.2014 в адрес Главы Администрации внесено представление с требованием устранить нарушения закона путем разработки и утверждения схемы размещения рекламных конструкций (письмо Прокуратуры г. Челябинска исх. от 23.05.2014 № 525ж-2014).

Постановлением Администрации № 52-П от 12.05.2014 утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории города Челябинска, в которую включена рекламная конструкция, расположенная по адресу: г. Челябинск, ул. Центральная 3Б.

24.07.2014 ОАО «Челябинский электромеханический завод» повторно обратилось в Управление с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (от 24.07.2014 № 1330).

Управление, рассмотрев указанное обращение, в адрес заявителя направило письмо от 04.08.2014 № 1391, из которого следует, что решение о предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции принять не представляется возможным, поскольку заявителем не представлены в соответствии с пунктом 14 Административного регламента: проект рекламной конструкции с обязательным указанием вида, размеров, материалов, используемых при ее изготовлении, способа крепления, инженерно-топографический план земельного участка в масштабе 1:500 (откорректированная исполнительная съемка) с указанием точного места установки рекламной конструкции.

Письмо Управления от 04.08.2014 № 1391 фактически содержит отказ в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции ввиду представления ОАО «Челябинский электромеханический завод» неполного пакета документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Согласно подпунктам 3, 8 пункта 14 Регламента проект рекламной конструкции с обязательным указанием вида, размеров, материалов, используемых при ее изготовлении, способа крепления, инженерно-топографический план земельного участка в масштабе 1:500 (откорректированная исполнительная съемка) с указанием точного места установки рекламной конструкции являются документами необходимых для предоставления муниципальной услуги, которые заявитель обязан представить самостоятельно.

В силу подпункта 3 пункта 20 Регламента представление неполного комплекта документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, которые заявитель обязан представить самостоятельно является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Таким образом, Управлением правомерно принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Поскольку Управлением принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги в соответствии с действующим актом, регулирующим порядок предоставления муниципальной услуги, его действия не могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке размещения наружной рекламы. В связи с этим Комиссия не усматривает нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях Управления, и на основании части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции дело в отношении Управления подлежит прекращению.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия


 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Администрации по установлению в подпункте 8 пункта 14 Регламента, утвержденного Постановлением Администрации города Челябинска от 26.05.2014 № 62-п, условия о необходимости предоставления заявителем для получения муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции» на недвижимом имуществе, не находящемся в муниципальной или государственной собственности, инженерно-топографического плана земельного участка в масштабе 1:500 (откорректированная исполнительная съемка) с указанием точного места установки рекламной конструкции (для наземных рекламных конструкций), которое возлагает на хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке размещения наружной рекламы, дополнительные, не предусмотренные действующим законодательством обязанности, создают необоснованные препятствия в получении разрешения на установку рекламной конструкции в целях осуществления предпринимательской деятельности, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Администрации по установлению в пункте 20 Регламента, утвержденного Постановлением Администрации города Челябинска от 26.05.2014 № 62-п, оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, которые фактически являются основаниями для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, противоречащими федеральному законодательству, устанавливающему исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в выдаче разрешения (часть 15 статьи 19 Закона о рекламе), что препятствует хозяйствующим субъектам в осуществлении предпринимательской деятельности на рынке наружной рекламы и может привести к недопущению, ограничению конкуренции.

3. Прекратить рассмотрение дела № 63-07/14, возбужденного по признакам нарушения Управлением наружной рекламы и информации Администрации города Челябинск части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

4. Выдать Администрации города Челябинска предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство, путем исключения подпункта 8 пункта 14 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций», утвержденного Постановлением Администрации города Челябинска от 26.05.2014 № 62-п, а также путем приведения пункта 20 Регламента в соответствие с требованиями действующего законодательства.

7. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 63-07/14 об изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство

 

«10» апреля 2015 года                                        г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

«…»

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов

Комиссии:

«…»

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

«…»

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),  на основании своего решения от 10 марта 2015 года по делу № 63-07/14 по признакам нарушения Управлением наружной рекламы  и информации Администрации города Челябинска и Администрацией города Челябинска   части 1 статьи 15  Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации города Челябинска в срок до 30 мая 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении в подпункте 8 пункта 14 Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции», утвержденного Постановлением Администрации города Челябинска от 26.05.2014 № 62-п (далее – Регламент) требования о необходимости предоставления заявителем для получения муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции» на недвижимом имуществе, не находящемся в муниципальной или государственной собственности,  инженерно-топографического плана земельного участка в масштабе 1:500 (откорректированная исполнительная съемка) с указанием точного места установки рекламной конструкции (для наземных рекламных конструкций), противоречащего действующему законодательству, путем исключения из Регламента подпункта 8 пункта 14.

2. Администрации города Челябинска в срок до 30 мая 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении в пункте 20 Регламента оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, которые фактически являются основаниями для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, противоречащими части 15 статьи 19 Закона о рекламе, устанавливающей исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в выдаче разрешения, путем исключения из Регламента подпунктов 1, 2, 3, 4 пункта 20.

2. Администрации города Челябинска области в срок до 08 июня 2015 года направить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания (например, надлежаще заверенные копии принятых с учетом настоящего предписания актов, а также документов, свидетельствующих об опубликовании таких актов).

 

Каждый пакет документов, представленный в доказательство исполнения предписания, должен быть заверен печатью организации и подписью должностного лица, прошит и пронумерован, представлен с сопроводительным письмом и описью документов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны