Решение и предписание № 64-08/2016 в отношении ООО Микрофинансовая организация «МФЦ»

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
26.12.2016
Управление:
Челябинское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы
Номер дела:

 

РЕШЕНИЕ

<…>  2016 года                                                               г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии:               <…> -  руководитель;

                                                                               

члены Комиссии:                             <…>, главный специалист-эксперт 

                                                         отдела контроля за рекламой и

                                                         недобросовестной конкуренцией;

                                                        <…> ,   специалист-эксперт 

                                                         отдела контроля за рекламой и

                                                         недобросовестной конкуренцией,                                                     

рассмотрев дело № 64-08/2016, возбужденное в отношении ООО Микрофинансовая организация «МФЦ» (далее – ООО МФО «МФЦ») по факту размещения в городе Магнитогорске  рекламы лица, использующего коммерческое обозначение «Микроденьги» с признаками нарушения частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,

 

                                                             УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление физического лица по факту размещения ненадлежащей рекламы лица, использующего коммерческое обозначение «Микроденьги».

В заявлении указано, что реклама распространяется  по нескольким адресам в городе Магнитогорске, а именно:

на остановочном комплексе по ул. Советская, д. 86;

на рекламной конструкции (щите) на пересечении улиц Грязнова и Карла Маркса возле входа в магазин «Океан»;

на тумбе в магазине «Океан».

По мнению заявителя, в рекламе не указана обязательная информация о лице, осуществляющем финансовую деятельность и обо всех условиях предоставления денежных средств, что нарушает рекламное законодательство.

Конструкции, установленные на торгово-остановочном комплексе по ул. Советская, д. 86 принадлежат ООО «МФЦ» (г. Магнитогорск, ул. Уральская, д. 64/1), что усматривается из письма Администрации города Магнитогорска (далее – Администрация) вх. № 12530 от 12.09.2016.  Администрация представила акт обследования № 177 от 22.08.2016 и фотоматериалы с рекламой, в которой присутствуют сведения: «Микроденьги. Наличные легко и просто».

Конструкция по адресу: г. Магнитогорск, пересечение пр. Карла Маркса и ул. Грязнова, возле магазина «Океан» принадлежит ООО «РекАрт», которое в письменных пояснениях вх. № 13393 указало, что данная конструкция сдана в аренду ООО «ЛИК» на основании договора аренды рекламной поверхности № 31/1 от 20 июня 2016 года.  

От ООО «ЛИК» запрошенные Челябинским УФАС России сведения и материалы не поступили.

ООО «Океан» в письменных пояснениях вх. № 15304 указало, что заключило с ИП  <…> договор аренды нежилого помещения в магазине «Океан» (г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, д. 107). Часть помещения ИП <…> передала в субаренду ООО МФО «МФЦ» для размещения операционного офиса последнего. Внешнее оформление мест организации коммерческой деятельности субарендаторов осуществляется ими самостоятельно.

ООО МФО «МФЦ» в письменных пояснениях вх. № 15585 от 11.11.2016, вх. № 15816 от 16.11.2016 указало следующее.

Торгово-остановочный комплекс (павильон) по адресу: г. Магнитогорск, ул. Советская, д. 86 находится во временном пользовании общества по договору аренды № 2 о 12.01.2016. В комплексе расположено обособленное подразделение общества с наименованием «Грязнова». На павильоне была установлена вывеска со сведениями: «Микроденьги» и слоганом  «Наличные легко и просто». По мнению ООО МФО «МФЦ», указание в месте нахождения организации её наименования, коммерческого обозначения, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака, не рассматривается в качестве рекламы.

По адресу пр. Карла Маркса д. 107, на 1 этаже магазина «Океан» находится операционный офис  общества с наименованием «Океан». Операционный офис в магазине «Океан» оклеен пленкой с изображением товарного знака, слогана «Наличные легко и просто».  Копии документов об условиях предоставления займов, учредительных документов общества размещены в специальной папке для клиентов. На стекле тумбы размещена дополнительная информация, в том числе о режиме работы общества, наименовании юридического лица, адреса обособленных подразделений, сведения об Интернет-сайте и номере телефона. Рядом со входом в магазин «Океан» размещен щит, на котором в рамках договора с ООО «Лик» распространяется реклама ООО МФО «МФЦ». В нижней части рекламного поля указаны все условия по займу, в том числе полное и краткое наименование юридического лица. В настоящее время принято решение об изменении формата рекламного плаката на щите.

Рассмотрев заявление и материалы, Комиссия  приходит к следующим выводам.

ООО МФО «МФЦ» внесено в реестр микрофинансовых организаций 02 февраля 2012 года, что подтверждается свидетельством о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций.

В июне 2016 года в городе Магнитогорске, на остановочном комплексе по ул. Советская, д. 86, установлены конструкции, на которых присутствует словестное обозначение  «Микроденьги»  и информация: «Наличные легко и просто», а также  изображение денег и стрелки (указателя).

 Факт размещения рекламы подтверждается фотоматериалами представленными заявителем и Администрацией. Материалами дела также установлено, что по адресу ул. Советская, д. 86  находится обособленное подразделение  ООО МФО «МФЦ», что подтверждается приказом общества № 97/13-оп от 23.10.2013, договором аренды торгово-остановочного комплекса № 2 от 12 января 2016 года между ООО МФО «МФЦ» и ИП Шуляк А.Н., актом приема-передачи от 12.01.2016.

  Поскольку на конструкциях размещена информация: «Наличные легко и просто», содержащая сведения не обязательные к размещению в силу закона или в силу обычая делового оборота, такая информация в совокупности с обозначением «Микроденьги» является рекламой, и на указанную информацию распространяются требования Федерального закона «О рекламе».

 По изложенным основаниям доводы ООО МФО «МФЦ» о том, что на павильоне установлена вывеска, не содержащая сведений рекламного характера,  Комиссией не принимаются во внимание.

  Также в городе Магнитогорске в июне 2016 года на рекламной конструкции (щите) по пр. Карла Маркса, д.107 возле магазина «Океан» размещена информация: «…mfc-microdengi.ru. Микроденьги. Большие возможности! Без залога. Без поручителей. Без справок. Займы от 1 до 15 тысяч рублей. Деньги за 15 минут. Тел. 8 -912-805-41-42…».

Факт размещения рекламы подтверждается фотоматериалами представленными заявителем,  а также ООО МФО «МФЦ». Разработка и согласование макета рекламы осуществлено с ООО «ЛИК» посредством электронной почты, что следует из переписки, представленной ООО МФО «МФЦ».

Частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно ч. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В соответствии с частью 16 статьи 5 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» наименование микрофинансовой компании должно содержать словосочетание "микрофинансовая компания" и указание на ее организационно-правовую форму. Наименование микрокредитной компании должно содержать словосочетание "микрокредитная компания" и указание на ее организационно-правовую форму.

Таким образом, в силу Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», норм ГК РФ при осуществлении микрофинансовой организацией деятельности должно быть указание на её организационно-правовую форму, наименование и характер деятельности юридического лица, соответственно при размещении рекламы ООО МФО «МФЦ» должно было указать наименование юридического лица, содержащее словосочетание «микрофинансовая компания"  и указание на организационно-правовую форму - ООО.

 В рекламе, размещенной в городе Магнитогорске на рекламной конструкции (щите) по пр. Карла Маркса, д.107 возле магазина «Океан» и на торгово-остановочном комплексе по ул. Советская, д. 86 присутствует словестное обозначение «Микроденьги».

В рассматриваемой рекламе отсутствует наименование юридического лица, содержащее словосочетание «микрофинансовая компания» и указание на организационно-правовую форму юридического лица, то есть ООО МФО «МФЦ», в связи с чем реклама противоречит требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Из материалов дела усматривается, что 1 мая 2016 года по договору коммерческой концессии (франчазинг) ООО «Микрофинансовая организация «Центр» предоставило ООО МФО «МФЦ»  (Пользователь) право использовать в предпринимательской деятельности товарный знак «Микроденьги». В силу пункта 2.5. договора определено, что использование товарного знака осуществляется в том числе  путем нанесения   изображения товарного знака на рекламно-информационные материалы Пользователя, при оформлении операционных офисов (подразделений) Пользователя, во внутренних и иных документах Пользователя.

Согласно свидетельству дата регистрации товарного знака № 2010738239  21.03.2012  по классу МКТУ и перечень товаров и/или услуг 36 - страхование; финансовая деятельность; кредитно-денежные операции; операции с недвижимостью. Товарный знак состоит из комбинированного обозначения, представляющего собой графическое изображение в оригинальном шрифте слова «Микроденьги» на русском языке, причем справа расположен квадрат, на заливном фоне которого выполнен наклонный прямоугольник из маленьких кружков, убывающих по размеру книзу. Обозначением имеет фантазийный характер и служит для индивидуализации услуг фирмы.

           Товарный знак может использоваться в рекламе микрофинансовой организации, но это не исключает необходимость соблюдения требований  части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в части указания наименования микрокредитной компании.

            В данном случае ООО МФО «МФЦ»  не разместило в рекламе своих услуг наименование юридического лица, содержащее словосочетание «микрофинансовая компания»  и указание на организационно-правовую форму юридического лица.

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с частью 2.1. статьи 3 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрофинансовые организации вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

В силу части 4 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» в  расчет полной стоимости потребительского кредита (займа) включаются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, следующие платежи заемщика:

1) по погашению основной суммы долга по договору потребительского кредита (займа);

2) по уплате процентов по договору потребительского кредита (займа);

3) платежи заемщика в пользу кредитора, если обязанность заемщика по таким платежам следует из условий договора потребительского кредита (займа) и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от совершения таких платежей;

4) плата за выпуск и обслуживание электронного средства платежа при заключении и исполнении договора потребительского кредита (займа);

5) платежи в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по уплате таких платежей следует из условий договора потребительского кредита (займа), в котором определены такие третьи лица, и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от заключения договора с третьим лицом. Если условиями договора потребительского кредита (займа) определено третье лицо, для расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) используются применяемые этим лицом тарифы. Тарифы, используемые для расчета полной стоимости потребительского кредита (займа), могут не учитывать индивидуальные особенности заемщика. Если кредитор не учитывает такие особенности, заемщик должен быть проинформирован об этом. В случае, если при расчете полной стоимости потребительского кредита (займа) платежи в пользу третьих лиц не могут быть однозначно определены на весь срок кредитования, в расчет полной стоимости потребительского кредита (займа) включаются платежи в пользу третьих лиц за весь срок кредитования исходя из тарифов, определенных на день расчета полной стоимости потребительского кредита (займа). В случае, если договором потребительского кредита (займа) определены несколько третьих лиц, расчет полной стоимости потребительского кредита (займа) может производиться с использованием тарифов, применяемых любым из них, и с указанием информации о лице, тарифы которого были использованы при расчете полной стоимости потребительского кредита (займа), а также информации о том, что при обращении заемщика к иному лицу полная стоимость потребительского кредита (займа) может отличаться от расчетной;

6) сумма страховой премии по договору страхования в случае, если выгодоприобретателем по такому договору не является заемщик или лицо, признаваемое его близким родственником;

7) сумма страховой премии по договору добровольного страхования в случае, если в зависимости от заключения заемщиком договора добровольного страхования кредитором предлагаются разные условия договора потребительского кредита (займа), в том числе в части срока возврата потребительского кредита (займа) и (или) полной стоимости кредита (займа) в части процентной ставки и иных платежей.

В рекламе, размещенной в городе Магнитогорске на рекламной конструкции (щите) на пересечении улиц Грязнова и Карла Маркса, д. 107 возле входа в магазин «Океан» указаны сведения: «Займы от 1 до 15 тысяч рублей…», то есть минимальная и максимальная сумма займа,  и отсутствуют все остальные условия, определяющие полную стоимость займа, определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее, в связи с чем, реклама нарушает часть 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

 Доводы ООО МФО «МФЦ» об указании в рекламе всех условий займа Комиссией не принимаются по следующим основаниям.

Из макета рекламы следует, что существенные условия предоставляемого микрофинансовой организацией займа выполнены размером шрифта значительно меньшим по сравнению с иной информацией.

Из фотографии рекламной конструкции (пр. Карла Маркса, д.107 возле магазина «Океан») усматривается, что информация в нижней части рекламы не подлежит прочтению.  О том, что эта информация не воспринимается,  указал  и заявитель при обращении в антимонопольный орган.

В силу пункта 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей.

В соответствии с письмом ФАС России от 13.08.2010 N АК/26483 «Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг» размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламной конструкции и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

В данном случае, информация, которая дает потребителю представление обо всех условиях предоставляемого микрофинансовой организацией займа выполнена в рекламе мелким размером шрифта, то есть способом, затрудняющим ее восприятие, вследствие чего данная информация, считается отсутствующей в рекламе.

 Доводы заявителя о нарушении рекламного законодательства в рекламе ООО МФО «МФЦ» размещенной на тумбе в магазине «Океан» не находят документального подтверждения. 

Так, заявителем не представлены фотоматериалы с рекламой.

Из представленных ООО МФО «МФЦ» фотографий киоска (тумбы) операционного офиса общества в магазине «Океан» усматривается, что его оформление включает указание в верхней части сведений: «Микроденьги», в нижней  части информации: «Займем до зарплаты за 15 минут…», также на остеклении киоска размещена дополнительная информация, выполненная на отдельных листах, содержащая сведения об условиях предоставления займа, адресах обособленных подразделений общества, его Интернет-сайте, контактных телефонах и пр., что подтверждается объяснениями ООО МФО «МФЦ» вх. № 15816 от 16.11.2016, в связи с чем, потребители на месте могут получить необходимую им существенную информацию, в том числе от сотрудника общества. Поскольку, информация для потребителей размещена непосредственно в месте оказания услуг, размещение таких сведений в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

На основании частей 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель, за нарушение требований части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»  рекламодатель.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламодателем указанной рекламы следует признать ООО Микрофинансовая организация «МФЦ» (г. Магнитогорск, ул. Уральская, д. 64/1).

Рекламораспространителем рекламы, размещенной в городе Магнитогорске на рекламной конструкции (щите) на пересечении улиц Грязнова и Карла Маркса, д. 107 возле входа в магазин «Океан» следует признать ООО «ЛИК».

  Так, 21 июня 2016 года между ООО «ЛИК»  и ООО Микрофинансовая организация «МФЦ» заключен договор  об оказании рекламных услуг № 21-16 от 21 июня 2016 года.  Из приложения № 1 к договору № 21-16 от 21 июня 2016 года ООО «ЛИК»  оказаны услуги ООО Микрофинансовая организация «МФЦ» (ИНН 7456008496, г. Магнитогорск, ул. Уральская, д. 64/1) по размещению наружной рекламной информации в сроки с 01.07.2016-31.07.2016, 01.08.2016- 31.12.2016, в том числе печать, монтаж, разработка макета,  по адресу: пр. Карла Маркса, д. 107.

Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Поскольку ООО Микрофинансовая организация «МФЦ» не представило Комиссии материалы  о том, что распространение ненадлежащей рекламы прекращено, Челябинское УФАС России считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь  частью  2  пункта  1  статьи  33,  частью  1  статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42  Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в городе Магнитогорске, в июне 2016 года на остановочном комплексе по ул. Советская, д. 86 и на рекламной конструкции (щите) по пр. Карла Маркса, д.107 возле магазина «Океан», в которой:

отсутствует наименование юридического лица, содержащее словосочетание «микрофинансовая компания» и указание на организационно-правовую форму юридического лица, то есть ООО Микрофинансовая организация «МФЦ», что нарушает требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

отсутствуют все остальные условия, определяющие полную стоимость займа, определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее, при указании одного из условий, в частности «Займы от 1 до 15 тысяч рублей», в связи с чем, реклама нарушает часть 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

2. Выдать ООО Микрофинансовая организация «МФЦ»  предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО Микрофинансовая организация «МФЦ» и ООО «ЛИК» и их должностных лиц.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

  <…> 2016 года                                                                                              г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

          председатель Комиссии:

<…>  – руководитель;

 

          члены Комиссии:

 <…> – главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

 <…> – специалист отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

на основании своего решения от 30.11.2016 по делу № 64-08/2016 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной в городе Магнитогорске, в июне 2016 года на остановочном комплексе по ул. Советская, д. 86 и на рекламной конструкции (щите) по пр. Карла Маркса, д.107 возле магазина «Океан», в которой:

отсутствует наименование юридического лица, содержащее словосочетание «микрофинансовая компания» и указание на организационно-правовую форму юридического лица, то есть ООО Микрофинансовая организация «МФЦ», что нарушает требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

отсутствуют все остальные условия, определяющие полную стоимость займа, определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее, при указании одного из условий, в частности «Займы от 1 до 15 тысяч рублей», в связи с чем, реклама нарушает часть 3 статьи 28 Закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

                                                     

    ПРЕДПИСЫВАЕТ:

        

1.  ООО МФО «МФЦ» незамедлительно  со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований части 1, 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно не размещать рекламу, в  которой:

отсутствует наименование юридического лица, то есть ООО Микрофинансовая организация «МФЦ»,

отсутствуют условия, определяющие полную стоимость займа, определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее при указании одного из условий, в частности «Займы от 1 до 15 тысяч рублей».

2. ООО МФО «МФЦ» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 20 января 2017 года  (фотоматериалы и т.п.).

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.