Решение б/н Решение №67-ВП/2018 по обращению ООО «Урал Профи» от 18 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

              • делу №67-ВП/2018

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 24 мая 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 28 мая 2018 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Членов Комиссии:

 

руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение ООО «Урал Профи» (далее - заявитель) и проведя внеплановую проверку соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по транспортировке, стирке, дезобработке, сушке, глажению мягкого инвентаря для медицинских организаций Челябинской области на 2018 год (извещение № 0869200000217001659) в присутствии:

- представителей ГКУ «Центр закупок в сфере здравоохранения» (далее – уполномоченное учреждение) <***>, действующих на основании доверенностей от 15.02.2018 № 05, от 05.02.2018 № 04, от 15.02.2018 № 07;

- представителя Муниципального автономного учреждения здравоохранения Городская клиническая больница № 9 <***>, действующего на основании доверенности от 15.03.2018;

- представителя ГБУЗ «Областная клиническая больница № 2» <***>, действующего на основании доверенности от 23.10.2017 № 36,

в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии,

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 03.05.2018 поступило обращение заявителя о нарушениях, допущенных ГКУ «Центр закупок в сфере здравоохранения», заказчиками при проведении электронного аукциона на оказание услуг по транспортировке, стирке, дезобработке, сушке, глажению мягкого инвентаря для медицинских организаций Челябинской области на 2018 год (извещение № 0869200000217001659) (далее - закупка).

Согласно представленным документам уполномоченным учреждением 30.10.2017 объявлено о проведении электронного аукциона путем опубликования в единой информационной системе в сфере закупок извещения № 0869200000217001659 об осуществлении закупки.

Заказчиками по совместному аукциону выступили: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница №1 г. Еманжелинск", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская больница г. Южноуральск», Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская детская больница г. Коркино", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная клиническая больница № 2", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская больница № 1 г. Коркино», Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская больница № 2 г. Коркино», Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Многопрофильный центр лазерной медицины», Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная больница г. Троицк», Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Районная больница с.Еткуль», Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Челябинская областная клиническая наркологическая больница», Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Челябинский областной клинический противотуберкулезный диспансер», Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Челябинский областной клинический терапевтический госпиталь для ветеранов войн», Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская клиническая поликлиника № 7", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская клиническая поликлиника №1", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Городская больница № 16, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения городская больница №14, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Городская клиническая больница № 9, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Детская городская клиническая поликлиника № 8, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Детская городская клиническая поликлиника №3, Челябинский областной клинический центр онкологии и ядерной медицины.

Начальная (максимальная) цена контракта – 23 446 344 рубля 00 копеек.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке – 15.11.2017 в 10 часов 00 минут.

На дату рассмотрения обращений контракты по итогам закупки заключены.

Заявитель в обращении указывает на то, что для оказания необходимых заказчику услуг по комплексной обработке мягкого инвентаря, включающей в себя стирку, обеззараживание, дезинфекцию, сушку, глажку, обязательно наличие у исполнителя лицензии. Однако в аукционной документации требование о наличие лицензии у участника закупки не установлено. При этом, победитель аукциона лицензии на оказание услуг в области дезинфектологии не имеет.

Представители уполномоченного учреждения с доводами, изложенными в обращении, не согласились и пояснили, что услуги по дезинфекции белья не являются самостоятельным объектом закупки и не осуществляются в рамках медицинской помощи, поэтому для их оказания лицензии не требуется.

 

Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) является основным актом федерального законодательства, закрепляющим как общие принципы правового регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан, так и особые права отдельных категорий граждан в данной сфере.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья граждан охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Согласно пункту 10 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья граждан медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

В силу статьи 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Пунктом 1 статьи 29 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

В соответствии с пунктом 3 Положения «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Дезинфектология включена в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Согласно пункту 3.1. СП 3.5.1378-03. «3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 07.06.2003 (далее – СП 3.5.1378-03) дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.

Пунктом 3.6.1. СП 3.5.1378-03 установлено, что дезинфекция включает работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий.

Из совокупного толкования требований действующего законодательства следует, что дезинфекционные работы относятся к санитарно-эпидемиологическим мероприятиям, деятельности в области охраны здоровья граждан и включены в понятие «медицинская деятельность».

Следовательно, деятельность по проведению профилактической дезинфекции подлежит лицензированию.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Объектом закупки являются услуги по транспортировке, стирке, дезобработке, сушке, глажению мягкого инвентаря для медицинских организаций Челябинской области на 2018 год.

Представители уполномоченного учреждения на заседании Комиссии пояснили, что дезинфекция белья (камеральное обеззараживание) самостоятельно проводится учреждениями здравоохранения (заказчиками) перед сдачей белья исполнителю.

Между тем, пунктом 2.2.4 проекта контракта предусмотрено, что заказчик обязан перед сдачей белья подготовить его:

- проверить белье и сдать его без режущих и колющих предметов;

- предоставить перечень сдаваемого в стирку белья.

Таким образом, дезинфекция белья заказчиками перед сдачей его исполнителю не предусмотрена проектом контракта. Следовательно, сделать однозначный вывод о том, что именно заказчиком будет производиться данная дезинфекция, не представляется возможным.

Более того, согласно табличной форме описания объекта закупки Приложения № 1 к информационной карте документации об электронном аукционе «Наименование и описание объекта закупки», заказчику необходимо оказать услугу, в том числе и по дезинфекции белья.

Следует отметить, что пункт 1.6 проекта контракта, предусматривает необходимость оказания услуг в соответствии с требованиями МУ 3.5.736-99 «Технология обработки белья в медицинских учреждениях» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16.03.1999), согласно пункту 1.2 которых «Настоящие Методические указания содержат требования, направленные на снижение риска возникновения и распространения внутрибольничных инфекций за счет совершенствования организации бельевого режима и внедрения современных технологий обработки текстильных изделий. Под бельевым режимом понимается: сбор, хранение, транспортирование, дезобработка, стирка, сушка, глажение, ремонт, утилизация текстильных изделий в медицинских учреждениях».

На основании совокупности изложенных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том что, что услуги, являющиеся объектом закупки, предполагаются к осуществлению с целью удаления или уничтожения возбудителей инфекционных болезней, недопущения внутрибольничных инфекций, следовательно, такие услуги можно рассматривать в качестве способа предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, что позволяет Комиссии сделать вывод о том, что рассматриваемые услуги являются медицинской деятельностью и включены в санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи.

Однако, требования о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии не нашли своего отражения в извещении о проведении аукциона и документации о закупке в требованиях к участникам закупки в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Дополнительно антимонопольный орган отмечает следующее.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В извещении об осуществлении закупки, пункте 16 Информационной карты документации об аукционе в электронной форме требования к составу второй части заявки, в части предоставления документов, подтверждающих соответствие участника закупки пункту 1 части 1статьи 31 Закона о контрактной системе, не установлены.

Таким образом, указанные требования о наличии лицензии не нашли своего отражения в извещении о проведении аукциона и документации о закупке в требованиях к составу второй части заявки, что свидетельствует о нарушении пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Относительно допущенных нарушений представители уполномоченного учреждения пояснили, что на момент создания, утверждения, опубликования аукционной документации в единой информационной системе (30.10.2017) позиция, изложенная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.01.2018 № 309-КГ17-12073 по делу № А6027966/2016, на которую ссылается заявитель, отсутствовала. Напротив, уполномоченное учреждение принимало во внимание решение Верховного Суда Российской Федерации от 09.09.2015 № АКПИ15-728, в котором суд признал несостоятельными доводы о том, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия являются одним из видов медицинской деятельности, вследствие чего подлежат лицензированию.

 

Дополнительно Комиссия сообщает, что в действиях уполномоченного учреждения усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдается, поскольку контракты по итогам закупки заключены.

 

Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной сторонами, Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

 

1. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях уполномоченного учреждения нарушения пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

2. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны