Решение б/н Решение № 69-07/18.1/16 в отношении Администрации Долгодерев... от 8 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 69-07/18.1/16

 30 ноября 2016 года                                                                     г. Челябинск, пр. Ленина, 59

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции; Комиссия), в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

 

<…>.

-

специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

 

при рассмотрении жалобы МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» (далее – МУП «ПОВВ», Заявитель) на неправомерные действия Администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (далее – Администрация, организатор торгов)

УСТАНОВИЛА:

            В Челябинское УФАС России поступила жалоба МУП «ПОВВ» на неправомерные действия Администрации при организации торгов в форме конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов системы водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, извещение № 061016/0248657/01 (далее – Конкурс, торги).

 В качестве доводов Заявитель в жалобе указал следующее.

Правоустанавливающие документы на объекты концессионного соглашения к документации не приложены.

Полномочия концедента в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) не подтверждаются надлежащими документами, устанавливающими полномочия лица, имеющего право подписывать концессионное соглашение.

Проект концессионного соглашения не соответствует статье 10 Закона о концессионных соглашениях.

Так, в Конкурсной документации указано, что концессионное соглашение заключается на срок 5 лет, тогда как в проекте концессионного соглашения указан срок 3 года. В конкурсной документации отсутствует порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения, предусмотренный подпунктом 6.3 пункта 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях, а также не указан порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами РФ в сфере водоснабжения, и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения, предусмотренный пунктом 5 части 1.2 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях.

Схема водоснабжения и водоотведения не утверждена и не является достоверной.

В связи с этим Заявитель просит признать жалобу обоснованной и принять решение о выдаче организатору торгов предписания об отмене торгов.

Заявитель указывает, что при нарушении Администрацией порядка организации и проведении Конкурса могут быть нарушены права и интересы МУП «ПОВВ».

Так, МУП «ПОВВ» является ресурсоснабжающей организацией и имеет намерения получить сети водоснабжения в порядке заключения концессионного соглашения. Отсутствие обязательной информации в Конкурсной документации не позволяет МУП «ПОВВ» принять решение об участии в торгах на право заключения концессионного соглашения.

Кроме того, МУП «ПОВВ» является водоснабжающей организацией централизованной системы водоснабжения Долгодеревенского сельского поселения и проведение торгов с нарушением законодательства может затруднить возможность по взысканию задолженности за поставленные ресурсы в связи с бесконечной сменой владельца указанной системы.

 

 Администрацией представлены письменные пояснения, а также на заседании Комиссии указано следующее.

Положениями Закона о концессионных соглашениях предусмотрен исчерпывающий перечень сведений и документов, которые должна содержать конкурсная документация. Правоустанавливающие документы на объекты концессионного соглашения в составе конкурсной документации не требуются.

Представление в составе конкурсной документации документов, устанавливающих полномочия лица, имеющего право подписи концессионного соглашения, не содержится в качестве обязательного условия формирования конкурсной документации и проведения конкурса.

Несоответствие срока, на который заключается концессионное соглашение, указанного в конкурсной документации, сроку, указанному в проекте концессионного соглашения, является технической ошибкой (опечаткой).

Сведения о порядке возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами РФ в сфере водоснабжения, и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения не относятся к критериям конкурса и к положениям, подлежащим обязательному включению в конкурсную документацию.

Отсутствие в проекте концессионного соглашения условий и порядка возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения, а также условий и порядка возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами РФ в сфере водоснабжения, и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения не может препятствовать проведению Конкурса.

На основании изложенного Администрация полагает, что доводы Заявителя являются необоснованными, в действиях организатора торгов отсутствуют нарушения порядка организации конкурса.

Вместе с тем Администрация полагает, что законные права и интересы Заявителя не нарушены, так как МУП «ПОВВ» не подавало заявку на участие в торгах.

 

Изучив представленные материалы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

Порядок проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения регулируется положениями Закона о концессионных соглашениях.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения являются в том числе централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, отдельные объекты таких систем.

Администрацией принято Распоряжение № 98 от 06.10.2016 «О проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения о передаче во владение и пользование с целью обслуживания и реконструкции в процессе эксплуатации муниципального имущества Долгодеревенского сельского поселения: системы водоснабжения с. Долгодеревенское», которым утверждена Конкурсная документация.

На официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов – www. torgi.gov.ru, 06 октября 2016 года опубликовано сообщение о проведении Конкурса.

В соответствии с извещением о проведении торгов, даты начала и окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 07.10.2016 и 07.11.2016 соответственно, вскрытие конвертов с заявками на участие в Конкурсе - 11.11.2016, конкурсные предложения представляются в период с 21.11.2016 по 30.11.2016, вскрытие конвертов с конкурсными предложениями – 01.12.2016, срок подписания протокола о результатах Конкурса – 06.12.2016.

09.10.2016 внесены изменения в извещение о проведении Конкурса, в связи с чем установленные сроки изменены: даты начала и окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 07.10.2016 и 23.11.2016 соответственно, вскрытие конвертов с заявками на участие в Конкурсе - 24.11.2016, конкурсные предложения представляются в период с 28.11.2016 по 08.12.2016, вскрытие конвертов  с конкурсными предложениями – 09.12.2016, срок подписания протокола о результатах Конкурса – 13.12.2016.

Согласно Конкурсной документации срок действия концессионного соглашения - 5 лет. Согласно проекту концессионного соглашения срок его действия составляет 3 года.

 

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, конкурсной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

 

Комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы установлено следующее.

 

1. Согласно части 4 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения.

Из статьи 28 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" следует, что права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации.

Из Приложения № 1 к проекту концессионного соглашения следует, что правоустанавливающими документами на объекты концессионного соглашения является Решение Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 12.07.2006 года №274.

Указанный документ свидетельствует о том, что право собственности на объекты принадлежат Администрации, однако в настоящее время не на все объекты осуществлена регистрация права собственности.

Администрацией представлены свидетельства о государственной регистрации права собственности на отдельные объекты концессионного соглашения  (№ 74 - 74/019-74/019/028/2015-414, 74-74/019-74/019/028/2015-415, 74-74/019-74/019/028/2015-417, № 74-74-19/084/2014-309, № 74-74/019-74/019/101/2015-5/1, № 74-74/019-74/019/101/2015-550/1, № 74-74/036-74/019/101/2015-2437/1, № 74-74/036-74/019/101/2015-2438/1, № 74-74/019-74/019/028/2015-412/1, № 74-74/019-74/019/028/2015-418/1).

Таким образом, довод Заявителя об отсутствии в составе Конкурсной документации правоустанавливающих документов признан необоснованным.

Письмом ФАС России от 19.04.2016 № ВК/26074/16 установлено, что по концессионному соглашению могут быть переданы только объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, находящиеся в муниципальной собственности.

Централизованная система водоснабжения, отдельные объекты такой системы,  на которые не зарегистрировано право муниципальной собственности не могут быть объектами концессионного соглашения.

Объекты концессионного соглашения не находятся в собственности Администрации, что является нарушением части 4 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях.

 

2. Статьей 23 Закона о концессионных соглашениях предусмотрен исчерпывающий перечень сведений и документов, который должна содержать конкурсная документация. При этом в данной норме не указаны документы, подтверждающие полномочия лица, имеющего право подписи концессионного соглашения.

В проекте концессионного соглашения определена сторона концессионного соглашения – концедент в лице Главы Администрации Долгодеревенского сельского поселения.

Таким образом, довод Заявителя об отсутствии в Конкурсной документации документов, подтверждающих полномочий лица, имеющего право подписания концессионного соглашения, является необоснованным.

 

3. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона концессионных соглашениях концессионное соглашение должно включать в себя срок действия концессионного соглашения, что является одним из существенных условий данного соглашения.

В конкурсной документации указан срок действия концессионного соглашения – 5 лет.

В проекте концессионного соглашения, который является неотъемлемой частью Конкурсной документации, установлено, что концессионное соглашение действует в течение 3 лет.

Указанное противоречие сведений относительно срока, на который заключается концессионное соглашение, может привести к введению в заблуждение потенциальных участников Конкурса.

Администрацией даны письменные пояснения и на заседании Комиссии пояснено, что несоответствие сроков действия концессионного соглашения в Конкурсной документации и в проекте концессионного соглашения является технической ошибкой (опечаткой).

Таким образом, в нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона концессионных соглашениях проект концессионного соглашения и Конкурсная документация не позволяют определить срок действия концессионного соглашения.

 

4. Согласно пункту 6.3 части 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение должно включать в себя порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения, что является одним из существенных условий концессионного соглашения.

Пунктом 5 части 1.2 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях установлено, что если объектом концессионного соглашения являются в том числе централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, отдельные объекты таких систем концессионное соглашение должно содержать порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения, что также является существенным условием концессионного соглашения.

В соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Также согласно гражданскому законодательству договор, по которому сторонами не достигнуто соглашение относительно всех его существенных условий, считается незаключенным.

Таким образом, при неуказании в концессионном соглашении положений о порядке возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения, концессионное соглашение будет считаться незаключенным в соответствии с действующим законодательством.

В нарушение пункта 6.3 части 1, пункта 5 части 1.2 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях проект концессионного соглашения не содержит существенных условий о порядке возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения, что является одним из существенных условий концессионного соглашения, а также о порядке возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения.

 

5. Согласно пункту 1 части 2.3 статьи 22 Закона о концессионных соглашениях в случае, если объектом концессионного соглашения являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, отдельные объекты таких систем, решением концедента о заключении концессионного соглашения устанавливается задание, формируемое в соответствии с частью 2.4 настоящей статьи, и минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера.

В соответствии с частью 2.4 указанной статьи задание формируется на основании утвержденных схем теплоснабжения, схем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов в части выполнения задач и достижения целевых показателей развития систем теплоснабжения и (или) систем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов, зон централизованного и нецентрализованного водоснабжения, границ планируемых зон размещения объектов теплоснабжения и (или) объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также на основании данных прогноза потребления тепловой энергии, теплоносителя и (или) горячей воды, питьевой воды, технической воды, количества и состава сточных вод.

Решением Совета депутатов Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 20 декабря 2013 № 231 «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения Долгодеревенского сельского поселения на период до 2024 года» утверждена схема водоснабжения и водоотведения Долгодеревенского сельского поселения.

Законом о концессионных соглашениях не установлено представление схемы водоснабжения и водоотведения в качестве обязательного документа к Конкурсной документации.

Таким образом, довод Заявителя о нарушении Администрацией действующего законодательства в части отсутствия в Конкурсной документации утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения не может быть признан обоснованным.

 

6. В соответствии с пунктом 2 части 1.2 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение должно содержать задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, с описанием основных характеристик таких мероприятий.

Согласно пункту 2 части 2.3 статьи 22 Закона о концессионных соглашениях в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 настоящего Федерального закона, решением концедента о заключении концессионного соглашения устанавливается требование об указании участниками конкурса в составе конкурсного предложения мероприятий по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, обеспечивающих достижение предусмотренных заданием целей и минимально допустимых плановых значений показателей деятельности концессионера, с описанием основных характеристик этих мероприятий.

Согласно Конкурсной документации основные мероприятия деятельности концессионера определены в соответствии с технической документацией и схемой водоснабжения. К ним относятся:

- модернизация или реконструкция существующих сетей водоснабжения;

- внедрение системы диспетчерского контроля.

Техническая документация, на основании которой были установлены мероприятия, Администрацией не представлена.

Схемой водоснабжения и водоотведения Долгодеревенского сельского поселения установлены следующие мероприятия:

- осуществить реконструкцию изношенных участков водопроводных сетей.

- выполнить оценку запасов воды в существующих артезианских скважинах.

- провести модернизацию скважин с заменой насосного оборудования и установкой частотных преобразователей.

- внедрить систему диспетчерского контроля потребляемой воды и другие.

На основании изложенного, основные мероприятия деятельности концессионера, содержащиеся в концессионном соглашении, не соответствуют мероприятиям, установленным схемой водоснабжения и водоотведения. При этом в Конкурсной документации не содержатся необходимые основные характеристики таких мероприятий.

Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1.2 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях в Конкурсной документации отсутствуют основные мероприятия деятельности концессионера с описанием основных характеристик таких мероприятий.

 

7. В соответствии с Законом о концессионных соглашениях конкурс на заключение концессионного соглашения проводится на основании решения о заключении концессионного соглашения.

Пунктом 4 части 1 статьи  22 Закона о концессионных соглашениях предусмотрено, что решение о заключении концессионного соглашения принимается с учетом требований, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации  в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, - органом местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 22 Закона о концессионных соглашениях решением о заключении концессионного соглашения устанавливаются:

1) условия концессионного соглашения в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона;

2) критерии конкурса и параметры критериев конкурса;

3) вид конкурса;

4) перечень лиц, которым направляются приглашения принять участие в конкурсе, - в случае проведения закрытого конкурса;

5) срок опубликования в официальном издании, размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о проведении открытого конкурса или в случае проведения закрытого конкурса срок направления сообщения о проведении закрытого конкурса с приглашением принять участие в закрытом конкурсе определенным решением о заключении концессионного соглашения лицам;

6) орган, уполномоченный концедентом на:

а) утверждение конкурсной документации, внесение изменений в конкурсную документацию, за исключением устанавливаемых в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения положений конкурсной документации;

б) создание конкурсной комиссии по проведению конкурса, утверждение персонального состава конкурсной комиссии.

В соответствии с пунктом 1 части 2.3 статьи 22 Закона о концессионных соглашениях в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 настоящего Федерального закона, решением концедента о заключении концессионного соглашения наряду с предусмотренной частью 2 настоящей статьи информацией устанавливается задание, формируемое в соответствии с частью 2.4 настоящей статьи, и минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера.

В соответствии с пунктом 2 части 1.2 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 настоящего Федерального закона, в состав конкурсной документации включается задание, формируемое  в соответствии с частью 2.4 статьи 22 Закона о концессионных соглашениях.

Частью 2.4 статьи 22 Закона о концессионных соглашениях установлено, что задание должно содержать величины необходимой тепловой мощности, необходимой мощности (нагрузки) водопроводных сетей, канализационных сетей и сооружений на них в определенных точках поставки, точках подключения (технологического присоединения), точках приема, точках подачи, точках отведения, сроки ввода мощностей в эксплуатацию и вывода их из эксплуатации.

При проведении Конкурса Администрацией не принято решение о заключении концессионного соглашения, соответствующее требованиям части 2 статьи 22 Закона о концессионных соглашениях, что является нарушением пункта 4 части 1 статьи 22 Закона о концессионных соглашениях.

Кроме того, в конкурсной документации отсутствует задание, содержащее величины необходимой мощности (нагрузки) водопроводных сетей и сооружений на них в определенных точках поставки, точках подключения (технологического присоединения), точках приема, точках подачи, точках отведения, сроки ввода мощностей в эксплуатацию и вывода их из эксплуатации, что является нарушением части 2.4 статьи 22 Закона о концессионных соглашениях.

 

8. Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение должно включать в себя способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению), размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется.

Данное условие в соответствии с действующим законодательством является существенным, без которого концессионное соглашение будет считаться незаключенным.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях конкурсная документация должна содержать указание на способы обеспечения концессионером исполнения обязательств по концессионному соглашению, а в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 настоящего Федерального закона, требование о предоставлении победителем конкурса в целях обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению безотзывной банковской гарантии в соответствии с требованиями, установленными частями 4 и 4.1 статьи 10 настоящего Федерального закона, но не менее чем в определенном конкурсной документацией размере.

Согласно части 4.1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях в случае, если объектом концессионного соглашения является объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, безотзывная банковская гарантия должна быть непередаваемой и соответствовать иным утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к таким гарантиям.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 № 1188 «Об утверждении требований к банковской гарантии, предоставляемой в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем» банковская гарантия должна содержать, среди прочего, обязательства концессионера, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией (в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией и конкурсным предложением концессионера).

Согласно конкурсной документации обеспечение исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению осуществляется путем предоставления безотзывной банковской гарантии в размере, установленном нормативными актами, регулирующими предоставление банковской гарантии в связи с заключением концессионных соглашений в отношении государственного и муниципального имущества, на дату заключения концессионного соглашения.

Также в конкурсной документации указано, что банковская гарантия должна быть непередаваемой и соответствовать требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2009г. №495 «Об установлении требований к концессионеру в отношении банков, предоставляющих безотзывные банковские гарантии, банков, в которых может быть открыт банковский вклад (депозит) концессионера, права по которому могут передаваться концессионером Концеденту в залог, и в отношении страховых организаций, с которыми концессионер может заключить договор страхования риска ответственности за нарушение обязательств по концессионному соглашению», Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2013г. №1188 «Об утверждении требований к банковской гарантии, предоставляемой в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем» и другими нормативно-правовыми актами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 36 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается в письменной форме с победителем конкурса или иными указанными в частях 2, 3 и 3.2 настоящей статьи лицами при условии представления ими документов, предусмотренных конкурсной документацией и подтверждающих обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что наличие сведений о безотзывной непередаваемой банковской гарантии в условиях концессионного соглашения, а также в составе конкурсной документации является обязательным условием для заключения концессионного соглашения.

В нарушение пункта 6.1 части 1 статьи 10, пункта 11 части 1 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях в Конкурсной документации и проекте концессионного соглашения не содержится сведения о том, что банковская гарантия должна быть безотзывной.

 

9. Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о концессиях концессионное соглашение должно включать в себя описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения.

В пункте 3 Письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.04.2015 № 10371-АЧ/04 «О требованиях к концессионным соглашениям» указано следующее.

При описании техническо-экономических показателей объектов, входящих в состав объекта концессионного соглашения, следует приводить следующие показатели - сведения о сроке эксплуатации, износе, балансовой стоимости, о проведенных мероприятиях по ремонту.

Кроме того, необходимо указать основные технические характеристики объектов недвижимого имущества, входящих в состав объекта концессионного соглашения, объектов оборудования, которыми оснащены объекты недвижимого имущества.

Аналогичным образом необходимо описывать объекты иного имущества, передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению.

Постановлением Правительства РФ от 05.12.2006 № 748 в соответствии с частью 4 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях утверждено примерное концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, объектов, на которых осуществляется обращение с отходами производства и потребления, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социального обслуживания населения (далее - примерное концессионное соглашение).

            Пунктом 6 раздела II примерного концессионного соглашения к сведениям об объекте концессионного соглашения отнесены, в том числе сведения о технико-экономических показателях, техническом состоянии, сроке службы, начальной, остаточной и восстановительной стоимости передаваемого объекта Соглашения.

Согласно части 2 статьи 13 Закона о концессиях концессионные соглашения заключаются в соответствии с примерными соглашениями, предусмотренными частью 4 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях, должны включать в себя существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, и могут включать в себя не урегулированные этими примерными соглашениями и не противоречащие законодательству Российской Федерации и конкурсной документации условия.

В Приложении № 1 к проекту концессионного соглашения указаны сведения о наименовании объектов, их месторасположение, краткая характеристика, техническое состояние, инвентаризационная стоимость (в ценах 1969 года), и сведения о правоустанавливающих документах.

Таким образом, проект концессионного соглашения, являющийся неотъемлемой частью конкурсной документации,  не соответствует пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях, поскольку не содержит установленные законодательством технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения, в связи с этим довод Заявителя является обоснованным.

10. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 настоящего Федерального закона, конкурсная документация должна содержать в том числе размещаемые на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" копии предложений об установлении цен (тарифов), поданных в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), за три последних периода регулирования деятельности организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, в случае наличия таких предложений (пункт 14 часть 1.2 статья 23 Закона о концессионных соглашениях).

Конкурсная документация не содержит копии предложений об установлении цен (тарифов) за три последних периода регулирования деятельности организации, осуществлявшей эксплуатацию имущества, что является нарушением пункта 14 части 1.2 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях.

 

11.   Частью 2 статьи 24 Закона о концессионных соглашениях установлен исчерпывающий перечень критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения. При этом в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты, предусмотренные частью 1.2 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях, в качестве критериев конкурса устанавливаются:

1) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения;

2) объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения в случае, если решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией предусмотрено принятие концедентом на себя расходов на создание и (или) реконструкцию данного объекта;

3) объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения в случае, если решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией предусмотрено принятие концедентом на себя расходов на использование (эксплуатацию) данного объекта;

4) долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера в соответствии с частью 2.4 настоящей статьи;

5) плановые значения показателей деятельности концессионера;

6) плата концедента в случае, если в качестве критериев конкурса не установлены критерии, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей части, и если решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией предусмотрена плата концедента (часть 2.3 статьи 24 Закона о концессионных соглашениях).

Таким образом, в случае, если объектом концессионного соглашения являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, отдельные объекты таких систем устанавливаются критерии, предусмотренные частью 2.3 статьи 24 Закона о концессионных соглашениях.

При этом в соответствии с пунктом 6 указанной статьи использование критериев конкурса, не предусмотренных настоящей статьей, не допускается.

Пунктом 3.1 Конкурсной документации установлены следующие критерии Конкурса:

- срок осуществления в отношении объекта модернизации, замены изношенного оборудования новым, мероприятий по улучшению эксплуатационных характеристик;

- технико-экономические показатели качества и надежности Объекта концессионного соглашения: количество аварий на 1 км сетей водоснабжения;

- технико-экономические показатели качества и надежности Объекта концессионного соглашения: процент потерь воды на сетях водоснабжения;

- время устранения аварий и технологических нарушений при работе оборудования и инженерных сетей.

Таким образом, критерии, содержащиеся в Конкурсной документации, не соответствуют критериям, предусмотренным Законом о концессионных соглашениях, и установлены в нарушение части 2.3, части 6 статьи 24 Закона о защите конкуренции.

 

12. Согласно пункту 12 части 1.2 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 настоящего Федерального закона, в конкурсную документацию также включается копия подготовленного в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения отчета о техническом обследовании передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

В составе Конкурсной документации копия отчета о техническом обследовании объектов концессионного соглашения отсутствует, что является нарушением пункта 12 части 1.2 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях.

 

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

На основании изложенного жалоба МУП «ПОВВ» принята к рассмотрению Комиссией, поскольку МУП «ПОВВ» - ресурсоснабжающая организация централизованных сетей Долгодеревенского сельского поселения, является лицом, чьи права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

 

На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать доводы жалобы МУП «ПОВВ» обоснованными.
  2. Признать в действиях Администрации  при организации и проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов системы водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности Долгодеревенского сельского поселения, нарушения части 4 статьи 3, пунктов 3, 4, 6.1, 6.3 части 1, пунктов 2, 5 части 1.2 статьи 10, пункта 4 части 1, части 2.4 статьи 22, пункта 11 части 1, пунктов 12, 14 части 1.2 статьи 23, частей 2.3, 6 статьи 24 Закона  о концессионных соглашениях.
  3. Выдать Администрации - организатору торгов, в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предписание об аннулировании торгов.
  4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны