Определение б/н Определение по делу № 7-03/17 от 15 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 7-03/17 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

10 августа 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия)

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило заявление ИП о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Водоканал», выразившихся в необоснованном предъявлении требований об оформлении паспортов отходов на каждую точку отбора в рамках исполнения договора на оказание услуг по приему (сбору) сточных вод и расторжении договора в одностороннем порядке.

В ходе рассмотрения представленной информации установлено следующее.

Между ООО «Водоканал» и ИП заключен договор от 01.02.2017 № 4 на оказание услуг по приему (сбору) сточных вод (далее также - договор).

Предметом договора является выполнение ООО «Водоканал» и оказание возмездных услуг по приему (сбору) сточных вод на сливной пункт общества.

При этом сточные воды доставляются ИП собственными силами и за свой счет со сливных точек на территории Кусинского городского поселения (пункт 1.1 договора).

09.03.2017 в адрес ИП поступило письмо ООО «Водоканал» № 91 о необходимости представить к договору от 01.02.2017 № 4 паспорта отходов на каждую точку отбора.

Также в данном письме указано, что отсутствие указанных документов ведет к невозможности контроля за составом и свойствами сточных вод, а также невозможности предотвращения негативного воздействия на окружающую среду при отведении сточных вод в централизованные системы водоотведения.

Кроме того, в случае непредставления паспортов отходов, ООО «Водоканал» может расторгнуть договор в одностороннем порядке.

20.03.2017 ООО «Водоканал» направило в адрес ИП дополнительное соглашение к договору от 01.02.2017 № 4, в котором изменило точку слива сточных вод с канализационно-насосных станций, расположенных в г. Куса по ул. Нижнезаводская, 6 и ул. 3 Интернационала в районе АЗС № 12 «Зюраткуль», на приемный колодец, расположенный на территории Очистных сооружений ООО «Водоканал».

31.03.2017 ИП направил в адрес ООО «Водоканал» претензию о том, что требования, указанные в письме Общества от 09.03.2017 являются необоснованными, кроме того, предложенные в дополнительном соглашении условия об изменении точки слива сточных вод являются для предпринимателя невыгодными.

10.04.2017 письмом № 138 ООО «Водоканал» отказало в удовлетворении представленной ИП претензии.

В этот же день письмом № 139 ООО «Водоканал» уведомило ИП о расторжении договора от 01.02.2017 № 4 в одностороннем порядке.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Согласно позиции Минприроды России, изложенной в письме от 13.07.2015 № 12-59/16226, отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.

В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.

Предметом заключенного между ООО «Водоканал» и ИП. договора является прием (сбор) сточных вод.

Вывозимые ИП и сливаемые в канализационную сеть ООО «Водоканал» сточные воды по канализационным сетям города Куса поступают на очистные сооружения, обслуживаемые ООО «Водоканал», для дальнейшей очистки.

Таким образом, указанные сточные воды не являются опасными отходами и оформление паспортов на данные воды не требуется.

Кроме того, из содержания части 1 и 3 статьи 14 Закона об отходах следует, что паспорт отходов оформляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности.

Из письма ООО «Водоканал» от 09.03.2017 № 91 следует, что паспорта отходов надлежит оформить ИП по каждой точке отбора.

Однако, ИП не обязан оформлять указанные паспорта, поскольку вывозимые им из выгребных ям воды образуются не в процессе его деятельности.

Более того, большая часть точек отбора находится у жилых домов.

Следовательно, требование ООО «Водоканал» о необходимости оформить и представить паспорта отходов по каждой точке отбора является необоснованным, противоречащим действующему законодательству.

На основании части 5 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении) абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

По смыслу части 5 статьи 7 Закона о водоснабжении между гарантирующей организацией (организацией водопроводно-канализационного хозяйства) и организацией, оказывающей услуги по вывозу жидких бытовых отходов, заключается договор водоотведения.

ООО «Водоканал» является единственной организацией, осуществляющей отпуск воды из системы водоснабжения, прием сточных вод в систему канализации и эксплуатирующей эти системы на территории г. Куса, соответственно, ООО «Водоканал» фактически оказывает ИП услуги по водоотведению путем приема вывезенных ассенизаторскими машинами сточных вод в систему городской коммунальной канализации через канализационные колодцы.

Таким образом, к договору, заключенному между ООО «Водоканал» и ИП., должны применяться требования, предъявляемые к договору водоотведения.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении договор водоотведения является публичным договором.

В соответствии с пунктом 8 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении договоры водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 60 и 61 типового договора водоотведения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645, договор водоотведения может быть расторгнут до окончания срока его действия по обоюдному согласию сторон.

В случае предусмотренного законодательством Российской Федерации отказа организации водопроводно-канализационного хозяйства от исполнения настоящего договора или его изменения в одностороннем порядке договор считается расторгнутым или измененным.

Условия и сроки, в течение которых организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора водоотведения определяются в соответствии с положениями Закона о водоснабжении и водоотведении (пункт 69 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила).

В соответствии с частью 6 статьи 21 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если в течение 60 дней со дня прекращения или ограничения водоотведения по причинам, предусмотренным пунктом 5 части 1, пунктами 4, 8 и 9 части 3 настоящей статьи, абонент не устранил указанных причин, организация, осуществляющая водоотведение, вправе отказаться от исполнения договора водоотведения в одностороннем порядке.

Согласно части 7 статьи 21 Закона о водоснабжении и водоотведении организация, осуществляющая водоотведение, вправе отказаться от исполнения договора водоотведения в одностороннем порядке в случае неоднократного грубого нарушения абонентом нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы.

Таким образом, односторонний отказ от исполнения договора, а равно одностороннее расторжение договора водоотведения организацией водопроводно-канализационного хозяйства возможно лишь в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 21 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Следовательно, одностороннее расторжение договора водоотведения по иным основаниям не допускается.

Согласно уведомлению о расторжении договора в одностороннем порядке от 10.04.2017 № 139 ООО «Водоканал» расторгло договор на основании пунктов 1.9 и 3.3 договора по причинам нарушения ИП пунктов 1.5 и 3.2 договора.

Пункт 1.5 договора предусматривает обязанность ИП ежегодно представлять по требованию ООО «Водоканал» результаты лабораторных данных.

Пунктом 3.2 договора установлено, что, в случае обнаружения (визуально или путем лабораторных анализов) в сточных водах ИП., слитых на сливной пункт, технических масел, жиров, каких-либо иных технических примесей, составляется акт в простой письменной форме.

Указанные основания расторжения договора не соответствуют основаниям, предусмотренным частями 6 и 7 статьи 21 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Таким образом, одностороннее расторжение договора противоречит нормам действующего законодательства и является необоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признаётся положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147 – ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

ООО «Водоканал» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоотведению.

Исходя из системного толкования положений статьи 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемление интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности, или неопределенного круга лиц.

Совершая действия по необоснованному требованию оформления и представления паспортов отходов и по одностороннему расторжению договора ООО «Водоканал», как субъект, занимающий доминирующее положение, превысило допустимые пределы осуществления своих прав, что привело к ущемлению экономических интересов ИП, в том числе, к воспрепятствованию осуществления предпринимательской деятельности по сбору сточных вод.

Таким образом, действия ООО «Водоканал» ущемляют интересы ИП в сфере предпринимательской деятельности и содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан приказ Челябинского УФАС России от 04.08.2017 № 175 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Водоканал» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 7-03/17 к рассмотрению на 14 сентября 2017 года в 15 часов 30 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, кабинет 317.

2. Привлечь к участию в деле в качестве:

ответчика: ООО «Водоканал» (456940, г. Куса, ул. Индустриальная, д. 49, корп. 3);

заявителя: ИП

3. ООО «Водоканал» представить в срок до 08 сентября 2017 года следующую информацию:

3.1. Письменные пояснения (мнение) с правовым обоснованием по изложенным в настоящем определении обстоятельствам;

3.2. Иные документы и сведения, имеющие отношения к рассматриваемому вопросу.

4. ИП представить в срок до 08 сентября 2017 года следующую информацию:

4.1. Письменные пояснения (мнение) с правовым обоснованием по изложенным в настоящем определении обстоятельствам;

4.2. Иные документы и сведения, необходимые, по вашему мнению, для рассмотрения дела по существу.

 

 

Председатель Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны