Определение по делу № 77-08/2017

Тип документа:
Определения
Дата публикации:
11.08.2017
Управление:
Челябинское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
Номер дела:
№ № 77-08/2017

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ № 77-08/2017

 

09 августа 2017 года г. Челябинск

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, <…>, рассмотрев заявление и материалы о размещении на Интернет-ресурсе https://vk.com/voennyi_bilet_mgn информации, вводящей пользователей в заблуждение относительно предоставляемых услуг,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) рассмотрено заявление Прокуратуры Правобережного района г. Магнитогорска по факту размещения на Интернет-ресурсе https://vk.com/voennyi_bilet_mgn информации, вводящей пользователей в заблуждение относительно предоставляемых услуг.

Из заявления Прокуратуры Правобережного района г. Магнитогорска следует, что на Интернет-ресурсе https://vk.com/voennyi_bilet_mgn размещена реклама о возможности получения военного билета с помощью специалистов Военно-врачебной коллегии. Администратором группы «Военный билет Магнитогорск» является ИП <…>, который оказывает консультационные услуги по военному праву.

Прокуратурой Правобережного района г. Магнитогорска установлено, что лицом, оказывающим консультационные услуги по получению военного билета, является ИП <…>, а не «Военно-врачебная коллегия», как указано в рекламе.

Также Прокуратурой Правобережного района г. Магнитогорска с заявлением представлены скрин-шоты Интернет-ресурса https://vk.com/voennyi_bilet_mgn из которых следует, что в группе «Военный билет Магнитогорск» размещена информация следующего содержания: «Хочешь быть успешным, хорошо зарабатывать, тогда не трать год на службу в армии… Наши специалисты помогут тебе в получении военного билета… Получи военный билет законно…».

Специалистами Челябинского УФАС России осуществлен осмотр Интернет-ресурса https://vk.com/voennyi_bilet_mgn, в ходе которого выявлено, что при переходе по ссылке https://vk.com/voennyi_bilet_mgn осуществляется доступ к группе «Военный билет Магнитогорск», где среди прочей информации размещается следующее: «Индивидуальный пошаговый алгоритм, как самостоятельно списаться в запас».

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, содержащаяся на Интернет-ресурсе https://vk.com/voennyi_bilet_mgn в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является рекламой, поскольку, адресована неопределенному кругу лиц – посетителям группы «Военный билет Магнитогорск», и направлена на привлечение внимания к организации с коммерческим обозначением «Военно-врачебная коллегия» и оказываемым им услугам, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке услуг.

Выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП) показывает, что ИП <…> осуществляет деятельность по предоставлению прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки по коду деятельности 96.09. Также ИП <…> осуществляет дополнительный вид деятельности – деятельность в области права по коду деятельности 69.10.

Как следует из объяснения, представленного Прокуратурой Правобережного района г. Магнитогорска, ИП <…> оказывает консультационные услуги по военному праву.

Из текста рекламной информации усматривается, что ИП <…> предлагает потребителям получить военный билет («Наши специалисты помогут тебе в получении военного билета… Получи военный билет законно…»), то есть текст рекламной информации воспринимается как реклама услуг по выдаче документов воинского учета, в данном случае военного билета.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе.

В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 18 июля 2014 г. № 495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета» военный билет выдается отделом военного комиссариата по месту регистрации физического лица.

ИП <…> фактически оказывает консультационные услуги в области военного права и не вправе осуществлять деятельность по выдаче военных билетов, следовательно, реклама со сведениями: «Наши специалисты помогут тебе в получении военного билета… Получи военный билет законно…» содержит недостоверную информацию о характеристике предоставляемой услуги, в том числе о ее природе.

Таким образом, реклама, содержащая сведения «Наши специалисты помогут тебе в получении военного билета… Получи военный билет законно…», содержит признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя за нарушение требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем следует признать ИП <…>, который является администратором группы «Военный билет Магнитогорск» и лицо, в чьих интересах размещена реклама.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу № 77-08/2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Назначить дело № 77-08/2017 к рассмотрению на 20 сентября 2017 года в 13 часов 00 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 320.

3. Признать лицами, участвующими в деле:

3.1) Прокуратура Правобережного района г. Магнитогорска;

3.2) ИП <…>

4. ИП <…> представить в Челябинское УФАС России в срок до 18 сентября 2017 года надлежащим образом заверенные документы и сведения:

4.1) письменные пояснения с правовым обоснованием по факту размещения на Интернет-ресурсе https://vk.com/voennyi_bilet_mgn рекламы со сведениями о выдаче документов воинского учета, в данном случае военного билета, при условии, что Приказом Министра обороны РФ от 18 июля 2014 г. № 495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета» военный билет выдается отделом военного комиссариата по месту регистрации физического лица;

4.2) типовой договор оказания консультационных услуг, заключаемый ИП <…> с клиентами (при наличии);

4.3) 5-6 экземпляра договоров, заключенных ИП <…> с клиентами;

4.4) иные сведения, имеющие отношение к рассматриваемому делу.

Все запрошенные документы необходимо представить в копиях, заверенных печатью и подписью, с сопроводительным письмом.

В случае отсутствия документов из приведенного перечня представить письменные объяснения о причинах их отсутствия.

При участии в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представителей их полномочия должны быть оформлены доверенностью на право представления лица в антимонопольном органе.

Доводим до вашего сведения, что непредставление в Федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, либо представление недостоверных сведений (информации), влечет наложение административного штрафа в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.